Дорогие друзья и коллеги, уважаемые посетители!
Вы посетили портал Русской Общины. Его появление вызвано острой необходимостью прекратить монополию определенных групп на информацию по главным вопросам жизни от имени русских и русскоязычных граждан Украины. ...
Этнополитика - Экономики
29 августа 2011
Является ли дискриминацией по национальному признаку национальная специализация на рынке труда

Координатор международной экспертной группы Сергей Сибиряков:

Наш коллега, журналист и блогер из Львова Александр Хохулин
на своём сайте «mankurty» подверг резкой критике меня и Григория Трофимчука за советы российскому руководству (
подробнее) учесть боевой дух северокавказских народов в "национальной специализации", увидев в нашем предложении расизм и желание «использовать этих агрессивных недочеловеков в качестве пушечного мяса». 

Лично я не вижу в наших советах расизма или разжигания национальной розни.

Со времён Российской империи наблюдалась естественная  "национальная специализация" в экономической сфере. Так, к примеру, по исследованиям татарских историков, татары на российском рынке труда в конце 19-го и начале 20 века занимали ниши дворников в Москве и Санкт-Петербурге, работали проводниками на российских железных дорогах, содержали и поддерживали буфеты на станциях. Сегодня, по сведениям столичных СМИ, в Москве украинцы и белорусы водят общественный транспорт, армяне ремонтируют дороги, молдаване строят новые жилые районы, таджики метут улицы и чинят обувь. Среди узбеков много поваров, работающих в кафе и ресторанах национальной кухни. Поэтому нам интересно узнать мнение экспертов разных стран о национальной специализации на рынке труда и как она воспринимается обществом.

Считаете ли Вы, что национальная специализация на рынке труда является дискриминацией по национальному признаку? Какие виды национальной и расовой специализации существуют в странах вашего проживания?

Григорий Трофимчук — политолог, первый вице-президент Центра моделирования стратегического развития (Москва): Говоря о конкретной ситуации с Мирзаевым, я вовсе не ставил перед собой задачу прокомментировать национальный аспект, в плане его привязки к той или иной профессии, хотя сама по себе эта тема достаточно глубокая и интересная. В частности, показателен уникальный опыт СССР, внутри которого одна республика специализировалась на выращивании хлопка, другая на зерновых, третья на выпуске тракторов, радиотехники и т.п. Именно это и связывало всё население страны одним общим делом или, как это сейчас принято говорить, проектом. И даже сегодня, когда Санкт-Петербург называют «культурной столицей» России, никому не приходит в голову предъявлять этому городу обвинения в гуманитарной дискриминации всех остальных, по определению «малокультурных», российских городов.

Я говорил о конкретной нише – тех видах контактного боя (бои без правил, кикбоксинг и т.п.), которые до недавних пор находились под жёстким законодательным запретом по той причине, что представляли собой серьёзную социальную опасность. Даже о самбо, которое культивируется в России с 30-х гг., здесь не было речи. Поэтому - ещё раз, специально для Александра Хохулина: в эти открывшиеся вдруг ниши стекаются не совсем адекватные россияне различных национальностей, которые не нашли себя ни в живописи, ни в игре на фортепьяно, ни в работе на шахте, ни в гребле на байдарках и каноэ, ни в греко-римской борьбе. То есть, неадекватные «мирзаевы» – это и неадекватные «ивановы», и «юнусовы», и «цои», таких хватает везде.

Александр, живя во Львове, по понятным причинам не улавливает разницу между терминами «россиянин» и «русский», что для текущей межнациональной обстановки в РФ имеет принципиальное политическое значение. Поэтому он приводит мою цитату: «Зачем загонять в эти структуры тех россиян, кто для этого не рождён?», не понимая, что речь в ней идёт обо всех гражданах Российской Федерации – русских, чеченцах, татарах, якутах, чувашах, дагестанцах и т.д. Валерий Гергиев или Денис Мацуев (кстати, чеченцы гордятся тем, что у этого великолепного пианиста «чеченская фамилия», и не раз мне об этом напоминали), брошенные на штурм «дворцов Амина» или «цхинвалов», практической пользы на этом фронте принесли бы немного. Зато приносят на другом.

Более того: сам глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров регулярно, настойчиво предлагает Президенту РФ помочь, своими батальонами, в той или иной военной операции, в том числе за пределами России. Чеченцы рвутся в бой туда, где они могли бы принести стране много пользы, у них и мысли нет о какой-то там этнической «дискриминации» по профессиональному признаку. Как раз наоборот. Думаю, что если бы в ответ на этот патриотический порыв руководителя Чечни, Дмитрий Медведев призвал бы его гвардейцев заняться лучше сборкой вентиляторов или клёпкой кастрюль, то заслужил бы немало косых горских взглядов.

Я предложил лишь один из вариантов того, как можно изменить тревожную межнациональную ситуацию в РФ, которую уже не спасёшь посадкой отдельных доказанных «мирзаевых». Если у Александра есть своё предложение, то хорошо бы его показать, а если нет, то и не надо ввязываться в серьёзную тему.

Игорь Богатырёв — журналист, редактор службы новостей сетевого журнала «Полярная звезда» (Тверь): Никакого разжигания в этом я не вижу. Ровно так же, как не вижу разжигания в том, что прокладки рекламируют именно женщины, а средства от загара не рекламируют негры. Другое дело - насколько объективно обоснован сам исходный материал. С ним можно в некоторой мере и поспорить.

Даниэль Штайсслингер — журналист и переводчик (Израиль): Если национальная специализация не будет принудительной (к примеру, если армянин — то иди строить дороги, а вот, скажем, петь в опере — лицом не вышел, а татарин может быть только дворником), то ничего дурного в этом нет.  

Но насчёт поощрения агрессивности северокавказцев через канализирование их энергии в сфере приложения сил ландскнехтов и профессиональных бойцов — некоторый перебор. Это же можно подготовить таких вышколенных солдат удачи, которые потом съедят титульную нацию без соли, как только она даст малейшую слабину. Вспомним, что уже столкнулись с этим во время чеченской войны, когда противником командовали бывшие советские офицеры не из худших, СССР поощрял интерес народов Северного Кавказа к армейской карьере. Точно так же,  как наёмные германцы уничтожили легионы Квинтилия Вара в Тевтобургском лесу, ведь для Римской империи они были аналогом кавказцев, тем более, что на тот момент строй у германцев был таким же, как у нынешних чеченцев — родоплеменным, до эпохи Эсмарха, Байера, Гейзенберга, Порше и Дизеля оставалось 2,000 лет.

Лариса Бельцер-Лисюткина — культуролог, кандидат философских наук (Германия):

Приписывание человека к определённому сектору на рынке труда под предлогом его этноса - это, безусловно, культурно сконструированное ограничение его возможного статуса. Татары-дворники? Вы шутите! Если оставаться на позиции вашей же логики, то бывшие кочевники, завоеватели Руси, которые 200 лет подряд выдавали русским князьям ярлык на княжение и собирали с Руси дань, должны были бы претендовать на ту нишу, которую вы рекомендуете отдать кавказцам ввиду их якобы прирождённой воинственности. А точнее, склонности к агрессии и насилию. И белорусы не только водят общественный транспорт. И армяне ничем не заслужили редуцирования себя до уровня плинтуса - дорожных ремонтных работ. 

Всё это оптические иллюзии, связанные с позицией смотрящего.

Если смотреть на постсоветские этносы "с мааасковскай улицы", то оптика навязывает такую вот дискриминационную разблюдовку, ибо на постсоветском пространстве произошёл слом структур, и люди попали в прогалины между обломками. Они не самореализуются, они выживают. Стратегии выживания ничего не говорят о потенциале этносообществ, ведь у их участников нет выбора, они вынуждены делать только то, что нужно нации-заказчику. России нужны трудовые ресурсы на самые низкостатусные позиции, будь то стройка или уборка мусора. 

Моё собственное вИдение этих этносов сформировалось не на улице, а в учебных аудиториях исторического факультета МГУ. В советском Центре ковались национальные кадры. В МГУ были квоты для нацэлит, поэтому рядом со мной на студенческой скамье оказались Роза Отунбаева, холёные, сдержанные, двухметрового роста красавцы-чеченцы, замечательные соседи по общежитию - узбеки, которые научили меня готовить плов и подарили художественные альбомы с архитектурными памятниками своей родины. Общение с ними стало для нас, их однокурсников, как бы ещё одним университетом - мы впервые по-настоящему узнали национально-культурное богатство своей страны. Мне кажется, что ни о какой трудовой предопределённости по этническому признаку говорить не стОит. Это не имеет ничего общего с реальностью. В Средние Века сложился всемирно известный стереотип о евреях-финансистах. При этом никто не учитывал того фактора, что для христиан почти до середины 18-го в. существовал церковный запрет на эту профессию. Ну а как бы выглядел европейский банковский сектор, если бы этого запрета не существовало, и евреям пришлось бы по полной программе конкурировать с христианами?

Фёдор Толстой — переводчик и IT-предприниматель (Бостон, США): Национальная специализация в США и других странах, где я был - результат политики опоры на "гастарбайтеров". Так сейчас в IT засилье индусов и вообще выходцев из индийского субконтинента: в любой организации их значительная доля, а на одном проекте, где я работал, на 25 индусов был один "белый человек" - я. Русские (русскоязычные) также занимают на этом рынке значительную нишу.  А вот латиноамериканцы занимают ниши неквалифицированного труда: от сбора урожая овощей и фруктов до покраски домов. Маленькие лавочки в неблагополучных районах принадлежат либо корейцам, либо иранцам и т.п.

Есть и более забавные ниши:  циклевку паркета монополизировали вьетнамцы - практически невозможно найти никого другого, кто это делает, а огромное большинство небольших гостиниц в США принадлежит не просто индусам, а индусам по фамилии Пател. Когда-то один Пател вошел в этот бизнес - и посоветовал его своим сородичам по этому клану торговцев.

Я считаю, что это не просто плохо, а очень плохо. "Этнические кланы" намеренно затрудняют выход на рынок труда кого-либо другого. Конечно циклевка паркета - не особо завидный бизнес, однако предположим, какой-нибудь янки не умеет делать ничего более высокооплачиваемого - он не сможет заняться и этим. Ну и более выгодным бизнесом, типа гостиничного, тоже не дают заняться: например, намеренно занижают цены, стремясь выжить чужака. Глобально же наплыв гастарбайтеров мешает развитию местных трудовых ресурсов.

А вот что касается "специализации" определенных групп на силовых ведомствах - это и вовсе прямой рецепт к гражданской войне и "африканизации" страны. Этнические кланы в силовых ведомствах (армия или полиция) быстро поймут, что отстаивать свои интересы гораздо выгоднее, чем "всеобщие". По этому сценарию развивались события во многих странах Африки и Азии, где одно или несколько племен, монополизировавших силовые структуры, начинало гнуть всех остальных, пока те не восставали против такой ситуации.

Грант Микаэлян — политолог, научный сотрудник института Кавказа (Армения): В условиях чужой страны и культуры представители одного этноса могут вести себя схожим образом. Если учесть бэкграунд, к примеру, приезжих из Узбекистана (беру совершенно произвольно), их способности, а также то, насколько они хорошо способны с ходу вписаться в новую и достаточно сильно отличающуюся от привычной, среду, понятно, что выбор для них будет не очень широким. Их дети, если они вырастут в новой среде, будут уже хорошо владеть языком и иметь множество навыков, недоступных для их родителей. Для них этот выбор расширится. Таким образом, будучи все также узбеками, они могут быть совершенно другой специализации. 

 По-другому обстоит дело, когда приезжий не иммигрант, а гражданин и у него есть этническая родина внутри страны проживания. С гораздо большей вероятностью и его дети будут стремиться интегрироваться именно в среду его этнической родины и т.н. "национальная спецификация" будет сохраняться.

Национальная спецификация как таковая, складывается в естественных условиях. Таким образом, в случае открытого и нормально функционирующего рынка труда, поскольку из тех мест, где навыки данного индивида невостребованы, он будет перемещаться туда, где в нем потребность есть и все сложится само собой, и никакого значения не будет иметь национальная спецификация, хотя какие-то закономерности, безусловно, будут иметь дело. Другое дело, если коррупция или какие-либо другие общественные проблемы препятствуют свободному функционированию рынка труда. В таком случае вводить какие-то ограничения или поощрительные схемы также не имеет смысла, поскольку коррупция не даст возможности новым законам функционировать.

Сама идея о национальной спецификации и ее закреплении/поощрении подразумевает, что в какие-то сферы доступ для тех или иных людей будет запрещен или ограничен, а в каких-то сферах - будет поощряться. Тем самым будет формироваться внутри одного государства несколько разных обществ с совершенно разными менталитетами и там, где эта разница есть, она будет лишь усиливаться. Более того, надо сказать, что в условиях существующего антагонизма и оппозиции центральной власти на местах, такая "спецификация" будет усиливать антагонизм.

 В общем, хорошая поговорка есть  "от добра - добра не ищут". Нужно не пытаться организовать людей так чтобы усиливать различия между ними и создавать военные касты по национальностям, а создать для них такие возможности, чтобы эти различия не были такими сильными, если конечно речь идет о том, что есть на будущее планы жить в одном государстве, к примеру - поднимать уровень образования. Тогда спорт будет всего лишь спортом, также как и все другие виды деятельности. Сейчас же для большинства мужчин с Северного Кавказа спорт это единственный способ добиться в жизни чего-то.  

Юрий Юрьев политконструктор (Одесса): Существует ли военная специализация вайнахов, как народа? Мне сложно сказать, ведут ли вайнахи род от ассасинов, хотя подчёркнутое уважение к старейшинам и горам напоминает ассасинское уважение к "старцам горы", а арабское название ассасинов "ха-шишин" напоминает арабское же "шишин" в отношении картинок с Ичкерией на кадрах Аль-Джазиры. Кстати, давно замечено, что у горцев и чабанов лёгкое отношение к крови, поскольку в отличие от земледельца и ремесленника кровь они видят часто и вплотную. Но умение быстро зарезать того, кто рядом, не является аналогом умения испепелить ядерным ударом города и флоты, а горячность крови бесполезна под артналётом и может демаскировать взвод в засаде. У нас живёт человек, называющий себя бывшим заместителем комдива Дудаева, и говорит, что Дудаев летал, как бог, лучше всех. Но не будь Дудаева, то возможно были бы спасены десятки тысяч жизней и сотни тысяч судеб. Поэтому нужно посмотреть на такие параметры, как верность, управляемость и обучаемость. По сути это и есть ныне "боевой дух", поскольку без верности и управляемости он рискует стать "трупной вонью", а без обучаемости - "духом прошлого".

В принципе специализация вайнахов "налёт" была успешно реализована в российско-грузинской войне "чеченскими" батальонами ГРУ ГШ ВС РФ "Запад" и "Восток". Кроме доблестной резвости разведки ,грузин вероятно появились слухи, что чеченцы будут их "взлюблять-не-по-детски", и это тоже мотивировало войска Грузии бежать быстрее. Хотя тактически было важнее отсутствие серьёзных ударов авиации, что не вынудило грузин зарываться в землю, а ещё - волшебное появление целой армии из единственного рокского тоннеля, который обученной НАТО Грузии взорвать, почему-то не удалось. Кстати, до российско-грузинской войны было мнение, что все кавказские народы, независимо от крови и веры, включая грузин, долго обеспечиваемых НАТО  и Украиной, - прекрасные природные бойцы, и это подтверждалось пропагандой, что рейх не сумел преодолеть Кавказ. Исламское презрение к смерти? Опыт армяно-азербайджанских конфликтов показывает, что войне религия не помогает.

 По поводу рынка труда - я затрудняюсь делать выводы без статистики. Мы видим ныне определённые приоритеты землячеств, но они не являются, ни профсоюзной статистикой, ни квалификационно-разрядной на протяжении долгого времени, чтобы делать выводы о "выборе поколений". Допустим, что молодому человеку в эпоху рынка проще получить специальность, которой владеют его родичи, и средства на совершенствование по специальности, но это умозрительная схема, а не статистическая. Пока возможно лишь статистически зафиксировать, что южные народы ищут "тёплые места", поскольку меньше приспособлены природой к холоду. Ещё можно зафиксировать, что южане быстрее созревают гормонально и раньше вступают в брак. А остальное, в условиях развитой и стабильной государственности, это право выбора личности своей судьбы. Впрочем, у тех, кто предпочитает государственности землячества, логика иная, например сложно встретить цыганок в промышленности  и науке, но эта статистика ныне почему-то считается "нетолерантной", как будто желание лишить граждан достоверной статистики является "толерантностью", а не обманом налогоплательщиков за их же счёт...

  Михаэль Дорфман — публицист и издатель (Нью-Йорк, США):  Расизма в предложении создавать национальные части я не усматриваю. Только это вчерашний день. Современная армия или силы внутренних дел не могут включать национальные части. Представители кавказских народностей замечательно показали себя как раз в рядах Советской армии безо всяких национальных частей, во время и после войны.  Однако, «особая воинственность» может и хороша для партизанской войны, защиты своего добра, но никак не для современной армии.

Особые «воинственные» кавказские части не оправдали возложенных на них ожиданий ни в составе вермахта во время 2-й Мировой, ни пресловутая Дикая дивизия во время мятежа Корнилова или в рядах армии Деникина во время наступления на Донбасс. Части не пользующихся репутацией воинственных латышей оказались в той ситуации куда более эффективными не только во время революционных событий 1917-1919 годов, но и послужили костяком для формирования командного состава Красной армии.

Что касается «национальной специализации», то это есть во всех эмигрантских обществах. Появление такой категории в России свидетельствует, что и ее не обходили стороной глобальные процессы нового переселения народов. Россия в не меньшей степени общество эмиграции, чем США или Германия, только там это больше внутренняя эмиграция. Хуже, если такие «национальные специализации» продолжаются и во втором и третьем поколении. Это может говорить о застывании и негибкости общества, а все, что не гнется, то ломается.  Сокращенный вариант здесь: http://www.iarex.ru/news/18993.html


Другие статьи в разделе "Этнополитика - Экономики"
24 октября 2010
Германское правительство признает провал мультикультурной политики
Германия сегодня, пожалуй, самая «гостеприимная» страна для иммигрантов. Здесь можно устроиться на работу совершенно не зная немецкого языка – правда, такая работа не будет высокооплачиваемой, но на жизнь – хватит. Чем обернулось немецкое гостеприимство для Германии? В Германии нашли свою вторую родину 16 миллионов иммигрантов из разных стран. Около 4 миллионов (5% населения страны) их них – мусульмане, которые и на чужбине живут по своим традициям, сохраняют свою культуру веру, а потому не проявляют желания интегрироваться в германское общество и культуру. Впрочем, выходцы из других стран тоже мало чем от них отличаются. Глава правительства ФРГ Ангела Меркель заявила: «Этот мультикультуралистский подход, согласно которому мы просто живем бок о бок, и все довольны, полностью провалился». Слова Меркель облетели все мировые информационные агентства, породив волну самых разнообразных комментариев. Политолог Сергей Сибиряков задал несколько вопросов экспертам: