Дорогие друзья и коллеги, уважаемые посетители!
Вы посетили портал Русской Общины. Его появление вызвано острой необходимостью прекратить монополию определенных групп на информацию по главным вопросам жизни от имени русских и русскоязычных граждан Украины. ...
Православие
16 мая 2012
Об обиженной агрессивности профессионально-православных экспертов

        Доктор экономических наук Михаил Делягин поднимает тему об обиженной агрессивности профессионально-православных экспертов. "Моя озабоченность ситуацией в РПЦ МП вызвана тем, что, объективно призванная быть одним из ключевых факторов стабилизации и нормализации общества, она превращается в фактор его дестабилизации и радикализации. Агрессивная клерикализация государства вредит не только ему, но и самой церкви. Ситуация, когда ряд говорящих от ее имени лиц отталкивает людей, принадлежащих по рождению к русской, православной по своей сути культуре, не только в атеизм, но и в ислам, не говоря уже о протестантизме, представляется мне неприемлемой. Увы, попытки корректно, но честно обсудить имеющиеся проблемы автоматически воспринимаются рядом указанных лиц как повод для оскорблений, унижений и провокаций", - отмечает эксперт.

Можно ли согласиться с экспертом в том, что церковные иерархи и эксперты неадекватно реагируют на критику?

Ростислав Ищенко, политолог, президент Центра системного анализа и прогнозирования: Думаю, что большая часть проблем во взаимоотношениях воцерковлённых и не очень воцерковлённых граждан России, происходит от непонимания сущности христианства, как религии (именно не Русской православной церкви и не православия, как течения, но христианства, как религии). Именно поэтому, особенно ожесточённая борьба ведётся не между мусульманами и православными, не между православными и буддистами (в основном, они хорошо ладят), но между православными и не совсем православными экспертами, а церковь атакуют и защищают, в основном с политических позиций (хоть на  флагах защитников и нападающих и написано: "мораль", "нравственность", "цивилизация").

Христианство, со времён своего возникновения в Римской империи, было, во-первых, религией прозелитической, во-вторых, религией, лояльной государству, а при случае и госудраствообразующей. Достаточно вспомнить Ватикан, теократическое правление Кальвина в Женеве, Савонаролы во Флоренции или государство иезуитов в Парагвае. Во время ослабления государственной власти в России  при первых Романовых Патриарх Филарет (как отец царя Михаила Фёдоровича) был практическим руководителем государства, а Патриарх Никон, при Алексее Михайловиче, на такую роль претендовал. Теократия Патриархов в России не возобладала во многом потому, что Россия и так была полутеократическим государством, в котором, по традиции идущей от римского императора Константина Великого (величавшего себя "внешним епископом" христианской церкви), царь являлся главой не только светской, но и духовной власти.

Таким образом, имеем:

1. Прозелитический характер христианства, как религии.

2. Следующее из этого стремление христианства оформиться не просто как одна из, но как государственная религия (характерно для всех прозелитических религий, в первую очередь, для ислама, как наиболее распространённой из них).

3. Идущая от истоков русского православия, объективная традиция глубокого взаимодействия церкви и государства, уже при Петре I оформившаяся в интеграцию церкви в состав государственного аппарата империи.

Разрыв церковно-государственного взаимодействия был заполнен большевизмом, опиравшемся на религию атеизма. Ведь верить в то, что Бога нет - это всё равно верить (строгих научных доказательств отсутствия Бога не существует, а креационизм - такая же теория, как теория Большого взрыва). То есть место православия в государственной структуре заполнила "церковь" атеизма, со своими обрядами, своими традициями и своей идеологией. Ныне, с падением коммунистического государства и компрометацией его идеологических основ настолько, что современные коммунисты уже не рискуют быть атеистами, православие возвращается на своё традиционное место - идеологической основы российского государства.

Почти столетний разрыв в развитии, когда церковь находилась на полулегальном положении, привёл к тому, что православие отстало в осовременивании от родственных христианских церквей.

Это, в определённой мере ограничивает скорость распространения влияния церкви, но, тем не менее, сегодня православная церковь является самой мощной идеологической силой в России и всё ещё достаточно мощным обручём, скрепляющим воедино народ, проживающий на Украине, в России и Белоруссии, и не имеющий иных объединительных идеологических начал, кроме общей истории, общей Победы в Великой Отечественной войне и православия. Но история и даже история Войны поддаётся трактовкам. Для того же, чтобы трактовать православие, его необходимо подчинить не механически, но идеологически.

Поэтому борьбу за политизацию православия, за принятие и поддержку им соответствующих политико-идеологических взглядов будут вести либералы и консерваторы, русские националисты и православные коммунисты, в общем, все кто претендует на власть в России. Отсюда всегда будут возникать претензии к православию с разных сторон. Его будут обвинять и в излишнем консерватизме, и в излишнем стремлении к модернизации, и в излишней роскоши, и в излишнем аскетизме. Причём все эти тенденции действительно существуют и всегда существовали в РПЦ, как и в любой другой христианской церкви.

Но церковь и может служить "фактором стабилизации и гармонизации общества" лишь до тех пор, пока в ней, как в обществе борется весь спектр взглядов (только в обществе борьба взглядов должна происходить в рамках законов, а в церкви - в рамках канонов). Если церковь, как желает (пусть не всегда осознано) не только подавляющее большинство тех, кто её атакует, но и подавляющее большинство православных экспертов, примет и станет поддерживать одну сторону идеологической борьбы, то она не только не предотвратит вырождение общества, но и выродится сама. Посмотрите на европейские общества и европейские церкви. Ясно ведь, что христианство, отступающее от своих догматов в угоду преходящей общественной моде (например, привечающее гомосексуальные связи) уже является чем угодно, но не христианством.

С моей точки зрения, единственная проблема современной РПЦ состоит в том, что она значительно сильнее отстала в области информационных технологий, чем всё постсоветское общество и пытается преодолеть это отставание при помощи внутрицерковных механизмов. Однако можно быть истово верующим православным и отличным политтехнологом, но нельзя совместить технологичность и служение в представителе клира. Клирик-политтехнолог будет лишь компрометировать церковь, так как в самом сочетании этих терминов уже существует противоречие. Гораздо эффективнее внешнее обслуживание церковной информационной деятельности, при стратегическом руководстве Патриархии. Для примера предлагаю вспомнить, что в XIX веке для защиты позиций православия и церкви, для частичного восстановления  поколебленного авторитета религии  гораздо больше сделали Гоголь и Достоевский, чем, например, Амвросий Оптинский или Феофан Вышенский. И сегодня о роли двух поименованных в распространении православия мало кто знает даже из самых, что ни на есть православных, а вот произведения Гоголя и Достоевского продолжают играть свою роль в реабилитации православия. Однако и здесь вынужден отметить, что структура и традиция церкви не предполагают обращение в такой тонкой сфере, как информация, к внешним, не полностью подчинённым церковной субординации и церковным канонам силам. Кроме того, даже в условиях информационной войны, Церковь ограничена в выборе механизмов борьбы основами христианского учения (гуманистического в своей сути). В то же время, её защитники и те, кто её атакует, не ограничены ничем, кроме желания навязать свои взгляды церкви и обществу. Поэтому было бы, по меньшей мере, наивно ожидать от церкви больших успехов в части своей информационной защиты, но и основой церкви является вера, а не технология.

Лариса Бельцер-Лисюткина, культуролог, кандидат философских наук (Германия): Они не просто неадекватно реагируют на критику. Они неадекватно представляют себе свою роль в обществе и объём своей власти. К сожалению, не только у российских генетиков и кибернетиков был украден ХХ-й век, но и у церкви тоже. В итоге она чудовищно отстала от других христианских конфессий и, по сути, не способна вести диалога ни с обществом, ни в своих внутренних структурах. Её иерархи проявляют чудеса мракобесия, властолюбия, стяжательства и жестокости. Церковь пытается в XXI-ом веке практиковать инквизиторский контроль над культурой. В Европе полным-полно политических беженцев, которые были вынуждены бежать за рубеж от преследований со стороны церкви. Российское православие неизмеримо более враждебно по отношению к женщинам, чем католичество и лютеранство, или, например, греческая православная церковь. Мои верующие друзья обходят стороной православные церкви в Берлине после того, как московская патриархия поглотила Зарубежную православную церковь. Они почти все поголовно ходят в греческие храмы, хотя за рубежом церковь ведёт себя не столь брутально, как в России. Это и понятно - тут погромщикам неугодных им художественных выставок пришлось бы предстать перед судом и платить, помимо возмещения ущерба, ещё и солидные штрафы.

В таком виде, в каком она сейчас сложилась, православная церковь прямым путём скатывается с небес на опустевший "трон" советского Политбюро, со всеми вытекающими отсюда последствиями. У неё абсолютно нулевой интеллектуальный потенциал, включая самых "продвинутых" внутренних диссидентов. Она агрессивна и коррумпирована. Она публично братается с непопулярной авторитарной властью, и тем самым позиционирует себя в ряду олигархии, враждебной интересам основной массы населения. У этой церкви нет будущего. Она опасна, ибо располагает властью над умами самых безнадёжных, забитых и далёких от образования слоёв российского населения, которых она постоянно использует как "таран" в своих конфликтах с российской интеллигенцией. Российское православие тянет всё общество в новое средневековье, это на сегодняшний день самая реакционная, враждебная любой модернизации общественная сила.

Андрей Давыдов, журналист: Я бы скорее согласился с тем, что церковные иерархи "неадекватно реагируют" на их провоцирование. Даже те критики РПЦ, кто якобы настроен на диалог, ждут от них столь же терпимо светской реакции, тогда как редкие служители культа расположены к богословским  спорам на мирские темы. Особенно теперь, когда постоянно ждут иезуитского подвоха от своих противников или тривиальной атаки/травли. Уже одного того, что их приглашают к дискуссии те, кому мерещится "агрессивная клерикализация", достаточно, чтобы считать их опасения оправданными. А сохранять при этом философское спокойствие могут только самые закаленные в дискуссиях люди, с учетом еще и того, что противостоят им оппоненты, не связанные никакими особыми канонами…

Владимир Букарский, политолог: Самый неадекватный человек в этой истории - это уважаемый Михаил Делягин. Он стал очередным присоединившимся к антицерковной кампании. И в этом нет ничего удивительного - любой антипутинский революционер неизменно становится врагом российской государственности, а, следовательно, и духовно-идеологического столпа этой государственности - Русской Православной Церкви. Поэтому Делягин должен занять своё заслуженное место в одном ряду с Немцовым, Шендеровичем и Собчак. Место врага России.

Юрий Юрьев, политконструктор: Мне кажется, что конфликт Делягина и Фролова или конфликт Фролова и Джигурды - это их личные конфликты, где предлогом являются убеждения, а причиной - личностный пиар. Верующие могут считать, что поскольку всё по воле божьей, то и эти конфликты - тоже. Атеисты могут считать всё, что им заблагорассудится. В подобных конфликтах, кто более светский, а кто более святой, победителем будет лишь время, которое покажет истинную ценность усилий спорящих.

Напоминаем, что  в январе во время съемок передачи на телеканале "Россия 1" произошел конфликт между Никитой Джигурдой и главой Ассоциации православных экспертов Кириллом Фроловым. Шло обсуждение эротических фотосессий российских звезд. В ходе жарких споров Джигурда не выдержал и, схватив Фролова за грудки, потащил его за кулисы. Кирилл Фролов написал на артиста заявление в полицию и потребовал привлечь артиста к уголовной ответственности. Вскоре представители правоохранительных органов вызвали Джигурду на допрос. Артист заявил, что он не бил Фролова. 12 мая Михаил Делягин сообщил в своём блоге о том, что «православный» эксперт Кирилл Фролов, приглашенный на круглый стол о том, должна ли церковь уважать права атеистов, согласившись, начал затем в ультимативном тоне требовать от него публичного отказа от выражения своей тревоги в адрес современного положения РПЦ, о котором он якобы умудрился узнать в последний момент и получив  отказ от учёта его категорического условия обсуждения современных проблем православия и РПЦ, решил не принимать участие в дискуссии.

Сокращенный вариант здесь: http://www.iarex.ru/news/25923.html


Другие статьи в разделе "Православие"
06 января 2014
РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла
Рождество Христово — центральное событие всей человеческой истории. Человек всегда искал Бога: но во всей полноте Бог Сам открыл Себя человечеству только в воплощении Своего Единородного Сына. С пришествием Сына Божия — и Сына человеческого — мир узнал, что Бог есть Любовь, а не только Высшая Сила, Бог есть Милость — а не только Мздовоздаятель, Бог есть источник жизни и радости — а не только Грозный Судья, Бог есть Святая Троица, внутренним законом жизни Которого является также любовь, — а вовсе не одинокий Владыка мира.
25 октября 2013
Янукович спровоцировал раскол внутри украинского православия
Украина не просто уверенным шагом идет в Европу, но и не менее уверенным шагом отдаляется от России, и уже совсем скоро все разговоры о «братстве народов» сойдут на нет, ибо потеряют актуальность. К такому умозаключению пришел автор аналитической передовицы украинского еженедельника «Комментарии», которого цитирует«Новый регион». «Теперь уже ясно, что скоро навсегда исчезнет, например, уточнение «Московского патриархата» из названия крупнейшей Церкви. Наверняка, кроме прочего, начнут пресекать и российскую подрывную деятельность», – прогнозирует автор статьи, которая призвана, судя по всему, задокументировать «победу» Украины над Россией в битве за право на свой западный выбор. Заявление, конечно, поражает своей безапелляционностью, особенно вопиющей на фоне возникших внутри самой УПЦ МП брожений после истории с подписью митрополита Владимира под обращением глав украинских церквей.
15 октября 2013
ЛОЖЬ И ПОДЛОСТЬ
Опубликовано Обращение украинских церквей и религиозных организаций по поводу дискуссии о европейских ценностях в Украине. В обращении говорится о том, что с давних времен украинский народ был частью европейского цивилизационного пространства, что во взаимосвязи с Европой, её духовной, культурной, образовательной , правовой традицией строилась наша общественная и государственная жизнь. Но ведь это сплошная ложь! Почему украинский народ восстал и сбросил с себя политическое и духовное господство Польши? – Потому что нашему народу силой навязывалось католичество и рабство перед польской шляхтой. Ни о какой общности духовной, культурной и правовой не могло быть и речи.
04 мая 2013
Пасхальное послание Святейшего Патриарха Кирилла архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви
Возлюбленные о Господе Преосвященные архипастыри, всечестные пресвитеры и диаконы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры! В сей великий и светозарный день сердечно поздравляю всех вас с Пасхой Господней и приветствую каждого древними и святыми словами: ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
23 января 2013
Русская Православная Церковь и ее каноническая территория
Основными проблемами РПЦ, как следует из фильма-расследования Бориса Корчевникова, представленного на НТВ, являются Украина и украинская церковь — «родина информационных вбросов», которая, по мнению автора, хочет обрести окончательную независимость и разорвать духовные связи с Россией, и галерист — Марат Гельман — «автор более половины всех информационных вбросов о церкви», пишет PublicPost. По замыслу авторов телевизионного расследования, «Не верю!» — «о неверующих, тех, кто активно распространял клевету о церкви» и, по мнению авторов, доказывает, что «большая часть информации была банальными оплаченными «вбросами». Корчевников поставил себе целью ответить на вопросы, кому и для чего понадобилось очернять церковь. Опять РПЦ ищет внешних врагов? Чем фильм так зацепил блогеров?
06 января 2013
РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла
Возлюбленные о Господе Преосвященные архипастыри, всечестные пресвитеры и диаконы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры! Ныне Святая Церковь светло и радостно прославляет таинство рождения от Пречистой Девы Марии Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.Создатель, любя Свое творение, явился во плоти, стал человеком, во всем подобным нам, кроме греха (см. 1 Тим. 3:16; Евр. 4:15). Младенец возлег в яслях Вифлеема. Он сделал это, чтобы спасти мир от духовного и нравственного упадка, освободить человека от страха смерти. Творец предлагает принять нам величайший из всех даров: Свою Божественную любовь, полноту жизни. Во Христе мы становимся способными обрести надежду, побеждающую страх, достичь святости и бессмертия.
14 декабря 2012
РПЦ и Минобороны России
Русская православная Церковь 20 декабря определится с кандидатурой старшего священника Минобороны, который фактически станет духовником Сергея Шойгу. Новую систему духовного окормления военнослужащих разрабатывает синодальный отдел по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями (председатель — протоиерей Димитрий Смирнов).... — Духовник должен окормлять не только самого министра, но и его окружение, подсказывать правильные действия, докладывать Патриарху об обнаруженных фактах безнравственности. Если кто-то в Минобороны ведет себя непотребно, пьет, ругается матом, то обязанность духовника состоит, помимо прочего, и в молитвах за сквернослова,.....
30 ноября 2012
Не совмещаемые: православие и либерализм
Православие несовместимо с либерализмом. Эта мысль все чаще звучит в устах заокеанских пропагандистов. Какую лекцию и о чем прочитал в Москве в День России бывший глава русской службы «Голоса Америки» Марк Помар. Иногда Помар оговаривался, что он якобы не претендует на истину, и что у наших стран - разные культуры. Но все равно продолжал гнуть свою линию, игнорируя наличие иных моральных ценностей. Американцы - все такие мессианцы… И если реальность не сочетается с их мнением, то тем хуже для реальности... Еще один наскок на РПЦ.
05 сентября 2012
Слово Святейшего Патриарха Кирилла на открытии заседания Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви
Сердечно приветствую всех членов Высшего Церковного Совета. Повестка дня у нас сегодня самая краткая по количеству пунктов за все время нашей с вами работы, но, наверное, самая продолжительная. Речь идет о подготовке к Архиерейскому Собору, который, как вы знаете, будет в начале февраля следующего года. Для того чтобы представить Архиерейскому Собору и всей Церкви результаты работы, в том числе работы Синодальных учреждений, нам нужно очень тщательно проанализировать ход реализации решений предыдущего Архиерейского Собора 2011 года.
28 июня 2012
Россия. Светская или религиозная?
По мнению главы синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина в России нет принципа отделения Церкви от государства. «Наше общество не светское. Часть его светская, а часть религиозная», - сказал Чаплин в ходе дискуссии в редакции журнала The New Times.«От государства отделены религиозные объединения. Это управленческие структуры религиозных организаций». Вот больше ничего этот принцип по большому счету не означает. Церковь как мировоззрение, религия как явление не может быть отделена от государства точно так же, как не может быть отделен от государства народ», - отметил Чаплин. Следует ли это понимать как то, что РПЦ считает себя частью госаппарата?