Дорогие друзья и коллеги, уважаемые посетители!
Вы посетили портал Русской Общины. Его появление вызвано острой необходимостью прекратить монополию определенных групп на информацию по главным вопросам жизни от имени русских и русскоязычных граждан Украины. ...
Православие
07 июля 2009 Михаил Васильев
Православная церковь отмечает Рождество Иоанна Предтечи

Справка KM.RU: В честь Иоанна Предтечи в Православии установлены следующие праздники: 6 октября – зачатие, 7 июля – рождество, 11 сентября – усекновение главы, 20 января – Собор Иоанна Крестителя в связи с праздником Крещения, 9 марта – первое и второе обретение его главы, 7 июня – третье обретение его главы, 25 октября – праздник перенесения его правой руки с Мальты в Гатчину (по новому стилю).

Сегодня, 7 июля, православные христиане торжественно отмечают рождество христианского пророка, возвестившего грядущий приход Иисуса Христа, – Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Иоанн носит эпитеты Крестителя и Предтечи по двум своим основным функциям – как крестивший Иисуса Христа и как тот, кто пришел с проповедью прежде Него в соответствии с ветхозаветными пророчествами. Причем если в православии оба эпитета используются практически одинаково часто, то на Западе приоритет остается за наименованием «Креститель».

Иоанна Крестителя сам Господь назвал самым великим из всех пророков, и поэтому он почитается Церковью как величайший святой, имеющий вместе с Пресвятой Богородицей великое дерзновение молиться Богу за людей. У Иоанна Крестителя испрашивают добродетель покаяния, а также другие дары. На Руси, помимо прочих, он приобрел еще фольклорные эпитеты, например, Иван Самокреститель, а два посвященных ему праздника получили самостоятельные прозвания: Иван Купала (день Рождества) и Иван Головосек (день казни).

Согласно Евангелию от Луки, рождество Иоанна Крестителя произошло чудесным образом у престарелых родителей, не имевших до этого детей, – священника Захарии и его супруги Елисаветы. Архангел Гавриил явился Захарии в храме во время его служения и возвестил о будущем рождении у него сына, который будет «велик перед Господом». Захария вначале не поверил ангелу и за это был наказан немотой, которая прошла у него после рождения сына, в момент наречения. Согласно Евангелию, его рождение случилось на полгода раньше Иисуса. О последующем детстве Иоанна Евангелие упоминает вкратце, говоря лишь, что он «был в пустынях до дня явления своего Израилю», где случился «глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии», после чего он отправился проповедовать.

Иоанн вел аскетичный образ жизни, носил грубую одежду из верблюжьей шерсти и подпоясывался кожаным ремнем, питался диким медом и саранчой. Основной темой проповедей Иоанна был призыв к покаянию. Приходившие к нему люди принимали от него крещение в водах реки Иордан. Его последователи образовали особую общину – «ученики Иоанновы», в которой господствовал строгий аскетизм.

В числе других к Иоанну на Иордан пришел еще не известный народу Иисус Христос. Иоанн, много проповедовавший о скором пришествии Мессии, увидев Иисуса, был удивлен и сказал: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?». На это Иисус ответил, что «надлежит нам исполнить всякую правду», и принял крещение от Иоанна. Отсюда и прозвание «Креститель». Таким образом, при участии Иоанна всенародно было засвидетельствовано мессианское предназначение Иисуса.

По выражению одной церковной молитвы, пророк Иоанн был светлой утренней звездой, которая своим блеском предвещала утро благодатного дня, освещаемого духовным Солнцем – Христом. Когда ожидание Мессии достигло высшей степени, пришел к Иоанну на Иордан креститься и сам Господь Иисус Христос. Крещение Христа сопровождалось чудесными явлениями – схождением Святого Духа в виде голубя и голосом Бога-Отца с неба: «Сей есть Сын Мой возлюбленный...». Получив откровение об Иисусе Христе, пророк Иоанн говорил народу: «Вот Агнец Божий, который берет на себя грехи мира». Услышав это, двое из учеников Иоанна присоединились к Иисусу Христу. То были апостолы Иоанн Богослов и Андрей Первозванный.

Необходимо отметить, что в православной традиции Иоанн Креститель играет более важную роль, чем в католической: только ему она дает предельную близость к Иисусу – наравне с Богородицей. Католическая традиция воспринимает Иоанна как пророка, правдивого свидетеля пришествия Христа и неустрашимого обличителя, православие же подчеркивает в нем вдобавок черты идеального аскета, пустынника и постника. Стоит отметить и тот факт, что в православии в честь Крестителя установлено 7 праздников, в то время как у католической церкви лишь два – рождество и усекновение главы.

Некогда день рождества Иоанна Крестителя совпадал с древнеславянским праздником Ивана Купалы, отмечаемого в период летнего солнцестояния в 20-х числах июня. В результате этого дни Иоанна Крестителя и Ивана Купалы надолго слились в народном сознании. Позднее, с переходом России на новый григорианский календарь, праздники «разошлись» и стали отмечаться отдельно: Купала – в 20-х числах июня, а день Иоанна Крестителя – 7 июля. Тем не менее многие продолжают отмечать Ивана Купалу также 7 июля. Иван Купала стал значимым народным праздником с большим количеством унаследованных от язычества обрядов, связанных со сменой сезонов. Народная этимология названия «Купала» опирается на представление о том, что Иоанн Креститель «купал» Иисуса Христа, когда крестил его (кроме того, Купала – название языческого водяного божества).

В этот день принято собирать лечебные травы, нести в Церковь и освящать их там на праздничной службе. На Руси в этот день проводили два основных обряда – купанье в воде и прыганье через костер. Это были древние очистительные обряды. Кроме того, народ опоясывался перевязями из цветов, на голову надевали венки из трав, составляли и водили хороводы, пели песни, молодежь всю ночь веселилась у костров, прыгала через них по одному и парами, взявшись за руки. Над кострами также сжигали сорочки, взятые с больных детей, считая, что от этого прекратятся болезни. Героем же праздника становился папоротник, с которым повсеместно связывались предания о кладах. Считалось, что с цветком папоротника, раскрывающимся в полночь на Иванов день, можно видеть все клады, как бы глубоко в земле они ни находились.

Источник


Другие статьи в разделе "Православие"
06 января 2014
РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла
Рождество Христово — центральное событие всей человеческой истории. Человек всегда искал Бога: но во всей полноте Бог Сам открыл Себя человечеству только в воплощении Своего Единородного Сына. С пришествием Сына Божия — и Сына человеческого — мир узнал, что Бог есть Любовь, а не только Высшая Сила, Бог есть Милость — а не только Мздовоздаятель, Бог есть источник жизни и радости — а не только Грозный Судья, Бог есть Святая Троица, внутренним законом жизни Которого является также любовь, — а вовсе не одинокий Владыка мира.
25 октября 2013
Янукович спровоцировал раскол внутри украинского православия
Украина не просто уверенным шагом идет в Европу, но и не менее уверенным шагом отдаляется от России, и уже совсем скоро все разговоры о «братстве народов» сойдут на нет, ибо потеряют актуальность. К такому умозаключению пришел автор аналитической передовицы украинского еженедельника «Комментарии», которого цитирует«Новый регион». «Теперь уже ясно, что скоро навсегда исчезнет, например, уточнение «Московского патриархата» из названия крупнейшей Церкви. Наверняка, кроме прочего, начнут пресекать и российскую подрывную деятельность», – прогнозирует автор статьи, которая призвана, судя по всему, задокументировать «победу» Украины над Россией в битве за право на свой западный выбор. Заявление, конечно, поражает своей безапелляционностью, особенно вопиющей на фоне возникших внутри самой УПЦ МП брожений после истории с подписью митрополита Владимира под обращением глав украинских церквей.
15 октября 2013
ЛОЖЬ И ПОДЛОСТЬ
Опубликовано Обращение украинских церквей и религиозных организаций по поводу дискуссии о европейских ценностях в Украине. В обращении говорится о том, что с давних времен украинский народ был частью европейского цивилизационного пространства, что во взаимосвязи с Европой, её духовной, культурной, образовательной , правовой традицией строилась наша общественная и государственная жизнь. Но ведь это сплошная ложь! Почему украинский народ восстал и сбросил с себя политическое и духовное господство Польши? – Потому что нашему народу силой навязывалось католичество и рабство перед польской шляхтой. Ни о какой общности духовной, культурной и правовой не могло быть и речи.
04 мая 2013
Пасхальное послание Святейшего Патриарха Кирилла архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви
Возлюбленные о Господе Преосвященные архипастыри, всечестные пресвитеры и диаконы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры! В сей великий и светозарный день сердечно поздравляю всех вас с Пасхой Господней и приветствую каждого древними и святыми словами: ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
23 января 2013
Русская Православная Церковь и ее каноническая территория
Основными проблемами РПЦ, как следует из фильма-расследования Бориса Корчевникова, представленного на НТВ, являются Украина и украинская церковь — «родина информационных вбросов», которая, по мнению автора, хочет обрести окончательную независимость и разорвать духовные связи с Россией, и галерист — Марат Гельман — «автор более половины всех информационных вбросов о церкви», пишет PublicPost. По замыслу авторов телевизионного расследования, «Не верю!» — «о неверующих, тех, кто активно распространял клевету о церкви» и, по мнению авторов, доказывает, что «большая часть информации была банальными оплаченными «вбросами». Корчевников поставил себе целью ответить на вопросы, кому и для чего понадобилось очернять церковь. Опять РПЦ ищет внешних врагов? Чем фильм так зацепил блогеров?
06 января 2013
РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла
Возлюбленные о Господе Преосвященные архипастыри, всечестные пресвитеры и диаконы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры! Ныне Святая Церковь светло и радостно прославляет таинство рождения от Пречистой Девы Марии Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.Создатель, любя Свое творение, явился во плоти, стал человеком, во всем подобным нам, кроме греха (см. 1 Тим. 3:16; Евр. 4:15). Младенец возлег в яслях Вифлеема. Он сделал это, чтобы спасти мир от духовного и нравственного упадка, освободить человека от страха смерти. Творец предлагает принять нам величайший из всех даров: Свою Божественную любовь, полноту жизни. Во Христе мы становимся способными обрести надежду, побеждающую страх, достичь святости и бессмертия.
14 декабря 2012
РПЦ и Минобороны России
Русская православная Церковь 20 декабря определится с кандидатурой старшего священника Минобороны, который фактически станет духовником Сергея Шойгу. Новую систему духовного окормления военнослужащих разрабатывает синодальный отдел по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями (председатель — протоиерей Димитрий Смирнов).... — Духовник должен окормлять не только самого министра, но и его окружение, подсказывать правильные действия, докладывать Патриарху об обнаруженных фактах безнравственности. Если кто-то в Минобороны ведет себя непотребно, пьет, ругается матом, то обязанность духовника состоит, помимо прочего, и в молитвах за сквернослова,.....
30 ноября 2012
Не совмещаемые: православие и либерализм
Православие несовместимо с либерализмом. Эта мысль все чаще звучит в устах заокеанских пропагандистов. Какую лекцию и о чем прочитал в Москве в День России бывший глава русской службы «Голоса Америки» Марк Помар. Иногда Помар оговаривался, что он якобы не претендует на истину, и что у наших стран - разные культуры. Но все равно продолжал гнуть свою линию, игнорируя наличие иных моральных ценностей. Американцы - все такие мессианцы… И если реальность не сочетается с их мнением, то тем хуже для реальности... Еще один наскок на РПЦ.
05 сентября 2012
Слово Святейшего Патриарха Кирилла на открытии заседания Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви
Сердечно приветствую всех членов Высшего Церковного Совета. Повестка дня у нас сегодня самая краткая по количеству пунктов за все время нашей с вами работы, но, наверное, самая продолжительная. Речь идет о подготовке к Архиерейскому Собору, который, как вы знаете, будет в начале февраля следующего года. Для того чтобы представить Архиерейскому Собору и всей Церкви результаты работы, в том числе работы Синодальных учреждений, нам нужно очень тщательно проанализировать ход реализации решений предыдущего Архиерейского Собора 2011 года.
28 июня 2012
Россия. Светская или религиозная?
По мнению главы синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина в России нет принципа отделения Церкви от государства. «Наше общество не светское. Часть его светская, а часть религиозная», - сказал Чаплин в ходе дискуссии в редакции журнала The New Times.«От государства отделены религиозные объединения. Это управленческие структуры религиозных организаций». Вот больше ничего этот принцип по большому счету не означает. Церковь как мировоззрение, религия как явление не может быть отделена от государства точно так же, как не может быть отделен от государства народ», - отметил Чаплин. Следует ли это понимать как то, что РПЦ считает себя частью госаппарата?