Дорогие друзья и коллеги, уважаемые посетители!
Вы посетили портал Русской Общины. Его появление вызвано острой необходимостью прекратить монополию определенных групп на информацию по главным вопросам жизни от имени русских и русскоязычных граждан Украины. ...
Русский фактор
10 июля 2011
АЛЬТЕРНАТИВ РОССИИ ДЛЯ КЫРГЫЗСТАНА НЕТ…

«Русский вопрос» в Кыргызстане – штука сложная и во многом противоречивая. Что касается внешней ориентации страны, то она в основном направлена в сторону России (что бы ни говорили отдельные «многовекторно-распыленные» граждане, но результаты нашей «полигамной» политики мы будем расхлебывать еще очень долго). И, определенно, «пророссийскость» на будущих президентских выборах набьет кандидату куда больше очков, нежели чем «прозападность». Как ни странно, при такой картине продолжает сохраняться межнациональная напряженность. Отчасти и потому, что власть пытается заработать плюсики, играя на национальных чувствах той или другой этнической общности. Как результат, жить некомфорно в республике становится не только русскоязычному населению, но и кыргызам.

Член Всемирного координационного совета российских соотечественников, сопредседатель партии «Замандаш-Современник» Станислав Епифанцев рассказал «Мегаполису» о нюансах «русского вопроса» в Кыргызстане и других сопутствующих проблемах.

- Русский вопрос. В чем он заключается?

Однозначно можно ответить только, что он есть и вызрел уже в достаточно болезненную форму. Однако, говорить более предметно возможно, но сложно, так как суть вопроса кроется в мелочах. Да и сам «русский вопрос», несомненно, надо рассматривать на фоне того, что у Кыргызстана, впрочем как и у других стран, очень много специфических проблем. Но, сразу отмечу, я не сторонник красить все и всех одной краской. Или, чего доброго, разделять на черное и белое. Жизнь сложная штука. И если есть на то желание, всегда можно найти по одному поводу как плохое, так и хорошее. Это то, над чем стоит подумать всем кыргызстанцам, независимо от национальности.

В чем специфика «русского вопроса»? Прежде всего, в том, что он есть. В том, что до сих пор русские живут здесь в достаточно большом количестве. И в новых геополитических обстоятельствах назрел вопрос, как жить дальше. Сможем ли мы, как прежде, жить мирно, работать, растить детей на земле, ставшей нам Родиной, или нам стоит прислушаться к призыву России и вернуться на Родину предков?!

К тому же в Кыргызстане нет самореализации русского сообщества в качестве диаспоры. То есть русские в республике на сегодня - достаточно аморфная масса. Не способная хоть как-то организованно защищать свои интересы. Если посмотреть на русское зарубежье, то за всю описанную историю сложно даже привести пример, когда русские смогли собраться, соорганизоваться в качественную диаспору. Хотя примеров реализации русских, проживающих за рубежом, в личностном плане сколько угодно. Очень многие страны гордятся достижениями, изобретениями и новаторствами, которые привнесли именно русские, иммигрировавшие из России в самые разные периоды времени...

- Талантов-то хватает среди представителей любого народа. Но почему именно у русских нет тяги поддерживать друг друга, объединяться в диаспоры - не декларативно, а по-настоящему?

- Здесь можно покопаться в самом менталитете русских людей. Вспомнить того же Бердяева и сказать, что русские по сути своей привыкли больше быть кем-то соорганизованными, нежели быть организаторами. И если даже вспомнить ранние периоды российской истории, то мы навряд ли сможем найти примеры классических колониальных завоеваний аналогичных европейским. Не стоит представлять Российскую империю, как голубя мира и тем не менее. К Российской империи народы и страны в основном присоединялись добровольно. Передергивать это можно сколько угодно. Однако существуют исторические документы и факты, когда страны сами «приходили» за этим к России по самым разным причинам. Имело место, в том числе, и обращение кыргызского народа. Я думаю, что во многом это позволило кыргызам получить возможность саморазвития. В послереволюционное время в Кыргызстане началась настоящая модернизация, началось мощное развитие индустрии, сельского хозяйства, культуры и образования. Нет, Россия вовсе не просит нас бить перед ней поклоны. Но было бы хорошо, если бы эти факты, хотя бы, не переворачивались с ног на голову в учебниках по истории.

А ведь можно привести примеры, когда более многочисленные и успешные народы, государственные образования ушли в лету, не оставив после себя даже руин, поскольку не нашли в свое время сильной поддержки.

- Печально, что историю Кыргызстана переписывают, приписывая «колониальное прошлое в составе России и российской империи». С чем связана эта тенденция?

- Сейчас с фактами переписывания истории приходится сталкиваться повсеместно, не только в Кыргызстане. И факты фальсификации истории приняли столь масштабный характер, что Россия приняла решение о создании правительственной комиссии по борьбе с такой трактовкой истории. Понимаю, что это никого не оправдывает, но, думаю, что отчасти это, в какой-то мере, издержки роста, саморазвития и становления нации самих кыргызов. Какие-то моменты при этом необходимо «перерасти», пройти через ошибки и перехлесты. Ну а правду сказать, уж свои-то грабли мы не уступим ни кому.

- Но, Станислав Викторович, о каком становлении и развитии может идти речь, если человек не признает своего прошлого и трезво его не оценивает?

- Если говорить о сегодняшних реалиях, то, конечно, можно много спорить и отстаивать совершенно противоположные взгляды и моменты. Я считаю, что часть вопросов, а точнее их трактовка, навязывается людям. Более того, подобные искажения, безусловно, уйдут из нашей жизни вместе с некоторыми политическими персонами сегодняшнего дня.

- Подобные деформации явно не только по вине нынешних политиков происходят. Русскоязычное население, так выходит, само заняло пассивную позицию: самоотстранилось от участия в общественно-политической жизни страны.

- Безусловно, неучастие русских в общественной и политической жизни вредит как и самим русским, так и в целом Кыргызстану. Неиспользование этого человеческого потенциала, на мой взгляд, очень ущемляет и сужает возможности самого государства.

Если говорить о русских в историческом контексте, то это люди, которые совместно с кыргызами и другими народами строили наше государство, создавали в республике промышленный сектор, работали на заводах и фабриках, поднимали науку. Да что там говорить, нет ни одного сектора жизни, в котором не была бы вложена частица труда русского населения. И теперь этот потенциал в большей степени растерян. Но, тем не менее, еще сохраняется достаточно большое количество русских, которые еще не потеряли навыки, и имеют возможность приложить усилия к обучению нового поколения специалистов, которые впоследствии займут их место.

Но Кыргызстан, увы, разбрасывается своим богатством, люди уезжают. Кроме того, в каких-то моментах само государство стимулирует процесс оттока населения из страны, причем не только русского. Отчасти это продиктовано тем, что такой масштабный отток снимает довольно многие головные боли у властей (это как обезболивающее, которое позволяет не чувствовать боль, но корень проблемы – болезнь - не лечит). Выходит государству не нужно думать о части социальных проблем. Освобождаются квадратные метры жилья, и уже нет необходимости его строить в больших количествах. Это сильно помогает сгладить вопросы с той же незанятостью населения. В итоге снимается социальная напряженность. Именно поэтому в какой-то степени руководству КР самотток населения очень даже выгоден. Повторю - это снимает социальное напряжение (сложно даже представить, что произойдет, если в одночасье вернется вся масса наших трудовых мигрантов). Более того, позволяет в какие-то моменты и поспекулировать на этой теме.

- Например, как на предмет госязыка?

- Если проводить исторический анализ, то можно было бы отметить на графике моменты особо активного педалирования языкового и национального вопросов. Тогда мы ясно увидим, что эти всплески приходятся именно на периоды различных политических и предвыборных кампаний. То есть, в любом случае на это влияет политическая ситуация в стране.

Хотя, если рассматривать этот процесс как тенденцию, то она тоже на лицо. Случаи подъема этих тонких вопросов уже далеко не редкость.

Однако заметьте, что мнение местных политических фигур далеко не всегда совпадает с мнением большинства людей. Например, мне, во время поездок по регионам республики, именно кыргызы часто объясняют, что нам, русским, надо обязательно участвовать в процессах, происходящих в стране, в том числе и в политических. Многие кыргызы совсем не приветствуют отток русскоязычного населения.

Не так давно я был на юге Кыргызстана, участвовал в проведении поминальных мероприятий по жертвам южной трагедии. Ко мне там подходили аксакалы и благодарили за то, что я приехал разделить с ними их горе (то есть благодарили не конкретно меня - Епифанцева, а меня именно как русского). Причем это были далеко не единичные факты. Поэтому то, что говорят наши политики, их мысли, я бы автоматически не проецировал на весь народ и соотносил с реальными настроениями и мыслями людей. Особенно в регионах.

Но, если хотите знать, я думаю, что кыргызы сейчас должны осознать свою особую миссию. Поскольку сейчас по факту никто кроме кыргызов не сможет взять на себя роль объединителя всех народов Кыргызстана. И, судя по всему, к этому пониманию, приходят многие.

- Но, как говорится, эта политспекуляция на этнике тоже не спроста

- По событиям прошлого года можно говорить, что национал-патриотические лозунги были востребованы. И озвучены нашими политиками. Но опять же, в чем-то это элемент роста самосознания, но и одновременно приводит к всплеску националистических настроений.

Однако, отмечу, в самом понятии национализма нет ровным счетом как ничего плохого, так и ничего хорошего. Это естественный процесс. Первые националисты появились с появлением людей как таковых. Кто-то стал кому-то нравиться, а кому-то нет. Расслоение по национальному признаку, отстаивание прав своей нации - это неплохо. Однако в формах, который национализм может приобретать, и кроется проблема. Иногда (и чаще всего) национализм неконтролируем и может перетекать в более радикальные формы. Посему этнический национализм, как самое крайнее его проявление, наиболее ужасен.

Здесь я хотел бы подчеркнуть, что о контроле за состоянием межнациональных отношений и безопасности граждан голова должна болеть у государства, так как это его прямая ответственность. И о чем бы мы не говорили, и кого бы не нарекали виновником событий прошлого года, в любом случае самый главный виновник случившегося – государство. То есть власть, которая не обеспечила в нужный момент безопасность своих граждан.

- Видимо, именно поэтому, потеряв привычную «среду обитания» (многие лишились во время «революций» бизнеса) и не чувствуя себя в безопасности, местным русским все сложнее называть Кыргызстан родиной. Россию, кстати, тоже. Это можно отнести к проблеме русских?

- Да, многим русским Кыргызстана все сложнее видеть в нем и свой дом, хотя для них это настоящая Родина. Но я бы не сказал, что это проблема исключительно русских. В таком состоянии находятся очень многие люди. И если посмотреть на статистику той же миграционной службы, то сегодня число этнических кыргызов, принимающих российское гражданство, значительно превышает число этнических русских. Я часто летаю в Москву, и вижу эдакую «визуализацию» в салонах самолетов миграционной статистики.

- Как можно судить из материалов в Российских СМИ, этот факт (касательно миграционной статистики) официальный Кремль несколько смущает. Это действительно так?

- Этническая миграция – это та сфера, которую российское правительство не в состоянии контролировать, по крайней мере, сейчас. Более того, в России в связи с этим возникает множество проблем. Сейчас в Россию едет молодежь, которая родилась уже после развала Союза. Следовательно, слова о дружбе народов, братстве СССР – для них это, в лучшем случае, строка в учебнике. И многие из них даже не смогут привести фактов былого совместного сосуществования народов. Поэтому в этом смысле для России угроза будет только нарастать. Но проблемы с трудовыми мигрантами рождаются не в Москве, куда те приехали. Вернее, решать их там бесполезно. Поскольку приезжают-то взрослые сложившиеся люди, со своим менталитетом, взглядами, культурой. И все программы социализации и межкультурной толерантности на месте не работают. Ведь многие, даже русские дети Кыргызстана, никогда не были в России и многие, возможно, и не будут. Россия для них – это сюжет по ТВ, строка в книге. Поэтому немудрено, что новым поколениям все сложнее соотносить себя ментально и культурно с Россией.

Россия может исправить ситуацию, только развивая в двух- и многосторонних форматах гуманитарное сотрудничество: образование и межкультурные программы в самих странах-соседях России. Только так можно привнести элементы воспитания людей нового формата. Независимо от национальности.

- Мы часто говорим о направлениях движения Кыргызстана? Россия, Запад, «многополярье»? А Вы как думаете?

- Я всегда и всем предлагаю быть жесткими прагматиками. Считаю, что сегодня альтернативы развитию отношений с Россией для Кыргызстана нет. Столь тесных, а главное продуктивных для Кыргызстана, связей у нас сегодня не может сложиться ни с каким другим государством. На другом историческом этапе вполне возможно, что у нас может появиться другой международный партнер. Но сегодня именно Россия, как стратегический партнер, для нас единственный вариант, вне всякого сомнения.

-И напоследок, есть ли у русских будущее в КР?

- Могу смело сказать, что будущее у русских в Кыргызстане есть. Но каким оно будет, покажет ближайшее время. Отток русскоязычного населения в целом будет сохраняться, но русские еще очень долго будут здесь проживать. Революционные волнения, естественно, будут подстегивать отток людей из страны (И, безусловно, это каждый раз откат назад - в архаику). Для постройки же реальных основ межнационального согласия нужно, наконец, сказать друг другу правду. Просто, без прикрас и эмоций. И делать на этой основе выводы. Мы должны знать свою историю, не искаженную в угоду чьих-то интересов, и извлекать из нее уроки. Все вместе.

Станислав Епифацев. Фото: "Русские в Казахстане"

Алена Кученко - (авторская версия)

(источник - «Мегаполис», №54, 8 июля 2011 г., Бишкек )


Другие статьи в разделе "Русский фактор"
03 января 2014
Вся правда о том, как живется русским в Чечне
Проблема русских в Чечне уже давно перестала привлекать внимание СМИ и ушла из общественной дискуссии. Она вообще нигде не обсуждается. Расхожее мнение таково: русских там нет, они убежали или были убиты во время войн. Но это неправда. Русские в Чечне есть. И пора обратить на них внимание — хотя бы через двадцать лет после того, как их жизнь превратилась в кошмар. Те русские, что остались в Чечне, прятались в подвалах вместе с соседями-чеченцами. Были и героические случаи межнациональной взаимовыручки. Но гораздо чаще невайнахскому населению приходилось расплачиваться за беспредел федеральных силовиков. Кому мстили? Мирным русским. В памяти теперь уже национального меньшинства остались убийство боевиком Ахмедом Ибрагимовым более 30 русских в станице Мекенская, беспредел банды Рамзеса Гойчаева, которая за два года запытала, убила и ограбила десять русских в станице Червленной (это только доказанные эпизоды уголовного дела), и многое другое. Кстати, гойчаевской банде было предъявлено обвинение по статье «Геноцид» (ст. 357 УК). Суд геноцида не признал, но Гойчаева приговорил к смертной казни (заменена на пожизненное заключение). А уже после окончания боевых действий, в начале 2003 года, в станице Ищерской был похищен боевиками и зверски убит казачий атаман Николай Ложкин — восьмой по счету атаман, убитый за несколько лет.
16 ноября 2013
«Русский народ – мученик и праведник – избаловал всех нас…»
Не знаю, как украинец, но любой нормальный армянин с молоком матери получает простую мысль: сперва думай о России, а уже потом о себе. И это не какие-то тонкие материи, а простой расчет: не станет России – пыли не останется и от Армении, и от армянства. Слова «Россия» и «Жизнь» на протяжении многих веков нашей истории были для нас синонимами. Можно сказать – «живем», а можно сказать – «есть Великая Россия» безо всякого ущерба для смысла… Верность России – не только священный долг евразийских народов, но и банальное условие их выживания.
08 октября 2013
О лозунге «Россия для Русских»
«Вот, например, наша либеральствующая пресса критиковала лозунг «Россия – для русских». Но, если разобраться, что в этом лозунге плохого? Для кого же должна, в самом деле, существовать Россия, как не для русских, которые своим трудом и своими победами создали государство? Да, существует разница между татарским, удмуртским, ногайским, чеченским и еще с двумя десятками других народов с другими мироощущениями и русским мироощущением. Но что станет с Россией, если другие народы будут пытаться вынести свои частные мироощущения за двери собственных национальных квартир? Что произойдет с Россией без ее государствообразующего и культурного русского стержня? Правильно, России не будет!
06 мая 2013
РУССКИЕ И ЧЕЧНЯ
23 апреля в резиденции главы Чеченской республики прошла встреча блогеров с главой Чечни Рамзаном Кадыровым. Вопросы главе Чеченской республики собирались блогерами заранее. Эксперт ИА REX, политолог и историк, кандидат исторических наук Лев Вершинин предложил Рамзану Кадырову ответить на вопросы. Эксперты ИА REX в статье «В ответе ли Рамзан Кадыров за геноцид русских в 90-х годах в Чечне» обсуждали тему о том, ответит ли глава Чеченской Республики на вопросы эксперта ИА REX и выражали сомнения. Рамзан Кадыров ответил в своём блоге на вопросы Льва Вершинина.
19 февраля 2013
СЕМЬ МИССИЙ РУССКОГО НАРОДА. НЕ МНОГО ЛИ?
В блогосфере и социальных сетях часто возникают дискуссии о том, что русский человек не может без миссии. На одном из сайтов сформулировали 7 миссий Русского народа. России – для того, чтобы выжить – сегодня как раз стоит отказаться от своих великих и вечных миссий, когда она уже не раз спасала Европу от гибели, а потом сами европейцы, плевали в лицо её «бронзовым солдатам». Так было после освобождения Европы от Наполеона, так было после освобождения её же от Гитлера. Кажется, это должно хоть чему-то научить Россию. Великие миссии России – очевидны только для неё самой, весь остальной мир над этой российской озабоченностью просто смеётся. Не много ли миссий у русского народа?
31 января 2013
Судьба русской культуры на Украине – в руках Януковича
они понимают, что борьба с русской культурой – это борьба с Россией, подрыв русской культуры в ближнем зарубежье – это неизбежно подрыв самой России. И, к сожалению, люди, которые в том числе принимают сегодня решения на самом верху российской власти, понимают это чрезвычайно слабо. Если бы они понимали, то хотя бы какие-то действия за прошлый год, когда система власти в России уже практически стабилизировалась, были бы предприняты. Так что поправки будут приняты. Я в этом уверен почти на 100%, поскольку в Раде есть необходимое для этого Януковичу число депутатов. А то, что данные поправки разрабатывались под руководством Кравчука, – это лучшая гарантия того, что они русофобские. К ним с удовольствием присоединится оппозиция, и мы в очередной раз увидим лицо власти.
31 декабря 2012
«Русское население на постсоветском пространстве остается самым незащищенным!»
Атаман Объединения казаков Крыма Сергей Юрченко назвал русское население на Украине и в других странах, возникших на постсоветском пространстве "самым незащищенным в правовом плане" презентуя новый проект казачества, крымской республиканской организации "Таврический Союз" и портала «Новоросс. info» по оказанию юридической поддержки русского населения Крыма.
11 октября 2012
«РУССКИЙ РАЗДЕЛ» В СТРАТЕГИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦПОЛИТИКИ РОССИИ
«Конституционное право на национальную культуру, язык, образование и воспитание для русского народа в отличие от других российских народов не подтверждено соответствующим законодательным механизмом реализации. Сегодня же русский народ — сам по себе, русская культура, язык, воспитание и образование — сами по себе живут независимой друг от друга жизнью. Нигде в законодательном, а значит и в практическом плане не закреплено, что русская культура — это культура русского народа, русский язык — язык русского народа. Без этих скреп они не стали бы общенациональным достоянием, открытым для межнационального общения, но становятся широким полем для экспериментирования зачастую — во вред русскому народу.
17 сентября 2012
РУССКИЕ СТАЛИ «НАЦМЕНАМИ» НА СВОЕЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ РОДИНЕ
10 августа 2012 года войдёт в историю русского народа, как ещё одна чёрная дата, поскольку именно в этот день на Украине вступил в силу закон «Об основах государственной языковой политики», согласно которому русский язык на исторической территории Киевской Руси признан языком национального меньшинства, а сами русские, соответственно, «нацменами» на своей исторической Родине. После окончательного развала СССР в 1991 году, Запад сосредоточил свои усилия на разрушении самой России и, следует отдать ему должное, делает это весьма планомерно, квалифицированно, последовательно и небезуспешно. В первую очередь, его усилия направлены на дискредитацию её духовных устоев, - Православия, гордости россиян за Победу их отцов и дедов в Великой Отечественной войне над коричневой чумой ХХ века – фашизмом и истории русского народа, который бесспорно является основой государственного строя России и единства восточнославянских народов.
27 августа 2012
ДО ПУТИНА НЕ ДОВОДЯТ истинное положение русских людей на Украине
О положении русских на Украине, поддержке соотечественников Москвой и о том, как сохранить единство Русского мiра, в эксклюзивном интервью рассказал глава Русской Общины Украины Константин Шуров.

Vps windows
Виртуальные VPS Hyper-V сервера. Отличное соотношение цены и возможностей
ruvds.com
Купить постельное белье
Выбираем настроение в спальню! Постельное белье с доставкой
best-textile.ru