Дорогие друзья и коллеги, уважаемые посетители!
Вы посетили портал Русской Общины. Его появление вызвано острой необходимостью прекратить монополию определенных групп на информацию по главным вопросам жизни от имени русских и русскоязычных граждан Украины. ...
Р О С С И Я - & соотечественники
03 ноября 2012 Михаил Синицин,
член Молодёжной общественной палаты России
С шашечками или ехать?

(Или кто выступает против предоставления русским соотечественникам гражданства России?)

Ни для кого не является секретом, что зачастую российское законодательство базируется на иезуитской логике, недоговорённостях и умолчаниях. Все эти изъяны создают «мутную воду», в которой невозможно находить полноценные решения огромной массы проблем.

После распада СССР русские де-факто стали разделённым народом, который на бывших национальных окраинах, ставших в одночасье «суверенными государствами», до сих пор находится на правах второго сорта, ощущая на себе все «прелести» реализации соответствующими титульными нациями своих прав на самоопределение. Безусловно, эта картинка нуждается в десятках оговорок применительно к каждому конкретному государству постсоветского пространства. Безусловно, накал межнационального противостояния за последние 20 лет значительно снизился. Но также очевидно и то, что для любого русского человека, не по своей воле оказавшегося иностранным гражданином по отношений к своей исторической родине, Россия по-прежнему остаётся тем местом, куда можно будет уехать, если в стране проживания не останется вообще никаких перспектив наладить собственную жизнь и обеспечить достойное будущее детей. По последним социологическим исследованиям, около 52% русских, живущих в государствах СНГ, в той или иной степени склонны к переезду в Россию.

В отношении этих людей Российская Федерация обязана нести определённые политические и гуманитарные обязательства. Любая попытка эти обязательства сбросить или отложить их реализацию - преступна, любая попытка на базе существующего законодательства эти обязательства зафиксировать - благо.

Так вот, с существующим законодательством по этой части есть большие проблемы.

В 1999 году был принят Федеральный закон «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом», который впервые описал контуры этих обязательств России, ввёл определение понятия «соотечественник за рубежом». В соответствии с этой, первой, редакцией закона,  под категорию соотечественников попадали в том числе и представители титульных наций новообразовавшихся государств. При этом никаких существенных обязательств России, связанных с правом соотечественников на репатриацию, этот закон не предполагал. Точнее, были некие декларации, но их воплощение в конкретных, отраслевых, законодательных актах было половинчатым или вообще отсутствовало.

Если говорить конкретнее, то, например, Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» устанавливал (да и сейчас устанавливает) право приёма в российское гражданство в упрощённом порядке лишь для определённых категорий лиц, которые могут и не являться соотечественниками.

Это к вопросу о недоговорённостях и иезуитской логике.

А теперь об умолчаниях. В 2010 году вышла новая редакция закона о соотечественниках, которая уточнила само это понятие. В соответствии с ней соотечественниками «признаются лица и их потомки, проживающие за пределами территории Российской Федерации и относящиеся, как правило, к народам, исторически проживающим на территории Российской Федерации, а также сделавшие свободный выбор в пользу духовной, культурной и правовой связи с Российской Федерацией лица, чьи родственники по прямой восходящей линии ранее проживали на территории Российской Федерации» (пункт 3 статьи 1).

Здесь, конечно, чёрт ногу сломит, потому что законодатели не осмелились дать более точного определения и не обошлись без оговорок («как правило»), которые позволяют толковать эту норму, как кому нравится. Но из этой формулировки всё-таки ясно, что соотечественниками «в первом приближении» считаются представители коренных народов России. К слову, само словосочетание «народы, исторически проживающие на территории Российской Федерации» - это уже большой прогресс, потому что подобная конструкция вообще впервые появилась в российском законодательстве. И она, безусловно, «отсекает» представителей титульных наций соответствующих государств.

Но что самое интересное? Редакция закона о соотечественниках образца 2010 года задекларировала право соотечественников на приём в российское гражданство в упрощённом порядке (статья 11-1). И эта декларация должна воплотиться и обрасти конкретикой в законе о гражданстве. В противном случае - право так и останется декларацией.

Но как это право реализовать на практике? Нужно учитывать некоторые особенности российского законотворчества. Во-первых, в российском законодательстве фактически запрещено использовать этническую дифференциацию (то есть нельзя записать, что право на упрощённое гражданство нужно дать только русским и никому больше).

Во-вторых, та самая «мутная вода» и те самые «недоговорённости» воплотились в том, что в российском законодательстве нет перечня «народов, исторически проживающих на территории Российской Федерации».

А если бы он и был, то, в-третьих, нет никаких юридически прописанных процедур удостоверения национальной принадлежности ни российских, ни иностранных граждан, претендующих на российское гражданство.

Безусловно, и перечень народов, и документирование национальной принадлежности нужно вводить. Это не подлежит никакому сомнению. Но все же прекрасно понимают, что при существующем подходе, который применяет российская власть для решения этих вопросов, подобное просто невозможно! К сожалению, невозможно.

Поэтому мы имеем то, что имеем. У нас есть хоть и более конкретизированное, но размытое понятие «соотечественники за рубежом», в которое однозначно попадают все зарубежные русские и представители других коренных народов России и «в первом приближении» не попадают представители титульных наций зарубежных государств. И у нас есть декларация о праве этих людей на приём в российское гражданство в упрощённом порядке.

Надо полагать, что именно исходя из этих соображений и была внесена в Государственную Думу законодательная инициатива сенаторов Ильяса Умаханова, Владимира Джабарова и Вячеслава Фетисова, которая предполагает введение упрощённой процедуры приёма соотечественников в российское гражданство  (http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28SpravkaNew%29?OpenAgent&RN=139669-6&02).

В соответствии с ней соотечественник вправе получить российский паспорт без соблюдения пятилетнего срока проживания в России, без подтверждения законного источника существования и без сдачи экзамена на знание русского языка.

Но что тут сразу началось!!! В среде «русских национал-демократов» начался грандиозный переполох. Одни заголовки чего стоят: «Замещение коренного населения», «Теперь любой среднеазиат может мгновенно получить российское гражданство», «Всем среднеазиатам предоставят гражданство и сразу повезут на выборы». Никто не удосужился прочитать и вникнуть в суть инициативы, никто не потрудился проанализировать реальные (РЕЛЬНЫЕ!) возможности для реализации русскими права на упрощённое гражданство в рамках действующего законодательства. Сработало «тоннельное мышление» о кознях «антирусского режима». А если бы хоть кто-то потрудился, то пришёл бы к однозначному выводу: в рамках действующего законодательства других возможностей предоставить такое право русским за рубежом просто не существует. Опять-таки к сожалению.

Так вам с шашечками или ехать? Мы хотим решить вопрос или хотим ритуально трубить на всю Ивановскую о толпах среднеазиатов, которые тут же воспользуются этой нормой? Второе интереснее и занимательнее. Но и со вторым большие нестыковки.

Дело в том, что «толпы среднеазиатов» получают российское гражданство совершенно по другим основаниям и в обход закона о гражданстве. Как они это делают? Элементарно!

Российской Федерацией подписано несколько международных соглашений с государствами - участниками СНГ по вопросам гражданства. Есть, например, Соглашение между Российской Федерацией и Киргизской Республикой об упрощённом порядке приобретения гражданства гражданами Российской Федерации, прибывающими для постоянного проживания в Киргизскую Республику, гражданами Киргизской Республики, прибывающими для постоянного проживания в Российскую Федерацию, и выхода из прежнего гражданства.

Так вот, просто для иллюстрации: в соответствии с этим Соглашением с 1997 года гражданство Российской Федерации приобрели более 300 тысяч граждан Киргизии, из которых, по официальным данным, 60% составляют киргизы, 20% - узбеки и 20% - русские.

А ещё есть Соглашение между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Киргизской Республикой и Российской Федерацией об упрощённом порядке приобретения гражданства. И по нему те же киргизы, узбеки из Киргизии и казахи могут получать российское гражданство.

И есть ещё один замечательный в своём роде международно-правовой документ: Договор между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан об урегулировании вопросов двойного гражданства. В соответствии с этим Договором таджик при приобретении российского гражданства может даже не отказываться от таджикского!

Поэтому все стенания на тему наплыва среднеазиатов, если Россия в соответствии с упомянутым выше законопроектом предоставит русским право на упрощённый приём в российское гражданство, лучше прекратить, потому что тема среднеазиатов «раскрывается» международными соглашениями Российской Федерации. И если уж ставить вопрос ребром, то нужно требовать выхода России из этих соглашений, потому что именно они создают условия для массовой легализации среднеазиатских мигрантов в нашей стране.

Но я даже больше скажу: нет никаких гарантий, что упомянутый законопроект будет принят Государственной Думой, даже несмотря на то, что он является более проходным.

Дело в том, что аналогичный по смыслу законопроект (http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28Spravka%29?OpenAgent&RN=609009-5), который вносил в октябре 2011 года Константин Затулин, Госдумой был отклонён.

Другая инициатива на эту же тему от сенатора Михаила Капуры (http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/(Spravka)?OpenAgent&RN=643855-5) также в ближайшее время, судя по всему, будет отклонена.

Так что буря возмущений гневных вышла напрасной и не по теме. Зато многие её зачинатели хорошо потренировались в риторике и красноречии. 


Другие статьи в разделе "Р О С С И Я - & соотечественники"
02 февраля 2014
РОССИЙСКАЯ ДИПЛОМАТИЯ И ЕЁ ЗАРУБЕЖЬЕ: КАК КАДРЫ РЕШАЛИ ВСЁ...
Мой рабочий день в Росзарубежцентре при МИД России (ныне Россотрудничество) начинался с того, что я на совещании спрашивала работников отделов стран СНГ и Прибалтики о том, какие новости в "курируемых" ими государствах произошли? Не за прошлый день, а хотя бы за месяц. В ответ было молчание. Пришлось выдать им список информагентств, которые надо было читать, раз газет не признавали принципиально. И периодически устраивать политинформации. На вопрос - во время совещаний - назвать руководителей этих государств, российских послов, начиналось невнятное роптание, переходящее в недовольный гул. Помню реакцию начальника отдела стран Прибалтики на мой вопрос "какие партии в Латвии, Эстонии и Литве защищают права русскоязычного населения"? (на пороге был 2008 год): "Вы тут мне экзамены не устраивайте"!
02 сентября 2013
У МАТЕРИ-РОДИНЫ ДОЛГА РУКА НА ЛАСКУ
Россия своих друзей должна определять по их отношению к русским людям, к русским организациям внутри их страны. Не клятвы в верности, не бизнес совместный, а отношение к русским внутри страны определяет друзей и врагов России. Начну с абсурда. У «московской элиты» напрочь отсутствует взаимосвязь между политической позицией, русофобией «украинского бизнеса» и возможностью получать прибыль на российском рынке, когда заработанные средства благодаря России, использовать на антироссийские проекты. Примером может служить фирма «Рошен» эвроинтегратора П. Порошенко с ГМ-соевым шоколад и принадлежащий ему 5-й русофобский канал с главной гитлеровской идеей: «Мы тогда победим Россию, когда украинцы поверять, что они не русские.»
10 июля 2013
Почему российское посольство на Украине не помогает соотечественникам
Мы уже неоднократно писали о проблеме российских посольств, которые практически не отстаивают права наших граждан за границей. Однажды это вызвало недовольство одного из МИД-овских чиновников — он обвинил нас в предвзятости и даже в полном незнании проблемы. По его словам, мы даже не представляем тот якобы гигантский объём работы, которую проводит МИД в данном направлении. Что ж, возможно, в чём-то этот человек и прав. Однако имеющиеся у нас факты чаще всего говорят совершенно о другом.
21 мая 2013
«России нет дела до соотечественников на Украине»
Настоящая пророссийская партия на Украине — реальность это или утопия? Если смотреть на примере хорошо здравствующей, но «не о том» Партии Регионов — скорее все же утопия, которая могла бы стать реальностью. Почему не стала — отдельный долгий, но скорее бесполезный разговор.На Украине есть разного рода и калибра русские организации, занимающиеся проблемами соотечественников. Но так ли просто им приходится существовать в условиях декларируемого «тесного взаимодействия» между Украиной и Россией в «русском вопросе».
10 мая 2013
ПОСОЛЬСТВО РОССИИ В СЕРБИИ НИЧЕГО НЕ МОЖЕТ СООБЩИТЬ О ГРАЖДАНИНЕ РФ, ЗАДЕРЖАННОМ ОРГАНАМИ ГОСБЕЗОПАСНОСТИ
Как сообщают российские СМИ, 8 мая в Белграде органами сербской госбезопасности задержан гражданин России Илья Горячев (бывший лидер прекратившей несколько лет назад свою деятельность организации "Русский образ").
03 апреля 2013
Кто спасет узбекских русских?
Специалисты говорят, что для большинства русских отъезд стал единственной мечтой. Однако реализовать ее вряд ли удастся – деньги и возможности отсутствуют. Увольняют без объяснения причин, отобрать квартиру или другое имущество способен начальник районного уровня, попытка поднять вопрос о положении русских может закончиться в тюремной камере. «Нас усиленно пытаются вытолкнуть из всех сфер жизни. Похоже, власть и правоохранительные органы поощряют национализм и экстремизм», - сообщила одному из экспертов жительница Ташкента.......
03 апреля 2013
Хамство как инструмент «мягкой силы»
«Вы живёте в Латвии, и живите, как вам тут говорят»! Если вы думаете, что такую тираду выдал нашим военным пенсионерам в Латвии оголтелый местный националист, то ошибаетесь. Это ценное указание произнёс сотрудник российского посольства в Риге. Произнёс в ответ на просьбу разъяснить, как российская сторона допустила, что под предлогом реализации двусторонних соглашений, были, фактически, сокращены пенсии, что поставило значительную часть военных пенсионеров за черту выживаемости. Российские дипломаты в Риге позволяют себе хамить старикам, немощным, ветеранам войны, благодаря которым они вообще живут на земле и получают приличную зарплату», - отмечает эксперт.
19 марта 2013
Скоро этот бардак закончится
В преддверии своего визита в Латвию доктор политических наук, эксперт по проблемам русской зарубежной диаспоры Татьяна Викторовна Полоскова дала эксклюзивное интервью порталу BaltijaLV.lv. - Татьяна Викторовна, вы - известный эксперт в области зарубежной российской диаспоры. Как бы вы охарактеризовали нынешнее положение дел в области формирования зарубежных диаспор соотечественников - и, соответственно, достоинства и недостатки нынешней ситуации?
02 марта 2013
КТО ВИНОВАТ В МЫТАРСТВАХ РУССКИХ, ВЕРНУВШИХСЯ В РОССИЮ
В марте документальная лента, в съемках который приняли участие эксперты, чиновники ФМС, представители СМИ Боливии, и, конечно, сами старообрядцы выйдет на экраны. В основе фильма - история семьи старообрядцев Мурачевых. Эта история всколыхнула общественное мнение России. ... опасения оказались не напрасными, и репутация России пострадала. И где? В Латинской Америке, в регионе, где наша страна традиционно имеет высокий рейтинг доверия. Остается надеяться, что выход этого документального фильма не только привлечет внимание к данной проблеме, но и станет предметом "разбора полетов" и принятия мер к тем сотрудникам российских загранпредстваительств, кто из личных корыстных или карьерных интересов обрекли людей на страдания, а некоторых из них заставили потерять веру в собственную Родину.
19 февраля 2013
КТО СТОИТ ЗА «СООТЕЧЕСТВЕННОЙ» ШПИОНОМАНИЕЙ?
Почему МИД РФ, российские посольства в Прибалтике простодушно стремятся к нормализации отношений с этнократическими режимами, от полицейского произвола которых изнывает почти два миллиона русских и русскоязычных жителей Прибалтики? И отчего Москва руками прибалтийских СМИ дискредитирует тех, кто, как в России, так и в Прибалтике, критически относится к дискриминации русских?