Дорогие друзья и коллеги, уважаемые посетители!
Вы посетили портал Русской Общины. Его появление вызвано острой необходимостью прекратить монополию определенных групп на информацию по главным вопросам жизни от имени русских и русскоязычных граждан Украины. ...
Русский фактор - Культура
10 сентября 2012 Крылов Константин Анатольевич,
президент Русского Общественного Движения (РОД)
Что у меня ассоциируется с русской культурой

Мне в формшпринге задали вопрос:

А вот назовите мне 5-10 имен, названий, понятий или явлений, которые у вас лично ассоциируются со словосочетанием "русская культура".

«Вроде бы простой вопрос», но подвесил меня надолго. 

Ну что ж, вот списочек с объяснениями. Я постарался убрать из него почти все «имена», особенно известные и очевидные – оставил только два. И ограничился двенадцатью названиями и понятиями, причём старался выбрать и значимое, и интересное (точнее – «самое интересное из значимого»). 

1. ЛЕС

Зубчатая стена леса, закрывающая горизонт, и закатное небо над ней - это вообще предельно русский пейзаж. 

Дерево - основной материал, из которого, собственно, и была построена старая Россия. Приёмы деревянного зодчества должны были бы стать основой «русского стиля» в архитектуре - и, может быть, ещё станут, если выживем. 

2. РЖАНОЙ ХЛЕБ, и - с некоторых пор - хлебное вино, то есть ржаной дистиллят хорошей выделки

Основа русской кухни, своего рода мерило и камертон, поскольку «русскость» блюд проверяется именно на сочетание с «черняшкой» и чаркой хлебного. Это такая же константа, как для средиземноморской кухни – совместимость с оливковым маслом и виноградным вином. 

Если что-то можно «вкусно заесть» чёрной горбушкой с тмином – значит, точно наше – родное.Даже если это какой-нибудь паштет из хвоста крокодила – что ж, полюбят и крокодила, и станет он русским блюдом. 

3. БАНЯ, и вообще - чистота

В отличие от некоторых других народов, которые живут в грязи и не парятся, русского грязь угнетает и подавляет (почему, собственно, советская власть и разводила везде помойку). 

При этом, что характерно, банный ритуал у русских непохож на восточный ритуал восседания в термах или хамаме, где мытьё – только повод для долгого кейфования. Русские в бане именно что моются, причём всерьёз, но мытьё воспринимается как праздник. Помывка и отмечается по канонам праздника (включая пресловутое суворовское «укради, а выпей»). 

Если русским «дать волю», то банная культура будет у нас не ниже, чем в Финляндии, ещё одной «банной стране» (где сауны имеются даже в частных квартирах). 

4. ПСОВАЯ БОРЗАЯ

Культура, не включающая в себя культуру разведения и селекции, неполноценна, а собаководство – это, пожалуй, высшее проявление селекции, относящееся ко всему остальному «животноводству» примерно как поэзия к «искусству в целом». 

Это, кстати, прекрасно осознаётся всеми действительно великими культурами. Германия – это не только Бетховен, Гегель и Крупп, но и немецкая овчарка, а Британия – не только Тауэр, Великая Хартия Вольностей и Уинстон Черчилль, это ещё и английский бульдог, Шотландия для всего мира – это «виски и колли», а Францию трудно представить себе без пуделей. 

Высшим достижением русского собаководства была русская псовая борзая. Выводили её столетиями (стандарт породы был закреплён только в 1888 году). Это, наверное, одна из красивейших собак вообще. Если есть в мире воплощение идеи ПОРОДИСТОСТИ как таковой – то есть аристократизма, элегантной невозмутимости, грации и при этом силы и бесстрашия (русская борзая брала на охоте волка), то это она. http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/5/57/Bartina.jpg?uselang=ru

Естественно, собака была культовой, стоила дорого, но помещики держали множество – иногда сотни - борзых для безружейной охоты. Гоголь недаром ехидно помянул «взятки борзыми щенками». Зато практически вся «охотничья» тема в русской литературе крутится вокруг борзых.

5. КАВЫЧКИ (в широком смысле) 

Культуры обычно делят на «открытые» - то есть легко усваивающие чужое и делающие его своим, и «закрытые», куда чужому пробиться трудно, если не невозможно. Скажем, американская культура «открытая», даже на уровне языка, который глотает чужие слова, даже из какого-нибудь гавайского (сейчас wiki – английское слово, обозначающее «сайт с быстро изменяемым пользователям контентом», от гавайского wiki – «быстро»). А вот финская культура – закрытая: финский язык, например, вообще не содержит заимствований, абсолютно все слова там родные финские, даже те, которые в других языках считаются «международными». 

Русская культура в этом смысле крайне своеобразна: она одновременно и открытая и закрытая. 

А именно – новому слову, понятию или реалии очень просто войти в неё. Но вот получить полные права гражданства очень трудно. Например, русский язык легко усваивает чужие слова, вплоть до самых неорганичных (типа нынешних «брокера», «марчедайзинга», или какого-нибудь «чилл-аута» и «кофе-брейка»). Но они всё равно воспринимаются как времянки, слова-гастарбайтеры, которые как вошли в язык, так и уйдут, едва в них отпадёт нужда. Они как бы закавычены. «Чилл-аут», «кофе-брейк» - над ними висят невидимые кавычки. 

Другой стороной того же самого явления является крайне аккуратное обращение с чужими словами, понятиями и т.п. Помнится, Аверинцев обращал внимание на то, что русские старательно воспроизводили фонетику греческого богослужебного языка. Например, имя основателя христианской религии в большинстве языков очень далеко от греческого оригинала: например, на французском Иисуса называют «Жезю». Древнерусский человек говорил «Исус», что было очень близко к греческому, но потом Никон настоял на том, чтобы писать «Iисус», чтобы точно воспроизвести греческое «Ἰησοῦς». Потому что с чужим словом нужно обращаться как с куриным желтком в яичнице-глазунье: главное - оставить целым, не разбивать, иначе «растечётся», «не выковыряешь потом». 

И это касается не только слов. Абсолютно все культурные заимствования в России, с одной стороны, всегда делаются быстро, а с другой – очень долго остаются неорганичными, «наносными». И очень часто уходят, когда, наконец, появляется своё-русское. Чего иногда приходится ждать долго – но русские народ терпеливый. 

Ну и о кавычках собственно. Один из самых-самых русских литераторов – Василий Васильевич Розанов – сделал кавычки своим фирменным знаком. Воспроизведение чуждой интонации, с подчёркиванием её чужеродности, «цитатности», стало чем-то вроде визитной карточки розановского стиля. Без кавычек Розанов просто невозможен – а без Розанова сейчас уже и невозможна русская культура, именно как русская, а не - - -

6. АВВАКУМ ПЕТРОВ

Розанова я уже поминал, классическую русскую литературу – от Пушкина до Достоевского – очень люблю, но всё-таки основателем русской книжности как таковой был протопоп Аввакум Петров. Чьи сочинения - это не просто литература мирового уровня, но и одно из высших выражений русского духа как такового. 

Честно говоря, мне непонятно, почему «Житие» не входит в школьную программу по литературе. Другое дело, что надо с него не начинать «лит-ру», а им заканчивать. Потому что это ж надо ПОНИМАТЬ – и про курочку чёрненькую, и про «плюнул бы ему в рожу ту и в брюхо то толстое пнул бы ногою», и железное, на века сказанное - «добро, Петрович, ино ещё побредём». 

И, конечно, пророчество, сбывшееся в двадцатом веке: «Выпросил у Бога светлую Русь Сатана, да очервленит ю кровию мученическою. Добро ты, дьявол, вздумал, и нам то любо - Христа ради, Света нашего, пострадати».

7. МОРЕ

То, чего у русских нет и никогда не будет. Проклятая география» Человек может быть по-настоящему счастлив только на берегу тёплого моря, это биология. Государство может быть полноценно только имея выход к судоходным морям, это геополитика. Русские – крупнейшее в мире государство, наглухо запертое в тисках суши, не имеющее выходов к НАСТОЯЩИМ ТЁПЛЫМ МОРЯМ. Был единственный шанс – отвоевать Константинополь и Проливы, но он утрачен, теперь уже навсегда. 

Тщетная тоска по морю отравляла русскую душу всегда. Море заманило Петра Великого, который «построил флот» - который стоил гекатомб русских жизней, но оказался никчёмным и сгнил у причалов. Примерно ту же судьбу разделили все попытки России «прирастать могуществом на морях» - всё всегда кончалось какой-нибудь «Цусимой» и «крейсером Варягом». НЕ ДАНО. А что дано – так это «Северный морпуть», то есть холод и лёд, о который бьются носами ледоколы. Кстати, насколько мне известно, ледокол – единственный «собственно русский» тип судна: ледоколы в основном строились или в России, или для России, причём первый ледокол своей конструкцией восходил к поморским кочам, которые строились в расчёте на пролом льда и затирание льдинами… «Ну хоть тут есть чем погордиться».

Но вся русская культура пропитана тоской по тёплому морю, по настоящему флоту, по настоящей жизни, которая начинается только там, где скрипит палуба и сияют южные звёзды. И без этой темы её представить себе сложно. 

8. ПЕТЕРБУРГ

Самый европейский и в то же время самый русский город России (из тех, что остались неразрушенными большевиками и нынешними продолжателями их дела). 

Когда я впервые приехал у Питер, я поразился именно тому, до чего же это РУССКОЕ место. Русское – то есть без азиатчины (включая самую мерзкую её разновидность – азиатские подделки «под Европу», тип лужковской «архитектуры»). Но при этом именно такое, какое русскому человеку «хочется для себя». Например, длинные прямые улицы – для многогорбых европейских городов это нетипично, а у русского на Невском глаз отдыхает: уфф, простор, далеко видно. ХОРОШО. Или, скажем, Дворцовая площадь – которая по-настоящему круто смотрится в студёном декабре, особенно если выдастся солнечный день, со снегом на плечах ангела и жёлтыми окнами Адмиралтейства. ПРЕКРАСНО. И даже дворы-колодцы – тоже хороши, при всей своей депрессивности. 

Неудивительно, что русские (в первую голову - те же москвичи) ездят в Петербург «отдохнуть». Именно в город – отдохнуть. Потому что там русскому человеку можно «побыть среди своего» (что в современной России - - - ). 

9. ЮРИЙ САМАРИН

Из всех государственных деятелей России (включая Сперанского, с чьим родом я «некоторым образом связан») мне он симпатичнее всего. 

Самарин всю жизнь занимался ОСВОБОЖДЕНИЕМ РУССКОГО НАРОДА – во всех смыслах (начиная с «Писем из Риги», где он поставил вопрос об угнетении русских инородцами и кончая работами по освобождению крестьян, земскими самоуправлением и народными школами). При этом он совмещал в себе широту взглядов и терпимость и непреклонную убеждённость в своих принципах – очень русская черта. Так же по-русски он относился ко всем тогдашним «проклятым вопросам» - так, например, для него не существовало раскола между «западниками» и «славянофилами», он был европеец-славянофил, для которого Запад был не врагом и не соблазном, а примером самостоятельного развития, которому надо подражать именно в самостоятельности, рациональной готовности решать свои проблемы своим умом…

Ну а самаринская полемика с тогдашними «охранителями» и сейчас актуальна. Всё хочу найти в сети его ответ генералу Фадееву и выложить на партийный сайт. 

10. АНАПЕСТ

Русская поэзия – одна из вершин русской культуры вообще. Тут русским повезло, в том числе с языком. В частности, на русском можно воспроизвести практически все мыслимые и немыслимые стихотворные размеры (благодаря свободному ударению и некоторым другим обстоятельствам), длинные слова позволяют составлять пэоны и даже кольцовские пентоны, и т.п. Разве что брахиколон на русском толком не сделаешь, и то – невелика потеря. 

Я, конечно, знаю, что наиболее употребительная стопа «правильного» русского стиха – ямб, особенно четырёхстопный «онегинский» (связанный с народным двухакцентным ударным стихом). Но большинство стихотворений, которые мне при словах «русская поэзия» вспоминаются в первую очередь, написаны именно анапестом, начиная с «жёлтого пара петербургской зимы» и кончая есенинским «о привет тебе, зверь мой любимый». А другие из того же списка часто отмечены анакрузой, благодаря которой первый слог звучит анапестом, как у Блока – «Донна Анна спит, скрестивши руки». Каковые, кстати, характерны и для древнего былинного стиха, который обычно близок к хорею, но вот зачин каждой строки чаще всего имеет ударение на третьем слоге. 

В общем, очень понимаю Набокова, который как-то написал - «и внезапно с пера мой любимый слетает анапест». 

11. ОПОЛЧЕНИЕ

Русские вообще неплохо воюют, а Россия долгое время росла именно как «военная держава». Однако у русских практически отсутствует культ регулярной армии прусского образца с рекрутчиной и палочной дисциплиной, несмотря на то, что именно такая армия у нас долгое время и была. Профессиональный военный, «офицер» или «генерал» - тоже совсем не культовые фигуры. Имена Суворов и Кутузов мы знаем, но большинство не помнят толком, кого же побеждал Суворов, а известность Кутузова связана с великой народной войной. 

С другой стороны, образы «одинокого джигита», «разбойника» и т.п. тоже никогда не героизировались. Русские разбойников вообще-то не любят, а слово «шайка» является бранным. Более-менее поддаются героизации только разбойники, действующие в составе, как мы сейчас бы сказали, крупных вооружённых формирований, претендующих на что-то большее, чем просто грабёж. Разин вошёл в фольклор не потому, что был удачливым бандитом, а как глава казачества и предводитель восстания, обещавший крестьянам волю и претендовавший на власть. «Большое дело» - это русские понимают и уважают. 

Типичный русский герой – это ополченец. То есть вольный человек, не рекрут, не профессиональный военный, который идёт воевать «в охоту», по доброй воле, за какие-то понятные ценности (чаще всего – за дом, семью и землю). Но при этом обязательно вступает в «большое дело», в «войско» - а не в какую-то «шайку».

Ещё раз подчеркну – речь идёт именно о культурном стереотипе. Последнее ополчение, которое сыграло по-настоящему большую роль в русской истории – это Второе земское ополчение, созванное Кузьмой Мининым и Дмитрием Пожарским. Правда, его роль была действительно огромной – потому что его победа положила конец Смуте и с неё началось царствование Романовых.

Но заметим: вне зависимости от историчности этих событий образ Ополчения оказался настолько «цепляющим», что впоследствии был успешно использован в политических целях аж в конце XIX века (я имею в виду «черносотенцев», которые сознательно присвоили себе образ «низовых сотен» Кузьмы Минина). 

Тема ополчения была поднята и в самой успешной русской войне – Отечественной 1812 года. Несмотря на то, что компанию вели регулярные войска, было созвано ополчение (около 300.000 человек), значение которого было не только военным, но и пропагандистским: собственно, его созыв и сделал войну действительно народной. Впоследствии «ополченческие» образы с разной долей успеха эксплуатировали в разных ситуациях вплоть до Великой Отечественной – что привело к трагедии под Москвой, когда истощённые, плохо обученные и недовооружённые дивизии народного ополчения ложились в землю одна за другой.

Что, по идее, должно было бы привести к полной дискредитации самой идеи – однако этого не произошло. Образ «вольного ополчения» продолжает существовать в русском сознании и оказывает своё влияние. 

Из чего следует довольно многое – в частности, то, что русскую армию нужно будет строить, как минимум, с учётом этого образа. Например, понятно, что создание резервистских корпусов и прочая «швейцария» будет воспринята, как минимум, с пониманием. 

12. РАДОСТЬ

Сердцем любой культуры является её понимание «главной положительной эмоции».
Для «гедонистических» культур «главный положительной эмоцией» является наслаждение, удовлетворение страстного желания. Альтернативным вариантом того же самого является «блаженство» - то есть расслабленное состояние, релакс, «кейф», физический или «духовный».

Для культур с аскетической подложкой главным позитивным чувством может стать «чувство победы» (в том числе и над собой), или, наоборот, «бесстрастие», «угашение волнений». 

Для русских «главным позитивным чувством» является РАДОСТЬ. 

Проверяется это, кстати, легко. Чтобы понять, какое именно слово для культуры главное, достаточно спросить, что ощущают души в раю. Для русского сказать, что души в раю «наслаждаются» (что нормально для мусульманина) – язык не повернётся. Как и сказать, что они там «нежатся» или «расслабляются». Даже «блаженствуют» - немного не то, несмотря на церковное одобрение этого слова, потому что для русского «блаженство» - это «отмокать в тёплой ванне». Но вот сказать, что души «Богу радуются» - это значит попасть в центр мировосприятия. 

Слово это очень древнее, от праславянского корня, и оно, при всей своей простоте, трудно переводимо и даже трудноопределимо. Во всяком случае, это не «веселье» (которая у русских ценится, но гораздо ниже, это «радость низкого уровня»), не «расслабление», но и не «удовлетворение желания» (в котором всегда есть что-то тёмное и грустное – галеновское post coitum omne animal triste est и всё такое). «Чувство победы» - ближе, но не то.

Если уж как-то описывать настоящую радость – это НАПОЛНЕННОСТЬ СИЛОЙ, состояние «охоты» (поэтому с «радостью» непрямо, но прочно связаны слова «радеть» и даже «рожать»). Если коротко, то радость – это когда каждое движение (физическое и душевное) волнует и побуждает к действию, «хочется продолжать». «Любо, братцы, любо, любо, братцы, жить» - так любо, что и умереть не страшно.

Источник


Другие статьи в разделе "Русский фактор - Культура"
30 декабря 2013
ВЕЛИКАЯ РУССКАЯ МУЗЫКА КАК БУДТО ПРИНЕСЛА ВЕСНУ
23 декабря в Концертном зале Донецкой областной филармонии имени Сергея Прокофьева прошел традиционный концерт «Звучит великая русская музыка». Этот музыкальный аккорд, подводящий итоги уходящего года, впервые прозвучал в уже далеком 2006 году. Он был задуман и осуществлен активистом Русской общины Украины, проф. Вячеславом Бойковым. Вместе со своими учениками и коллегами он блестяще провел первый концерт, о котором пресса написала как о «приятной неожиданности». Но уже в последующие годы стало ясно, что тогда в Донецке родилась традиция с красивым названием «Звучит великая русская музыка».
03 ноября 2013
ПРОБЛЕМЫ РУССКОЙ И МНОГОНАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ РОССИИ
30 октября в Сергиевском зале Храма Христа Спасителя прошла международная научно-практическая конференция «Русская культура: что мы несем миру?».Конференция проводилась в рамках XVII Всемирного русского народного собора и церковно-общественного проекта «Просвещение: языковая и культурная адаптация мигрантов». Заметим, что эта конференция не была заявлена в программе XVII Всемирного Русского Народного Собора и информацию о ней мы получили только сегодня. Практика такого запоздалого информирования одной или даже нескольких заинтересованных сторон и населения известна. Она говорит о том, что определённые силы заинтересованы в кулуарном обсуждении сложных межэтнических вопросов, поскольку не готовы принять вопросы в неудобных формулировках, принять те или иные претензии общества к своей позиции и проводимой политике
23 сентября 2013
И СНОВА ЗДРАВСТВУЙТЕ!
Радостный, волнующий момент: после августовского затишья Русский Дом вновь открывает свои двери старым и новым друзьям. Прекрасный, солнечный, почти летний день. Посетителей пока не так много, есть свободные места, но пройдёт неделя-другая, и зал наверняка будет полон. Интересно, чем сегодня порадуют зрителя? И радостных моментов действительно оказалось немало.
07 июля 2013
ВЫСОТЫ ПОЭЗИИ И КОСМОНАВТИКИ
К 155-летию со дня рождения великого князя Константина Константиновича Романова и в рамках 400-летия Дома Романовых в Русском культурном центре был продемонстрирован видеофильм «Поэт К.Р.» Автор и ведущая – кандидат филологических наук, доцент Львовского университета Лидия Смыкалова рассказала об удивительной судьбе этого неординарного человека. К.Р. – под этими таинственными инициалами в русскую поэзию навсегда вошёл Константин Романов – поэт романсовой задушевности, восторженный и одновременно трагический лирик. 16 июня к 50-летию полёта в космос Валентины Терешковой в Русском Доме была организована фотовыставка и состоялась лекция, посвящённая этой памятной дате. О малоизвестных страницах освоения космического пространства рассказали председатель Галицкого авиационного историко-технического товарищества Ярослав Янчак и руководитель секции космонавтики ГАИТЕТ Владимир Комар.
07 июля 2013
ПРЕЛЮДИЯ К ТВОРЧЕСТВУ
23 июня состоялась презентация сборника произведений Константина Янченко «Увертюра». Под одной обложкой собраны четыре новеллы, одна зарисовка и цикл разножанровых стихотворений, написанных на протяжении двух последних лет. Удивительно, но литератору всего 17 лет, он выпускник СШ №6, а теперь уже и студент факультета журналистики Львовского университета. А ещё он давний автор газеты «Русский вестник», его заметки и репортажи всегда отличались собственным взглядом на тему, иронией, а подчас и сарказмом.
25 февраля 2013
День памяти А.С. Пушкина
Велика притягательная сила гениального русского поэта. Его творческое наследие неподвластно времени и не знает границ. По-прежнему востребован и продолжает пробуждать в народе «чувства добрые» этот мудрый властитель человеческих дум и сердец, основоположник современной русской литературной словесности. Вот об этом, а также о невосполнимой утрате 176-летней давности шла речь на собрании, проведенном Русской Общиной у памятника поэту в столичном парке его имени.
25 февраля 2013
ФЕВРАЛЬСКАЯ ПАСТОРАЛЬ
Завершилась февральская программа РКЦ гастрольным туром Русской общины Червонограда (староста Светлана Комарова). Самодеятельный театр «Глобус» под руководством Людмилы Телешевой в День защитника Отечества показал на сцене Русского Дома спектакль «Ленинградская ночь», посвящённый героям-блокадникам.
10 декабря 2012
«НЕВА ТЕЧЕТ К ТЕРРИКОНАМ»
О том, что Нева изменила свое русло, первыми в столице шахтерского Донбасса узнали участники вернисажа знаменитого современного петербургского художника Феликса Волосенкова. В Донецком художественном музее открылась и с успехом проходит выставка его работ под говорящим названием «Нева течет к терриконам». Что же заставило северную суровую реку проложить новое культурное русло? Оказалось, что питают его украинские родники, из которых художник много лет черпает свое вдохновение. Ведь Волосенков не только родился в Донбассе, но и ежегодно в течение почти 40 лет приезжает в приморский Николаев, где после долгих странствий осели его родители. Нынешняя экспозиция как раз представляет собой николаевский период творчества мастера.
24 ноября 2012
«Пиано-форум»
Вот уже в двенадцатый раз в Донецке прошел Международный фестиваль фортепианного искусства «Пиано-форум», который ежегодно собирает на сцене Донецкой областной филармонии современных пианистов. В этом году он объединил как весьма прославленных, так и молодых исполнителей из Украины, России, Беларуси, которые в течение трех дней демонстрировали свое фортепианное мастерство. В числе участников фестиваля – лауреат международных конкурсов, заслуженный артист России Евгений Михайлов (Россия), лауреаты международных конкурсов Александр Музыкантов и Марина Ромейко (Беларусь).
24 октября 2012
Владимир ЗАХАРОВ: «БАЛЕТ – МОЯ ЛЮБОВЬ, ЖИЗНЬ И СЧАСТЬЕ»
Два дня непрерывной радости подарили донецким зрителям артисты Московского государственного академического театра танца "Гжель", чьи выступления состоялись в рамках XIX Международного Фестиваля "Звезды мирового балета". Они приехали большой артистической семьей во главе с «отцом» театра, его главным хореографом и художественным руководителем, народным артистом России, профессором, академиком Владимиром Захаровым.