Дорогие друзья и коллеги, уважаемые посетители!
Вы посетили портал Русской Общины. Его появление вызвано острой необходимостью прекратить монополию определенных групп на информацию по главным вопросам жизни от имени русских и русскоязычных граждан Украины. ...
Русский фактор - Культура
24 октября 2012
Владимир ЗАХАРОВ: «БАЛЕТ – МОЯ ЛЮБОВЬ, ЖИЗНЬ И СЧАСТЬЕ»

            Два дня непрерывной радости подарили донецким зрителям артисты Московского государственного академического театра танца "Гжель", чьи выступления состоялись в рамках XIX Международного Фестиваля "Звезды мирового балета". Они приехали большой артистической семьей во главе с «отцом» театра, его главным хореографом и художественным руководителем, народным артистом России, профессором, академиком Владимиром Захаровым.  

     На юных танцовщиков и балерин  - учащихся хореографического училища при театре танца «Гжель» - донецкий зритель шел прицельно. В   ходе недавно прошедшего детского балетного фестиваля «Гран-па» он уже успел оценить их обаяние и высокое владение техникой, привитое ребятам педагогами – мастерами балета.

   Выступление юных стало достойным прологом к знакомству донецких балетоманов с «мэтрами» из  театра танца «Гжель», которое превратилось в настоящий праздничный фейерверк. Зрители отбивали ладоши и готовы были пуститься в пляс вместе с виртуозами русских плясовых. Носители генной памяти о страданиях  Донбасса в годы Великой Отечественной войны, они плакали над постановкой «Журавли». Эстеты замирали в восторге от  танца «Сирень», где талант артистов, хореографа, постановщика, художника создали почти осязаемые цветы, отзывающиеся на малейшее дуновение ветра и трепещущие от оглушительных аплодисментов зрительного зала.

Серебряное плетение «Скани», навеянная русской зимой бело-голубая «Гжель»,  танцевальное разноцветье Павлово-Посадских платков, «Золотая Хохлома» - не просто посвящены народным промыслам. Они, как и все творчество театра «Гжель», наполнены первозданной чистотой русской культуры.

   Об этом и многом другом мы говорили с основателем и руководителем одного из ведущих коллективов России – Московского государственного академического театра танца "Гжель", обладателем множества званий и наград, лауреатом Государственных премий  Владимиром Захаровым.   

   -Вы родились в селе Мурзинцы Нижегородской области, потом жили в городе Неман Калининградской области. Как провинциальный мальчик приобщился к танцам настолько, что стал выдающимся хореографом, педагогом и организатором?

     -У каждого свое призвание. В каждой профессии бывают люди случайные – это естественно. Но, в основном, как мне кажется, все заложено с рождения человека.  Во мне – божеское начало – только так я могу объяснить, что еще в детском садике  уже поставил свой первый танец, который назывался «Запрягу я тройку коней».

     В прошлом году мы были в моем селе Мурзинцы Сеченовского района Нижегородской области на праздновании 660-летия Сеченовского района. Выйдя на сцену, я сказал землякам,  что именно эта земля дала мне энергию, силы, которые сделали из меня хореографа такого уровня.

     А после концерта ко мне подошла женщина и говорит: «Володя, а ты помнишь меня? Я - одна из твоих коней».

     Род наш, хоть и сельский, но очень талантливый. Сельская земля дает пожалуй, больше талантов, чем город.

     У папы было восемь братьев и две сестры, и все они играли на гармошке и аккордеоне. А старший брат пел с Шаляпиным в Казани. И, как говорят, пел даже лучше Шаляпина (просто Шаляпина потом забрали в Москву и он стал всемирно известен). А одна из сестер была примой Большого театра, затем пела в «Ла Скала». В шесть лет ее забрали из деревни сиделкой к ребенку в генеральскую семью. Раньше ведь было принято забирать 6-7 летних деревенских девочек в кремлевские семьи, в генеральские семьи, в богатые семьи. У генерала жена работала в консерватории и она распознала талант моей тети Наташи, подготовила ее в консерваторию. Тетя Наташа окончила консерваторию, и, как я говорил, стала солисткой Большого театра, а в «Ла Скале» сотрудничала с известным дирижером Тосканини. Буквально перед своей смертью она мне подарила 46 уникальных клавиров, которые я берегу и во многих из них черпаю музыкальные знания.

     А когда мне исполнилось восемь лет, мы переехали в Неман Калининградской области. Это Восточная Пруссия. Там был Дом пионеров. Я ходил и в хоровой кружок, и театральный, фото, танцевальный. Окончил музыкальную школу по классу фортепиано.

«Драмкружок, кружок по фото, а мне еще и петь охота» - это как раз обо мне.

  Тетя Наташа говорила, что у меня хорошие вокальные данные, чтоб я поступал в консерваторию, что она сделает из меня великого певца, потому что гены к этому располагали. Одно время я даже увлекся пением, и у меня это хорошо получалось. Но победила Ее Величество Хореография. Мне нравилось танцевать, я всегда солировал.

    Потом в Калининграде я закончил балетную школу. После нее поехал в институт культуры, в Ленинград, где открывался первый в стране на тот момент факультет хореографии. Задумывалось это как что-то грандиозное. Я был счастлив и доволен! По режиссуре балета  учился у великих хореографов  - Леонида Семеновича Якобсона и Константина Федоровича Боярского и считаю, что мне очень повезло, поскольку многое зависит от учителей.

    Моей дипломной работой была постановка в моей редакции «Кармен сюиты» Бизе - Щедрина. Но так получилось, что на практику меня послали в Уральский хор. Знаменитый  хореограф Князева Ольга Николаевна, увидев меня на госэкзамене, сказала: «Мне нужна замена, дайте мне этого мальчика. Для продолжения моего творчества – это то, что нужно». После практики меня сразу же послали главным балетмейстером в Волжский Государственный  хор.

   С тез пор я пытался найти свою дорогу, понимая, что когда-то придется остановиться и создавать что-то свое. Но для этого нужны были большие знания. Я понимал, что просто переставлять чужие номера или чужую хореографию – это не значит владеть профессией. Надо было выбирать – или ты хороший танцовщик и педагог, или  хороший хореограф.

  Я провел самостоятельно 38 экспедиций по деревням 24 областей России, начиная от Мезени Архангельской области, и заканчивая пос. Сузун Новосибирской области.

  Много записывал, копался в «сундуках» с бабушкиными костюмами. Смотрел, слушал, собирая по крупицам  жемчужины народного творчества. Знакомился с народными промыслами, которые были в данном регионе. Когда в 1987 году я обратился к теме народных промыслов,  в нашей стране  и за рубежом не знали ничего, кроме хохломской ложки-поварешки и матрешки. А ведь народные промыслы – это кладезь  народной песенно-танцевальной культуры и, самое главное,  уклада и традиций русского человека. Таким образом, когда встал вопрос о создании собственного коллектива с неповторимым творческим лицом, передо мной стала задача разработки  творческой концепции и структуры нового организма. Ведь в Москве уже были знаменитые коллективы: ансамбль Моисеева, «Березка», хор имени Пятницкого.

    -В Вашей биографии есть очень интересный зигзаг. Например, вернувшись из Дрездена, где Вы были главным балетмейстером Ансамбля песни и пляски Советской Армии и получили Орден «За выдающиеся заслуги», Вы становитесь руководителем колхозного ансамбля «Искорка». Как такое возможно?

   -Это возможно для фанатичных людей, одержимых своей профессией. Но это не для всех. Надо очень сильно любить свое дело и идти к осуществлению мечты вопреки невозможному.

   - Не из этой ли «Искорки» родилась «Гжель»?

   -Нет, конечно. Но это было первой серьезной «пробой пера», первым подступом к жизненно важному процессу.. Потом меня пригласили в Москву на высокую должность – главного балетмейстера Росконцерта. Но это было потом … после 10 лет в «Искорке».

 А поехал я в колхоз как молодой  хореограф по предложению ЦК КПСС. От этого предложения нельзя было в то время отказаться. До этого я сделал с режиссером Иосифом Михайловичем Тумановым во Дворце съездов большой концерт.

       Тогда ЦК партии провозгласил лозунг: «Деятели культуры и искусства  – на село!» И нас с народной артисткой Александрой Васильевной Прокошиной послали в Кировскую область, где мы в течение 3-4 лет создавали коллектив. Ей было полегче, потому что  доярки, свинарки, работники медкабинета, школьные педагоги пели. А танцоров-то не было! Мне пришлось набирать детей с пятого класса и заниматься с ними в студии. И только к девятому классу они затанцевали. А потом мы создали концертную программу, с которой   коллектив объехал полмира! И когда мы приехали в Японию, то газеты писали, что русские выдают свой лучший профессиональный коллектив за самодеятельность.

    Достоинством того времени было то, что я мог в любое свободное время поехать в избранные мною области,  район или деревню, познакомиться с фольклорным материалом,  что возможно - записать. А потом на этом материале в «Искорке»  создать сценический вариант.

    С Прокошиной мы шагнули далеко вперед в создании вокально-хореографических композиций, посвященных региональным особенностям. Если это была Калуга, то танцовщики и хор выходили в традиционных народных костюмах Калужской области. Если это Орловская «Матаня», то костюмы орловские. Если это «Брянские игрища», то и костюмы соответствующие.

     Это были колоритные произведения. Ведь Прокошина сама была кладезем народного искусства.  Любимица Сталина, без которой  не проходил ни один правительственный концерт,  которую очень любил народ. Во время войны она каждый день получала по мешку писем. Она  была исполнительницей таких знаменитых песен, как «И кто его знает, чего он моргает», «Русская красавица», «Вдоль деревни».  В 15 лет ее из деревни привезла учительница в хор Пятницкого. Ее приютил у себя дома  руководитель хора Петр Михайлович Казьмин. У них с женой детей не было, поэтому она жила у них. У нее был уникальный народный голос. И сама она - из села, от корней, от чистых истоков народной культуры.

     Через 10 лет я уехал в Москву, понимая, что мне нужно расти, а она осталась руководить «Искоркой» еще на 15 лет.

    А в 1987 году был уникальный концерт века – в Кремлевском Дворце съездов, где я выступил в роли главного режиссера и главного балетмейстера. Готовили концерт год. В этом концерте участвовали 10 тысяч артистов из 15 республик. Он был посвящен 50-летию Трудовых резервов.  Пахмутова с Добронравовым писали к нему песни. Впервые тогда я поставил несколько композиций  на тему народных промыслов. В «Хохломской карусели» танцевали 600 ребят. На три месяца в Измайловский Дворец спорта  к этому мероприятию были собраны пять тысяч человек из Домов культуры Трудовых резервов всей России.  Специально для этого концерта я поставил несколько  танцевальных «полотен» и вокально-хореографических композиций.

Впервые прозвучали и Хохлома, и Палех, и Жостово. Концерт получил большую огласку. После этого моя мечта создать свой собственный коллектив еще более укрепилась в моем сердце.

      -Вы – создатель уникальной системы непрерывного образования. Как Вам удалось одолеть такую огромную работу?    

      -Насколько эта работа была тяжела, я понимаю только сейчас. Тогда я просто «горел» этой идеей и стремился к ее осуществлению  вопреки всему. Но сейчас понимаю, что с божеской помощью сделал почти невозможное.  Концепция непрерывного хореографического образования была впервые разработана и реализована к 1994 году, за что я получил свою первую Государственную премию. Заключается она в том, что хореографическое училище – это основа, где дети обучаются с 10 до 18 лет. Затем они идут в институт. И после института они идут к нам работать в театр. Это уникально и интересно. Мне не нужно думать о кадрах.  Благодаря этому стало возможно показать в нашем  театре третье направление – классический балет. Ни в одном другом коллективе это невозможно.    А главное - каждое звено в учебном процессе полезно, прежде всего, для тех, кто мечтает посвятить себя профессии хореографа.            

        -Говорят, что хороший артист может сыграть даже телефонную книгу. Глядя на «Журавлей», «Сирень», «Море», я думаю, что в равной мере это относится и к «Гжели». 

      Кстати, в процессе обучения драматических артистов студентам такие задания ставят. А могут ли Ваши студенты показать ту же телефонную книгу? 

  -Это специфика драматических актеров. У меня своя личная жизненная школа и своя концепция. Например, своих артистов я учу дышать губами. Это редко кто знает,  и не все это могут.

При отработке каких-то конкретных движений, фрагментов из балета, танцев народных или современных, во время отдыха от физических упражнений, я стараюсь вовлечь их в мир их профессии и привить ту гармонию, которая  существует в жизни. Если ее нет в искусстве, то оно никому не интересно. А гармония, прежде всего, идет изнутри.     

     Нельзя танцевать без музыки и настроя, без определенных черт в сценографии и костюмах. Все должно дополнять образ. Чтоб костюм был не просто красивым, а дополнял настрой  желанием быть красивым и радостным, чтоб  воедино соединялись танец, движение и музыка.

      -Балет – это аскеза, это тяжкий труд. Например, говорят, что за концерт пианист перебрасывает пальцами несколько тонн груза. Как можно оценить энергетические, эмоциональные и другие затраты танцовщика? А педагога, хореографа?

     -Конечно, можно попытаться соразмерить затраты с чем-то, но это очень тяжело и, даже думаю, невозможно. Есть официальная статистика, что единственная профессия, которая сравнима с трудом шахтера – это профессия танцовщика. Именно поэтому через 20 лет работы артист балета имеет права уйти на пенсию.

     -В училище ваши студенты учатся классическому балету. Тяжело ли проходит переход от классики к народному танцу?

    - Довольно болезненно. Особенно ломать не приходится, т.к. включается любовь к танцу. Они все в обязательном порядке должны овладеть классическим танцем. А современные и народные танцы – это другая пластика. У многих девочек по разным причинам происходит изменение фигуры, и они уже не могут танцевать на пальцах, поэтому переходят на современное и народное направления.

   -Танцы «Гжели» - это эталонная отточенность и выверенность, бережное отношение к традициям. Но главная их черта – это стремительная радость. Где Вы ее черпаете?

  -Я стремлюсь к тому, чтобы зритель получал больше радости, потому что жизнь сейчас довольно замудренная и замороченная разными проблемами. В последнее время искренность, душевность, сердечность как-то ушли на второй план.  В первую очередь - бизнес, деньги, а уж потом семья, дети, зачастую брошенные, потом личное, задушевное, тайное. Мне хочется раскрыть душу человека через искусство танца. В народном танце - ее истоки. Если нет сердечности и душа не поет, то ничего не сделаешь. Это будет фальшь и подделка. Почему старшее поколение не трогает эстрада? Потому что в современных песнях и танцах зачастую царит суета, равнодушие, бессердечность. Молодежь растет бездуховной – им не на чем учиться. В свое время у них отняли все: Дома пионеров, кружки, «мастерские счастья». Поэтому они хватают все, что им подбрасывают, в основном по телевидению, где  можно увидеть развлекательные программы легковесного настроения, лишенные внутренних душевных переживаний.

   Придя в зрительный зал, люди должны получить удовольствие для души. Может, это звучит торжественно и высокопарно. Наши артисты понимают, кому они служат, для чего они занимаются своей любимой профессией.

     -Ни в одной из Ваших официальных биографий я не нашла упоминания о Вашей семье. Есть ли у Вас дети?

     -У меня есть сын, хореограф. Вместе со своей женой они работают в хореографическом училище. Есть очень талантливая внучка, которая тоже пошла по стопам своих родителей.

    -Какие черты своего характера Вы считаете главными и какие Вам помогают в жизни?

   -Таких черт довольно много, но они все «против жизни», все вопреки. Чрезмерная честность, порядочность, уважение и любовь к людям, уникальная трудоспособность и фанатическая преданность своей профессии.

   -У Вас высокие достижения, блестящая карьера. А были ли у Вас неудачи?

   -Я все создавал сам, без всякого протеже,  и жил вопреки трудностям. Это на первый взгляд кажется, что это было легко. Вы ведь сами обратили внимание на мой «колхозный период». Но, не уйдя в «народники», я бы не познал этот привкус народного творчества и  не прикоснулся к источнику. Все это помогло мне создать новый коллектив ни на кого не похожий и никого не копирующий. Ведь что ценно в театре танца «Гжель»?  Первичность!  Таких коллективов у нас единицы. Художественных руководителей – много, а хореографов постановщиков катастрофически не хватает. Ау! Где же сочинители, поэты танца?

   -Что для Вас значит балет?

- Балет – любовь моя, балет – жизнь моя, балет – счастье мое.

-  Вы счастливы?  

- Я счастлив, потому что со мной работает замечательная команда единомышленников. Мы никому не завидуем, всем желаем успехов и очень много работаем.                                   

                                                Беседовала Людмила ГОРДЕЕВА

                             

 


Другие статьи в разделе "Русский фактор - Культура"
30 декабря 2013
ВЕЛИКАЯ РУССКАЯ МУЗЫКА КАК БУДТО ПРИНЕСЛА ВЕСНУ
23 декабря в Концертном зале Донецкой областной филармонии имени Сергея Прокофьева прошел традиционный концерт «Звучит великая русская музыка». Этот музыкальный аккорд, подводящий итоги уходящего года, впервые прозвучал в уже далеком 2006 году. Он был задуман и осуществлен активистом Русской общины Украины, проф. Вячеславом Бойковым. Вместе со своими учениками и коллегами он блестяще провел первый концерт, о котором пресса написала как о «приятной неожиданности». Но уже в последующие годы стало ясно, что тогда в Донецке родилась традиция с красивым названием «Звучит великая русская музыка».
03 ноября 2013
ПРОБЛЕМЫ РУССКОЙ И МНОГОНАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ РОССИИ
30 октября в Сергиевском зале Храма Христа Спасителя прошла международная научно-практическая конференция «Русская культура: что мы несем миру?».Конференция проводилась в рамках XVII Всемирного русского народного собора и церковно-общественного проекта «Просвещение: языковая и культурная адаптация мигрантов». Заметим, что эта конференция не была заявлена в программе XVII Всемирного Русского Народного Собора и информацию о ней мы получили только сегодня. Практика такого запоздалого информирования одной или даже нескольких заинтересованных сторон и населения известна. Она говорит о том, что определённые силы заинтересованы в кулуарном обсуждении сложных межэтнических вопросов, поскольку не готовы принять вопросы в неудобных формулировках, принять те или иные претензии общества к своей позиции и проводимой политике
23 сентября 2013
И СНОВА ЗДРАВСТВУЙТЕ!
Радостный, волнующий момент: после августовского затишья Русский Дом вновь открывает свои двери старым и новым друзьям. Прекрасный, солнечный, почти летний день. Посетителей пока не так много, есть свободные места, но пройдёт неделя-другая, и зал наверняка будет полон. Интересно, чем сегодня порадуют зрителя? И радостных моментов действительно оказалось немало.
07 июля 2013
ВЫСОТЫ ПОЭЗИИ И КОСМОНАВТИКИ
К 155-летию со дня рождения великого князя Константина Константиновича Романова и в рамках 400-летия Дома Романовых в Русском культурном центре был продемонстрирован видеофильм «Поэт К.Р.» Автор и ведущая – кандидат филологических наук, доцент Львовского университета Лидия Смыкалова рассказала об удивительной судьбе этого неординарного человека. К.Р. – под этими таинственными инициалами в русскую поэзию навсегда вошёл Константин Романов – поэт романсовой задушевности, восторженный и одновременно трагический лирик. 16 июня к 50-летию полёта в космос Валентины Терешковой в Русском Доме была организована фотовыставка и состоялась лекция, посвящённая этой памятной дате. О малоизвестных страницах освоения космического пространства рассказали председатель Галицкого авиационного историко-технического товарищества Ярослав Янчак и руководитель секции космонавтики ГАИТЕТ Владимир Комар.
07 июля 2013
ПРЕЛЮДИЯ К ТВОРЧЕСТВУ
23 июня состоялась презентация сборника произведений Константина Янченко «Увертюра». Под одной обложкой собраны четыре новеллы, одна зарисовка и цикл разножанровых стихотворений, написанных на протяжении двух последних лет. Удивительно, но литератору всего 17 лет, он выпускник СШ №6, а теперь уже и студент факультета журналистики Львовского университета. А ещё он давний автор газеты «Русский вестник», его заметки и репортажи всегда отличались собственным взглядом на тему, иронией, а подчас и сарказмом.
25 февраля 2013
День памяти А.С. Пушкина
Велика притягательная сила гениального русского поэта. Его творческое наследие неподвластно времени и не знает границ. По-прежнему востребован и продолжает пробуждать в народе «чувства добрые» этот мудрый властитель человеческих дум и сердец, основоположник современной русской литературной словесности. Вот об этом, а также о невосполнимой утрате 176-летней давности шла речь на собрании, проведенном Русской Общиной у памятника поэту в столичном парке его имени.
25 февраля 2013
ФЕВРАЛЬСКАЯ ПАСТОРАЛЬ
Завершилась февральская программа РКЦ гастрольным туром Русской общины Червонограда (староста Светлана Комарова). Самодеятельный театр «Глобус» под руководством Людмилы Телешевой в День защитника Отечества показал на сцене Русского Дома спектакль «Ленинградская ночь», посвящённый героям-блокадникам.
10 декабря 2012
«НЕВА ТЕЧЕТ К ТЕРРИКОНАМ»
О том, что Нева изменила свое русло, первыми в столице шахтерского Донбасса узнали участники вернисажа знаменитого современного петербургского художника Феликса Волосенкова. В Донецком художественном музее открылась и с успехом проходит выставка его работ под говорящим названием «Нева течет к терриконам». Что же заставило северную суровую реку проложить новое культурное русло? Оказалось, что питают его украинские родники, из которых художник много лет черпает свое вдохновение. Ведь Волосенков не только родился в Донбассе, но и ежегодно в течение почти 40 лет приезжает в приморский Николаев, где после долгих странствий осели его родители. Нынешняя экспозиция как раз представляет собой николаевский период творчества мастера.
24 ноября 2012
«Пиано-форум»
Вот уже в двенадцатый раз в Донецке прошел Международный фестиваль фортепианного искусства «Пиано-форум», который ежегодно собирает на сцене Донецкой областной филармонии современных пианистов. В этом году он объединил как весьма прославленных, так и молодых исполнителей из Украины, России, Беларуси, которые в течение трех дней демонстрировали свое фортепианное мастерство. В числе участников фестиваля – лауреат международных конкурсов, заслуженный артист России Евгений Михайлов (Россия), лауреаты международных конкурсов Александр Музыкантов и Марина Ромейко (Беларусь).
22 октября 2012
Я ВОСКРЕСНУ И СПОЮ
7 октября в Русском культурном центре Львова состоялся вечер памяти певца, композитора и поэта Игоря Талькова. Вечер вызвал неподдельный интерес у зрителей, которых, к сожалению, было не столь много из-за дождливой погоды. В зале же царила тёплая и уютная атмосфера, на сцене были развешены портреты Игоря в разных сценических образах, звучали знаменитые тальковские хиты «Я вернусь», «Россия», «Бывший подъесаул». Известный львовский музыкант Влад Лебедев пронзительно исполнил «Чистые пруды», чем вызвал искренние аплодисменты публики.