Дорогие друзья и коллеги, уважаемые посетители!
Вы посетили портал Русской Общины. Его появление вызвано острой необходимостью прекратить монополию определенных групп на информацию по главным вопросам жизни от имени русских и русскоязычных граждан Украины. ...
Православие
18 декабря 2008
Эфир 23.11.08
«РУССКИЙ ВЗГЛЯД» - УКРАИНА. ЦЕРКОВНЫЙ РАСКОЛ

Предлагаем вашему вниманию текст программы «Русский взгляд», посвященной церковному расколу на Украине
Над программой работали:
Ведущая - Елена Писарева
Шеф-редактор - Ольга Любимова
Режиссер-постановщик - Александр Замыслов
Редактор - Александра Колтунова 

В программе принимали участие:
Константин Шуров, Председатель Русской Общины Украины Украины

Ольга Васильева, заведующая кафедрой государственно-конфессиональных отношений, профессор, доктор исторических наук Российской академии Госслужбы при президенте РФ 

Владислав Петрушко, доктор церковной истории, доцент Свято-Тихоновского университета  

 Александр Егорцев, журналист

Ростислав Ярема, кандидат богословия, клирик храма в честь иконы Божией Матери «Нечаянная радость» 

 В студии программы «Русский взгляд» ведущая Елена Писарева.

ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: «Алексий, наш Патриарх», так встречали православные верующие Патриарха Московского и Всея Руси Алексия Второго в августе этого года во время его визита на Украину. Церковь на Украине, как там живут православные. «Русский взгляд» на церковный раскол на Украине - тема нашей программы, я Лена Писарева, здравствуйте!

 В студии программы «Русский взгляд» главный герой программы председатель Русской Общины Украины Константин Шуров.

 ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Константин Викторович, добрый день!

 КОНСТАНТИН ШУРОВ: Добрый день!

 ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Возможно ли создание на Украине автокефальной церкви?

 КОНСТАНТИН ШУРОВ: Если украинская власть пойдет на это, она будет делать всё для этого, но православные будут против этого. Русские не поддержат создание автокефальной церкви.

 ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Спасибо. А сейчас гости в студии нашей программы.

 В студии программы «Русский взгляд» заведующая кафедрой государственно-конфессиональных отношений, профессор, доктор исторических наук Российской академии Госслужбы при президенте РФ Ольга Васильева.

 ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Ольга Юрьевна, здравствуйте!

 ОЛЬГА ВАСИЛЬЕВА: Здравствуйте!

 ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Присаживайтесь. Как вам кажется, возможно, ли, что на Украине будет автокефальная церковь?

 ОЛЬГА ВАСИЛЬЕВА: Мне кажется так, что допустить это никоим образом нельзя. А как политический проект, который обсуждается различными сторонами, и совсем, так сказать, не нашими дружественными сторонами, вот он возможен, как политический проект.

 ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: О том, как его не допустить, и почему не допускать мы поговорим сегодня. Наш следующий гость.

 В студии программы «Русский взгляд» доктор церковной истории, доцент Свято-Тихоновского университета Владислав Петрушко.

 ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Владислав, добрый день!

 ВЛАДИСЛАВ ПЕТРУШКО: Здравствуйте!

 ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Ваша точка зрения, возможно ли?

 ВЛАДИСЛАВ ПЕТРУШКО: Я считаю, что попытка достичь автокефалии может быть предпринята, может быть реализована, но в реальности она с неизбежностью станет новым расколом. Потому что большая часть православного населения Украины не приемлет идеи автокефалии.

 ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Об этом мы тоже поговорим еще сегодня. Наш следующий гость.

 В студии программы «Русский взгляд» журналист Александр Егорцев.

 ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Добрый день, Александр!

 АЛЕКСАНДР ЕГОРЦЕВ: Добрый день!

 ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Вам как кажется, возможно, ли, создание автокефальной церкви на Украине?

 АЛЕКСАНДР ЕГОРЦЕВ: Ну, в принципе, конечно, возможно. Если перебить всех священников и епископов, которые сохранили верность Московскому патриархату, если выгнать из храмов половину украинского народа, то, конечно, возможно. Только автокефалия будет искусственным церковным образованием.

 ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Спасибо. Наш следующий гость.

 В студии программы «Русский взгляд» кандидат богословия, клирик храма в честь иконы Божией Матери «Нечаянная радость» священник Ростислав Ярема.

 ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Отец Ростислав, здравствуйте!

 ОТЕЦ РОСТИСЛАВ: Здравствуйте!

 ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Вашу точку зрения очень хочется услышать.

 ОТЕЦ РОСТИСЛАВ: Я считаю, что если будет попытка государственной власти создать новую автокефалию, то это будет очередной раскол в Украине. И естественно, он будет и намного больнее, хуже, чем тот, который совершил митрополит Филарет в 92-м году.

 ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Ольга Юрьевна, давайте напомним нашим телезрителям, с чего всё началось. Я вот каждый раз думаю, ну, неужели нельзя было не допустить, неужели не могло сложиться по-другому?

 ОЛЬГА ВАСИЛЬЕВА: Попытки не допустить начались вообще в 90-м году, это еще Союз, до распада остается время. И, если помнят наши зрители, проходил Архиерейский Собор. И вот прямо с Архиерейского Собора наши архипастыри пришли тогда к зам.председателя, нет, председателю Верховного Совета с просьбой Лукьянову о помощи. Помощь именно по украинскому вопросу. Еще раз напоминаю, что это был еще Союз, единое государство. И тогда, надо отдать должное его честности, Лукьянов сказал, что существует очень много центробежных сил в управлении, в государственном управлении, в политической структуре Украины, которым единая церковь и предотвращение здесь конфликтов, не нужны. И это было сказано, еще раз повторяю, в 90-м году. То есть уже посылы были. Но, если вспомнить историю ХХ века, историю более раннюю XV-XVI веков, ту ситуацию, которая складывалась. То, используя большой политический ресурс, в 90-м году он был очень значимый, можно играть на чувствах верующих, что и происходило в принципе. Потому что когда Патриарх в перечислял случаи нападения на монастыри, на православные приходы в 91-92 году, мы помним, что это всё было, но с нашей стороны, российской стороны тогда ведь тоже не последовало никаких ни жестких, ни резких, так сказать, окриков по этому поводу. То есть, как бы можно сказать, знаменитой фразой власть безмолвствовала.

 ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Константин Викторович, а что сейчас происходит?

 КОНСТАНТИН ШУРОВ: Ну, я целиком согласен с нашей уважаемой выступающей, что, в первую очередь, это политический проект. А происходит всё очень просто. Практически была попытка вот буквально последние полтора года сделать кальку с тех событий начала 90-х годов. Это захваты храмов в Остроге, Никольского храма, насколько я помню, в Чернигове и на Тернопольщине. Но сегодня Россия стала другой, даже не говоря ничего, имея

 ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Всё, что возможно было в 90-е, сейчас уже невозможно?

 КОНСТАНТИН ШУРОВ: Оно будет возможно при еще большем и явном вмешательстве власти в церковные дела. Что мы и видели как раз во время визита Варфоломея, где весь государственный ресурс, вся государственная машина была включена на подавление. Но она натолкнулась на одну очень интересную вещь - духовным лидером является Алексий. И это было продемонстрировано настолько явно, что в этот же день, как от, скажем, чего-то страшного, уехал из Киева Ющенко. Он бросил Киев, он бросил своё войско, бросил всю свою рать и убежал. А духовным победителем остался Патриарх.

 ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: А все очень боялись этой поездки и даже отговаривали Святейшего ехать на Украину. Владислав, что же, всё это действительно происходит на фоне политических событий? Это не свободная воля верующих людей Украины, которые хотят свою отдельную церковь, политика во всем виновата?

 ВЛАДИСЛАВ ПЕТРУШКО: В основном так, но я бы добавил к этому еще один штрих. Все-таки за прошедшие, ну уже почти два десятилетия со времени распада Советского Союза выросло целое поколение молодых украинцев, которые, в общем-то, не имеют такого представления о духовном единстве наших народов. О том, что Россия, Украина - это, по сути, братские народы, братские страны. И уже, на мой взгляд, даже в церковной среде появляются и миряне, и даже клирики, которые, в общем-то, достаточно равнодушны к вопросу церковного единства. И, к сожалению, власть, на мой взгляд, пытается делать ставку на таких людей, и создавать внутри церкви тоже определенную группу влияния, через которую могла бы эта власть попытаться реализовать свои какие-то проекты. Вот этого, мне кажется, стоит опасаться более всего. Потому что, как показали июльские события, то, что предпринимается администрацией Ющенко, выглядит достаточно неуклюже. Но если будут подключены все-таки люди изнутри церкви к этому, вот это было бы самым, наверное, тяжелым, самым опасным при развитии вот данного проекта.

 ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Спасибо. Александр, я хочу узнать про православных верующих. Ведь часто православные верующие даже не знают, к какой епархии относится тот или иной храм. Какие они, может быть, действительно часть из них хотят принадлежать к Киевскому патриархату, так называемому?

 АЛЕКСАНДР ЕГОРЦЕВ: Если брать конкретные ситуации, с которыми мы сталкивались, во-первых, действительно, особенно, когда идешь по Западной Украине, невозможно угадать, в какой храм ты входишь. Везде вроде бы православные иконы, православные кресты. Но мы уже не знаем, то ли это православные Московского патриархата, то ли Киевского патриархата, то ли Филаретовцы - ну, Киевский патриархат, то ли автокефальная церковь, то ли Униатская церковь, тоже как ряженые православные, под православие. И вот мы видели нападение в селе Ивороно, захват Никольского храма, автокефалисты начинают избивать священников. Говорят: «Ты неправильный поп, уходи, ты москаль». Ну, вот это люди верующие? Я помню, это была пьяная толпа в горном селении. Эти люди, в общем-то, они и в церковь-то, наверное, никогда не захаживали почти.

 ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Но им нужен какой-то импульс, заняться нечем. Они, таким образом, себя проявляют?

 АЛЕКСАНДР ЕГОРЦЕВ: Нужен враг, и есть враг, есть москали. И на Западной Украине, конечно, ненависть к русским особенная культивируется, и поэтому людям там вопросы веры, они вторичны. Я вообще полагаю, что религиозный раскол на Украине, это вторичное явление, это все-таки геополитика.

 ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Константин Викторович, а как вам кажется, а почему идут за раскольником? И что это за люди, которые идут за ними?

 КОНСТАНТИН ШУРОВ: Понимаете, Украина - это действительно геополитический проект. И геополитический проект без духовной подложки невозможен. И для того, чтобы он состоялся, нужно было выдернуть часть нашей общей истории и подать ее как отдельный, абсолютно отдельный фрагмент, как бы с чистого листа. В начале 90-х, когда разваливался Союз, когда Россия была слаба, это было возможно. И тогда именно, я думаю, была совершена, если не ошибка, то может быть, слишком большая вольность дана была украинской церкви Московского Патриархата, украинской православной церкви. И сегодня именно это является той возможностью, через которую влияют на создание украинской автокефальной церкви. Это и сейчас перевод богослужения и учения на украинский язык идет. Вы понимаете? Теперь вопрос возникает, а куда же нам русским обратиться в таком случае, если будет переведен на украинский язык. И плюс ко всему надо не забывать, что этот проект всё время подогревается. Как только начинает ослабевать интерес к нему, в обязательном порядке - то ли провокация, то ли действия властей. Вы посмотрите последовательно, это было при Кравчуке, это было при Кучме, и это продолжается при Ющенко.

 ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: У меня был радиоэфир прямой с прямыми звонками радиослушателей на тему «Раскол на Украине» как раз. И позвонил один радиослушатель и говорит: «Ну, зачем вы на эту тему говорите, если всегда там была такая обстановка на Западной Украине, всегда нас там ненавидели, и нужно просто вообще про эту тему забыть, оставить храмы им, и пусть они делают, что хотят». Собственно, Ольга Юрьевна, что делать православным верующим на Украине, почему они должны ходить в русскую церковь, если они хотят в свою украинскую?

 ОЛЬГА ВАСИЛЬЕВА: Ну, на Западной Украине это особая история в самой Украине. И не надо забывать две вещи самые важные, что 1596 год это Брестская Уния, откуда Униатская церковь на Украине, и 1946 год восстановление, воссоединение с Московским Патриархатом. То есть две вещи, которые хоть их отделяют 300 с лишним лет, но они очень глубоко сидят и в памяти, и в сознании. Потому что сейчас можно сказать, что добровольности воссоединения в 46-м году было очень мало со стороны Униатов с Московским Патриархатом. Но нужно отметить еще одну важную деталь, которую оппоненты украинские всё время пытаются скрыть. Патриарх Алексий I Симанский предупреждал власть и постоянно говорил о том, что он не был против воссоединения, что нужно это делать очень поступательно, и восстанавливать, воссоединяться только с теми, кто этого искренне хочет, а не скопом и всем сразу. Потому что мы знаем, что большинство, кто не явился на знаменитый Собор Львовский, просто уведомили письмом о том, что с этого дня они находятся в лоне Московского патриархата. Но были те, которые хотели искренне, и Патриарх говорил всегда, что постепенно, постепенно не затрагивая интересы верующих. Понятно, что власть в 46-м году никаких интересов верующих учитывать не могла, да и не должна была их учитывать. Это тоже живо в памяти, но, кроме того, что живо в памяти, оно используется еще и в политической игре. Потому что 90-е годы как раз вот это накручивало особенно Львовские Соборы, львовские события. Сейчас другая история. Сейчас уже может быть даже и люди, которые живут молодые, они особенно не помнят про события 46-го года, наверняка, и не знают, как они происходили. Но есть еще один нюанс, на котором всю историю русскую, украинскую различные силы делали свою политическую игру. Хотя это парадокс большой исторический. Украина большая страна почти 50 миллионов, но ей присущ, так называемый, украинский национализм, который, в общем, присущ малым народам, малым странам. И вот на этой самостийности украинской в различные времена, различные политические, так сказать, лидеры делали свою политическую игру, эту самую самостийность, понимаете. И эта самостийность проявляется и сейчас. Потому что, по большому счету, что произошло. Безусловно, духовным лидером является наш Патриарх Алексий Второй, и это мы видели все, и не только мы.

 

ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Мне кажется, важно сказать, что с этим вынужден был считаться и Вселенский Патриарх.

 

ОЛЬГА ВАСИЛЬЕВА: Да, поэтому он и уехал, потому что Вселенский Патриарх приехал с другой идеей, что украинская церковь войдет в Митрополию, прошу прощения, во Вселенскую церковь Константинопольскую, а совсем не автокефальной станет. И тут три интереса: Ющенко - одно, Варфоломей - другое, Денисенко - третье, и никто не спросил украинский народ, что хочет народ. А то, что хочет народ, мы видим на экранах телевизоров. И работают ведь православные общины, я знаю просто по своим коллегам, в университете Шевченко огромная православная община всех педагогов. И это везде, везде, потому что ведь общин Московского патриархата 30 тысяч, если мне память не изменяет, а у Денисенко, по-моему, три.

 ВЛАДИСЛАВ ПЕТРУШКО: Около трех тысяч.

 ОЛЬГА ВАСИЛЬЕВА: Около трех, то есть это несоизмеримые вещи. То есть 50% населения православные на Украине. И, конечно, если не использовать ресурсы административные, государственные, огромные деньги, огромные интересы той страны заокеанской, как я говорю, ничего не получится. И плюс еще, безусловно, самостийность характера украинского, который никуда не деть.

 ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Владислав, а выход-то какой-то есть?

 ВЛАДИСЛАВ ПЕТРУШКО: Я, если можно, начну все-таки с того, что я в некоторой степени не соглашусь с Ольгой Юрьевной, которая сказала, что Украине присущ национализм. Вот, на мой взгляд, национализм это некая ментальная составляющая все-таки западных украинцев больше. В силу исторической специфики этого региона. Но для большей части населения востока, центра Украины национализм не присущ, но это очень существенный, на мой взгляд, момент. Потому что в основном идея раскола генерируется именно на Западе. И привносится от лица всей Украины, всего украинского народа уже в церковную жизнь, политическую жизнь. И подхватывают ее уже в Киеве, в центре политики, которые заинтересованы по-своему, в общем-то, в реализации этих проектов. Сталкиваются, таким образом, с одной стороны, какие-то региональные националистические особенности, а с другой стороны, вот та политическая конъюнктура, которая подхватывает эти идеи, и пытается на этом делать какой-то свой политический капитал. И, конечно, в данном случае вот это противоречие, оно постоянно присутствует, и мы неизбежно сталкиваемся с тем, что большая часть верующего населения, православного населения Украины, абсолютно, в общем-то, далека от всех вот этих идеологических построений, направленных на автокефалию, и отсюда вот такая реакция, которую мы видели, которая так бурно проявилась. Летом этого года народ действительно в массе своей все-таки далек от этого и не желает обособления от Московского патриархата.

 ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Да, Константин Викторович, а насколько нынешняя власть Украины заинтересована в такой раздробленности православных верующих?

 КОНСТАНТИН ШУРОВ: Я бы не сказал, нынешняя, все руководители украинского государства, начиная с конца 80-х-начала 90-х годов, все заинтересованы в получении полностью автономной украинской православной церкви. И предпринимают для этого абсолютно каждый из них идентичные шаги. Переехала, например, насколько я понял кафедра уже униатов в Киев. Построен Униатский кафедральный собор, причем, что интересно, прямо напротив Лавры, на противоположном берегу Днепра. Это знаково было. Кто разрешил? Кучма. То есть, власть всё время показывает, в чем она заинтересована. Но самое поразительное и самое плохое для власти то, что народ за ней в этом вопросе не идет. И в дальнейшем вопрос конфронтации с Россией, который неизбежно встает уже не первым вопросом, а третьим, так же будет похоронен народом. Так же будет похоронен, можно не сомневаться, абсолютно, что до тех пор, пока жива православная церковь, русская православная церковь, ее единство, ни о какой войне между нашими народами даже можно и не думать.

 ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Скажите, но если взять людей не верующих и далеких от церкви, они скажут, Украина - отдельное государство, почему церковь там должна быть русская православная?

 КОНСТАНТИН ШУРОВ: Я отвечу - поезд ушел. Всё, это возможно было в начале 90-х. Сегодня была проба пера, очередная проба пера, и мы сегодня увидали, вот летом этого года, мы посмотрели, как всё произошло. Кто духовный лидер, за кем пойдут люди, и как будут развиваться события. Но нельзя говорить, что всё само собой решится, всё само собой рассосется. Для этого нужна серьезнейшая работа, как в церкви, так и в миру. И мы должны наше духовное единство лелеять и беречь, как драгоценный сосуд.

 ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Отец Ростислав, но есть верующие, которые очень далеки от политики, и у них в деревне, в городе, где они живут, может быть, только единственный храм, храм раскольников, туда можно ходить?

 ОТЕЦ РОСТИСЛАВ: Ну, понятно, что нельзя ходить в раскольнический храм.

 ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Почему, как простому верующему объяснить, мне больше некуда, где мне крестить ребенка, где мне его причащать?

 ОТЕЦ РОСТИСЛАВ: Ну, эту проблему решают как раз на Западной Украине прихожане, которые верны своей вере, они едут в те храмы или в те села и города, где находится каноническая православная церковь, и где служится, прежде всего, на славянском языке, потому что отличие какое, можно узнать это раскольнический храм или православный, - все стараются служить на славянском языке. А раскольники, униаты все служат чисто на украинском переведенном.

 ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: А на каком, кто переводил то?

 ОТЕЦ РОСТИСЛАВ: Местные, местные знатоки или, можно сказать в кавычках, ученые, которые переводили. Ну, в 90-х годах множество раз даже молитву «Отче наш» переводили на украинский по-разному, и все по-разному читали. Что был парадокс.

 ЕЛЕНА ПИСАРЕВА Мне кажется, это людей должно отталкивать. Много людей в таких храмах, где служат-то?

 ОТЕЦ РОСТИСЛАВ: Ну, если мы посмотрим по статистике на сегодняшний момент, то эти люди, которые отбирали храмы, те люди, которые воевали за раскол, за кефалистов или за филаретовцев, за униатов, и посмотрим те храмы раскольнические, то они практически пустые сами по себе. Потому что люди, которые воевали, это чисто политический момент был, сами это были неверующие люди, которые раньше служили коммунизму, и по нынешний день в храм не ходят. Поэтому если посмотрите в храм, то можно увидеть все раскольнические практически храмы они являются пустыми. Ну, и мало того, и священников раскольнических даже и униатских встречал я здесь и на Западной Украине, которые понимают, что нет благодати, нет духовности, и многие сюда приезжают, как они сами говорят, духовную подпитку получить, здесь просто походить по храмам, помолиться. Потому что, понимают, что нет благодати, нет духовности там. А все мы знаем, что в раскольническом храме, если нет благодати, то там нет и спасения, потому что там не совершаются таинства церковные.  

ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Константин Викторович, вы хотите что-нибудь добавить?  

КОНСТАНТИН ШУРОВ: Я хотел бы дополнить отца Ростислава. Значит, точно такая же ситуация в Киеве: все храмы в Киеве, в которых сегодня проводят так называемые богослужения униаты и автокефалы, они все переданы административным решением. Кстати, жемчужина Барокко Андреевская церковь, на которой вензель Екатерины, он передан автокефалам. И там людей нет. Я зашел специально в храм посмотреть.  

ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: А что происходит во Владимирском соборе?  

КОНСТАНТИН ШУРОВ: Горят лампады, никого нет, сидит экскурсовод. А где? Батюшка приезжает один раз в неделю. Вот и всё, а людей никого.  

ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: А во Владимирском соборе есть кто?  

КОНСТАНТИН ШУРОВ: А Владимирский собор это кафедральный собор. И опять же, тот же самый вариант, несмотря на то, что это столица, людей действительно во многом вводят в заблуждение - они не знают, что это храм, в котором нет божьей благодати. И они по-прежнему считают его Русской православной церковью.  

ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Да, я как раз хотела у отца Ростислава уточнить. Это огромная трагедия для всех православных верующих, что этот храм принадлежит сейчас раскольникам, и там мощи князя Владимира. Может ли православный верующий зайти в этот храм и приложиться. Уже вот до такого доходит, люди спрашивают, а нам вообще заходить-то туда можно. А нам креститься, когда мы туда заходим.  

ОТЕЦ РОСТИСЛАВ: Естественно многие верующие приходят и просто прикладываются к этим мощам, сожалеют, что мощи там находятся в этом раскольническом храме. Ну, естественно, мы все тоже сожалеем, что бывший митрополит Филарет его захватил и не отдал Киевской митрополии. Но то, что он сделал и со многими другими храмами. И будем надеяться, что когда-нибудь произойдет то, что он вернет каким-то чудом божьим канонической церкви.  

ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: И еще один очень важный момент. Если все-таки человек по незнанию крестил ребенка в раскольнической церкви или совершал там таинство. Какие, если он узнает об этом, понимает это, его какие действия?

 ОТЕЦ РОСТИСЛАВ: Действия такие, что приходит, если это на Украине, то они приходят в наш канонический храм, и идет перекрещивание, вернее, не перекрещивание, а идет крещение человека, потому что нету с этого мира в раскольнических храмах. И есть такое правило, что можно мирским чином крестить человека, это даже мирской человек, любой мирской человек может покрестить человека. И это церковь признает. Но единственное, что нужно прийти в храм, и потом священник должен дочитать все молитвы, которые положены в таинстве крещения. Но если идет разговор о раскольнике или о раскольническом священнике, то естественно, это уже нельзя считать, что он мог покрестить мирским чином. А всё, что связано с раскольниками, это противоречие церкви. Поэтому естественно и перекрещивают. Но я знаю даже многие раскольнические священники, которые находятся в расколе, у филаретовцев, у автокефалистов, они приезжают в наши церкви канонические и там своих детей крестят, венчают. Потому что понимают, что у себя нету благодати. Те, которые закончили семинарии, петербургскую семинарную академию или московскую семинарную академию, или одесскую семинарию, священники, которые понимают, что они находятся в расколе, они стараются своих детей, внуков крестить, венчать в наших канонических храмах.  

ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Владислав, все так боялись визита Патриарха на Украину, и он показал, что большинство православных верующих хотят остаться в лоне Русской православной церкви. А дальше-то, что? Вот было такое, как мы называем, победное шествие, а дальше, что делать?

 ВЛАДИСЛАВ ПЕТРУШКО: Ну, я думаю, что все-таки эта еще страница не закрыта, к сожалению, и от очень многих сил зависит развитие дальнейших событий. Но все-таки то, что Патриарх Константинопольский Варфоломей не пошел на поводу у Ющенко, говорит о том, что он достаточно трезво оценивает ситуацию. Может быть, ему действительно хотелось бы оторвать Украину, Киевскую митрополию я имею в виду, от Московского Патриархата. Но, я думаю, ему не хотелось бы стяжать славу Кардинала Гумберта и войти в историю, как Патриарху, который расколол всё православие мировое.

 ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: А многие скептики говорят, ну, это вопрос времени. Это сейчас вот так сложилось, а вот со временем.

 ВЛАДИСЛАВ ПЕТРУШКО: Я думаю, что все-таки он отдает себе отчет в том, что последствия этого шага будут касаться не только Украины, а всего мирового православия. И это будет раскол, глубочайший раскол в православном мире, который потрясет просто до самых оснований. Все поместные православные церкви заставят их совершенно по-новому как-то оценить ситуацию, создать какие-то новые связи между собой. Это то, что может вообще пойти по совершенно непредсказуемому какому-то сценарию, и думаю все-таки, что Патриарх Варфоломей понимает это при всем том, что свои какие-то интересы, бесспорно, он хотел бы в этом вопросе преследовать. Ну а самое главное, это все-таки то, что было продемонстрировано волей народа верующего. То, что так ярко было показано и против чего, конечно, никто, я думаю, не может возражать. И, конечно же, с этим тоже следует считаться.

 ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Да я всё про перспективы, потому что народ и учиться хотел на русском языке, и, тем не менее, не получилось. Вот как вам кажется, как все-таки будет всё развиваться дальше?

 ВЛАДИСЛАВ ПЕТРУШКО: Ну, прогнозировать всегда, конечно, что-то сложно. Но я все-таки надеюсь на лучшее

 ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Мы надеемся на лучшее, какие шансы?

 ВЛАДИСЛАВ ПЕТРУШКО: Шансы, на мой взгляд, достаточно велики на то, что все-таки жизнь церковная на Украине рано или поздно нормализуется. Мне кажется, что и нынешняя власть оранжевая на Украине, она может, в общем-то, наконец, осознать, что против воли народа переть очень сложно. И негативных каких-то последствий такой политики может оказаться гораздо больше, чем, тех сомнительных дивидендов, на которые эта власть рассчитывает. Самое главное, может быть, эти люди наконец обернутся назад и посмотрят в прошлое украинского православия. И увидят, что всякий раз, когда Украина оказывалась отделенной от Москвы, от Великороссии, там возникали какие-то полунезависимые, частично независимые митрополии. Но всякий раз это всё уходило в прошлое, как только восстанавливалось единство русского и украинского народа. Всякий раз церковное единство тоже возвращалось. И я думаю, что, в общем-то, то, что не удалось в XIV веке Гедемину и Ольгерду, то, что не удалось Сигизмунду Третьему в начале XVII века, то, наверное, не удастся и господину Ющенко, как бы ему этого не хотелось.

 ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Спасибо. Константин Викторович?

 КОНСТАНТИН ШУРОВ: Я хотел бы дополнить и хотел бы, пользуясь, случаем, попросить помощи у патриархии. Она должна сказать своё слово, веское слово как раз именно в этом процессе украинизации, и богослужения, и обучения в академиях и духовных семинариях. Которые на сегодняшний день на Украине практикует те самые молодые священники, которые сегодня новая генерация, как говорится, те самые, которые поддерживали Майдан, стояли там в часовнях, молились. Причем, на одной стороне улицы находилась раскольническая группировка Сандея Аделаджи, церковь Посольства Божия, на другой находилась часовня, которая была, стояла, правда, без благословения Владимира. И хотел бы, может быть, внести небольшое такое уточнение, что не только оранжевая власть. К великому сожалению, и та же самая партия регионов немногим отличается, а может быть, даже и опережает Ющенко. Потому что и крест целовал у Филарета Янукович, несмотря на то, что он был на горе Афон, несмотря на то, что его духовник Зосима, насколько я помню, что он на том свете, видя всё, что происходит, что делает Янукович с православием. Как ему там, как ему там на том свете глядеть, как его, скажем, воспитанник духовный так себя ведет.

 ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Александр, мне кажется, что ты не так оптимистично смотришь в будущее?

 АЛЕКСАНДР ЕГОРЦЕВ: Да нет, но просто вспоминая все командировки на Украину, я думаю, вот сейчас всё слушал и думаю, может быть, попробовать опять вновь начать организовывать помощь конкретным приходам православным на Украине, особенно, ну, не берем Киев, находить адреса, особенно на Западной Украине в сельских храмах, которые еще сохранили верность нашей церкви, и оказывать им реальную помощь литературой, иконами.

КОНСТАНТИН ШУРОВ: Адресную.

 АЛЕКСАНДР ЕГОРЦЕВ: Адресную помощь, потому что, конечно, мы в начале передачи говорили о том, что мы помогаем, но Украина очень большая, и приходов много, я думаю, что большинство приходов украинских наших православных помощь почти никакой из России ну, минимальную получает. И вот если бы взять организовать, может быть, это хоть как-то поддержало настроение наших священнослужителей.

 ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Ольга Юрьевна, а может ли государство вообще церковь поддерживать? И какая может быть от государства поддержка церковной организации?

 ОЛЬГА ВАСИЛЬЕВА: В конкретном случае законодательство Украины не предполагает такой прямой поддержки, так же, как и наше законодательство. Но в различных сферах деятельности, в частности, в социальных сферах, общественно-социальных сферах, значимых гуманитарных сферах, оно, безусловно, может поддерживать и должно поддерживать. Но вопрос опять же к тому, с чего начинаем. В каких целях, с какими интересами.

 ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Какая реальная может быть поддержка со стороны государства, что реально оно может сделать?

 ОЛЬГА ВАСИЛЬЕВА: Ну, вот сейчас мы видим совершенно противоположную поддержку: Филаретовские храмы переданы государственной властью украинской ему, то есть без особой, так сказать, борьбы, без всего, без всяких документов, просто переданы, равно как Киево-Могилянская академия. Одна из величайших академий мира в области богословия, философии, всего остального. Вот вам поддержка или не поддержка, то есть, поддерживается та группа церковно-политическая, которая интересна этой власти. Если бы это был позитивный какой-то шаг, то естественно, поддерживается и жизнь приходов, и храмы, которые являются исторической ценностью. И религиозное образование, как это сейчас происходит у нас в России - смена вектора позитивная в религиозном образовании. То есть вот это поддержка. А если ты используешь фактор религиозный в своих политических целях, то это, конечно, поддерживаешь его так, как тебе это надо. Но потом не надо забывать, что ведь Украина сейчас оказалась в эпицентре, просто огромном политическом эпицентре. И проблема флота, и проблема вступления в НАТО, и проблема опять того, что в России оккупанты, и так далее, и так далее, и так далее. Это ведь церковная проблема, это одна из проблем, на которых удобно играть всем. Вот сейчас почему-то, складывается у меня ощущение такое, что религиозная проблематика, ею занимаются все и ее используют всё.

 ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Ольга Юрьевна, вы очень хорошо знаете историю, говорите, что все-таки некие исторические события повторяются. Вот как вам кажется, эти исторические события, они к чему приведут? Если посмотреть на события на Украине, как на историю.

 ОЛЬГА ВАСИЛЬЕВА: Если посмотреть на события, как на историю? Ну, я не хочу, опять же я вот согласна, что прогноз это дело совершенно не благодарное. Я не хочу, чтобы господина, написавшего знаменитую свою книгу, Бжезинского «Великая шахматная доска». Я не хочу, чтобы эти прогнозы сбылись. Хотя, вот как ни парадоксально, очень многие вещи сбываются из того, что стратегические центры считали в 70-м году. Я хочу, чтобы восторжествовал разум, я верю в то, что 87% русскоговорящих, 55% населения православного все-таки верны своей вере. И что, как бы политика не жала, тем более, мы знаем, что социально-экономическая ситуация на Украине очень ухудшилась. Это тоже фактор не стабилизующий. Что всё равно это все-таки вернется всё на круги своя. Но еще раз люди оказались, страшнее всего людям на Украине, вот людям верующим, которые оказались в эпицентре в силу того, что происходит помимо их воли. Я это подчеркиваю, помимо их воли. Всегда удобно играть политикам, опираясь на чаяния и нужды людей.

 ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Отец Ростислав, в завершение нашей программы, я бы хотела, чтоб вы обратились к людям, которые оказались заложниками этой ситуации, как им жить, как им в этой ситуации быть?

 ОТЕЦ РОСТИСЛАВ: Простые миряне, прихожане или те, которые ходят в раскольнические, автокефальные, филаретовские церкви, или униатские, многие люди даже и не осознают, что это за церковь, ходили всю жизнь и, говорят, будем ходить. Естественно, они далекие от настоящей православной веры, потому что они не познали православную веру. Как я встречался с одной женщиной, она говорит: «Нам ксендз говорит, что князь Владимир крестил Киевскую Русь в Греко-католическую веру». То есть элементарных понятий люди не знают и не читают, а слушают, что им священники, ксендзы говорят, ну, обманывают, ложь говорят. То им то же самое пожелание, чтоб они хотя бы для себя попытались разобраться, что такое раскольнические храмы, что такое каноническая церковь, где есть спасение, а где нету спасения. Потому что духовная грань, духовная жизнь, она очень сама по себе тонкая. Если человек, находясь в расколе, или тот, который творил раскол, даже, как говорят святые отцы, даже и мученической кровью не может смыть свой грех. Поэтому пожелание, чтобы побыстрее, поскорее пришли, покаялись и присоединились к канонической церкви.

 ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Константин Викторович, и все-таки как вам кажется, вот этот визит Патриарха на Украину, который многие считают очень знаковым и очень важным. Считают, что благодаря этому визиту Вселенский Патриарх не признал раскольника Патриарха Филарета. Как вы думаете, это временное явление, или вы верите в то, что это знак и это начало пути на то, чтобы ситуация раскола на Украине разрешилась?

 КОНСТАНТИН ШУРОВ: Нам не ведом грех уныния, потому что это грех. А мы русские, и нам светит наше общее солнце, и наша вера православная, которая будет служить залогом единства не только сейчас, но и в будущем.

 ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Спасибо вам, спасибо за то, что вы пришли к нам в студию. Это был «Русский взгляд» на церковный раскол на Украине. Продолжим разговор на эту тему у наших друзей на сайте журнала «Фома», а так же на радиостанции «Говорит Москва». Увидимся в следующее воскресенье. Это был «Русский взгляд». «Русский взгляд» - это о России! Что будет дальше - увидим!

 Источник: http://www.3channel.ru/rv_ukrainaraskol


Другие статьи в разделе "Православие"
06 января 2014
РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла
Рождество Христово — центральное событие всей человеческой истории. Человек всегда искал Бога: но во всей полноте Бог Сам открыл Себя человечеству только в воплощении Своего Единородного Сына. С пришествием Сына Божия — и Сына человеческого — мир узнал, что Бог есть Любовь, а не только Высшая Сила, Бог есть Милость — а не только Мздовоздаятель, Бог есть источник жизни и радости — а не только Грозный Судья, Бог есть Святая Троица, внутренним законом жизни Которого является также любовь, — а вовсе не одинокий Владыка мира.
25 октября 2013
Янукович спровоцировал раскол внутри украинского православия
Украина не просто уверенным шагом идет в Европу, но и не менее уверенным шагом отдаляется от России, и уже совсем скоро все разговоры о «братстве народов» сойдут на нет, ибо потеряют актуальность. К такому умозаключению пришел автор аналитической передовицы украинского еженедельника «Комментарии», которого цитирует«Новый регион». «Теперь уже ясно, что скоро навсегда исчезнет, например, уточнение «Московского патриархата» из названия крупнейшей Церкви. Наверняка, кроме прочего, начнут пресекать и российскую подрывную деятельность», – прогнозирует автор статьи, которая призвана, судя по всему, задокументировать «победу» Украины над Россией в битве за право на свой западный выбор. Заявление, конечно, поражает своей безапелляционностью, особенно вопиющей на фоне возникших внутри самой УПЦ МП брожений после истории с подписью митрополита Владимира под обращением глав украинских церквей.
15 октября 2013
ЛОЖЬ И ПОДЛОСТЬ
Опубликовано Обращение украинских церквей и религиозных организаций по поводу дискуссии о европейских ценностях в Украине. В обращении говорится о том, что с давних времен украинский народ был частью европейского цивилизационного пространства, что во взаимосвязи с Европой, её духовной, культурной, образовательной , правовой традицией строилась наша общественная и государственная жизнь. Но ведь это сплошная ложь! Почему украинский народ восстал и сбросил с себя политическое и духовное господство Польши? – Потому что нашему народу силой навязывалось католичество и рабство перед польской шляхтой. Ни о какой общности духовной, культурной и правовой не могло быть и речи.
04 мая 2013
Пасхальное послание Святейшего Патриарха Кирилла архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви
Возлюбленные о Господе Преосвященные архипастыри, всечестные пресвитеры и диаконы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры! В сей великий и светозарный день сердечно поздравляю всех вас с Пасхой Господней и приветствую каждого древними и святыми словами: ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
23 января 2013
Русская Православная Церковь и ее каноническая территория
Основными проблемами РПЦ, как следует из фильма-расследования Бориса Корчевникова, представленного на НТВ, являются Украина и украинская церковь — «родина информационных вбросов», которая, по мнению автора, хочет обрести окончательную независимость и разорвать духовные связи с Россией, и галерист — Марат Гельман — «автор более половины всех информационных вбросов о церкви», пишет PublicPost. По замыслу авторов телевизионного расследования, «Не верю!» — «о неверующих, тех, кто активно распространял клевету о церкви» и, по мнению авторов, доказывает, что «большая часть информации была банальными оплаченными «вбросами». Корчевников поставил себе целью ответить на вопросы, кому и для чего понадобилось очернять церковь. Опять РПЦ ищет внешних врагов? Чем фильм так зацепил блогеров?
06 января 2013
РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла
Возлюбленные о Господе Преосвященные архипастыри, всечестные пресвитеры и диаконы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры! Ныне Святая Церковь светло и радостно прославляет таинство рождения от Пречистой Девы Марии Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.Создатель, любя Свое творение, явился во плоти, стал человеком, во всем подобным нам, кроме греха (см. 1 Тим. 3:16; Евр. 4:15). Младенец возлег в яслях Вифлеема. Он сделал это, чтобы спасти мир от духовного и нравственного упадка, освободить человека от страха смерти. Творец предлагает принять нам величайший из всех даров: Свою Божественную любовь, полноту жизни. Во Христе мы становимся способными обрести надежду, побеждающую страх, достичь святости и бессмертия.
14 декабря 2012
РПЦ и Минобороны России
Русская православная Церковь 20 декабря определится с кандидатурой старшего священника Минобороны, который фактически станет духовником Сергея Шойгу. Новую систему духовного окормления военнослужащих разрабатывает синодальный отдел по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями (председатель — протоиерей Димитрий Смирнов).... — Духовник должен окормлять не только самого министра, но и его окружение, подсказывать правильные действия, докладывать Патриарху об обнаруженных фактах безнравственности. Если кто-то в Минобороны ведет себя непотребно, пьет, ругается матом, то обязанность духовника состоит, помимо прочего, и в молитвах за сквернослова,.....
30 ноября 2012
Не совмещаемые: православие и либерализм
Православие несовместимо с либерализмом. Эта мысль все чаще звучит в устах заокеанских пропагандистов. Какую лекцию и о чем прочитал в Москве в День России бывший глава русской службы «Голоса Америки» Марк Помар. Иногда Помар оговаривался, что он якобы не претендует на истину, и что у наших стран - разные культуры. Но все равно продолжал гнуть свою линию, игнорируя наличие иных моральных ценностей. Американцы - все такие мессианцы… И если реальность не сочетается с их мнением, то тем хуже для реальности... Еще один наскок на РПЦ.
05 сентября 2012
Слово Святейшего Патриарха Кирилла на открытии заседания Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви
Сердечно приветствую всех членов Высшего Церковного Совета. Повестка дня у нас сегодня самая краткая по количеству пунктов за все время нашей с вами работы, но, наверное, самая продолжительная. Речь идет о подготовке к Архиерейскому Собору, который, как вы знаете, будет в начале февраля следующего года. Для того чтобы представить Архиерейскому Собору и всей Церкви результаты работы, в том числе работы Синодальных учреждений, нам нужно очень тщательно проанализировать ход реализации решений предыдущего Архиерейского Собора 2011 года.
28 июня 2012
Россия. Светская или религиозная?
По мнению главы синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина в России нет принципа отделения Церкви от государства. «Наше общество не светское. Часть его светская, а часть религиозная», - сказал Чаплин в ходе дискуссии в редакции журнала The New Times.«От государства отделены религиозные объединения. Это управленческие структуры религиозных организаций». Вот больше ничего этот принцип по большому счету не означает. Церковь как мировоззрение, религия как явление не может быть отделена от государства точно так же, как не может быть отделен от государства народ», - отметил Чаплин. Следует ли это понимать как то, что РПЦ считает себя частью госаппарата?