Дорогие друзья и коллеги, уважаемые посетители!
Вы посетили портал Русской Общины. Его появление вызвано острой необходимостью прекратить монополию определенных групп на информацию по главным вопросам жизни от имени русских и русскоязычных граждан Украины. ...
Русский фактор
22 декабря 2009 Максим Хрусталев
Русский мир без поддержки России может и исчезнуть

Прошло уже две недели, как в Москве завершил работу III Всемирный конгресс соотечественников, а его участники продолжают обсуждать, что надо сделать, дабы на практике обеспечить единство Русского мира.

Свой анализ сложившейся на сегодняшний день ситуации, связанной с положением российских соотечественников, изложил 17 декабря участник Конгресса Александр Бердников, опубликовав на сайте Фонда «Русское Единство» статью «Проблема соотечественников: послесловие к Всемирному конгрессу». Бердников с самого начала отмечает, что осознание роли российских соотечественников в определении политики российского государства стало присутствовать не только у участников общественных организаций и Русской православной церкви, но и у высших руководителей РФ. Спустя годы после того, как русский народ в одночасье вдруг стал разделенным народом, понимание трагизма и абсурдности ситуации появилось, по крайней мере, в публичных выступлениях и президента России, и премьер-министра. И высшее руководство страны заявляет, что уже в ближайшие годы необходимо «трансформировать фактор соотечественников из объекта внешней политики России в ее действенный субъект».

Русские перед выбором

Однако исходные условия для этого очень непросты. Бердников отмечает, что ситуация с положением российских соотечественников, или этнических россиян (в этническом составе соотечественников в различных странах СНГ и Балтии доля нерусского, но коренного населения РФ составляет от 0,5 до 3,5% в зависимости от исторически сложившихся направлений трудовой миграции), имеет свои специфические особенности в каждой стране проживания. Но в целом практически во всех бывших союзных республиках местное государственное строительство приняло резко этнократический характер, с опорой на интересы, традиции и ценности исключительно титульных наций. Практически все государства ближнего зарубежья строят систему своей внешней политики с учетом, как они считают, «угрозы реставрации бывшей империи». При этом общей чертой политики большинства стран СНГ и Балтии в отношении российских соотечественников является стремление оградить политические, экономические и социальные процессы от возможного пророссийского влияния. Русскоязычное население, по существу, поставлено перед выбором: либо ассимиляция, либо возвращение на свою историческую родину.

По напряженности межнациональных отношений, нарушению прав лиц некоренной национальности первыми стоят страны Балтии, но по масштабности противостояния выделяются Украина и Казахстан. Так что не от хорошей жизни прибыли в Россию более 5 млн. вынужденных переселенцев. Практически это – целый город Санкт-Петербург.

Карманные организации

Создаваемые в сфере реальной интеграции российских соотечественников в странах СНГ и Балтии многочисленные препоны заключаются в т. ч. в жесткой регламентации деятельности их общественных объединений. При этом, отмечает Бердников, процесс самоорганизации наших соотечественников, как правило, направляется в сторону дробления крупных организаций и создания мелких (областных, городских и т. п.) разрозненных организаций, взаимоотношения между которыми строились бы на принципах конкурентной борьбы. Повсеместно создаются карманные организации русского населения, призванные не допускать его общенациональной консолидации и демонстрировать лояльность властям. Впрочем, и многие наши соотечественники (где по доброй воле, где неосознанно) способствуют такой политике местных режимов.

Русские организации распадаются на альтернативные организации. Чаще всего это происходит по политическим мотивам, а иногда – и просто в угоду амбициям отдельных лидеров. Все чаще конфронтационные тенденции нарастают в странах Балтии, на Украине, в Молдове, что умело используется официальными властями, спецслужбами этих государств и местными националистами. В массовое сознание соотечественников, особенно молодого поколения, все настойчивее внедряется идеологический императив «Мы – русские, но без России». Не получая ожидаемой финансовой помощи от России, некоторые лидеры соотечественников начинают даже обращаться за поддержкой к официальным и неправительственным организациям стран Запада.

Не будет сильным преувеличением сказать, что в настоящее время практически на всем постсоветском пространстве русское движение, как и русское самосознание в целом, переживает жесточайший кризис, отмечает Бердников.

На этом фоне возникает вопрос: а есть ли у России шанс превратить Русский мир ближнего зарубежья в реальный фактор полноценной общественной жизни этих стран и действенный инструмент своей внешней политики на постсоветском пространстве?

Бердников считает, что это возможно, если на деле мобилизовать имеющиеся ресурсы на оказание помощи соотечественникам в их самоорганизации. Сейчас у России, в отличие от прошлых лет, запас таких ресурсов есть. Но есть ли политическая воля на это у государственных структур России? Это – вопрос вопросов.

Законодательной основой проведения эффективной политики является Федеральный закон «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом». Правовым основанием также служит недавно утвержденная президентом РФ новая редакция Концепции внешней политики Российской Федерации, где одним из основных приоритетов государства названа поддержка соотечественников за рубежом. В практическом же плане вся полнота ответственности за обеспечение данной политики возложена на МИД и его структурный орган – Россотрудничество. Организационно-техническое обеспечение поддержки соотечественников осуществляет правительственная комиссия по делам соотечественников за рубежом, которая возглавляется министром иностранных дел РФ.

Центр тяжести работы с соотечественниками – в регионы

Формально все необходимое есть, нет лишь воли заставить эти механизмы работать. Бердников считает, что помощь ответственных российских ведомств и заинтересованных организаций процессу самоорганизации соотечественников в странах СНГ и Балтии может строиться следующим образом.

Во-первых, через создание культурно-образовательных центров в местах компактного проживания этнических россиян в странах ближнего зарубежья. Там, где из-за националистической политики властей это невозможно, пытаться создавать такие центры на региональном уровне в рамках упрощенного режима приграничного сотрудничества (например, на Украине, в Казахстане).

Во-вторых, важнейшей предпосылкой самоорганизации соотечественников является сохранение и развитие русского языка. Со стороны России целесообразно усиливать русский культурно-информационный поток, задействуя все средства массмедиа, включая Интернет, спутниковые каналы телевидения, радиовещание. При этом особое значение имеет специальная направленность передач, рассчитанных на зарубежных соотечественников, главным образом – в информационных и образовательных программах.

В-третьих, необходимо облегчить доступ представителям российских общин из стран ближнего зарубежья к высшему образованию в России, хотя бы на уровне региональных вузов. Увеличение числа студентов, прогнозирует Бердников, потребует расширения учебной базы российских регионов, что объективно приведет к притоку квалифицированных преподавателей и тем самым усилит их научные возможности, а в перспективе повысит эффективность их экономики.Для непосредственной координации деятельности и оказания взаимопомощи целесообразно разместить на российской территории постоянно действующие представительства российских соотечественников. Данный подход предполагает перенос центра тяжести в работе с соотечественниками в регионы РФ, а также создание при местных органах исполнительной власти специальных структур по работе с соотечественниками, а при региональных законодательных собраниях – соответствующих советов, в вертикальном плане замыкающихся, с одной стороны, на правительственную комиссию по делам соотечественников за рубежом, с другой стороны – на советы соотечественников при Государственной Думе и Совете Федерации.

При этом за Центром остается решение стратегических вопросов, касающихся политико-правовой, экономической и социальной поддержки, а за регионами – финансовое, ресурсное и организационное обеспечение конкретных проектов и работ. Такие структуры есть в ряде регионов России, например, в Москве и в некоторых приграничных с Казахстаном областях, и они уже имеют первые позитивные результаты своей работы.

Статус соотечественников

Особо следует остановиться на проблеме статуса соотечественников. До последнего времени так и не создано всеобъемлющее правовое поле по обеспечению их прав. Кардинальной защите прав соотечественников могло бы послужить принятие недекларативного политического решения на государственном уровне, связанного с определением их политико-правового статуса в странах нового зарубежья, резонно утверждает Бердников. Такое решение должно исходить из официального признания  факта свершившегося разделения русского народа и возникающих в этом случае политических и правовых последствий. Имеется в виду прежде всего естественное право разделенного народа: от полного воссоединения до различных форм интеграции, в зависимости от конкретных условий. Признание статуса разделенного народа предопределяет установление зон особых интересов России, в первую очередь – в регионах с компактным проживанием русского и русскоязычного населения. Следующим шагом в решении проблемы соотечественников явилось бы заключение со странами ближнего зарубежья двусторонних соглашений, предусматривающих совместные меры по обеспечению их прав в жесткой увязке с соглашениями по экономическим, финансовым, военно-стратегическим и другим вопросам. Все названные вопросы требуется решать безотлагательно, предупреждает Бердников.

Серьезным последствием затягивания их решения может стать практически полное размывание Русского мира, последующие его ассимиляция и исчезновение. А это приведет к серьезному ослаблению позиций России в зоне ее жизненных интересов и заполнению образующегося вакуума третьими странами.

Поставленные в статье проблемы комментирует президент Фонда «Русские» Леонид Шершнев:

– Александр Бердников совершенно прав, когда говорит о том, что этнократические режимы стран ближнего зарубежья поощряют расколы в организациях российских соотечественников, создают карманные псевдорусские структуры. Однако стоит отметить, что такие организации, как ни странно, поощряют и российский МИД, и его структурный орган Россотрудничество, на которые, как мне кажется, несколько наивно возлагает надежды Бердников.

У нас есть собственный опыт в этом отношении. Еще летом наш Фонд «Русские» начал свою кампанию по распространению среди соотечественников «Карты русского». Мало того, что российский МИД выступил по этому поводу с клеветническим заявлением в наш адрес, из-за чего мы подали на него в суд, так он и подконтрольные ему структуры отказали в поддержке тем организациям российских соотечественников, которые начали сотрудничество с нашим Фондом в рамках этой акции. Зато гранты предоставляются тем самым карманным организациям, про которые говорит Бердников.

Из-за такой позиции МИД появляются сомнения – готово ли вообще российское государство на деле «трансформировать фактор соотечественников из объекта внешней политики России в ее действенный субъект», или это – опять красивые слова.

Возьмем тот же Конгресс соотечественников. Я сам там был, говорил с его участниками. И практически все они не скрывали разочарования от этого мероприятия. Не было принято ни одного конкретного решения по перечисленным проблемам, никаких резолюций, не выработано конкретных рекомендаций организациям соотечественников по направлениям работы.

Единственное, что заслуживает одобрения, – это то, что президент огласил свою позицию по вопросу российских соотечественников, обещал дать указания министерствам и ведомствам, и хоть вскользь, но упомянул о необходимости скорейшего решения и по статусу соотечественника, и по выдаче соответствующих документов.

Медведев, в частности, заявил, что «будет уточнено и само понятие соотечественников за рубежом. Надеюсь, что оно станет более точным». Он также сказал, что «общественные организации соотечественников смогут регистрировать таких людей и выдавать соответствующие свидетельства – разумеется, с учетом профессиональных навыков и общественной деятельности таких людей».

Возможно, это – прямое последствие нашего судебного иска к МИД. Тем не менее, этот вопрос нуждается в детализации. И я не уверен, что он опять не будет утоплен на ведомственном уровне. Тем более когда встанет вопрос о реальном наполнении этого статуса – чтобы наш соотечественник, оказавшись в России, имел бы те же гарантируемые законом права, что и каждый российский гражданин. А в культурно-образовательной сфере – возможно, даже и некоторые преференции, чтобы компенсировать его пребывание в отрыве от своего Отечества. То, что это несложно сделать, свидетельствует опыт и Польши, и Румынии, которые уже распространили сотни тысяч «Карт поляка» и «Карт румына» на той же Украине.

Только наш МИД этот опыт игнорирует. Конечно, зачем чиновникам лишние проблемы?.. Так что я не знаю, насколько они восприняли прозвучавшие слова президента по этому вопросу.

Наш Фонд, когда начинал свою акцию с «Картой русского», ставил своей целью оказать моральную помощь нашим зарубежным соотечественникам. Органы государственной власти мы подменять не вправе. И никаких льгот и привилегий, распространяя «Карту русского», мы никому не обещали. Но уже сам факт ее массовой востребованности нашими соотечественниками показал, насколько им нужна хотя бы только моральная поддержка, свидетельство своей принадлежности к Русскому миру. Кроме того, мы хотели показать нашим чиновникам, и МИД в первую очередь, что этот процесс не так уж сложен, как им кажется, и тем более – не так затратен. Но мы монополию на этот процесс не объявляли. Если МИД последует нашему примеру и начнет выдавать соотечественникам «Карту русского», но уже государственного образца, мы будем только рады.

Справка KM.RU: Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в своем выступлении на III Конгрессе соотечественников указал на опасность ассимиляции российской диаспоры. По словам Патриарха, ассимиляция является «серьезным вызовом консолидации соотечественников, проживающих в дальнем зарубежье». Вместе с тем предстоятель РПЦ указал на недопустимость социальной и культурной изоляции российских соотечественников: «Наши братья и сестры, живущие в диаспоре, не должны чувствовать себя изгоями в тех обществах, в которых они живут. Они должны быть трудоустроены, социально и юридически защищены, они не должны чувствовать себя гражданами второго сорта».

Источник


Другие статьи в разделе "Русский фактор"
03 января 2014
Вся правда о том, как живется русским в Чечне
Проблема русских в Чечне уже давно перестала привлекать внимание СМИ и ушла из общественной дискуссии. Она вообще нигде не обсуждается. Расхожее мнение таково: русских там нет, они убежали или были убиты во время войн. Но это неправда. Русские в Чечне есть. И пора обратить на них внимание — хотя бы через двадцать лет после того, как их жизнь превратилась в кошмар. Те русские, что остались в Чечне, прятались в подвалах вместе с соседями-чеченцами. Были и героические случаи межнациональной взаимовыручки. Но гораздо чаще невайнахскому населению приходилось расплачиваться за беспредел федеральных силовиков. Кому мстили? Мирным русским. В памяти теперь уже национального меньшинства остались убийство боевиком Ахмедом Ибрагимовым более 30 русских в станице Мекенская, беспредел банды Рамзеса Гойчаева, которая за два года запытала, убила и ограбила десять русских в станице Червленной (это только доказанные эпизоды уголовного дела), и многое другое. Кстати, гойчаевской банде было предъявлено обвинение по статье «Геноцид» (ст. 357 УК). Суд геноцида не признал, но Гойчаева приговорил к смертной казни (заменена на пожизненное заключение). А уже после окончания боевых действий, в начале 2003 года, в станице Ищерской был похищен боевиками и зверски убит казачий атаман Николай Ложкин — восьмой по счету атаман, убитый за несколько лет.
16 ноября 2013
«Русский народ – мученик и праведник – избаловал всех нас…»
Не знаю, как украинец, но любой нормальный армянин с молоком матери получает простую мысль: сперва думай о России, а уже потом о себе. И это не какие-то тонкие материи, а простой расчет: не станет России – пыли не останется и от Армении, и от армянства. Слова «Россия» и «Жизнь» на протяжении многих веков нашей истории были для нас синонимами. Можно сказать – «живем», а можно сказать – «есть Великая Россия» безо всякого ущерба для смысла… Верность России – не только священный долг евразийских народов, но и банальное условие их выживания.
08 октября 2013
О лозунге «Россия для Русских»
«Вот, например, наша либеральствующая пресса критиковала лозунг «Россия – для русских». Но, если разобраться, что в этом лозунге плохого? Для кого же должна, в самом деле, существовать Россия, как не для русских, которые своим трудом и своими победами создали государство? Да, существует разница между татарским, удмуртским, ногайским, чеченским и еще с двумя десятками других народов с другими мироощущениями и русским мироощущением. Но что станет с Россией, если другие народы будут пытаться вынести свои частные мироощущения за двери собственных национальных квартир? Что произойдет с Россией без ее государствообразующего и культурного русского стержня? Правильно, России не будет!
06 мая 2013
РУССКИЕ И ЧЕЧНЯ
23 апреля в резиденции главы Чеченской республики прошла встреча блогеров с главой Чечни Рамзаном Кадыровым. Вопросы главе Чеченской республики собирались блогерами заранее. Эксперт ИА REX, политолог и историк, кандидат исторических наук Лев Вершинин предложил Рамзану Кадырову ответить на вопросы. Эксперты ИА REX в статье «В ответе ли Рамзан Кадыров за геноцид русских в 90-х годах в Чечне» обсуждали тему о том, ответит ли глава Чеченской Республики на вопросы эксперта ИА REX и выражали сомнения. Рамзан Кадыров ответил в своём блоге на вопросы Льва Вершинина.
19 февраля 2013
СЕМЬ МИССИЙ РУССКОГО НАРОДА. НЕ МНОГО ЛИ?
В блогосфере и социальных сетях часто возникают дискуссии о том, что русский человек не может без миссии. На одном из сайтов сформулировали 7 миссий Русского народа. России – для того, чтобы выжить – сегодня как раз стоит отказаться от своих великих и вечных миссий, когда она уже не раз спасала Европу от гибели, а потом сами европейцы, плевали в лицо её «бронзовым солдатам». Так было после освобождения Европы от Наполеона, так было после освобождения её же от Гитлера. Кажется, это должно хоть чему-то научить Россию. Великие миссии России – очевидны только для неё самой, весь остальной мир над этой российской озабоченностью просто смеётся. Не много ли миссий у русского народа?
31 января 2013
Судьба русской культуры на Украине – в руках Януковича
они понимают, что борьба с русской культурой – это борьба с Россией, подрыв русской культуры в ближнем зарубежье – это неизбежно подрыв самой России. И, к сожалению, люди, которые в том числе принимают сегодня решения на самом верху российской власти, понимают это чрезвычайно слабо. Если бы они понимали, то хотя бы какие-то действия за прошлый год, когда система власти в России уже практически стабилизировалась, были бы предприняты. Так что поправки будут приняты. Я в этом уверен почти на 100%, поскольку в Раде есть необходимое для этого Януковичу число депутатов. А то, что данные поправки разрабатывались под руководством Кравчука, – это лучшая гарантия того, что они русофобские. К ним с удовольствием присоединится оппозиция, и мы в очередной раз увидим лицо власти.
31 декабря 2012
«Русское население на постсоветском пространстве остается самым незащищенным!»
Атаман Объединения казаков Крыма Сергей Юрченко назвал русское население на Украине и в других странах, возникших на постсоветском пространстве "самым незащищенным в правовом плане" презентуя новый проект казачества, крымской республиканской организации "Таврический Союз" и портала «Новоросс. info» по оказанию юридической поддержки русского населения Крыма.
11 октября 2012
«РУССКИЙ РАЗДЕЛ» В СТРАТЕГИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦПОЛИТИКИ РОССИИ
«Конституционное право на национальную культуру, язык, образование и воспитание для русского народа в отличие от других российских народов не подтверждено соответствующим законодательным механизмом реализации. Сегодня же русский народ — сам по себе, русская культура, язык, воспитание и образование — сами по себе живут независимой друг от друга жизнью. Нигде в законодательном, а значит и в практическом плане не закреплено, что русская культура — это культура русского народа, русский язык — язык русского народа. Без этих скреп они не стали бы общенациональным достоянием, открытым для межнационального общения, но становятся широким полем для экспериментирования зачастую — во вред русскому народу.
17 сентября 2012
РУССКИЕ СТАЛИ «НАЦМЕНАМИ» НА СВОЕЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ РОДИНЕ
10 августа 2012 года войдёт в историю русского народа, как ещё одна чёрная дата, поскольку именно в этот день на Украине вступил в силу закон «Об основах государственной языковой политики», согласно которому русский язык на исторической территории Киевской Руси признан языком национального меньшинства, а сами русские, соответственно, «нацменами» на своей исторической Родине. После окончательного развала СССР в 1991 году, Запад сосредоточил свои усилия на разрушении самой России и, следует отдать ему должное, делает это весьма планомерно, квалифицированно, последовательно и небезуспешно. В первую очередь, его усилия направлены на дискредитацию её духовных устоев, - Православия, гордости россиян за Победу их отцов и дедов в Великой Отечественной войне над коричневой чумой ХХ века – фашизмом и истории русского народа, который бесспорно является основой государственного строя России и единства восточнославянских народов.
27 августа 2012
ДО ПУТИНА НЕ ДОВОДЯТ истинное положение русских людей на Украине
О положении русских на Украине, поддержке соотечественников Москвой и о том, как сохранить единство Русского мiра, в эксклюзивном интервью рассказал глава Русской Общины Украины Константин Шуров.