Дорогие друзья и коллеги, уважаемые посетители!
Вы посетили портал Русской Общины. Его появление вызвано острой необходимостью прекратить монополию определенных групп на информацию по главным вопросам жизни от имени русских и русскоязычных граждан Украины. ...
Массмедиа - Телевидение
07 февраля 2008 Анна Покровская
Византийское предупреждение. О новом документальном фильме «Гибель империи. Византийский урок»

Нечасто случается, чтобы документальный фильм, посвященный средневековой истории, вызвал столь жаркие споры и нарастающую в обществе полемику, как это случилось с фильмом «Гибель империи. Византийский урок», последней работой Архимандрита Тихона (Шевкунова), настоятеля Сретенского монастыря.

Фильм назван точно – это именно урок, предупреждение. Тот, кто искал увидеть видеоиллюстрации к исторической хрестоматии, был несомненно разочарован; тот, кто мечтал, наконец услышать правдивое слово о Византии – колыбели нашей православной цивилизации, возможно тоже был разочарован – фильм о подлинной истории Византийской империи и ее месте в развитии мировой цивилизации все еще ждет своего исторического часа. Он более чем необходим нам сегодня – подробный, документальный, заинтересованный рассказ о судьбах Византии и византийского наследства. Это еще раз дала остро почувствовать работа о. Тихона.

Замысел авторов, был все же не в том, чтобы «реабилитировать Византию» или прочесть лекцию, а в том, чтобы пробить наше рутинное восприятие и пробудить мысль. И в этом они, безусловно, преуспели. Неординарность исторической судьбы империи, просуществовавшей на одной шестой населенной ойкумены почти десять веков, безусловно, поучительна. Еще более поучительна для нас, живущих в России начала ХХI века, история ее гибели.

Крестоносцы и Византия

«Заутра внидоша во св. Софию и одраша двери и разсекоша эмбол окованный серебром и столпы серебряные 12 и 4 иконостаса и тябло изсекоша и 12 престолов и преграды алтарные. С бесценными сосудами похитили Евангелие и кресты и иконы, последние снимали с мест и отдирали с них ризы…Так оборали св. Софию, св. Богородицу Влахернскую... о других церквах и сказать нельзя, яко без числа…» - эти скорбные строки описывают не разграбление Царьграда турками, а вход в столицу Византии латинских рыцарей четвертого крестового похода. (Ф.И. Успенский «История крестовых походов»). Святыни, богатства, шедевры живописи, иконописи, ювелирные изделия караванами вывозилось из Византии на Запад. Это теперь мы любуемся всем этим роскошеством в музеях Венеции, Парижа и кафедральных соборах европейских столиц.

Создатели фильма, надо отдать им должное, даже не очень заостряют внимание на этом малоизвестном у нас и малопочтенном событии – они только констатируют, что Запад, преследуя свои корыстные цели, причастен к гибели Византии и извлек из ее трагической судьбы все возможные материальные, политические и идеологические выгоды. Как ни странно именно за эту констатацию на Архимандрита Тихона и нападают более всего наши прекраснодушные либералы, или, точнее, как любил их называть Митрополит Антоний Храповицкий – «фельдфебели цивилизации». Только для того, чтобы показать подлинную меру вины латинян, а отнюдь не для защиты позиции фильма, ибо она совершенно самодостаточна и в нашей скромной поддержке не нуждается, позволим себе привести некоторые суждения известного французского византолога, книги которого впервые были изданы в России еще в далеком 1914 году, как раз в годину кризиса еще одной империи - Российской. Речь идет о весьма популярном Шарле Диле, «Византийские портреты» которого для многих стали открытием Византии, до той поры бывшей почти что Платоновой Атлантидой.

Сначала Ш. Диль рисует богатство Царьграда, открывшееся взорам первых крестоносцев: «Крестоносцы-пилигримы, записывая своим наивным языком впечатления, не могли выразить восторга. Трубадуры Запада говорят о Константинополе как о волшебной стране, о золотом сне, несметные богатсва этого города, его пышная и шумная толпа, его изощренное искусство, его рынок, где представлены товары со всей вселенной, где прохожие на улицах «казались царскими детьми», дворцы, портики, мерцающие золотые мозаики церквей…». Византия действительно была царицей изящества и красоты. Рыцари Запада знали одну заботу и одно развлечение – охоту и войну, византийская жизнь была разносторонней и утонченной. «Среди этого изящного общества, при этом дворе с его церемониями и строгим чинопочитанием, западные крестоносцы, исполненные глубокого презрения к этим грекам-схизматикам, тонущим в богатстве, чувствуя себя глубоко уязвленными, стали вести себя «как воры и разбойники». Византийцы ужаснулись до самых глубин «и так и не смогли в себя придти».

Какая пропасть лежала между Восточной и Западной Римской империями? Это были две разные цивилизации: Византия не только унаследовала античные искусство, культуру, право, мировосприятие, но одухотворила это Константиновым наследием – истинной верой Православной, которой держалась тверже, чем кодексов Юстиниана и всех накопленных богатств – ведь только Вера и осталась от империи после ее исчезновения, только Православие и было спасено на периферии когда-то непобедимой Порфирородной Византии.

Западные христиане именно за «схизму» и не могли простить и принять богатый и несколько ленивый Царьград.

Потерпев поражение в войнах за освобождение Иерусалима и Святой земли от неверных, крестоносцы увидели в Византии не менее значимую, но более лакомую добычу. Уже в середине XII века был разработан план крестового похода против византийцев. «Духовные вожди – папы только о том и думали, чтобы, воспользовавшись затруднениями и бедствиями царей, побудить их к союзу с Римом и подчинению греческой церкви папству. И византийцы – противники объединения церквей, отнюдь не ошибались, говоря, что как под видом открытой враждебности, так и под видом бескорыстной незаинтересованности Запад, в сущности, преследовал одну только цель: уничтожение города, племени, имени греков. И если… Западное христианство допустило в ХV веке падение Константинополя и предало его власти турок, главную причину этого надо искать в давнишней антипатии, в коренном несоответствии, делавшем невозможным всякое соглашение между греческим Востоком и латинским Западом. Если христианский мир допустил падение Византии, то потому что ненавидел в ней непримиримого врага, коварного схизматика, укоряя ее вдвойне за то, что из-за нее не удались крестовые походы, и за то, что она всегда искренно отказывалась вступить в лоно католичества». Так, намертво, приговаривает латинский мир французский ученый.

Некоторые зрители адресуют создателям фильма вопрос - что же вы ничего не рассказали о взятии Константинополя турками? Но гибель Византии была предопределена задолго до 1453 года, предопределена столкновением с Западом - это тоже один из уроков.

Византийцы верили, что политическое устройство мира являлось частью всеобщего Божественного замысла и было тесно связано с историей спасения человечества. Константин предначертал этому народу служить Христу и нести народам свет Евангелия. Pax Romana оказалась приравнена Pax Christiana. Для того, кто воспринимает историю как «реку времен» рядом существуют византийские крепостные стены, венецианские дворцы и современные площади Стамбула – это только наше разорванное сознание, лишенное историчности, воспринимает мир разделенным по полочкам картотеки. Именно так, свободно перемещается в пространстве истории Архимандрит Тихон, перенося нас от Святой Софии к Собору Святого Марка и в заснеженную Россию.

Только совсем не знакомому с историей Византии могут показаться наивной модернизацией авторов фильма те «реперные точки», которые выбрали они для проведения исторических аналогий. Олигархи, преемники, диссиденты и шпионы, как известно, были абсолютно органичными понятиями для Византийской империи. К примеру, в империи не было системы наследования престола членами семьи, по праву родства, но зато император мог подобрать и воспитать себе «преемника», были и соправители, и могущественные клики, и придворная камарилья, словом все то, что следует за властью и деньгами. А мы что же думали, что все это случается с нами впервые в истории?

Основная мысль фильма как раз и представляется нам крайне своевременной и в то же время смелой. Император Василий II - один из наиболее успешных правителей, казалось бы, предусмотрев все – и богатейшую казну (Стабфонд), и вооруженную «греческим огнем» армию, и пышную столичную архитектуру – не смог создать механизма преемственности власти, и все было растрачено в мгновенье ока! Как часто в эмиграции сановники и историки Российской империи оплакивали схожесть судеб двух православных держав… Им исторические параллели не казались ни натянутыми, ни искусственными, пожалуй, лишь слишком запоздалыми.

Гибель Византийской империи - это гибель государства, но это еще не гибель византийского наследия. И это именно то, о чем и хотелось бы порассуждать, благодаря замечательной идее Архимандрита Тихона обратить наши умственные взоры к урокам Византии.

Византийское содружество наций

Это понятие введено в науку замечательным британским ученым Дмитрием Оболенским - русским по происхождению. Говоря о сложности, нетрадиционности подхода к проблеме нации в Византии, о. Тихон имел в виду прежде всего именно этот феномен. Империя являла собой организм более сложный, чем хорошо известный на Западе -государство-нация.

«Страны Византийского содружества наций связывало исповедание восточного христианства, взгляд на императора как на властителя всего Православного мира, согласные с этим принимали основные принципы римско-византийского права и полагали, что литературные и художественные стандарты имперских школ, монастырей и скрипториев являются образцами для всего мира». Отличительной чертой ромея была принадлежность к Православной церкви и верность императору, а «варварами» считались язычники. Скрепленное изменчивыми связями, разделенное на этнические группы и воюющие национальные государства, рожденное в муках варварских вторжений, это сообщество держав обнаружило достаточную жизнеспособность и устойчивость, сохраняясь как различимое единство с середины IХ в. до середины ХV в. Это было иерархически организованное культурно-идеологическое и политическое единство, так как оно выражалось не только в общности вероисповедания и зависимости церкви неофитов от патриархии Констатнтинополя, но и в признании императора Византии высшим сувереном всей христианской ойкумены... Страны – члены сообщества при этом обладали полным государственным суверенитетом, не являясь ни вассальными, ни как-либо зависимыми политически от императора. Противоречия здесь нет – признание высшего суверенитета императора и связи народов Восточной Европы с Византией «рассматриваются не с точки зрения современных международных отношений в понятиях борьбы между «национализмом» и «империализмом», а в духе «византийского содружества» как сверхнационального объединения христианских государств, центром которого был Константинополь, а Восточная Европа – лежавшим на периферии доменом».

Вот эта способность создавать наднациональное и устойчивое единство и должна была бы нас заинтересовать прежде всего. Историкам хорошо известно, что Византийская империя, особенно в период своего расцвета была государством греков и славян. Вероятно еще и поэтому наше сердце не остается равнодушным при имени Византия. Славянское наследство также ждет своего обобщающего исследования, но без понимания того, что разговор о «духовно близких» народах это не политические спекуляции, а историческая правда, нам не понять, почему же все-таки нас так волновала и волнует судьба Македонии, Болгарии, Косово и Метохии…

Дм. Оболенский пишет: «Содружество разрослось до максимальных размеров в начале ХI века. К 1000 году сложилось сообщество государств и народов, простиравшееся от Финского залива до южного Пелопоннеса и от Адриатического моря до Кавказа. Все они в той или иной степени были связаны узами верности Византийской церкви и империи. К тому же к этому моменту восточноевропейское сообщество достигло невиданного до того времени единства культурного и политического». И хотя политические связи к концу ХIII века практически оборвались, культурное единство не только пережило катастрофу гибели империи, но и в позднее Средневековье обрело новое содержание и еще более укрепилось. Трудно не заметить, что большую часть земель Содружества составляли земли славян.

После гибели Византии центр жизни Православия переместился на «славянскую периферию».

Только не сразу на Русь, а через южных славян, через кирилло-мефодиевскую традицию, через школы и монастыри Южной Сербии, Македонии, через Охридскую епископию, через подвижнические труды святых Наума и Климента. Учителя славянские Кирилл и Мефодий совершили чудо претворения славянской речи в язык сакральный, богослужебный и именно благодаря этому проповедь Евангелия на Руси была столь успешной и благодатной.

Но и для судьбы Православия эта встреча византийского и славянского миров стала судьбоносной, позволив Вере пережить государство! Творческий заряд от встречи Византии со славянским миром воплотился в кирилло-мефодиевской традиции. Ведь, как известно, язык литургии становится сакральным, а нация, на языке которой существует Священное писание, занимает собственное законное место в христианской ойкумене – приобретает самостоятельное историческое значение! Новый импульс к внутреннему развитию получило Православие благодаря уникальному явлению – созданию и существованию иноческого сообщества на святом Афоне. Зародившийся там в Х веке исихазм стал венцом православной веры и еще больше сплотил духовно различные части Византийского содружества.

Все вышесказанное совершенно не идеализирует внутреннее устройство Византийской империи, отношения между греками и славянами также были весьма неровными и перемежались войнами и конфликтами. Политический идеал – «симфония властей» - гармоническое взаимодействие власти духовной и светской, также скорее остался недостижимой высотой, чем стал реальностью, но все же именно Византия подарила нам это понятие, как и развитую правовую систему, судопроизводство, нормы морали.

При всей нашей укорененности в этический и эстетический строй византийской жизни, слишком многое мы уже воспринимаем опосредовано – через напластования других культур и других ценностей. Но самое главное осталось практически неизменным от времен св. Константина и св. Елены – православная литургическая служба, таинство Евхаристии – эта «символическая драма спасения человека», которая воспроизводится у православных Восточной Европы все так же во всех храмах и по сей день.

 http://stoletie.ru/kultura/vizantiskoe_preduprezhdenie.htm#


Другие статьи в разделе "Массмедиа - Телевидение"
12 апреля 2012
Медиапространство России на пороге больших перемен
Эксперт в области шоу-бизнеса и общества Тина Канделаки прогнозирует большие перемены на телеканалах «большой тройки». «Возможно, скоро наше медиапространство сменит старых менеджеров, которые руководят главными кнопками. Самые мобильные из них уже сбежали с корабля НТВ. Один из них на бегу прокричал, что эти три буквы теперь просто неприлично произносить.
05 марта 2012
НУЖНО ЛИ МЕНЯТЬ КОНТЕНТ РОССИЙСКОГО ТВ
«Стараниями отечественных СМИ сегодняшняя Россия всё больше напоминает ад, где убийства, насилие и пошлость стали нормой жизни, а все мы превратились в адские исчадия, пожирающие плоть. Подобный образ России навязывается и нам, ее гражданам, и всему миру. Не проходит и часа, чтобы по ТВ не показали всю «прелесть» суровой реальности: реки крови „лихих 90-х“, низкопробность эстрадных лицедеев, мракобесие нескончаемых реалити-шоу. Прайм—тайм сегодня — это массовые убийства, педофилия, суициды, жуткие аварии, межнациональные и прочие конфликты. Зрителей подсаживают на это и уже не отпускают, отчетливо заявляя, дескать, без этого жизнь — не жизнь», — заявила народный депутат СССР Сажи Умалатова. Что же делать с контентом ТВ, разбирались эксперты.
13 февраля 2011
Савик Шустер культивирует в своем ток-шоу ксенофобию и межнациональную нетерпимость
Евгений Царьков обратился с депутатским обращением к премьер-министру Николаю Азарову с просьбой исключить ток-шоу Савика Шустера «Шустер live» из эфира «Первого национального». Свою позицию Евгений Царьков объяснил тем, что это шоу, вместо того, чтобы содействовать взаимопониманию людей в решении важных для страны проблем, культивирует ксенофобию и межнациональную нетерпимость. Просьбу к Николаю Азарову исключить ток-шоу Савика Шустера «Шустер live» из эфира «Первого национального» ни в коем случае не стоит рассматривать как попытку ущемления свободы слова, говорит Евгений Царьков – это всего лишь попытка восстановить справедливость.
06 октября 2010
Общественному телевидению на Украине быть
На заседании Общественно-гуманитарного совета, состоявшемся в Киеве 30 сентября с участием президента Украины, утверждена Концепция создания общественного телевидения на базе Первого Национального канала. Каким оно будет? Анализ деятельности СМИ в других странах показал, что СМИ – как средство коммуникации и общественное благo – надо защищать не только от государственного контроля, но и от пoсягательств со стороны рыночного либерализма. В этом смысле полезно учитывать практические дoстижения иностранных общественных СМИ. Функционирование модели общественного телевидения в упомянутых странах способствовало тому, что в СМИ достойное место занял обычный разговорный стиль, интерес к развлечениям большинства простых граждан, к созданию передач с играми для таких граждан, рассказами о случаях из жизни людей, трансляции различного рода мероприятий (спортивных матчей, церковных служб, музыкальных и танцевальных конкурсов и т.п.), доставляющих удовольствие гражданам. Мы обратились с вопросами к нашим экспертам:
12 января 2010
На Юг России начата информационная атака
Несколько дней назад начал вещание русскоязычный канал "Первый кавказский" (1K-TV). Еще раньше началась его Интернет-трансляция. По этому поводу у журналистов и общественных деятелей возникает много вопросов и комментариев. Уже стало ясно, что этот канал отстаивает прогрузинскую, а, следовательно, проамериканскую позицию. Также не остался незамеченным и солидный бюджет нового СМИ – $3 млн. Об этой цифре официально заявил председатель "Общественного вещателя Грузии" Георгий Чантурия. Такое денежное вливание в инфраструктуру грузинских СМИ объясняется, в частности, тем, что каналу жизненно необходимо выполнять свою пропагандистскую задачу, а значит, создателям нового СМИ необходимо обеспечение дорогостоящего спутникового вещания.
24 февраля 2009
Кто сказал, что битва за Ржев – «неизвестная»?
23 февраля телекомпания НТВ отметила демонстрацией дежурного «обличительного» фильма о Великой Отечественной войне. Как водится, 23 февраля телекомпания НТВ отметила демонстрацией дежурного «обличительного» фильма о Великой Отечественной войне. Недоумение вызывает само название картины - «Ржев. Неизвестная битва Георгия Жукова».
12 ноября 2008
Киев дал сигнал к отступлению
Кто бы, впрочем, ни примерял сейчас на себя лавры победителя – российский ли канал, предложивший Нацсовету легализовать свою продукцию, или та же Партия регионов – факт остается фактом: трансляции Первого в кабельных сетях страны могут сейчас быть продолжены. Правда, временно – до создания украинской «дочки» российского телеканала. Видны подвижки и в отношении российского телеканала РЕН ТВ. А вот в отношении кабельного вещания двух других популярных российских телеканалов – РТР и ТВЦ — вопрос пока «подвис в воздухе». Тумана на их дальнейшую судьбу напускает и сегодняшнее заявление заместителя главы Нацсовета Игоря Куруса о том, что совет не разглашает суть претензий к российским телеканалам, ретрансляции передач которых были им запрещены на Украине.
06 октября 2008
Американцы захватили телеэфир на Украине
Президент Украины Виктор Ющенко отбыл сегодня в свой очередной заграничный вояж, оставив страну в ожидании – решится ли он на роспуск Рады 7 октября? К этому дню он должен вернуться на родину, поскольку назначил консультации с депутатами блока «Наша Украина – Народная самооборона» («НУ-НС») относительно перспектив сохранения коалиции с Блоком Юлии Тимошенко (БЮТ).
25 августа 2008
Телеканал "Россия" меняет ведущих новостных программ
В опубликованном в газете "Известия" в понедельник интервью генеральный директор ВГТРК Олег Добродеев заявил, что "это связано с кадровыми и структурными изменениями в компании", напомнив, что Дмитрий Киселев возглавил информационную службу, а "Михаил Антонов станет руководителем нашего бюро в Германии".
10 июля 2008
Вырастешь, хлопчик, бандеровцем станешь!
«Восстанием руководили не русские, а бойцы Украинской повстанческой армии. Они были разделены на группы и держали между собой связь», - мотивирует свою версию режиссер фильма Михаил Ткачук. Его картина - достойное продолжение украинской киноидеи о том, что в Крымскую войну Севастополь тоже обороняли главным образом украинцы, ярким представителем которых был матрос Кошка.