Дорогие друзья и коллеги, уважаемые посетители!
Вы посетили портал Русской Общины. Его появление вызвано острой необходимостью прекратить монополию определенных групп на информацию по главным вопросам жизни от имени русских и русскоязычных граждан Украины. ...
Р О С С И Я - деловая
01 ноября 2006 Евгения Гаврилюк
     Владимир Якунин родился 30 июня 1948 года в городе Меленки Владимирской области. В 1972 году окончил Ленинградский механический институт. С 1985 по 1991 год находился на дипломатической работе (второй, затем первый секретарь Постоянного представительства СССР при ООН). С октября 2000 года - заместитель министрa транспорта Российской Федерации. С февраля 2002 года - первый заместитель министра путей сообщения. 14 июня 2005 года назначен президентом ОАО «Российские железные дороги».
     ОАО «Российские железные дороги» - крупнейшая транспортная компания страны, входит в тройку самых крупных транспортных компаний мира. На долю РЖД приходится около 40% совокупного грузооборота и около 40% пассажироперевозок. Единственный акционер компании - Российская Федерация. В прошлом году РЖД отправили 1,27 млрд т грузов и перевезли 1,33 млрд пассажиров. Выручка компании в прошлом году составила 745 млрд руб., чистая прибыль выросла на 14,9% (около 10 млрд руб.).
Государственные приоритеты РЖД
Интервью с главой компании Владимиром Якуниным

Крупнейшая транспортная компания страны - «Российские железные дороги» - переживает сейчас весьма бурные времена. Наследник Министерства путей сообщения (МПС) сейчас постепенно превращается в крупный перевозочный холдинг. Об основных планах и приоритетах развития компании президент РЖД ВЛАДИМИР ЯКУНИН рассказал корреспонденту РБК daily ЕВГЕНИИ ГАВРИЛЮК.

- Владимир Иванович, каковы инвестиционные планы компании на следующий год?

- Проект, который мы будем представлять правительству, - это инвестиционная программа объемом 206 млрд руб. Мы постарались сбалансировать программу инвестиций, исходя из основных приоритетов - безопасность, модернизация и развитие магистральной сети железнодорожного транспорта, капитальный ремонт пути, охрана труда, информатизация, закупка нового подвижного состава. Это те параметры, которые мы всегда декларировали, говоря, что переходим в инвестиционную фазу развития компании.

Конечно, на этом пути у нас имеется достаточное количество проблем в силу того, что не все можно выразить языком цифр. Есть еще государственные задачи. В частности, мы вышли с инициативой и получили поддержку профильных комитетов Государственной думы в вопросе компенсации пассажирских перевозок в следующем году в размере 10,9 млрд руб. Хотя раздавались голоса, которые призывали пересмотреть это решение, - возобладали разум и профессиональное знание темы.

Сказать, что этих денег хватает на решение всех наших проблем, нельзя. Рассчитанные потребности трехлетней инвестиционной программы насчитывают 1,9 трлн руб. Из своих источников мы рассчитываем получить 1,2 трлн руб. Возникает дефицит 700 млрд руб. Достаточно серьезная сумма, если учесть, что она не учитывает создания новых магистральных путей.

Однако мне кажется, что в этом году произошли серьезные изменения и в подходе правительства к вопросу развития железнодорожного транспорта. Например, по линии Инвестиционного фонда принимаются решения, связанные с развитием железных дорог в Туве, в Читинской области - для доступа к Удоканскому медному месторождению. Это новые элементы политики государства в области транспорта. Раньше такого не было. Вся совокупность факторов свидетельствует о том, что цели, выбранные менеджментом компании и поддержанные профильными министерствами и ведомствами, становятся приоритетами государственной транспортной политики.

- Не планируют ли «Российские железные дороги» привлекать дополнительные финансовые ресурсы в ближайшее время? Ранее говорилось, что государство рассматривает возможность проведения допэмиссии акций РЖД для присоединения ряда активов.

- Речь идет не о привлечении дополнительных финансовых средств. Потому что допэмиссия - это результат государственной политики, направленной на формирование уставного капитала компании теми дополнительными активами, которые являются профильными или которые государство сочло необходимым внести в РЖД. Речь идет об акциях приснопамятной компании «Высокоскоростные магистрали» (ВСМ), ТрансКредитБанка. Еще ряд активов на стадии рассмотрения.

Что касается привлечения заемных средств, то политика компании заключается в том, что мы сегодня самодостаточны с точки зрения реализации имеющихся проектов. Привлекать заемные средства будем под те проекты, которые сочтем необходимым развивать. Например, государственно-частное партнерство по развитию скоростного пассажирского сообщения между Москвой и Санкт-Петербургом. Здесь, безусловно, потребуются дополнительные средства. Но это выделенный проект с понятным объемом финансирования, с понятными гарантиями и участием государства и понятными результатами этой деятельности.

- Когда будет принято решение о выделении средств на данный проект?

- Когда будет принято решение, что этот проект существует как проект. Пока мы только создали компанию, выполняющую роль девелопера и разбираемся с землеотводами под строительство новой магистрали. Затрудняюсь дать какие-то ориентиры по срокам, но полагаю, что будем активно работать, чтобы до конца этого года выработать решение на уровне государственной политики.

- Рассматривают ли РЖД возможность выпуска еврооблигаций? Ведь сейчас компания работает над рядом проектов (например, создание скоростной магистрали Москва - Питер), которые могут этого потребовать?

- Это все взаимосвязано. Как я сказал, будем этим заниматься только под конкретные цели.

- Можно ли в ближайшее время ожидать каких-то новых приобретений РЖД?

- Мы такую работу ведем. Исходим из того, что наши знания об организации железнодорожного грузового сообщения сегодня, безусловно, пополнились дополнительными элементами оценки конъюнктуры рынка. В этом смысле важным является формирование условий для создания услуги по сквозной тарифной ставке перевозки контейнеров. Поэтому обращаем свое внимание к активам контейнерных терминалов в портах.

Мы заинтересованы в том, чтобы осуществлялась согласованная политика в области развития локомотивостроения, вагоностроения. С этой точки зрения целесообразно предложить совету директоров приобрести определенные пакеты акций в этих компаниях.

- Как продвигаются переговоры по участию РЖД в портовых терминалах?

- Хорошо. Но я бы пока не стал говорить о каких-то датах. Планирую серьезно заняться этим вопросом.

- Не планируют ли РЖД покупку каких-нибудь частных операторов?

- Вопрос противоречивый. Задача создания рынка грузовых перевозок заключается в появлении частных операторов и рассмотрении по итогам третьего этапа реформы превращения этих операторов в перевозчиков. Пока идет изучение этого вопроса, говорить о том, что мы собираемся приобретать частных операторов, было бы неправильно. Этот вопрос РЖД сейчас не рассматривают. Однако стоит вопрос создания совместных предприятий с частными операторами. Такие проработки у нас ведутся, например, по автомобильным перевозкам. Практика во всем мире показывает, что время маленьких фирм, которые занимаются перевозкой какого-то специфического груза и имеют в аренде 300-400 вагонов, закончилось. Пройдет консолидация, пройдет укрупнение на этом рынке. Мы думаем, что к концу периода формирования рынка на нем останутся 5-6 крупных операторских компаний или, возможно, перевозчиков, которые будут заниматься перевозкой грузов. Того количества операторских компаний, которое сегодня существует (почти 2 тыс.), конечно, не будет.

- И наоборот, не планируют ли «Российские железные дороги» расстаться с какими-нибудь активами?

- Планируем. Прежде всего по программе реформирования предусматривается продажа пакетов акций либо полностью активов некоторых ремонтных заводов. Эта работа ведется. Кроме того, мы постоянно осуществляем продажу части активов, которые являются непрофильными. В неделю я подписываю по меньшей мере 2-3 документа на эту тему.

- А что касается ОАО «ЖАСО»?

- ЖАСО - это тоже тот актив, который может быть реализован. Сейчас в западных странах операторская или перевозочная компания, для того чтобы выйти на магистральную сеть, должна иметь определенный баланс, показывающий, что эта фирма реально работает и имеет страховку не меньше чем на 5 млн евро. Если у нас законодатели примут решение об аналогичных мерах защиты магистрального железнодорожного транспорта от аварий, то тогда этот рынок будет совершенно другим. Поэтому мы не хотим продешевить (с ЖАСО).

- Каковы планы РЖД по международному сотрудничеству?

- В Берлине мы провели трехсторонние переговоры с китайскими и немецкими представителями о создании рабочей группы, которая изучает этот вопрос, изучает рынок, должна проводить определенные маркетинговые исследования. Мы рассчитываем, что до конца года рабочая группа выдаст соответствующие рекомендации.

Мы подписали соглашение о создании трехсторонней компании, которая призвана обеспечить ускорение процесса транспортировки груза по маршруту Берлин - Варшава - Брест - Москва. Работа в этом направлении тоже осуществляется.

- Каковы планы РЖД по работе в сфере логистики?

- Мы собираемся создать логистическую компанию. Считаем, что сегодня мир устроен таким образом, что грузовладельца интересует не просто перевозка груза, но и доставка груза от двери до двери. В связи с этим, отвечая на требования рынка, мы проводим соответствующую работу.

- Эта компания будет работать в России или за рубежом?

У нас будет и международная, и российская логистические компании.

Источник: РБК Daily [ http://www.rbcdaily.ru/2006/10/25/industry/246969 ] 25.10.2006

Другие статьи в разделе "Р О С С И Я - деловая"
01 мая 2014
Обзор новых производств
За апрель 2014-го в России появилось: 16 новых производств Из них 7 — с объемом инвестиций от 1 млрд. рублей 3 — с участием иностранных инвесторов 6 — построено с нуля
21 октября 2013
Цари и боги стройки
В России сформировалась категория инженеров-управленцев, способных руководить ответственными и технологически сложными промышленными стройками. Их компетенции, опыт и стремление отстраивать свою страну, если ими грамотно распорядиться, позволят осуществить реиндустриализацию России...Мощная система промышленного строительства Советского Союза была развалена еще в 1990-е. Но инженеры в России остались, даже выросли новые. И то, что в России все-таки создаются новые индустриальные активы, в том числе технологически сложные, — во многом их заслуга. Машиностроительные заводы, химические комбинаты, нефтеперерабатывающие комплексы, электростанции — все то, чем реально прирастает промышленный капитал страны, — сооружается под их непосредственным руководством.
07 октября 2013
Представители вымирающей профессии сегодня в особенной цене
Многие российские предприятия реального сектора будут вынуждены сворачивать производство из-за дефицита инженеров. Такой мрачный прогноз сделал на днях вице-президент рекрутинговой компании Manpower Group Феликс Кугель. Исследования этой компании показали, что отечественные компании уже сегодня сталкиваются со значительными трудностями в поиске инженеров, хотя и предлагают потенциальным кандидатам весьма выгодные условия: зарплата на 40-45% выше, чем в среднем по региону, и это без учета расширенного соцпакета.Размер денежного вознаграждения по этим вакансиям все время растет, а средний возраст трудоустраивающихся кадров стремится к предпенсионному. Поиск специалиста с нужной квалификацией может занимать до года.
15 сентября 2013
Обзор новых производств в России: август 2013 г. /Новые заводы и цеха
Наиболее крупные предприятия, открытые за прошедший месяц: В Московской области начал работу лифтостроительный завод – первое подобное предприятие, построенное «с нуля» в современной России. Новые заводы по производству строительных материалов открыты в Рязанской области и Тульской областях. В Ростовской области, на Таганрогском металлургическом комбинате завершен крупнейший в регионе инвестиционный проект, так же в Ростовской области открыта новая кондитерская фабрика. В Хабаровском крае Амурский гидрометаллургический комбинат вышел на проектные показатели переработки упорных руд золота. В Тюмени открыт хлебокомбинат, ставший первым в стране за двадцать лет комплексным хлебобулочным производством. В Архангельске запущен крупнейший на Северо-Западе России лесопромышленный комплекс.
18 апреля 2013
«Оффшорная Россия». Кому принадлежат отечественные предприятия?
Трудно поверить, но почти все, что было создано при советской власти народом и что досталось за бесценок новым «хозяевам», России уже не принадлежит. Впрочем, не принадлежит и то, что создавалось в годы «демократии». Экспертные оценки показывают, что под иностранной юрисдикцией находится около 95% крупной российской собственности. Россия – единственная страна мира, у которой почти весь крупный бизнес и флот вместе с судовладельцами зарегистрированы в оффшорах. Например, большая часть фирм, входящих в «Базовый элемент», принадлежит BasicElementLtd, зарегистрированной на острове Джерси. Сама же BasicElementLtd – 100% «дочка» фирмы F-Finance, зарегистрированной на Британских Виргинских островах. Бенефициаром ее выступает небезызвестный олигарх Дерипаска.
06 апреля 2013
ВИЗОВЫЙ БИЗНЕС МИД России
Что такое визовой центр? На эти и другие вопросы «РГ» ответил директор консульского департамента Министерства иностранных дел Российской Федерации Андрей Карлов. «Фактически речь идет о создании частной компанией своего рода «приемной» посольства или генерального консульства, куда поступают все обращения на оформление виз. Сейчас многие граждане думают: «А стоит ли платить деньги, чтобы попасть в ВЦ, когда это можно сделать самим в течение 10-15 минут?». Вполне понятно, что после открытия ВЦ фирмы-посредники потеряли очень большие деньги. Мы поинтересовались и узнали, что расценки на этом рынке услуг достигали 200 евро. Что касается сборов ВЦ, то они, как правило, составляют 20-30 евро. Согласитесь, разница огромная», - убеждает читателей чиновник.
25 февраля 2013
Авиация в штопоре
Безусловно, гражданский самолёт – это коммерческий проект. Он должен приносить прибыль и самолётостроителям, и эксплуатантам. Но вот освоение Сибири, Дальнего Востока и Крайнего Севера – геополитический проект. Государственный проект. И с экономической точки зрения, и с оборонной точки зрения. нашу авиацию почти развалили, и это надо признать. Коммерческий интерес стал преобладать над инстинктом сохранения...пришли дилетанты, и пошли проблемы. У некоторых руководителей, которые сейчас управляют нашей авиацией, какое угодно образование, только не авиационное, – сельскохозяйственное, финансовое.
10 февраля 2013
В жизни всегда есть место подвигу! Пока одни доворовывают страну, другие ее спасают
Верховный суд Башкирии разрешил жителям деревни Шаймуратово расплачиваться «шаймуратиками». Так называются местные деньги, а точнее –товарные талоны. На них можно купить продукты только в одном селе. Такую систему взаиморасчетов предложил местный фермер. Но своеобразную валюту пыталась запретить местная прокуратура. На «шаймуратики» можно купить любой товар в местных магазинах, можно даже рассчитываться ими за услуги. Однако замена денег пришлась не по нраву прокуратуре, которая отменила хождение валюты. Но предприниматель подал апелляцию. На сторону фермера встал Верховный суд республики, который легализовал «шаймуратики».
21 ноября 2012
Развитие IТ-отрасли в России невозможно без участия государства
В Москве состоялось общее собрание – конференция Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий (АП КИТ). В рамках обсуждений злободневных вопросов - развитие IТ-рынка и взаимодействие с государством, предложения по вопросам стратегии развития IТ отрасли РФ.
15 октября 2012
Реиндустриализация оборонки: все решат кадры
Властью провозглашены приоритеты страны: обеспечение инновационного развития, суверенитета и безопасности России. Они отражены в руководящих документах, таких как Концепция 2020, Военная доктрина и т.д. Они отражены в объемах финансирования Госпрограммы вооружений и ФПЦ «Развитие ОПК» до 2020 года. Чиновники Минпромторга заявляют, что началась реиндустриализация оборонной промышленности. С ними можно согласиться, т.к. во-первых, после развала СССР в России оборонке никогда не выделялись финансовые средства, исчисляемые двадцатью триллионами рублей; во-вторых, не ставились столь амбициозные задачи. Одним словом: «Я планов наших люблю громадье»… Но как всегда и везде все решат кадры.