Дорогие друзья и коллеги, уважаемые посетители!
Вы посетили портал Русской Общины. Его появление вызвано острой необходимостью прекратить монополию определенных групп на информацию по главным вопросам жизни от имени русских и русскоязычных граждан Украины. ...
Закон и Право
05 октября 2011
НАДО ЛИ ПРЕПОДАВАТЬ ОСНОВЫ РЕЛИГИИ В ШКОЛАХ

Результаты сразу двух опросов, проведённых в августе, показали, что более половины россиян приветствуют введение в школах преподавания основ религии. Мало того, наблюдается устойчивая тенденция к росту сторонников изучения школьниками предметов религиозной тематики. Эксперты прокомментировали результаты опросов по преподаванию религии в школах.

Как вы относитесь к преподаванию в школах основ религии?

Журналист Игорь Богатырёв:

Категорически против. Причём, даже всех сразу, в сводном курсе. Думаю, что объективного упоминания религий и их роли в курсе истории — вполне достаточно. Выделение же их в отдельный предмет вольно или невольно (подозреваю, что как раз «вольно») выделяет роль религий в жизни общества. Что, на мой взгляд, недопустимо.

Политолог Станислав Стремидловский:

К преподаванию в России основ религии отношусь отрицательно. Наша страна — это светское государство, российское общество также не религиозно, что бы по этому поводу не фантазировали представители религий. Поэтому в данном случае знание основ религиозных представлений школьникам не требуется ни с точки зрения овладения знаниями, нужными для будущей работы (если только, конечно, данный школьник не собирается стать богословом), ни с точки зрения социализации в обществе. Основы религии могут быть составляющей программы гуманитарных специальностей в высшей школе, наряду с античной мифологией или литературой.

Политолог Леонид Савин:

Поддерживаю преподавание основ религии в форме сравнительного религиоведения. Это способствует развитию, как критического мышления, так и интеллекта в целом. Было бы неплохо, если бы ввели изучение различных древних языков, например, арабского, как языка Корана, но, как и в случае с религией возникает — вопрос — а где квалифицированный штат преподавателей? Количество ВУЗов в РФ, которые готовят специалистов-педагогов по сравнительному религиоведению можно пересчитать по пальцам. Другое дело, если вопрос стоит об основах различных религий — захотели родители определенного поселка, чтобы там изучали такую-то религию — приглашают духовное лицо. Это еще основатель эпистемологического анархизма Пол Фейерабенд предложил — если где-то не хотят изучать историю мира по Дарвину, почему же запрещать ее изучать на основе Библии?

Консультант и изобретатель Алексей Дубинский:

Религия может быть полезна для большинства людей. Ликбез по основам традиционных вероучений не помешает. Хорошо бы предостеречь от деструктивных тоталитарных сект и культов. Рассказать, как и зачем они заманивают, чем расплачиваются заблудшие. Сможет ли средний учитель-гуманитарий объяснить и убедить в опасности религиозной нетерпимости и экстремизма, но при этом не впадая в экуменизм и пропаганду «толерантности любой ценой»? А приглашенный служитель традиционной религии верит, что лишь одна религия истинна и ведёт к спасению.

Детям инокультурных мигрантов было бы полезно узнать основы атеизма и православия, чтобы успешнее интегрироваться в современное общество. Однако их родители скорее выберут изучение другой «традиционной религии». И тогда межрелигиозные конфликты начнутся уже между школьниками.

Так чему учить? Кто будет учить? И какие предметы придётся сократить? Трудно предугадать последствия. Вряд ли школьные уроки приучат выполнять десять заповедей или приведут в церковь. А кого-то только оттолкнут.

Переводчик и журналист (Израиль) Даниэль Штайсслингер:

Поддерживаю чисто культурологический подход к вопросу. Рассказать о религии, как элементе человеческой культуры и истории. Без нападок атеистического характера, но и без апологии. А катехизация в любую веру — только во внешкольных учреждениях, например, по воскресеньям при храме, для желающих. При этом за мусульманской катехизацией необходим надзор спецслужб, чтобы мулла не воспользовался возможностью для пропаганды экстремизма.

Журналист Александр Щепин:

Как человек верующий, я весьма положительно отношусь к введению в школах предмета «Основы православной культуры». Как минимум это расширение кругозора учащихся, как максимум — приобщение к Вере и формирование высоконравственного духовного стержня, будущих полноправных членов нашего общества. Главное, со всей серьёзностью подойти к вопросу подбора педагогов, чтобы предмет «Основы православной культуры» не превратился для учеников в очередную нудную «обязаловку», тем самым предопределив их отношение ко всему, что они услышат на этих уроках. Этот предмет нельзя просто формально отчитать положенное количество часов. В каждый урок обязательно нужно вкладывать всю свою душу, так как этот предмет, без преувеличения, накладывает на педагога особую ответственность за нравственное состояние нашего общества в ближайшем будущем.

Переводчик и IT-предприниматель (Бостон, США) Фёдор Толстой:

Я — всецело «за». Основная беда России — отсутствие морального стержня у населения, особенно у молодежи. Коммунистическая идеология с позором отвергнута, но на смену ей ничто не пришло, моральные тормоза не работают. Давать понятия детям с раннего возраста о том, что «это хорошо, а это — плохо, как сказано в священных книгах наших предков» принесёт им огромную пользу в будущем, вне зависимости от того, уверуют они или нет.

Журналист (Львов) Александр Хохулин:

Самые юные члены моей семьи воспитываются в достаточно религиозном духе. Мамой. Никогда не возражал, не возражаю, и вряд ли буду возражать. Всё, что от семьи, от мамы — свято. Решительный противник преподавания религии в школе. Как бы предмет ни назывался, всё сводится к Закону Божьему. У нас на Украине серьёзные проблемы с общей культурой священников, что уж говорить о культуре школьных учителей. Не хватает знаний, умения подать материал, такта, интеллигентности.

Специалист в сфере PR, преподаватель Ирина Мороз:

Преподавание религии в школе — банальное нарушение конституционных прав граждан на жизнь в светском государстве, где религия существует отдельно от государственных институтов, в т.ч. института образования. Введение религиозных предметов — фактически санкционированное продвижение определённого мировоззрения, церковная «монополия на детские души». На мой взгляд, в школе должно преподаваться только религиоведение — предмет, который будет изучать различные религиозные и философские течения, возможно в порядке их возникновения — начиная от древних верований. Однако без навязывания  постулатов, особенно, доминирования какой-либо одной религии. Современным религиям, сосуществующим на территории РФ, можно уделить немного больше времени. В этом случае такой урок может быть полезен не только, как культурологическая дисциплина, но и как социальная, — дети будут лучше понимать своих сверстников, выросших в другой религиозной среде, научатся избегать тоталитарных сект и узнают, что большинство религий основаны на добре. При этом такой предмет должны вести исключительно светские учителя. Допускать в школы священников любых религий и культов, среди которых немало религиозных фанатиков, нельзя, иначе такое образование может дать обратный эффект.

Координатор международной экспертной группы ИА REX Сергей Сибиряков:

Я не сторонник преподавания какой-то одной религии в школах. Но считаю, что в курсе истории мировой культуры, вполне можно было бы излагать ученикам историю мировых религий. При этом необходимо чётко придерживаться методологии эволюции человеческого сознания от простого к сложному.

Мы в советское время почти ничего не знали о религии. Моя бабушка была сибирской чалдонкой из староверов и тайком от родителей меня крестила. Смутно помню из раннего дошкольного детства её скандалы по поводу крестика, который она мне одевала на шею, а я снимал, чтобы дети в песочнице не смеялись.

Подробнее о разных религиях я узнал, когда учился на физтехе в Новосибирском электротехническом институте от своего преподавателя философии. Там в те годы преподавал марксистско-ленинскую философию Владимир Львович Глебов. Личность весьма незаурядная и колоритная. Младший сын соратника Ленина Льва Каменева, единственный выживший из 3-х его сыновей. После ареста отца и матери маленький Лёва Глебов некоторое время жил на даче у Максима Горького, который был его крестным отцом, а после его смерти находился в ссылке в разных детских домах «врагов народа». В 1945 окончился срок ссылки, и Глебов поступил на исторический факультет Ленинградского университета, учился на кафедре международных отношений. Арестован снова в 1950 году. Получил срок: 10 лет лагерей. Но в результате прихода к власти Хрущёва был в июне 1956 досрочно освобожден и реабилитирован. Всего Глебов провёл в лагерях и ссылках почти 18 лет. У Владимира Львовича и внешний вид был экзотический: пенсне, седая бородка клинышком, трость, отделанная накладным серебром, и наколка в виде бабочки на кисти руки. Мы с ним общались на семинарах по философии, вечерами на занятиях общественного гуманитарного факультета по истории мировой культуры и даже когда он прогуливал маленькую дочку недалеко от студенческого общежития, рядом с его квартирой в преподавательском доме на проспекте Карла Маркса. На его семинарах по марксистко-ленинской философии мы постигали азы диамата на примерах из произведений братьев Стругацких, с которыми он переписывался. Кроме того профессор Глебов курировал факультетскую стенгазету от партбюро и приходил к нам часто просто поговорить о жизни. Его подход к истории разных религий и их роли в формировании человеческого сознания был вполне марксистским. Религии — это определённый этап в истории человечества. Как раньше была греческая мифология, отражающая языческое сознание и детство человечества. И такой подход вполне можно взять за основу нескольких тем по истории религии в школах.

Однако этот подход не объясняет, почему религии не уменьшают своё влияние с развитием науки. В начале 80-х годов в Москве посчастливилось встретиться с великим русским философом Василием Налимовым, и он подарил мне отпечатанный на машинке 6-й экземпляр своего до сих пор неизданного труда «Прошлое в настоящем».

Я часто с удовольствием перечитываю этот раритет. Василий Налимов рассматривает религии как одну из технологий вхождения в измененное состояние сознания. Это многое объясняет. Даже фразу большевистского плаката «Религия-опиум для народа». Ведь опиум и все наркотические вещества также вводят человека в измененное состояние сознания. В последнее время я склоняюсь к мнению, что виртуальная реальность тоже является измененным состоянием сознания и более подробно изложил это мнение в прошлом году в докладе на международном семинаре по архетипике.

Напомним, что по результатам опроса, проведённого ВЦИОМ 22-23 августа в 140 населенных пунктах 42 регионов РФ, 53% жителей России выступают за введение в школах преподавания основ религии, против — 27%. В 2001 году мнения в пользу ОПК высказывали 48% участников опроса, о своем несогласии с преподаванием религии заявляли 36% опрошенных. Чаще всего одобряют изучение религии в школах жители крупных городов (58%) и женщины (58%), реже всего — москвичи и жители Петербурга (43%), мужчины (48%) и люди со средним образованием (49%). Охотнее всего россияне выбрали бы для своих детей изучение истории и основ всех мировых религий — 27%. 21% опрошенных предпочли бы изучение истории и основ одной из четырех традиционных религий России, ещё 19% — изучение основ светской этики, 13% не выбрали бы ни один из перечисленных вариантов.

Другой опрос на тему преподавания религии в российской школе проводился 14-17 августа социологами «Левада—Центра». Были опрошены 1600 россиян в 128 населенных пунктах 46 регионов страны. Согласно результатам этого исследования, около 70% россиян положительно относятся к введению в школах предмета «Основы православной культуры». Четверть опрошенных россиян заявили, что «целиком положительно» относятся к изучению детьми основ православия, ещё 44% респондентов — «скорее положительно».

Источник


Другие статьи в разделе "Закон и Право"
29 августа 2013
В Киеве продолжается суд по иску народного депутата Украины В.Колесниченко к главе Русской общины Украины К.Шурову
Судья Оболонского районного суда Киева Максим Титов продолжил слушание дела по иску украинского нардепа Вадима Колесниченко против председателя «Русской общины Украины» Константина Шурова, которого депутат обвиняет в покушении на свою честь, достоинство и деловую репутацию.
25 октября 2012
ПРОВЕДЕНИЕ КРУГЛОСУТОЧНОГО ВИДЕОНАБЛЮДЕНИЯ ЗА ТИМОШЕНКО – ЭТО ГАРАНТИЯ СОХРАНЕНИЯ ЕЁ ЖИЗНИ
Экс-премьер-министр Украины Юлия Тимошенко отказалась продолжать лечение в Харьковской центральной клинической больнице в знак протеста после появления в интернете видеозаписей со скрытых камер наблюдения, установленных в её палате и в процедурном кабинете. О том, что Тимошенко не получает никакого лечения с 17 октября 2012 года. Публикуем комментарий политолога, эксперта по вопросам безопасности и кризисным ситуациям Фёдора Яковлева:
17 октября 2012
Закон о сексуальных домогательствах в России – веление времени или очередной прозападный реверанс?
Госдума приступила к разработке законопроекта, который устанавливает административную ответственность за домогательства и приставания сексуального характера. Ответственность предлагается ввести в отношении лиц мужского пола, поскольку именно с их стороны, согласно представлениям авторов проекта, чаще всего звучат разного рода неприличные предложения оскорбительного свойства. Назойливых развратников предполагается наказывать крупным денежным штрафом до 50 тысяч рублей, а также исправительными работами. К домогательству планируется приравнять знаки внимания, навязчивые ухаживания, матерные оскорбления, излишнюю и ничем не спровоцированную заботу, помощь и содействие, оказываемые в тайных и явных сексуальных целях.
25 августа 2012
Мадонна – ответчица
Иск на 333 млн. рублей к певице Мадонне и организаторам её концерта в Санкт-Петербурге был подан в городской суд. Иск предъявлен к трем соответчикам: СКК «Петербургский», где прошел концерт, организатору — PMI, а также самой исполнительнице. Представители общественности уверены, что данное мероприятие оскорбило чувства верующих и нарушило культурные устои жителей Петербурга. Тема стала поводом для обсуждения на Западе блогерами в американском секторе Сети. Одни считают поведения Мадонны недопустимым: «Я так рад, что ее осудили. То, что она делает на своих шоу – недопустимо. Артисты должны уважать законы и порядки стран, в которых выступают». Другие напротив.......
12 июня 2012
ОБРАЩЕНИЕ
Уже более семи лет я, российский бизнесмен, проживающий на Украине с 1996 года, борюсь с произволом местных властей и коррумпированной судебной системой. С целью развития российско-украинских отношений в сфере культуры, охраны окружающей среды и сбережения общего культурного наследия славянских народов, между ОАО «Стайки-керамик» и ОАО «СК»Гермес» (РФ), был заключён инвестиционный договор, согласно которого стороны объединяют усилия, собственные и привлечённые средства для реализации инвестиционного проекта «Историко-туристический комплекс «Наследие» («Спадщина»)
10 мая 2012
Даешь, качественное лечение Тимошенко!
Юлия Владимировна Тимошенко - удивительной судьбы политический деятель. Ну за какого еще заключенного хлопочут одновременно госсекретарь США, генсек ООН, президенты Германии, Чехии, Австрии, Италии и Словении и МИД РФ. Владимир Путин тоже предложил лечить высокопоставленную осужденную в любой российской больнице. В чём причина такого редкого единодушия лидеров и элит столь разных стран?
08 апреля 2012
Большинство российских блогеров не хотят отказываться от пиратской продукции
Сегодня просто невозможно всесторонне развитому человеку иметь на компьютере всё лицензионное программное обеспечение. Можно прикинуть, и получится, что ваши желания обойдутся вам по цене хорошего автомобиля или около этого. Если же это связано с профессиональной деятельностью, то намного превысит эту стоимость. Координатор международной экспертной группы Сергей Сибиряков провёл в социальной сети Гайдпарк опрос по теме «Готовы ли вы на сегодняшний день приобретать лицензионный контент?».
16 ноября 2011
НАЗРЕЛ ВОПРОС НЕОБХОДИМОСТИ СОЗДАНИЯ АЛЬТЕРНАТИВНОГО ГААГЕ МЕЖДУНАРОДНОГО СУДА
Вопрос о необходимости создания Международного третейского суда для решения спорных вопросов стран, не согласных с решением Гааги уже назрел, считают эксперты. Этот вопрос остро может встать именно сейчас, когда в отношении военных НАТО намерены проводить расследование по поводу предполагаемых нарушений законов ведения войны в ходе борьбы с режимом полковника Муамара Каддафи. Ангажированный европейский суд едва ли сможет быть объективным в отношении НАТО.
11 ноября 2011
СОЗДАНИЮ АЛЬТЕРНАТИВНОГО МЕЖДУНАРОДНОГО СУДА МЕШАЕТ ФОРМАЛЬНОЕ «ПРАВО» ЗАПАДА СУДИТЬ ВСЕХ ПО СВОИМ ЗАКОНАМ
В отношении военных НАТО будет проведено расследование по поводу предполагаемых нарушений законов ведения войны в ходе борьбы с режимом полковника Муамара Каддафи. Соответствующее заявление сделал в начале ноября Верховный прокурор Международного уголовного суда Луис-Морено Окампо. По его словам, аналогичное расследование будет проведено и в отношении солдат повстанцев и сил режима, сообщило издание «The Telegraph». Однако в том, что в Европе может пройти объективный суд над НАТО, есть сомнения. Более того, общество всё больше склоняется к тому, что ангажированный европейский суд себя изжил.
31 октября 2011
Что такое легитимность в новых международных отношениях?
Легитимность китайцы понимают как "мандат неба" - выcшее право на власть. "Мандат неба" принадлежит императору, пока он его не потерял. А утрачивает его китайский император, если перестает соответствовать своему высокому предназначению и не выполняет должного. Вот, как раскрывает понятие "легитимность" Википедия. Легитимность (от лат. legitimus -- согласный с законами, законный, правомерный) - согласие народа с властью, когда он добровольно признаёт за ней право принимать обязательные для себя решения. Чем ниже уровень легитимности, тем чаще власти приходится опираться на силовое принуждение.