Дорогие друзья и коллеги, уважаемые посетители!
Вы посетили портал Русской Общины. Его появление вызвано острой необходимостью прекратить монополию определенных групп на информацию по главным вопросам жизни от имени русских и русскоязычных граждан Украины. ...
Экономика - Украины
25 декабря 2011 Алексей ИВАЩЕНКО
К ВОПРОСУ О РАВНОПРАВНОСТИ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ИМПОРТНЫХ ТОВАРОВ

Принято считать, что импортные товары и товары, произведенные в Украине, имеют равные права при их реализации на территории нашей страны. Однако это не так. Импорт имеет значительные преимущества. Такое положение продолжающее разрушать украинскую экономику не может быть более терпимой.

Ситуация в экономике украинского государства продолжает ухудшаться. Правительство Януковича-Азарова в 2010 году не смогло обойтись без внешних и внутренних кредитов, и государственный долг Украины вырос за 2010 год на «роковые» 100 млрд. гривен.  Напомним, что за 2008 и 2009 годы при правительстве Тимошенко государственный долг Украины рос на 100 млрд. гривен ежегодно.  Доходная же часть государственного бюджета Украины остается на приблизительно том же уровне, что и ранее. В бюджете не хватает денег не только на серьезные капитальные вложения, но и на текущее обновление производственных фондов.

Пытаясь исправить положение, правительство пошло по пути уменьшения расходов бюджета: сокращение разбухшего и неэффективного государственного аппарата, сокращение расходов на социальную сферу, в том числе снижения расходов на пенсионное обеспечение граждан. И если сокращение числа чиновников обществом в целом приветствуется, то пенсионная реформа вызывает возмущение большинства граждан. Вместе с тем правительство, обладая всей полнотой власти, мало внимания уделяет вопросам увеличения доходов государства.  Рассмотрим основные источники доходов государственного бюджета (см.  Кто наполнит государственную казну):

  • налоги и приравненные к ним платежи;
  • доходы, от деятельности государственного аппарата, в том числе доходы от работы государственных предприятий;
  • доходы от использования собственности  (рентные или пассивные доходы).

В связи с тем, что Украина не принадлежит к числу тех немногочисленных стран, которые могут существовать за счет использования ренты, то и величина пассивных доходов у нас незначительна.

Налоги составляют до 80% от всех доходов государственного и местных бюджетов. Так как иностранный капитал пришел на Украину с целью получения прибыли, то соответственно величина налогов, которые он уплачивает в бюджет - невелика. 

Бюджету остается надеяться на налоги, уплачиваемые отечественными государственными и частными предприятиями и на доходы от работы предприятий государственного сектора.  Если государство поможет увеличить доходы государственных предприятий, то тем самым произойдет увеличение поступлений в бюджет (увеличивается поступление от налогов и поступление части прибыли). Увеличение доходов отечественных частных предприятий также повлечет за собой увеличение поступлений налогов в бюджет.     

Таким образом, доходы государственного бюджета в основном зависят от доходов государственных или частных отечественных предприятий. 

 

От каких факторов зависят доходы предприятий и государства?

Главный и основной фактор определяющий уровень доходов и дающий жизнь любому производству – это уровень сбыта продукции, уровень продаж. Экономика страны и экономика предприятий прямо зависит от величины рынка сбыта собственной продукции: есть достаточный рынок сбыта товаров - производство будет жить и развиваться, нет рынка сбыта - производство умрет.

Каково состояние рынка сбыта украинских товаров и как на него можно повлиять? Рассмотрим основной рынок сбыта украинских товаров – территорию Украины (имеются зарубежные рынки сбыта, но они по объему значительно меньше чем украинский рынок). Не является секретом тот факт, что нынешний объем рынка товаров производимых на территории Украины значительно меньше, чем он был 10 или 20 лет тому назад и имеет тенденцию к дальнейшему сокращению. Лишь в немногих отраслях сохраняется устойчивый спрос: экспорт сырья и полуфабрикатов из металла и химической продукции, но они общую тенденцию снижения объема рынка сбыта украинских товаров не меняют.

В чем причина постоянного (на протяжении  двух десятилетий) неуклонного снижения объема рынка сбыта наших товаров и возможно ли переломить ситуацию?

Одна из главных и основных причин этого – всевозрастающий импорт зарубежных товаров. В результате импорта украинский покупатель приобретает не украинский товар, а импортный и тем самым финансирует иностранного производителя, вместо себя обеспечивает работой зарубежных рабочих и обеспечивает прибыли иностранному капиталу. Наши же предприятия останавливаются и разоряются, работники остаются без работы.

Пример разрушительного действия импорта. В середине 1990-ых годов в результате  массового импорта зарубежной сельскохозяйственной   техники (комбайнов, тракторов) при активной поддержке правительства Украины была, по сути, уничтожена целая отрасль - отечественное сельскохозяйственное машиностроение. Прекратили свое существование такие крупные производители сельхозтехники как харьковские заводы «Серп и Молот», ХЗТД (харьковский завод тракторных двигателей), уменьшил выпуск продукции в 20 раз (!) прославленный ХТЗ.  Нынешнее правительство ставит перед собой цель возродить эту отрасль, но как говорится: «поезд уже ушел».

Массовый импорт продолжает свою разрушительную деятельность. С промышленной карты Украины может скоро исчезнуть само понятие «украинское машиностроение». И не только этой отрасли грозит уничтожение.

Вторая причина снижения рынка сбыта украинских товаров – это низкая и все более снижающаяся покупательная способность основных потребителей – населения Украины. Десять, а особенно двадцать лет тому назад украинский гражданин имел значительно большую, чем сейчас покупательную способность: его реальные доходы были выше, чем сейчас, он больше мог тратить средств на предметы не первой необходимости. Эта причина снижения объема рынка сбыта украинских товаров зависит от основной причины (снижения объемов производства и реализации).  

Поэтому борьба за рынки сбыта украинских товаров является главным инструментом сохранения и улучшения экономического положения Украины. 

В статье Промышленность спасет …  дана характеристика возможных мировых рынков сбыта украинских товаров: европейский и американский рынки для украинских товаров фактически закрыты (экспорт металла и химической продукции не в счет, так как это больше сырье, чем товар), а из зарубежных рынков самым перспективным является рынок стран СНГ.

            Тем не менее, самым емким для украинских товаров остается украинский рынок (территория нашей страны). Поэтому одним из самых эффективнейших методов увеличения  доходов украинских предприятий и соответственно доходов государственного бюджета является ограничение продаж импортного товара на территории Украины.

            Исключение составляет рынок стран СНГ, так как между нашими странами осуществляется значительно более справедливый и равноценный обмен товарами, чем между странами Европы, США, Азии.  Поэтому импорт товаров из стран СНГ не несет в себе такого разрушительного характера, как импорт товаров и услуг из других стран.

 

О методах ограничения продаж импортного товара

Сторонники бесконтрольных, массовых продаж зарубежных товаров на нашей территории (не удивляйтесь – таких на Украине найдется немало) для оправдания массового завоза в нашу страну импортных западных товаров ссылаются в первую очередь на их более низкую цену. Однако не учитывается тот факт, что в цене отечественного товара есть значительно большая, чем в импортных товарах, налоговая составляющая.        

Производя и реализуя свои товары наши заводы вместе с выплатой работникам заработной платы должны уплатить в пенсионный фонд единый социальный взнос (ЕСВ), удержать из заработной платы и перечислить в бюджет налог с доходов физических лиц (НДФЛ). При продаже импортных товаров на территории Украины пенсионный фонд и государственный бюджет таких налогов и сборов не получат.

Кроме закупок товаров населением и предприятиями в свободной торговле используется следующая форма закупок товаров – закупка за счет местного или государственного бюджета. В этом случае при выборе товара чиновники, распоряжающиеся государственными деньгами, ориентируются только на уровень цен. Однако для местного и государственного бюджетов выгоднее закупать товары, произведенные на Украине (даже в том случае если цена на него выше), так как значительная часть из затраченных на покупку товара денежных средств возвращается обратно в местный бюджет (НДФЛ) или поступает в бюджет пенсионного фонда (ЕСВ). К тому же работники, получив заработную плату, имеют возможность купить на нее необходимые себе товары, уплачивая при этом налог на добавленную стоимость (НДС) и другие налоги входящие составной частью в цену товара. Уплаченные же за импортный товар деньги уходят за рубеж без оплаты вышеперечисленных налогов.  

Проведем расчет. Предположим, что цена товара равна 1 000 грн.  Доля заработной платы в себестоимости произведенной продукции должна составлять не менее 30% (в развитых странах она достигает 45%). Налоги и сборы, связанные с заработной платой следующие:

·                    Ставка ЕСВ начисленная на величину заработной платы зависит от класса профессионального риска предприятия (от 36,7% до 49,7%) и в среднем составляет 38%;

·                    Ставка ЕСВ удерживаемая из заработной платы составляет 3,6%;

·                    Ставка НДФЛ (ранее он назывался подоходным налогом) = 15% от фонда оплаты труда.

(в отдельных исключительных случаях используются другие ставки налогов). 

 

Следовательно, из 1 000 грн. уплаченной, к примеру, городским бюджетом за купленный товар в случае с покупкой отечественного товара сумма 1000 * 30% * (38%+3,6%+15%) = 170 грн. или 17% возвращается в бюджет государства. Из них возвращается в местный бюджет 300*15%=45 грн. или 4,5%; в бюджет пенсионного фонда 300*(38%+3,6%) = 125 грн. или 12,5%. В случае покупки импортного товара бюджет и фонд этих денег не получат. Кроме того деньги, оставшиеся внутри страны, продолжают участвовать в товарообороте. И любая покупка товара сопровождается удержанием с покупателя налога на добавленную стоимость: 20% от стоимости покупки без НДС или 16,6% от общей стоимости покупки должна поступить в бюджет государства.

Вывод. Имеющаяся схема закупок товаров за бюджетные деньги путем сравнения цен без учета ставок налогообложения дает несомненное преимущество импортному товару  и тем самым наносит ущерб отечественному производителю.

Продолжим исследование тех потерь, которые несет наша страна в результате закупок импортных товаров вместо отечественных на территории Украины. Мы рассмотрели случай, когда в процессе производства товара из 1000 грн. только 30% или 300 грн. составляет заработная плата. Учитывая, что расчет сделан для завершающего этапа производства, предполагаем, что стоимость материалов и услуг, использованных в процессе производства на сумму (1000 – 300 = 700 грн.) были созданы отечественным производителем. В этом случае также 30% от стоимости продукции пошло на заработную плату. Продолжив этот ряд, придем к выводу о том, что вся стоимость изделия состоит из заработной платы и налогов (за исключением природной ренты).

Следовательно, можно точно оценить сумму преимуществ получаемых импортерами от продажи товаров на территории нашего государства. Расчет:

·                    себестоимость товара = 1 000 грн и состоит из заработной платы + налоги;

·                    начисления на фонд оплаты труда = 38% (ЕСВ).

·                    сумма начисленной заработной платы составляет 1000 / (1+0,38) = 725 гривен;

·                    сумма начисленного ЕСВ составляет 725 * 38% = 275 грн.

·                    удержания из фонда оплаты труда = 725 * (3,6% (ЕСВ) + 15% (НДФЛ)) = 130 гривен;

·                    чистая заработная плата «на руки» составит 725-130 = 595 грн.;

·                    итого наш работник получит на руки 595 грн., а остальное (405 грн) предприятие отдаст  государству в виде налогов и взносов;

·                    импортер получит на руки всю сумму - 1000 грн.

Таким образом импортеры имеют преимущество по отношению к отечественным товарам в 1,68 раза. (1000 / 595 = 1,68).

Стоит признать, что фирмы торгующие импортным товаром несут определенные затраты на территории Украины: на перевозку товара, хранение, сбыт. Однако в математике существует понятие «бесконечно малые величины». В реальных расчетах этими «бесконечно малыми величинами» можно пренебречь. Так и в нашем случае: затратами импортеров по сбыту импортного товара на территории Украины можно пренебречь как малой величиной (о затратах на взятки чиновникам которые дают «зеленый свет» продаже импортного товара деликатно умолчим).

Вывод. В процедуре выбора между закупкой отечественного или импортного товара  государственный интерес состоит в следующем: закупка импортного товара может считаться целесообразной только в том случае если импортный товар будет в 1,68 раза дешевле аналогичного отечественного.  

При пересечении границы Украины импортный товар на таможне облагается таможенной пошлиной. Если пошлина не равна нулю, то при оценке целесообразности закупки отечественного товара ее следует учесть. Однако величина таможенных пошлин по требованию «международного сообщества» на Украине крайне низка. Поэтому при покупке импортного товара вместо отечественного экономика страны в лице ее предприятий, граждан и государства продолжает нести серьезные убытки.   (НДС уплаченный при пересечении границы импортным товаром не меняет положения, так как он уравновешивается оплатой НДС при продаже отечественного товара).

Такое положение вещей продолжает разрушать украинскую экономику и не может быть более терпимой.

P.S.  Продолжив данное исследование в направлении оценки затрат украинских предприятий на оплату налога на прибыль и НДС и сравнить эти затраты с оплатой этих налогов импортерами, то увидим, что фирмы, торгующие импортными товарами, имеют возможность существенно «экономить» на уплате этих налогов.  Кроме того оценив преимущества оставления денежных средств в нашей стране вместо их вывоза за рубеж (что происходит при покупке импортного товара) получим, что «коэффициент равноправности» отечественных и импортных товаров будет выше, чем вышеуказанный 1,68.

Сегодня повсеместно, в том числе и при закупке товаров за бюджетные средства, используется «коэффициент равноправности отечественных и импортных товаров» равный 1,0. Если на местном и государственном уровне этот коэффициент будет увеличен хотя бы до обоснованного в статье 1,68, то разрушительная роль импорта для экономики Украины будет в значительной степени ослаблена.  

Без ограничения импорта возрождение нашей промышленности невозможно.

От редакции: Можно только пожелать чтобы депутаты ВР и региональных советов, госчиновники всех уровней в соей деятельности использовали хотя бы часть изложенных в этой статье предложений и аналитических выкладок.


Другие статьи в разделе "Экономика - Украины"
07 октября 2013
У Москвы нет союзников в «борьбе за Украину»
Сейчас практически всё, что происходит на Украине, рассматривается экспертами и общественностью в контексте «евроинтеграции», под коей подразумевается подписание соглашений об ассоциации и зоне свободной торговли с ЕС. Общеизвестно, что основные показатели украинской экономики выглядят удручающе. Помимо проблем с бюджетом, государству грозит девальвация гривны, признаваемая многими экспертами неизбежной, вероятен также и дефолт. При этом российские чиновники и аналитики до сих пор продолжают уговаривать Украину отказаться от набившего оскомину «европейского выбора», предлагая предбанкротной Украине разнообразные.
04 октября 2013
«Газовые ложечки» евроинтеграции
Настроения царящие в украинском политбомонде в связи с возможным подписанием соглашения об ассоциации с ЕС, можно охарактеризовать как от «покращення» до «піднесення», что по-русски звучит как от «улучшения» до «подъема». Эйфория, вполне сопоставимая с ожиданиями от Оранжевого майдана в 2004 году. Но, очень похоже, что разочарование наступит гораздо быстрее, чем это произошло во времена президентства Ющенко. Основная проблема, что никто не пытается просчитать экономический эффект для Украины от подписания соглашения об ассоциации с ЕС в среднесрочной перспективе, который является довольно спорным и неоднозначным. В частности, в сфере энергетики.
07 июля 2013
От кризиса к кризису
Глобальный финансово-экономический кризис вызвал интерес к изучению закономерностей кризисов в национальных экономиках и их группах. При этом значительное внимание уделяется волнам мирового кризиса. По сути кризисы национальной экономики рассматриваются как формы проявления волн мирового кризиса. Однако необходимо учитывать роль предкризисных факторов самой национальной экономики. Для Украины она оказывается значительной. Ретроспективный анализ позволяет констатировать, что кризисы в нашей стране связаны друг с другом, образуют цепь взаимосвязанных событий. Важно видеть, что эта цепь начинается совсем не с 2000-х годов, а с катастрофического кризиса 90-х. Последствия этого исходного кризиса до сих пор не преодолены и предопределяют неустойчивость экономики Украины.
25 мая 2013
Лица получающие переводы из-за границы обязаны заплатить налог
Извините, что пишу вам о плохой вести, но это сообщение от Миндохсбора… Теперь нужно будет платить налог… с денежных переводов из-за границы. «Денежные переводы полученные гражданином Украины на текущие или карточные счета с источником происхождения за пределами Украины рассматриваются как иностранные доходы. Поэтому, такие доходы подлежат налогообложению по результатам представления годовой налоговой декларации и по ставкам 15 или 17 процентов. Напоминаем, если месячный доход превышает десятикратный размер минимальной заработной платы, то ставка 17% устанавливается в сумме такого превышения (минимальная з / п в январе-ноябре 2013 составляет 1147 гривен).
21 декабря 2012
Путь спасения Украины, по которому она не пойдет
За 20 лет независимости экономика Украины не проявила ни малейшей способности к развитию. По объему ВВП она даже не вышла на уровень 1990г. Утратила многие отрасли, производившие высокотехнологическую продукцию. Происходит деиндустриализация страны. Резко уменьшилось и производство сельскохозяйственной продукции. Сравним: Япония за 20 лет (1952 - 1972)гг. превратилась из сельскохозяйственной страны в одного из крупнейших промышленных лидеров мира. Экономическое положение Украины ухудшается: она вползает в дефляционную депрессию – тяжелая разновидность кризиса. Еще ниже упадет экономика, если Украина войдет в «зону свободной торговли» с ЕС и продолжит неразумную политику евроинтеграции.
14 мая 2012
БУДУЩИЕ ПОСТАВКИ ГАЗА ИЗ КАТАРА ОКАЗАЛИСЬ ПОД ВОПРОСОМ
Отношения Украины и Турции становятся основным фактором, который влияет на успех реализации проекта по строительству терминала для приема сжиженного природного газа на Черноморском побережье под Одессой.......Владимир Макуха, замминистра энергетики и угольной промышленности, сообщил о несогласии Турции на проход через пролив Босфор танкеров со сжиженным природным газом (СПГ) для Украины. Актуальность этой проблемы повышается в связи с прогрессом переговоров о поставках СПГ из Катара, которые Кабмин провел 8-9 мая.
18 января 2012
СКОЛЬКО ЖЕ СТОИТ УКРАИНСКАЯ ГТС?
По сообщениям украинских СМИ, ссылающихся на источники в администрации президента Украины, Россия предлагала Украине выкупить газотранспортную систему за 4 млрд.. долларов. В конце прошлого года глава Газпрома заявил, что Украина оценивает свою ГТС в 20 млрд. долларов США. Позднее он заявил, что названная цена украинской ГТС завышена. Напомним, экс-премьер-министр Украины, лидер партии «Батькивщина» Юлия Тимошенко оценивала цену украинской газотранспортной системы (ГТС) в 200 миллиардов евро.
06 января 2012
ГАЗ В ОБРЕЗ
Так и не договорившись о приемлемой цене, правительство Украины решило сократить в 2012 году импорт российского газа до 27 млрд. куб. м. Глава Минэнергоугля Юрий Бойко объяснил, что теперь страна будет интенсивнее налегать на уголь собственной добычи. Но на самом деле при сведении концов с концами в национальном газовом балансе деле министр больше полагается на помощь Дмитрия Фирташа.
29 сентября 2011
ВСТУПЛЕНИЕ В ВТО ПРИВЕЛО УКРАИНУ К МАССОВЫМ УВОЛЬНЕНИЯМ И ПОТЕРЕ РЫНКОВ
После 15-летних переговоров 18 мая 2008 года Украина присоединилась ко Всемирной торговой организации. С одной стороны Украина добилась снижения пошлин на поставку своих товаров и открыла для себя рынки 150 стран-членов ВТО, с другой – снизила или обнулила пошлины на импортные товары. Но сегодня после трех лет членства в ВТО Украина, экономика которой во многом близка российской, подсчитывает убытки. Десятки тысяч человек потеряли работу, десятки заводов остановились. Особенно проиграли наиболее технологичные отрасли. Теперь эксперты пытаются понять, почему это произошло и что с этим делать дальше.
08 сентября 2011
Сможет ли сжиженный газ уменьшить зависимость Украины от поставок российского газа
Политконструктор Юрий Юрьев прокомментировал порталу РОУ информацию о переговорах Украины и Франции по проекту строительства терминала сжиженного газа на черноморском побережье.