Дорогие друзья и коллеги, уважаемые посетители!
Вы посетили портал Русской Общины. Его появление вызвано острой необходимостью прекратить монополию определенных групп на информацию по главным вопросам жизни от имени русских и русскоязычных граждан Украины. ...
Р О С С И Я - деловая
08 февраля 2012
КПД чиновников достигнет 120%

Путин хочет ввести КПД (коэффициент полезного действия) для госслужащих. Решить вопрос с расторопностью чиновников он рассчитывает при помощи русифицированной версии западной системы KPI (англ. Key Performance Indicators). Она уже введена в ряде крупных компаний России - в основном в торговых фирмах и рекрутинговых конторах. С ее помощью оцениваются результаты деятельности в первую очередь консультантов по подбору персонала, топ-менеджеров и менеджеров по продажам. Главным показателем эффективности является "средний доход на клиента". Для сотрудников из разных подразделений размер бонуса, на который влияет KPI, может колебаться от 20% до 100% оклада.

Можно ли использовать систему оценки деятельности сотрудников торговых фирм и рекрутинговых контор для оценки эффективности работы государственных служащих? Ведь цели и задачи бизнес-структур и госструктур различны?

Григорий Трофимчук, политолог, первый вице-президент Центра моделирования стратегического развития: Проблема крайне неэффективной работы российских госслужащих связана с тем, что с начала 90-х гг. вся система приёма их на работу, как и дальнейшая деятельность, завязаны на западные модели – начиная с предварительного тестирования. С кандидатом на ту или иную руководящую должность начинают разговаривать только после того, как в принимающую контору представлен стандартный (как «у них») список необходимых документов: портфолио, резюме. Практически повсеместно человека берут не по собеседованию, не исходя из его личных качеств, а по формальному пакету бумаг и установленному кем-то дресс-коду, которые не говорят ни о чём. Поэтому с бумагами у российских чиновников давно всё в порядке, – не в порядке в самой России, имеющей такие кадры. С этого места Путину и надо поднимать тему о КПД чиновника.

Новая Россия устроена так, что документы и дипломы, которые повсеместно покупаются и продаются, уже никак не связаны с навыками их обладателя. Горбачёв, Гайдар, как и многие другие, имели весь набор положенных, казалось бы, для работы на таком уровне образований, включая  юридические и экономические. Однако результаты их деятельности говорят сами за себя. С другой стороны, Пётр I, Наполеон, Сталин брали людей отовсюду, где находили нужную для дела голову, в том числе чуть ли не с улицы. И добивались успеха, страна рвалась вверх, сбоев в такой кадровой политике практически не было.

У сотен по-настоящему гениальных людей в помине не было никаких дипломов, причём это касалось всех сфер человеческой деятельности. Наглядные примеры в музыке: Галина Вишневская, Фредди Меркьюри, Пол Маккартни. Специальное образование – естественно, имеет смысл, но тупой, от рождения, голове уже не поможет никакой купленный диплом. Западный диплом, полученный в чужой стране – тем более, хотя именно такой документ как раз и считается в РФ эталоном высочайшего профессионализма.

Проблема в такой схеме только одна, но очень существенная: набирать и удерживать в нужном рабочем режиме набранные кадры может только тот, кто сам шёл снизу, кто понимает, какие именно ответственные работники нужны стране. Точнее, не стране, не абстрактному государству, а конкретно России, которая имеет свой специфический менталитет, не совпадающий с западными методиками «рекрутинга». Это ещё один важный момент для Путина, к вопросу понимания ситуации с отечественными кадрами: сегодняшние менеджеры не понимают в принципе, что такое реальная, низовая работа, как люди работают вообще.

Сегодня достаточно прийти практически в любой офис в Москве, чтобы увидеть холодную рыбу, которая нанимает вас на работу. Если у вас, грубо говоря, лишних полтора года возраста или «два килограмма лишнего веса», то до оценки ваших персональных качеств дело не дойдёт вообще. Именно поимому сегодня во всех офисах сегодня практически никто не работает. Хозяин за дверь – персонал за компьютерный пасьянс. Вся страна стоит, демонстрируя при этом фиктивно-активный прозападный стиль работы и образ жизни.

Третий важный момент для Путина: хозяин, который каждый день напоминает подчиненным, что «платит им свои личные деньги», никогда не получит реальной отдачи от их труда. Русские люди не желают эффективно, с полной отдачей работать на чей-то личный интерес – сплошная декорация со стороны толпы, при этом безукоризненно соблюдающей дресс-код. Точно так же ведут себя чиновники по отношению к вышестоящему начальству.

Если в поисках повышения КПД чиновника эти тенденции ещё больше усугубятся, перейдя с прозападных на полностью западные аналоги, можно дать гарантию, что вся вертикаль власти рухнет. Не говоря уже о коррупции, масштабы которой скоро так же будут полностью соответствовать западным аналогам – красть будут не миллионы, а миллиарды долларов.

России необходима собственная оценка эффективности работы чиновника, в том числе основанная на опыте работы России в условиях дефектного рынка на протяжении последних 20 лет. Но кто может дать подобную оценку, непонятно. Путину надо искать нестандартно мыслящих людей, чтобы они смогли подготовить ему такой важный документ. Но на деле всё будет проще: ангажированные «лидеры бизнеса», или возглавляемые ими агентства, дадут Путину очередной пустой проект, в котором будет много красивых, на глаз, английских названий, типа того же Key Performance Indicators, но мало практического смысла.

Если чиновника будет оценивать не вышестоящая инстанция (которую, в свою очередь, должно оценивать ещё более высокое лицо), а некая голая западная схема, не учитывающая личность как таковую в принципе, то результаты превзойдут все ожидания: Россия получит миллионы тупых роботов, со стеклянными глазами, которые только что вышли из тоталитарной секты.

Юрий Юрьев, политконструктор: КПД милиции уже вводили, напирая на "раскрываемость". В итоге - милиция перестала принимать заявления. А лучше было взять милицию в долю от реализации конфискуемого и изымаемого имущества - и преступность бы исчезла за год. А если в долю от возвращённого имущества - преступность вообще бы передумала преступать, уж очень невыгодно. Но почему-то связь между имущественным характером преступности и "призами" видели ещё при капёрах, но старательно не видят ныне.

КПД чиновников по инвестиционным показателям выглядит странно, поскольку лишь часть чиновников способны как-то влиять на инвестиции. С таким же успехом можно было бы премировать чиновников по более важному показателю - превышению рождаемости над смертностью. Если привязать чиновников к рождаемости - они могут потребовать "права первой ночи", как во времена высокой рождаемости, а если привязать их к росту именно инвестиций, то они могут разорять накопление и семейное строительство, превращая граждан в илотов-инвесторов.

При борьбе КПСС за продовольствие мы уже видели "битвы за урожай", где премии получали за собранное, а не сохранённое зерно, поэтому собранное зерно частенько гнило и портилось, и приходилось покупать качественное зерно за рубежом.

Если Путину действительно нужен контроль чиновников, то он по количественному критерию обратной связью реализуется через налоги. Например, гражданин получает право оплачивать половину налогов на те графы бюджета, что считает нужным. И мотивирует это как хочет, например благодарностями или жалобами на конкретных чиновников или структуры. Сразу становится ясно, кто вредит, а кто созидает. А если гражданин получит автоматический налоговый кредит на период рассмотрения его жалобы - получается двойной контроль, и за нарушениями и за сроками их рассмотрения. Людям будет выгодно бороться с нерадивыми чиновниками, и начнётся охота.

А пока чиновники будут оценивать чиновников за некие показатели без связи с гражданами - будет просто новая отрасль торговли тем самым КПД, как присвоение боевых наград теми, кто не воевал тем, кто не воевал.

Александр Пелин, философ и социолог, кандидат философских наук: Существуют значительные риски введения КПД чиновников. Оно способно повысить качество их работы, если "перфомансы" невежественных чиновников, хотя бы немного приближаются к работе отлаженного механизма. Если же Performance чиновников  почти 100% имитация деятельности, то  Indicators KPI покажут бессмысленность  существования многих ведомств. Например, если попытаться реально оценивать работу учебных заведений по количеству выпускников, трудоустроенных по полученной специальности - множество ВУЗов надо будет закрыть. Но это совсем не значит, что они не нужны. Надо разделять КПД организации с КПД отдельного человека. Первое намного более эффективно, т.к. оценивается по конечному результату. КПД отдельного чиновника можно измерять только по количеству отдельных движений. Это очень условно и ненадежно приписками.

Виктор Глеба, член президентского совета национального союза архитекторов Украины: Похоже, что можно, ведь не только Россию, но и другие страны бывшего СССР выставили на продажу. Бонусы, правда, достаются рекрутинговым конторам Сороса и Бжезинского. КПД покупающих государственные образования (а по сути ресурсно-сырьевые придатки глобальной экономики) намного выше показателей системы КРІ. Продающие могут и не иметь среднего показателя уровня ІQ. Это уже не важно.

Даниэль Штайсслингер, журналист и переводчик (Израиль): В коммерческих компаниях есть критерий оценки — деньги. Продал на 100 долларов — получи 5 долларов бонуса. Этот показатель носит естественный характер, вытекающий из основной деятельности компании. По каким критериям станут оценивать работу государственных чиновников, в статье не конкретизировано. Ввиду некоммерческого характера государственных услуг, этот критерий будет во многом искусственным, а стало быть, несложно фальсифицируемым. И эффективность таких мер кажется сомнительной.

Сергей Сибиряков, политолог, координатор международной экспертной группы:

Предложение Владимира Путина об оценке КПД чиновников с помощью методик оценки эффективности сотрудников бизнес-структур я воспринимаю крайне негативно.

В последнее десятилетие зарубежные исследователи не раз отмечали, что глобализация влияет на характер изменений этических норм государственной службы как в индустриально развитых странах, так и в странах третьего мира.

Так, к примеру, профессор из Сингапура M. Хаке в исследовании «The Nеw Crіsіs іn Аdmіnіstrаtіvе Еthіcs іn: Dеvеlоріng Nаtіоns Trеnds аnd Іmрlіcаtіоns» подчеркнул тенденцию сдвига акцентов в этике госcлужбы в сторону принятыx в бизнеcе принципов, что идет вразрез с традиционными для этой отрасли идентичностью, легитимностью и моралью. Этические стандарты государственного управления приобретают признаки, свойственные бизнес - менеджменту, а нормативные отличия между двумя этими сферами размываются. В рамкаx новой концепции госcлужбы граждане рассматриваются прежде всего как потребители услуг государства, а принцип равности заменяется на эффективность и конкурентноcть. Вместо демократической нормы принципа справедливости утверждается модель партнерства. Эрозия этики госслужбы и ее замена нормами бизнеса может привеcти к ситуации, когда трудно будет обнаружить отличия между бизнеc-структурами и государственными учреждениями, призванными служить обществу.

С учетом вышеизложенного, граждане могут потерять доверие к институту госcлужбы как представителю интереcов граждан. К тому же вcе это не лучшим образом повлияет на моральные качества и мотивацию госслужащих. Особенно актуальна задача поддержания на должном уровне этики госслужащих в государствах, где зарплаты в государственном секторе ниже средних в экономическом секторе, как в большинстве стран постсоветского пространства. Какова бы ни была мотивация госслужащих - деятельность на престижном, с их точки зрения, месте, она всё-таки поддается негативному воздействию, связанному с инкорпорацией рыночных ценностей и норм бизнеса в сферу госслужбы.

На мой взгляд, в отличие от людей бизнеса, сосредоточенных на концентрации финансового и промышленного капитала, государственным служащим и государственной политической системе в целом необходимо наращивать социальный капитал.

"Социальный капитал" по определению Организации Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР) - это комплекс социальных сетей, основанных на базе неформальних ценностей, норм и понятий, разделяемых членами cоциальныx групп и сообществ, который создаёт между ними критическую массу доверия и социальной поддержки, эффект сотрудничество и взаимодействия.

Наращивание социального капитала является необходимым условием успешного развития демократической системы. Недостаточность развития социального капитала приводит к негибкости политической системы, росту безответственности и коррупционности государственного аппарата.

Под социальным капиталом государственных служащих понимается особенность системы социально - профессионального сообщества госслужащих, как интегральная характеристика этой системы, включающая в себя социальные связи и отношения, которые складываются в процессе социализации и профессиональной деятельности госслужащих, как в среде профессионального сообщества, так и с внешней средой (населением). Социальные взаимодействия, которая является системой связанных действий партнеров по отношению друг к другу. Систематические и достаточно регулярные социальные действия партнеров, направленные друг на друга, имеют целью вызвать вполне ожидаемую ответную реакцию со стороны партнера.

Специфика социального капитала заключается в цели его создания - получения «прибыли». Однако «прибыль» в данном случае означает не выгоду конкретного человека, а эффективность деятельности госслужащих. Идеальной целью создания социального капитала является согласование интересов: личности, органа власти и населения, которому оказываются услуги. Специфической чертой социального капитала госслужащих является направленность на налаживание связей не только и не столько среди группы членов профессионального сообщества, но и с внешней средой - с группами населения, которые относятся к сфере управления конкретного органа власти. Кроме этого, сама государственная служба выступает как посредник между государством и гражданским обществом.  

Сокращенный вариант здесь: http://www.iarex.ru/interviews/23370.html


Другие статьи в разделе "Р О С С И Я - деловая"
01 мая 2014
Обзор новых производств
За апрель 2014-го в России появилось: 16 новых производств Из них 7 — с объемом инвестиций от 1 млрд. рублей 3 — с участием иностранных инвесторов 6 — построено с нуля
21 октября 2013
Цари и боги стройки
В России сформировалась категория инженеров-управленцев, способных руководить ответственными и технологически сложными промышленными стройками. Их компетенции, опыт и стремление отстраивать свою страну, если ими грамотно распорядиться, позволят осуществить реиндустриализацию России...Мощная система промышленного строительства Советского Союза была развалена еще в 1990-е. Но инженеры в России остались, даже выросли новые. И то, что в России все-таки создаются новые индустриальные активы, в том числе технологически сложные, — во многом их заслуга. Машиностроительные заводы, химические комбинаты, нефтеперерабатывающие комплексы, электростанции — все то, чем реально прирастает промышленный капитал страны, — сооружается под их непосредственным руководством.
07 октября 2013
Представители вымирающей профессии сегодня в особенной цене
Многие российские предприятия реального сектора будут вынуждены сворачивать производство из-за дефицита инженеров. Такой мрачный прогноз сделал на днях вице-президент рекрутинговой компании Manpower Group Феликс Кугель. Исследования этой компании показали, что отечественные компании уже сегодня сталкиваются со значительными трудностями в поиске инженеров, хотя и предлагают потенциальным кандидатам весьма выгодные условия: зарплата на 40-45% выше, чем в среднем по региону, и это без учета расширенного соцпакета.Размер денежного вознаграждения по этим вакансиям все время растет, а средний возраст трудоустраивающихся кадров стремится к предпенсионному. Поиск специалиста с нужной квалификацией может занимать до года.
15 сентября 2013
Обзор новых производств в России: август 2013 г. /Новые заводы и цеха
Наиболее крупные предприятия, открытые за прошедший месяц: В Московской области начал работу лифтостроительный завод – первое подобное предприятие, построенное «с нуля» в современной России. Новые заводы по производству строительных материалов открыты в Рязанской области и Тульской областях. В Ростовской области, на Таганрогском металлургическом комбинате завершен крупнейший в регионе инвестиционный проект, так же в Ростовской области открыта новая кондитерская фабрика. В Хабаровском крае Амурский гидрометаллургический комбинат вышел на проектные показатели переработки упорных руд золота. В Тюмени открыт хлебокомбинат, ставший первым в стране за двадцать лет комплексным хлебобулочным производством. В Архангельске запущен крупнейший на Северо-Западе России лесопромышленный комплекс.
18 апреля 2013
«Оффшорная Россия». Кому принадлежат отечественные предприятия?
Трудно поверить, но почти все, что было создано при советской власти народом и что досталось за бесценок новым «хозяевам», России уже не принадлежит. Впрочем, не принадлежит и то, что создавалось в годы «демократии». Экспертные оценки показывают, что под иностранной юрисдикцией находится около 95% крупной российской собственности. Россия – единственная страна мира, у которой почти весь крупный бизнес и флот вместе с судовладельцами зарегистрированы в оффшорах. Например, большая часть фирм, входящих в «Базовый элемент», принадлежит BasicElementLtd, зарегистрированной на острове Джерси. Сама же BasicElementLtd – 100% «дочка» фирмы F-Finance, зарегистрированной на Британских Виргинских островах. Бенефициаром ее выступает небезызвестный олигарх Дерипаска.
06 апреля 2013
ВИЗОВЫЙ БИЗНЕС МИД России
Что такое визовой центр? На эти и другие вопросы «РГ» ответил директор консульского департамента Министерства иностранных дел Российской Федерации Андрей Карлов. «Фактически речь идет о создании частной компанией своего рода «приемной» посольства или генерального консульства, куда поступают все обращения на оформление виз. Сейчас многие граждане думают: «А стоит ли платить деньги, чтобы попасть в ВЦ, когда это можно сделать самим в течение 10-15 минут?». Вполне понятно, что после открытия ВЦ фирмы-посредники потеряли очень большие деньги. Мы поинтересовались и узнали, что расценки на этом рынке услуг достигали 200 евро. Что касается сборов ВЦ, то они, как правило, составляют 20-30 евро. Согласитесь, разница огромная», - убеждает читателей чиновник.
25 февраля 2013
Авиация в штопоре
Безусловно, гражданский самолёт – это коммерческий проект. Он должен приносить прибыль и самолётостроителям, и эксплуатантам. Но вот освоение Сибири, Дальнего Востока и Крайнего Севера – геополитический проект. Государственный проект. И с экономической точки зрения, и с оборонной точки зрения. нашу авиацию почти развалили, и это надо признать. Коммерческий интерес стал преобладать над инстинктом сохранения...пришли дилетанты, и пошли проблемы. У некоторых руководителей, которые сейчас управляют нашей авиацией, какое угодно образование, только не авиационное, – сельскохозяйственное, финансовое.
10 февраля 2013
В жизни всегда есть место подвигу! Пока одни доворовывают страну, другие ее спасают
Верховный суд Башкирии разрешил жителям деревни Шаймуратово расплачиваться «шаймуратиками». Так называются местные деньги, а точнее –товарные талоны. На них можно купить продукты только в одном селе. Такую систему взаиморасчетов предложил местный фермер. Но своеобразную валюту пыталась запретить местная прокуратура. На «шаймуратики» можно купить любой товар в местных магазинах, можно даже рассчитываться ими за услуги. Однако замена денег пришлась не по нраву прокуратуре, которая отменила хождение валюты. Но предприниматель подал апелляцию. На сторону фермера встал Верховный суд республики, который легализовал «шаймуратики».
21 ноября 2012
Развитие IТ-отрасли в России невозможно без участия государства
В Москве состоялось общее собрание – конференция Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий (АП КИТ). В рамках обсуждений злободневных вопросов - развитие IТ-рынка и взаимодействие с государством, предложения по вопросам стратегии развития IТ отрасли РФ.
15 октября 2012
Реиндустриализация оборонки: все решат кадры
Властью провозглашены приоритеты страны: обеспечение инновационного развития, суверенитета и безопасности России. Они отражены в руководящих документах, таких как Концепция 2020, Военная доктрина и т.д. Они отражены в объемах финансирования Госпрограммы вооружений и ФПЦ «Развитие ОПК» до 2020 года. Чиновники Минпромторга заявляют, что началась реиндустриализация оборонной промышленности. С ними можно согласиться, т.к. во-первых, после развала СССР в России оборонке никогда не выделялись финансовые средства, исчисляемые двадцатью триллионами рублей; во-вторых, не ставились столь амбициозные задачи. Одним словом: «Я планов наших люблю громадье»… Но как всегда и везде все решат кадры.