Дорогие друзья и коллеги, уважаемые посетители!
Вы посетили портал Русской Общины. Его появление вызвано острой необходимостью прекратить монополию определенных групп на информацию по главным вопросам жизни от имени русских и русскоязычных граждан Украины. ...
Диаспора
27 сентября 2011 Ярослав Мошков,
ИА «Русские Новости"
«Нет! - насильственной ассимиляции»
В Вильнюсе прошёл митинг в защиту школ национальных меньшинств

 В пятницу, 23 сентября 2011 года в 15.45 на автостоянке возле Сейма Литовской Республики на проспекте Гядимино 53, состоялся митинг в защиту школ национальных меньшинств в Литве. Представители национальных меньшинств призывали своих соотечественников поддержать национальные школы.

В митинге принимали участие забастовочные комитеты школ национальных меньшинств, а так же родительский форум польских школ Литвы. Приехали представители русских школ Клайпеды, учащиеся русских, польских и белорусских школ Вильнюса и Вильнюсского района, родители и педагоги.

Митинг поддержали: избирательная акция поляков Литвы, Альянс Русских Литвы, союз поляков Литвы, общество учителей польских школ Литвы "Macierz Szkolna", Ассоциация учителей русских школ Литвы, общество белорусского языка им. Ф.Скорины.

На митинге собравшиеся выражали свой протест в связи с отсутствием положительных решений по образованию национальных меньшинств в Литве.

ИА «Русские Новости» обратились к представителю Клайпедской школы ответить на вопросы.

Представьтесь, пожалуйста. Меня зовут Мария Гарина. Я учительница, но в первую очередь, конечно же я - мама. У меня двое детей, в третьем и одиннадцатом классе.

Расскажите о положении русских школ в Клайпеде.

С каждым годом у нас уменьшается количество русских школ. Они закрываются, хотя  почему-то дети все равно идут в эти школы. Положение очень печальное, потому что уже в 3-м классе у нас говорят о том, что наши дети будут говорить на некоторые темы, например, по истории Литвы, на литовском языке. Мой сын третьеклассник на прошлой неделе пришел из школы с широко раскрытыми глазами и спросил: «Мама, я видел в учебнике свастику. Почему свастика, ведь это же очень плохо? Почему в учебниках свастика? Я не хочу видеть такие вещи».  Дочь учится в одиннадцатом классе и у нее практически все учебники на литовском. Это не только учебники по истории, но и физика, математика  на литовском.  Я как учитель могу сказать, что по-русски дети говорят все хуже и хуже. Язык беднеет, то есть мы его теряем, перестаем мыслить на нем.

Мы обратились к директору польской школы вильнюсского района Мечиславу Ясюлевичу.

Расскажите о положении польских школ в вильнюсском крае.

Мы знаем каково положение польских школ в Вильнюсском крае. Мы знаем, что было намного лучше до того, как был принят этот закон об образовании. Теперь ущемляются права обучения детей на родном языке. Нам, полякам, учить на литовском языке такие предметы как: история Литвы, география, политология, я и мир, – невозможно. Мы должны учить эти предметы на родном языке. Что касается литовского – да, мы должны учить литовский, но почему мы должны учить остальные предметы на литовском? Ведь мы учимся в польской школе.

Как вы оцениваете новый законопроект о сдаче государственного экзамена по литовскому языку, согласно которому выпускники  школ национальных меньшинств должны будут сдавать наравне с выпускниками литовских школ? Смогут ли выпускники польских школ конкурировать с литовцами?

Какая конкуренция, если выпускники литовских школ обучаются по программе изучения литовского с первого класса, а до 2013 года выпускники польских и русских школ будут обучаться всего лишь два года? Какая может быть справедливость? Я считаю, что это только дискриминация.

Председатель Ассоциации учителей русских школ Литвы Элла Канайте также ответила для ИА "Русские Новости" на ряд вопросов:

Каково сейчас положение русских школ Литвы? Особенно с учётом новых поправок об образовании...

На данный момент в Литве 34 русских школы и более 20 смешанных школ, где обучается более 16.000 учащихся. Конечно, мы поредели за эти годы. Но, я повторяю, что мы, живя в Литве, являемся гражданами и мы знаем литовский, но мы имеем право на сохранение родного языка, сохранение своей ментальности. Если говорим о школах, то они имеют право на существование. Была целая кампания по сбору подписей в защиту этого права. Была собрана 61 тысяча подписей. Я лично вместе с представителями польской общины относила их к  спикеру Сейма Ирене Дягутене, которая нам лично пообещала прислушаться, а в результате Сейм не услышал наши голоса. Нынешняя ситуация такова, что по внутренним поправкам законообразования уже в начальной школе темы курса, связанные с Литвой и окружающим миром должны преподаваться на литовском языке, хотя у них написано «интегрированы». Когда я задаю вопрос представителям министерства просвещения «что значит – интегрированы» - ответа нет. Пятиклассники должны уже изучать историю Литвы на литовском языке. Как? Они еще родной язык не знают. Понимаете? Мы говорим о том, что еще можно это изучать в старшем звене, постепенно подойти, но не сейчас. Не готовы. А это идет насильственная ассимиляция. Мы и так уже с 8 класса работаем по литовским учебникам, мы сдаем экзамены на литовском языке, но не надо на нас излишне давить. Они не слышат и не хотят нас слышать.

Как считаете, почему они не хотят слышать? В чем суть, на ваш взгляд, их политики в отношении нацменьшинств?

Ассимилировать, наверное. Честно говоря, я думаю, что это европейские стандарты. Смотртие, в той же Финляндии, там шведов 5,5 % населения страны и второй государственный язык – шведский, есть шведские школы. Поэтому, честно говоря, не совсем понятны их шаги. Официально наши власти заявляют, что это делается на благо нацменьшинств, чтобы мы смогли свободно интегрироваться в общество Литвы. Наша президент в марте сказала уникальную, в кавычках, фразу, чтобы наши нацменьшинства  были полноценными. А до этого кем мы были? Поймите, уже с 1999-го мы сдаем  экзамены. Они все на литовском языке за курс средней школы. Мы работаем по литовским учебникам. Ребята спокойно поступают в ВУЗы и обучаются. В средней школе учебники по истории, начиная с 8 класса вообще не переводят. Да, мы граждане Литвы, мы обязаны знать язык. Это априори, этого никто не оспаривает и с этим никто не спорит, но мы просим, чтобы сохранили и наше право. Ведь что сейчас делается? Что делают с детскими садами и начальной школой? Начиная с детских садов и начальной школы вводят интегрированное  обучение  на литовском языке тех тем курса окружающей среды, которые связаны с Литвой. А как пятиклассники? Весь год в пятом классе идет обучение на литовском. Пятиклашки еще свой родной язык плохо знают. И это действительно сложно.

Русские ученики учатся по тем же самым учебникам, в которых преподается, что русские испокон веков только то и делали, что оккупировали, притесняли, унижали литовское население?

О содержании учебников я говорить не буду, потому что в Литве за отрицание советской оккупации грозит уголовная статья.

Как должны работать нынешние пятиклассники?

Да, вот именно. Как? Они издали рабочие тетради.  Допустим, учебник называется «Мир и Литва». Они из этих учебников, грубо говоря, выдрали всю Литву и сделали отдельную тетрадь, но там даже нет словарей. А как работать без словарей, терминов и так далее? Хотя с этими тетрадями мы работаем более 15 лет. Я перевожу и делаю словари со своими учениками. Когда я сказала, что нет методических рекомендаций, мне директор экзаменационного центра заявил, что эти рекомендации одинаковы, но когда работаешь билингуально, есть свои особенности, учитывая, что это не родной язык. Понимаете, поэтому мы и говорим – отложите. Мы не против того, что надо изучать. Пусть нынешние первоклассники пойдут по новым программам . Когда они дойдут, тогда они и будут сдавать – и в пятом, и в десятом и в двенадцатом. Но сейчас-то идет давление сверху: срочно, быстро ,в срочном порядке. Они сами сейчас виноваты вот в этой конфронтации, которую создали, а они обвиняют в этом нас. Собранные нами подписи не учитываются, извините, у нас двойные стандарты. Когда нацисты маршируют по улицам города – это все можно, когда на горе Таурас висят флаги со свастикой – это можно, когда музыкальная группа поет песню, в которой есть слова с таким смыслом, что "евреи горят в печах, русские валяются под забором, поляков мы уничтожили, вильнюсский край будет наш", - это тоже можно? Вот о чем я говорю. И когда наша уважаемая президент говорит о лояльности, то это государство должно быть лояльно к своим гражданам. О какой лояльности нашего государства можно говорить, если треть нашей молодежи за пределами Литвы?

Ожидаете что-нибудь от этого митинга?

Понимаете, под лежачий камень вода не течет и я хочу во что-то верить. Все равно я буду уверена, что с мнением народа будут считаться. Должны считаться.

По окончании митинга мы также обратились с рядом вопросов и к европарламентарию Вальдемару Томашевскому, лидеру Избирательной акции поляков Литвы.

Выпускники русских и польских школ Литвы и так хорошо знают литовский язык и прекрасно поступают в университеты. Зачем нужно сокращать преподавание на родном языке?

Вопрос риторический. Мы такой вопрос ставим, но он без ответа. Я думаю, это была определенная провокация консерваторов, чтобы мобилизовать свой электорат.

А ведь механизм закона уже запущен. Могут ли сделать что-либо эти митинги?

Они кое-что должны сделать, потому что в западной демократии так принято, что надо прислушиваться к мнению своих граждан. Если это большинство не будет прислушиваться, за год будет новое большинство.

Чем наша система образования уникальна? Говорят, наша система национального образования лучшая в Европе. Чем она лучше?

Она была лучшей, а сейчас после поправок она не лучшая. В других государствах она намного лучше. Скажем, в Чехии, в Испании, в Финляндии и так далее.

Дети, начиная с 9, 10 класса начинают изучать литовские термины по биологии, по химии, физике, математике и другим предметам. Какие еще есть более серьезные доводы, чтобы ввести эти поправки?

Молодежь знает литовский, может быть, пенсионеры не все знают литовский, но закон же не для пенсионеров. Это какой-то провокационный момент. Я думаю, ранее или позднее мы должны прийти к старой редакции закона.

Как вы считаете, национальные школы выдержат такой нажим, если еще больше предметов будут преподаваться на неродном языке?

Знаете, тут мне трудно прогнозировать. Здесь местное население переживало и более трагические времена. Конечно, люди будут жить даже и в таких условиях, но факт такой, что все будет сделано против их воли. И против них. А так не может быть. Логика демократии такова, что законы надо менять. Посмотрите, сколько здесь людей. Люди ведь не от хорошей жизни выходят на улицу, верно? Если тема реальная, то и митинг реальный, а не искусственный.

Источник


Другие статьи в разделе "Диаспора"
30 июля 2012
Сообщение
C 9 по 16 июля 2012г в Аргентине прошла международная молодежная математическая олимпиада, собравшая юных математиков из более, чем ста стран мира. Две недели соревновались юные дарования в городе Мар Дель Плата, где кроме турнира для них была подготовлена интересная культурно-развлекательная программа. Самое активное участие в организации и проведении олимпиады приняли Русский Конгресс Аргентины, Культурный и научно-технический центр соотечественников «Наша Русь», Молодежное движение «Славянка» и Ассоциация русских Профессионалов Аргентины. Гости не только подружились между собой, но и воочию увидели насколько гостеприимны и организованы русские люди в Аргентине.
27 июня 2012
ИЗ АМЕРИКАНЦЕВ В «ИНОПЛАНЕТЯНЕ». ПАСПОРТА ПЕРЕДАНЫ
21 год назад, 15 октября 1991 года, латвийские власти отобрали гражданство у трети латвийцев. Через какое-то время их назвали «негражданами Латвии» (даже «инопланетянами», Aliens) и выдали паспорта фиолетового цвета. Основание было абсурдным – эти люди и/или их предки не жили в Латвии до 1940 года. Хотя с 4 мая 1990 года по 15 октября 1991 года все они были гражданами Латвийской Республики, наравне с теми, кто и после 1991 года остаются гражданами этой страны, но у кого оказались «правильные» предки.
01 апреля 2012
Вышел мартовский номер газеты "Русский Вестник"
Газету бесплатно можно получить в Русской Православной Церкви на Булнесе, Нюнесе, Ланусе, В Представительстве «Россотрудничества» в Аргентине (Дом России в Аргентине), в Посольстве и Консульстве России в Аргентине, в русских ресторанах «Молино Дорадо» (Золотая Мельница) и «Ермак», в Торгпредстве, в Турагенстве «Амбросио» и «Альма Латина», в офисе КиНТЦС «Наша Русь» и МД «Славянка».
28 ноября 2011
БЕЛЬГИЙСКАЯ ВСТРЕЧА РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ
С 24 по 27 ноября 2011 года в Льеже (Бельгия) состоялась рабочая встреча представителей дееспособных общественных организаций стран Европы: Австрии, Германии, Дании, Нидерландов, Франции, Швейцарии и Швеции. Инициатор и организатор встречи - oбщество "ИКаРуС-Межкультурная коммуникация и русский язык" (ФРГ). Подобные встречи в Европе с представителями организаций стран зарубежья будут продолжаться, - сообщила информационной службе Координационного совета член комиссии европейских проектов от Нидерландов Ольга Александровна Штереншис.
11 ноября 2011
Голландские розы. И шипы
Координационный совет объединенных организаций российских соотечественников государства Нидерланды (более известного, как Голландия) существует с 2007 года. Изначально, она занималась оказанием юридических услуг русскоязычным гражданам, которые оказывались в Голландии в затруднительном положении. В 2006 году ассоциация была принята в Международный совет российских соотечественников, на базе которой и был создан нынешний Координационный совет. Он официально зарегистрирован в Торговой палате Нидерландов. Оказание правовой помощи русскоязычным гражданам так и осталось одним из направлений нашей деятельности, но к нему добавился еще целый ряд новых....
03 октября 2011
«Русский Мир» в Аргентине представил «Кабинет Русского Мира»
28 сентября в столице Аргентины, городе Буэнос-Айрес, на базе Культурного и научно-технического Центра соотечественников «Наша Русь», открылся «Кабинет Русского Мира», Кабинет включающий в себя замечательную библиотеку, так необходимую русской диаспоре в Аргентине.
22 августа 2011
Эво Моралес — друг России, но не русских в Боливии...Так считают отечественные дипломаты
....жизнь в староверских общинах до недавнего момента протекала спокойно, размеренно. И вдруг староверы стали главной темой в заголовках российских газет, центральной темой репортажей на телевидении: «Староверы возвращаются на родину», «Пришельцы из утраченного прошлого», .....Ратовать за «вызволение», за «спасение» нужно именно тех соотечественников, которые за рубежом потеряли стержень жизни, которые не смогли устроиться на работу, которых замучили неурядицы и бедность, словом, тех, кто сам просит о помощи, кто сам ищет возможность вернуться на родину. А воспользоваться наивностью старообрядцев, малоинформативностью, незнанием жизни России XXI века просто непорядочно и неблагородно. Для кого-то галочка и «премиальные», а для кого-то сломанная судьба!
26 июля 2011
Выборы и референдумы в Латвии не соответствуют стандартам демократии
23 июля 2011 года в Латвии прошел референдум о роспуске латвийского парламента. Это был уже третий за год опрос, когда напрямую запрашивалось мнение избирателей о судьбоносных для страны решениях. Предыдущие два касались сборов подписей 10 % избирателей для передачи на референдум вопросов о полной ликвидации школ с обучением на языках меньшинств и продления на два года кризисных ограничений размера пособий по беременности и уходу за ребенком. Осенью пройдет еще одна акция сбора подписей 10 % избирателей – за придание русскому языку статуса государственного, а также состоятся внеочередные парламентские выборы.
05 июля 2011
Татьяна Перглер: «ЧЕХИЯ – ДРУГ, ВРАГ, МАЯК И... КУЗНИЦА КАДРОВ »
С Татьяной Перглер мы знакомы не один год. Кандидат политических наук, что приравнивается в Чехии к званию доктора философии, она специализируется по вопросам политических институтов и процессов в Восточной Европе, проблематике социального государства и социальной политики в целом. В составе делегации международных наблюдателей не раз приезжала на Украину для работы на президентских выборах, а также выборах в органы местного самоуправления. Советник-консультант– социально-демократической партии Чехии по проблемам миграции, соблюдения прав человека и национальных меньшинств в Европе и Чехии, в частности. Учредитель целого ряда образовательных учреждений.
29 мая 2011
ВСТРЕЧА В РОТТЕРДАМЕ
28 мая 2011 года в Роттердаме (Нидерланды) состоялась плановая рабочая встреча представителей дееспособных организаций российских соотечественников: Нидерландов и Швеции. Нидерланды представляла руководитель общественной организации - Координационный совет объединенных организаций российских соотечественников в Нидерландах, член комиссии европейских проектов от Нидерландов Ольга Штереншис. Швецию представляла член общественной организации - Русско-Шведское общество культуры Лина Панова, которая прибыла на встречу по поручению руководителя организации, известного общественного деятеля Инны Хромовой.