Дорогие друзья и коллеги, уважаемые посетители!
Вы посетили портал Русской Общины. Его появление вызвано острой необходимостью прекратить монополию определенных групп на информацию по главным вопросам жизни от имени русских и русскоязычных граждан Украины. ...
Политика - ex-СССР Социум
03 февраля 2012
Советские праздники – политика против социума

В России продолжают праздновать почти все старые советские праздники, и даже если, например, отменили 7 ноября, то провозгласили праздником 4-е ноября. На Украине 7 ноября отменили при президенте Ющенко, и эта дата сейчас празднуется на государственном уровне только в Белоруссии. Больше половины постсоветских  стран отказались праздновать 1 мая.

На Украине, в Белоруссии и Молдавии это выходной день, а вот в Киргизстане и Таджикистане - 1 мая рабочий день, хотя и день всё той же международной солидарности всё тех же трудящихся.

Время от времени разные политические силы на Украине поднимают вопрос об отмене всех советских праздников. Особенно часто об этом говорит националист лидер ВО "Свобода" Олег Тягнибок. Интересно, что об отмене советских праздников упоминают и некоторые деятели русской православной церкви, по мнению которых эти праздники оскорбительны для русского народа, так как связаны с именами убийц и палачей. Прежде всего, речь идёт о праздниках 23 февраля и 8 марта.

Правильную ли позицию заняли упомянутые церковные деятели? Не является ли это делом светского государства?

Ростислав Ищенко, политолог, президент Центра системного анализа и прогнозирования: Идея об отмене всех советских праздников не просто неразумная. Она несёт вред всем, и прежде всего самой церкви. Во-первых, трагедия Российского государства и РПЦ в 1917 году была обусловлена не только слабостью правившего монарха, но и отсутствием в среде правящего класса адекватной политической группы, готовой и способной принять на себя ответственность за страну и компенсировать слабость монарха.

Не в последнюю очередь в таком состоянии дел виновата церковь. Обюрократившиеся архиереи и малограмотное в массе своей низшее духовенство утратили авторитет и в народе, и в правящем классе. Церковь оказалась не в состоянии обеспечить правительству идеологическую, нравственную поддержку. Ей банально не верили. Так что, за революцию отвечают не только думские заговорщики, не только командующие фронтами, нарушившие присягу, не только император, малодушно дезертировавший с поста и не только Ленин и большевики, которые практично воспользовались в ноябре 1917 года упавшей им прямо в руки властью. Церковь - идеологическая опора той власти, обязанная свидетельствовать наличие у власти небесного мандата, свою задачу не выполнила и свою долю вины несёт.

Во-вторых, после периода гонений церковь сосуществовала с безбожными большевиками куда лучше и комфортнее, чем сосуществуют константинопольские патриархи с верующими (правда в ислам) турками. Церковь официально возносила молитвы в пользу коммунистической власти и учила прихожан, что нет власти не от Бога. Нельзя теперь задним числом пересматривать свои отношения с той властью и пытаться мелочно отомстить (пнуть мёртвого льва). Бороться надо было тогда, когда власть была сильна, а не тогда, когда её нет. Своими действиями борцы с праздниками подрывают авторитет церкви и возвращают её взаимоотношения с обществом к состоянию 1917 года. Мелочным и мстительным не верят. К тому же у общества есть дела поважнее, чем борьба с праздниками, введёнными при прошлом режиме.

Наконец, в-третьих, самое опасное заключается в том, что своими действиями борцы с праздниками подрывают авторитет государства. Если можно игнорировать или отменять на своей территории государственные праздники, то можно таким же образом относиться и к другим государственным актам. Не нравится закон - остановлю его действие на своём предприятии. Однако государство существует только тогда, когда его способность обеспечивать исполнение любых своих законов на всей территории не ставится под сомнение. Достаточно отказаться от одного (пусть и пустячного на первый взгляд) требования, как завтра тебя просто перестанут слушать и слышать. Зачем мне государство, если всё решает хозяин предприятия, который, кстати, ближе и реальнее?

А ведь православная церковь, в отличие от католической, может существовать лишь в рамках и под защитой сильной светской власти. Нет у православных своего Ватикана. Таким образом, ослабляя государство, борцы с праздниками роют могилу той самой церкви, об интересах которой вроде бы пекутся.

Григорий Трофимчук, политолог, первый вице-президент Центра моделирования стратегического развития: Эйфория от пока ещё чисто внешнего, кажущегося возрождения церковной жизни в России, к большому сожалению, ударила церкви в голову. Ещё не забетонировав под собой социально-общественный фундамент, она оперативно пошла в политику, на самое опасное для себя направление. Вникая во всё, что может заново восстановить массу против религии в целом. Но только на этот раз уже окончательно, так как дважды ничего не повторяется.

В том, что касается отмены праздников – самое опасное, это покушение как раз на 23 Февраля и 8 Марта, «мужской» и «женский» день. Неужели не ясно, что это не баня, где также существует аналогичное разделение, – это как раз то немногое, человеческое, что осталось русским людям, чтобы хотя бы на день забыться, отвлечься от рыночной жизни? Причём, сами люди никогда не вкладывали в эти даты никакого коммунистического и политического смысла – тот, кто так думает, вообще не владеет элементарной психологией и обстановкой. После такого давления останется только заблокировать ненавистного язычника Деда Мороза, который уже достал со своими бесовскими обрядами. Отменив цифры «23» и «8», священники восстановят против себя взрослых; отменив «31-1» – даже детей.

Если церковь не хочет повторения известных событий 20-30 годов, когда именно на её объектах был вымещен гражданский гнев, надо заняться направлением, которое, вне всяких сомнений, не только полезно для общества, но и будет безоговорочно поддержано им – инвалидами, больными, обиженными и оскорблёнными. Можно даже учредить какой-то специальный день («День Инвалида», «День жертв российских реформ»), выступив в СМИ с этой инициативой. Это будет естественным и значительным вкладом церкви в преодоление последствий реформ, когда в России появились незапланированные ранее миллионы убитых и изувеченных граждан.

Лариса Бельцер-Лисюткина, культуролог, кандидат философских наук (Германия): 23 февраля можно праздновать с гомерическим хохотом, как праздник бюрократических заморочек уже на самом первом этапе существования советской власти. Имеет смысл обратиться хотя бы к Википедии, чтобы понять, какая невразумительная манипуляция стоит за конструкцией этой даты. Вот одна из цитат: "Устройство дня Красного подарка по всей России перенесено на 23 февраля. В этот день по городам и на фронте будет организовано празднование годовщины создания Красной Армии, исполнившейся 28 января". Смысл выражения: празднование "дня Красного подарка" - вообще никак не объясняется. Ранее в статье говорится о том, что в феврале 1918 года немецкие войска занимали западные области России практически без сопротивления, продвигаясь, каждый день на 50 км вглубь российской территории. Российская армия развалилась, Красная ещё не была создана, и только благодаря железной воле Льва Троцкого, два с половиной года колесившего на своём легендарном бронепоезде по всем фронтам Первой мировой и Гражданской войны, в послереволюционной России постепенно была создана боеспособная армия. Давайте это праздновать, раз уж в России происходит такой очевидный roll back in the USSR. Но прежде чем праздновать, надо деконструировать окружающие эту дату идеологические советские легенды и включить обратно в военную историю СССР прОклятого и запрещённого к упоминанию Льва Давидовича Троцкого (Бронштейна). Ведь это он лично подписал 5 февраля 1923 года приказ Реввоенсовета Республики, в котором событие, послужившее поводом для праздника, определяется так: «23 февраля 1918 г., под напором врагов рабочее и крестьянское правительство провозгласило необходимость создания вооружённой силы». Заметьте: не решающая  воинская победа, и даже не указ, не начало собирания армии, а всего лишь провозглашение правительством её необходимости. Спустя 10 лет, в 1933 году, Клим Ворошилов на торжественном заседании, посвященном 15-летней годовщине РККА, признавал: "Кстати сказать, приурочивание празднества годовщины РККА к 23 февраля носит довольно случайный и труднообъяснимый характер и не совпадает с историческими датами".

Теперь о дате 8 марта. Она имеет множество источников, смысл этой даты - международная солидарность женщин и их борьба за эмансипацию. Ни с какими убийствами и палачами эта дата не связана. Церкви светский праздник, ставящий под вопрос традиционные патриархатные ценности, неугоден потому, что он фронтально конфронтирует с теми ценностями и с тем идеалом женщины, которые пропагандирует церковь: женщина как "второй пол", как послушное мужчине и зависимое от него репродуктивное устройство. Тут территории религии и гражданского общества резко разграничиваются: первая отмечает дни своих великомучениц и подвижниц, а гражданское общество отмечает 8 марта как день напоминания обо всё ещё сохраняющейся дискриминации женщин, в том числе и не в последнюю очередь благодаря религиозной пропаганде. Основная тема дня 8 марта - это происхождение неравенства, женское гражданство, его отличия от мужского и пути к уравниванию положения полов в современном мире.

На мой взгляд, между этими двумя праздничными датами нет ничего общего. А православной церкви  не следует присваивать себе право выступать от имени всего "русского народа" - православных верующих в России по некоторым независимым статистическим данным всего 1,5%.

Юрий Юрьев, политконструктор: Как помнится, государство управляется "законами людскими", "светскими", в которых религии не упоминаются. Если существует государственный праздник, то желающие его могут отменить путем референдума, по закону. Если референдум инициирует церковь - это будет признаком её уважения к законам. Но если церковь проиграет референдум, значит на то воля народа, а может и не только народа.

Те, кто создали праздники 23 февраля и 8 марта, не уважали церковь. Но они никогда бы не получили народной поддержки, если бы церковь и монархия были безупречны и эффективны. Когда голод и бесправие становятся нормой, когда Столыпин уничтожает крестьянскую общину, как сообщество по выживанию в самом суровом климате планеты; когда держава теряет миллионы жизней в ненужных войнах и проигрывает их - люди перестают верить вождям и стремятся искать вождей сами.

Сандра Новикова, журналист и блогер: Во-первых, о том, что  Русская Православная Церковь поддерживает отмену советских праздников, можно будет говорить только тогда, когда по этому  поводу выскажется Святейший Патриарх Кирилл. Пока же это мнение  православного  предпринимателя и некоторых православных священников - не более того.

Во-вторых, я  бы вообще посоветовала российским  коммунистам   определиться  и или прекратить свою антиправославную пропаганду, или не протягивать своих грязных рук к нашим святыням. А то когда Зюганов ради пиара к поясу Богородицы пошел, коммунисты  молчали, а теперь вдруг возопили: "РПЦ  поддерживает антисоветское!"

А мое мнение тут такое: я лично к советским праздникам отношусь  с теплотой, люблю и новый год, и 8 марта;  и считаю, что добиваться отмены празднования  дня защитника  отечества 23 февраля  неверно политически. Но  умом я понимаю, что это искусственные, суррогатные праздники, а  значит, рано или поздно, так или иначе,  но они отомрут.

Нестор Комарницкий, финансист и IT- менеджер: К сожалению, подобными заявлениями церковные деятели могут только дискредитировать себя или подтолкнуть государство к восстановлению практики, существовавшей с петровских времен и до прихода к власти большевиков, а именно к восстановлению Синода. Я считаю, что светские праздники должны определяться госорганами, избранными народом, а не религиозными организациями. Рекомендации и мнения по подобным вопросам из уст представителей РПЦ выглядят не особо уместно.

Леонид Савин, политолог, главный редактор информационно-аналитического издания «Геополитика»: Поскольку этот вопрос не выносился на поместный собор - это мнение не церкви, а определенной группы священнослужителей. Церковь - это тело Христово, и в нее входят как духовенство, так и миряне. Я лично знаю много священнослужителей, которые почитают советские праздники и советских вождей. А мнение отдельных персон в сане может быть и более радикальным, такие случаи бывали.

Андрей Куприков, политолог, сопредседатель Волгоградского регионального отделения «Деловой России»: Эти даты давно перестали быть идеологизированными. Сегодня это просто мужской и женский праздники, когда люди оказывают знаки внимания противоположному полу, по-моему, это хорошая и добрая традиция. А РПЦ не помешало бы больше заниматься делами духовными, воспитанием нравственности и  семейных ценностей, а не искать себе занятие и выставляться на посмешище.

Сокращенный вариант здесь:  http://www.iarex.ru/interviews/23287.html


Другие статьи в разделе "Политика - ex-СССР Социум"
03 сентября 2013
40 ДИВИЗИЙ – ЕЖЕГОДНАЯ ДАНЬ АЛКОГОЛЮ
Как гласит официальная статистика, более 40 000 граждан Украины ежегодно уносит алкоголь. Но это лишь видимая часть айсберга, фиксирующая только прямые смерти от алкогольных отравлений и остановок сердца. В мировом рейтинге стран по уровню потребления алкоголя, Украина, дыша в затылок России, находящейся на четвертом месте, занимает «почетное» пятое место. Так, в соответствии с исследованиями Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), каждый житель Украины, от грудного младенца до старушки, в пересчете на чистый спирт употребляет в год более 15 л. По данным британской компании International Wine & Spirit Research по уровню употребления водки Украина находится на третьем месте. Критическим порогом, за которым следует деградация и фактически самоуничтожение нации, эксперты ВОЗ считают 8 литров. Этот порог мы уже прошли почти дважды.
01 сентября 2013
ПОЛИТИКАНСТВО, ИЗМЕНА НЕГРАЖДАНАМ И СЕРВИЛИЗМ В ЛАТВИИ
Член правления Конгресса неграждан Латвии Елизавета Кривцова объявила, что латвийский Парламент непредставленных (ПН) делегировал своего представителя в избирательный штаб кандидата в мэры Москвы Алексея Навального. По мнению Кривцовой, это чисто техническое мероприятие, якобы не несущее никакой идеологической нагрузки. А деятельность в штабе Навального - «возможность получить опыт организации информационных кампаний в условиях жесткого политического прессинга». Правда, результат от этих компаний нулевой. И было бы более понятно, если б юнцы Кривцовой поехали поучиться к «Справедливой России» или к российским коммунистам.
07 июня 2013
Выборы в Латвии: почему победил новый Ушаковс и не победил новый Линдерман
В Латвии прошли местные выборы, в результате которых победу в латвийской столице одержало объединение "Центр согласия / Честь служить Риге", наполненное перед выборами латышскими национальными кадрами и собравшее около 58% голосов и таким образом получившее возможность делегировать в рижский городской парламент 39 человек. За ЦС, который, к тому же, представляет действующий мэр Риги Нилс Ушаковс (некогда - корреспондент российского ИТАР-ТАСС в Риге Нил Ушаков), традиционно голосуют русскоязычные избиратели.
05 сентября 2012
Опрос в Эстонии о жизни в СССР
На эстонском телеканале TV3 недавно прошла передача «Omakohus», в которой телезрителю в прямом эфире предлагалось ответить на вопрос: «В Эстонской ССР жизнь была лучше чем сейчас?». Люди звонили в эфир передачи и рассказывали, а также голосовали через СМС и по телефону. Результат оказался неожиданным даже для самих ведущих передачи. Как выяснилось, более половины телезрителей (58%) считают, что в Эстонской ССР жизнь была куда лучше, чем сейчас, при независимости. Но самое интересное то, что канал, на котором была показана передача полностью ориентирован на эстонского зрителя, то есть участие в голосовании принимали лишь эстонцы.
06 января 2012
ЗАСТУПИТСЯ ЛИ РОССИЯ ЗА ДЕДА МОРОЗА ИЗ ТАДЖИКИСТАНА?
Религиозные фанатики в Таджикистане расправились с местным жителем, одетым в костюм Деда Мороза. 24-летний мужчина в Душанбе всего лишь хотел поздравить своих родственников. Как Россия на это отреагирует? И должна ли как-то реагировать, убили же не гражданина России. Но вспомним, за арестованного в Греции монаха Ефрема, тоже не гражданина РФ, вступились и МИД, и Совет Федерации с Госдумой, не говоря уже о православной общественности, которая ежедневно пикетировала посольства Греции и Евросоюза. На этот вопрос ответили эксперты.
02 декабря 2011
ПОЧЕМУ ПАДАЕТ УРОВЕНЬ ОБЩЕСТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В РОССИИ И НА УКРАИНЕ
В блогосфере всё чаще появляются рассуждения авторов из России и Украины об общем снижении уровня интеллекта в странах. В социальной сети Гайдпарк был проведён опрос по теме «Почему падает уровень общественного интеллекта на Украине?». Лишь 2% опрошенных не согласны с тем, что интеллект общества падает (наш народ наоборот становится умнее, а школьное образование не имеет значения, главное самообразование и жизненный опыт); 3% респондентов считают, что причина в капитализме (в школах тоже рулит рынок-базар, а недостатки школьного образования надо исправлять, занимаясь с детьми дома); 29% участников опроса самокритичны (сами виноваты, раз терпим такое отношение к нам, как к рабам, значит, мы ими являемся); 63% уверены, что правящей элите нужны только рабы, а колонизаторам в колонизируемых странам не нужен умный народ; 4% выбрали свой вариант.
28 ноября 2011
ПЕНСИОНЕР СОЮЗНОГО ЗНАЧЕНИЯ
Соотечественникам, недавно ставшим пенсионерами, и их молодому поколению возможно неведомо, что была в Советском Союзе такая не очень многочисленная часть «персональных пенсионеров»/ А когда этого большого и мощного государства не стало, все пенсионеры, которым Российская Федерация продолжала исправно платить пенсии, в том числе и оказавшимся за ее пределами, превратились по существу в ПЕНСИОНЕРОВ СОЮЗНОГО ЗНАЧЕНИЯ. Жаль только, что это статус фактически растворен в документах межгосударственных соглашений и не имеет политического звучания.
22 ноября 2011
МОЖНО ЛИ ОБОСНОВАТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ ОСОБОЙ ДЕМОКРАТИИ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ?
России нужна демократия, но только особая, соответствующая национальным традициям и специфике страны. Так считают 49% россиян, выяснили в ходе опроса социологи Левада-центра. Ещё 19% полагают, что России подойдёт демократия как в Европе и Америке, 14% бы устроил режим как в Советском Союзе. Всего на вопрос, нужна ли России демократия, утвердительно ответил 61% респондентов, отрицательно - 25%, остальные 14% с ответом затруднились. Интересно, что 29% опрошенных согласились с мнением, что в последние годы политическая система в России всё больше напоминает политическую систему Советского Союза, а 58% считают, что это не так. Причём идея возвращения к советской политической системе не нравится 43%, но 38% не против таких изменений. Опрос проводился 21-24 октября среди 1600 человек в 45 регионах страны.
05 октября 2011
КАК ПОСТРОИТЬ СОЦИАЛЬНЫЕ ЛИФТЫ В РОССИИ: МНЕНИЯ БЛОГЕРОВ
84% блогеров считают, что в странах экс-СССР можно жить хорошо, только, будучи членом семьи, близкой к власти; 8% — в странах экс-СССР можно добиться всего честным трудом; 8% дали свой вариант ответа. Таковы результаты опроса «Можно ли добиться успеха честным трудом?», проведенного Сергеем Сибиряковым в социальной сети Гайдпарк с целью узнать мнения блогеров о функционировании соцлифтов. Всего в опросе приняли участие 2516 блогеров.
04 октября 2011
Особенности охоты латышской бюрократии на избирателя
Известный российский кинорежиссер Александр Рогожкин снял с десяток лет тому назад серию фильмов об особенностях русской национальной охоты и рыбалки. Сюжетная находка режисера имеет важное эвристическое значение. Описание поведения любой элиты во время традиционного промысла, когда большинство действий носит символический характер, позволяет хорошо раскрыть ее социальную природу. В таком же ключе вполне может быть описано и поведение правящей латышской бюрократии, для которой «охота» на избирателя является сейчас традиционным промыслом. Благо, недавно прошедшие в Латвии внеочередные парламентские выборы дают для этого богатый фактологический материал.