Дорогие друзья и коллеги, уважаемые посетители!
Вы посетили портал Русской Общины. Его появление вызвано острой необходимостью прекратить монополию определенных групп на информацию по главным вопросам жизни от имени русских и русскоязычных граждан Украины. ...
Русский фактор - Культура
24 ноября 2012 Елена Мартыненко,
преподаватель ДГМА имени С.С.Прокофьева
«Пиано-форум»

        Вот уже в двенадцатый раз в Донецке прошел Международный фестиваль фортепианного искусства «Пиано-форум», который ежегодно собирает на сцене Донецкой областной филармонии современных пианистов. В этом году он объединил как весьма прославленных, так и молодых исполнителей из Украины, России, Беларуси, которые в течение трех дней демонстрировали свое фортепианное мастерство. В числе участников фестиваля – лауреат международных конкурсов, заслуженный артист России Евгений Михайлов (Россия), лауреаты международных конкурсов Александр Музыкантов и Марина Ромейко (Беларусь).

Один из музыкальных вечеров нынешнего «Пиано-форума» был полностью посвящен творчеству молодых донецких пианистов. В концерте под названием «К вершинам мастерства», который прошел 15 октября 2012 года в Концертном зале имени С. С. Прокофьева Донецкой областной филармонии, приняли участие студенты, ассистенты-стажеры и преподаватели Донецкой государственной музыкальной академии имени С. С. Прокофьева. Донецкие пианисты в очередной раз продемонстрировали свой высокий профессиональный уровень и колоссальный творческий потенциал, собрав в зале филармонии множество ценителей фортепианного искусства.

В первом отделении концерта, которое было посвящено изысканной и серьезной музыке французских композиторов, приняли участие воспитанники профессора В. Г. Бойкова и доцента А. В. Орищук. Открыла концерт Анна Бартенева – лауреат международных конкурсов, магистрантка ДГМА имени С. С. Прокофьева, в исполнении которой прозвучала «Прелюдия, фуга и вариация» Сезара Франка. Эта тонкая рафинированная музыка обрела безупречное, духовно богатое, проникновенное звуковое воплощение в трактовке молодой пианистки. Сочетание философской глубины, эмоциональной выразительности и особого внутреннего напряжения стало основной исполнительской идеей ее выступления.

Утонченная атмосфера французской музыки, воцарившаяся в зале, усиливалась с каждым последующим концертным номером. Лауреат международных конкурсов, ассистент-стажер ДГМА имени С. С. Прокофьева Евгения Дорофеева исполнила «Прелюдию, хорал и фугу» С. Франка. Произведение архитектурно идеальное, совмещающее в себе разноплановые технические сложности с концептуальной масштабностью и поистине органным звучанием, предстало перед слушателями в убедительной, сочной и глубокой подаче. Фортепианное мастерство Евгении Дорофеевой позволило воплотить в характерной для музыки С. Франка полифонической многослойности не только возвышенные «баховские» идеи, но и экспрессию романтического стиля.

В завершении первого отделения концерта выступил лауреат международных конкурсов, ассистент-стажер ДГМА имени С. С. Прокофьева, молодой, но уже хорошо известный донецкой публике талантливый пианист Михаил Ткачев. В его исполнении прозвучали виртуозные произведения Мориса Равеля. «Печальные птицы» из цикла «Отражения» в удивительно изысканной трактовке исполнителя буквально ожили в звуках прозрачных «акварельных» гармоний равелевской фактуры. Уловить тончайшие импрессионистические оттенки образа и чутко воплотить их в филигранном звучании рояля – вот в чем секрет его блестящего исполнения музыки М. Равеля. Это в равной степени касается и хореографической поэмы «Вальс», которая, по словам самого автора, представляет собой «апофеоз венского вальса, впечатление от кружения которого фантастично и фатально». Завуалированные, надломленные вальсовые обороты в произведении М. Равеля сначала лишь угадываются сквозь сложные фактурные напластования и политональные комплексы – но в эмоционально-насыщенной, виртуозной трактовке Михаила Ткачева всё побеждает блестящий, феерический вальс.

Второе отделение концерта «К вершинам мастерства» было полностью посвящено русской музыке. В исполнении лауреата международных конкурсов, студентки ІІІ курса ДГМА имени С. С. Прокофьева Татьяны Кулаковой (класс доцента Е. А. Жаркой) прозвучала Вторая соната А. Скрябина. Соната-фантазия, обнаруживающая определенную близость импрессионизму и связанная по замыслу с образами и красками морских пейзажей, нашла убедительное воплощение в мягкой, изысканной, стилистически тонкой трактовке молодой пианистки. Особенно впечатлило зрителей мастерское сопоставление эмоционально-контрастных состояний: воздушности и прозрачности первой части – и бурного порыва второй.

Продолжил программу концерта Роман Захаров – лауреат Всеукраинского конкурса, студент ІІІ курса ДГМА имени С. С. Прокофьева (класс профессора В. Г. Семыкина), который исполнил «Этюд-картину» ор. 39 № 5 С. Рахманинова. Стихийное, мощное звучание, наполненное типичным «рахманиновским» размахом, усиливало эффект тембровой насыщенности данного исполнения.

Совершенно новым произведением даже для искушенных слушателей оказалось никогда прежде не звучавшее на сцене Донецкой филармонии сочинение С. Ляпунова – Этюд Ор. 11 № 8 «Былина», который был виртуозно исполнен лауреатом международных конкурсов, студентом ІІІ курса ДГМА имени С. С. Прокофьева Андреем Степаненко (класс профессора В. Г. Бойкова и А. В. Орищук). Молодой, но очень перспективный пианист смог уловить в этой необычной музыке типичные обороты русских былин, гусельных наигрышей, скоморошьих напевов, подчеркивая в своем исполнении ее близость традициям М. Мусоргского, М. Балакирева, А. Лядова.

Достойным завершением концерта стало выступление лауреата международных конкурсов, преподавателя ДГМА имени С. С. Прокофьева Алексея Коваленко. Любимец донецкой публики, моментально захватывающий внимание каждого зрителя в зале, на этот раз порадовал своих поклонников великолепным исполнением Вариаций на тему Корелли С. Рахманинова. Глубочайшее проникновение в суть авторского замысла, мастерский сплав технического совершенства с концептуальной глубиной исполнения, идеальная выверенность выразительных средств – и при этом искренняя эмоциональность и стилистическая многогранность творческого мышления Алексея Коваленко буквально покоряют сердца слушателей, никого не оставляя равнодушным.

Этот прекрасный концерт фортепианной музыки, который в этом году подарил нам «Пиано-форум», в очередной раз доказал, что культурному Донбассу есть, кем гордиться: наши талантливые молодые артисты достойно представляют Донецкий регион на международном уровне, неизменно занимая ведущие позиции в самых престижных конкурсах и фестивалях современного фортепианного искусства. Смеем надеяться, что в будущем концерты донецких пианистов станут традиционным мероприятием в рамках Международного фестиваля «Пиано-форум» и подарят слушателям еще много удивительных минут общения с фортепианной музыкой высшей пробы.

 

 


Другие статьи в разделе "Русский фактор - Культура"
30 декабря 2013
ВЕЛИКАЯ РУССКАЯ МУЗЫКА КАК БУДТО ПРИНЕСЛА ВЕСНУ
23 декабря в Концертном зале Донецкой областной филармонии имени Сергея Прокофьева прошел традиционный концерт «Звучит великая русская музыка». Этот музыкальный аккорд, подводящий итоги уходящего года, впервые прозвучал в уже далеком 2006 году. Он был задуман и осуществлен активистом Русской общины Украины, проф. Вячеславом Бойковым. Вместе со своими учениками и коллегами он блестяще провел первый концерт, о котором пресса написала как о «приятной неожиданности». Но уже в последующие годы стало ясно, что тогда в Донецке родилась традиция с красивым названием «Звучит великая русская музыка».
03 ноября 2013
ПРОБЛЕМЫ РУССКОЙ И МНОГОНАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ РОССИИ
30 октября в Сергиевском зале Храма Христа Спасителя прошла международная научно-практическая конференция «Русская культура: что мы несем миру?».Конференция проводилась в рамках XVII Всемирного русского народного собора и церковно-общественного проекта «Просвещение: языковая и культурная адаптация мигрантов». Заметим, что эта конференция не была заявлена в программе XVII Всемирного Русского Народного Собора и информацию о ней мы получили только сегодня. Практика такого запоздалого информирования одной или даже нескольких заинтересованных сторон и населения известна. Она говорит о том, что определённые силы заинтересованы в кулуарном обсуждении сложных межэтнических вопросов, поскольку не готовы принять вопросы в неудобных формулировках, принять те или иные претензии общества к своей позиции и проводимой политике
23 сентября 2013
И СНОВА ЗДРАВСТВУЙТЕ!
Радостный, волнующий момент: после августовского затишья Русский Дом вновь открывает свои двери старым и новым друзьям. Прекрасный, солнечный, почти летний день. Посетителей пока не так много, есть свободные места, но пройдёт неделя-другая, и зал наверняка будет полон. Интересно, чем сегодня порадуют зрителя? И радостных моментов действительно оказалось немало.
07 июля 2013
ВЫСОТЫ ПОЭЗИИ И КОСМОНАВТИКИ
К 155-летию со дня рождения великого князя Константина Константиновича Романова и в рамках 400-летия Дома Романовых в Русском культурном центре был продемонстрирован видеофильм «Поэт К.Р.» Автор и ведущая – кандидат филологических наук, доцент Львовского университета Лидия Смыкалова рассказала об удивительной судьбе этого неординарного человека. К.Р. – под этими таинственными инициалами в русскую поэзию навсегда вошёл Константин Романов – поэт романсовой задушевности, восторженный и одновременно трагический лирик. 16 июня к 50-летию полёта в космос Валентины Терешковой в Русском Доме была организована фотовыставка и состоялась лекция, посвящённая этой памятной дате. О малоизвестных страницах освоения космического пространства рассказали председатель Галицкого авиационного историко-технического товарищества Ярослав Янчак и руководитель секции космонавтики ГАИТЕТ Владимир Комар.
07 июля 2013
ПРЕЛЮДИЯ К ТВОРЧЕСТВУ
23 июня состоялась презентация сборника произведений Константина Янченко «Увертюра». Под одной обложкой собраны четыре новеллы, одна зарисовка и цикл разножанровых стихотворений, написанных на протяжении двух последних лет. Удивительно, но литератору всего 17 лет, он выпускник СШ №6, а теперь уже и студент факультета журналистики Львовского университета. А ещё он давний автор газеты «Русский вестник», его заметки и репортажи всегда отличались собственным взглядом на тему, иронией, а подчас и сарказмом.
25 февраля 2013
День памяти А.С. Пушкина
Велика притягательная сила гениального русского поэта. Его творческое наследие неподвластно времени и не знает границ. По-прежнему востребован и продолжает пробуждать в народе «чувства добрые» этот мудрый властитель человеческих дум и сердец, основоположник современной русской литературной словесности. Вот об этом, а также о невосполнимой утрате 176-летней давности шла речь на собрании, проведенном Русской Общиной у памятника поэту в столичном парке его имени.
25 февраля 2013
ФЕВРАЛЬСКАЯ ПАСТОРАЛЬ
Завершилась февральская программа РКЦ гастрольным туром Русской общины Червонограда (староста Светлана Комарова). Самодеятельный театр «Глобус» под руководством Людмилы Телешевой в День защитника Отечества показал на сцене Русского Дома спектакль «Ленинградская ночь», посвящённый героям-блокадникам.
10 декабря 2012
«НЕВА ТЕЧЕТ К ТЕРРИКОНАМ»
О том, что Нева изменила свое русло, первыми в столице шахтерского Донбасса узнали участники вернисажа знаменитого современного петербургского художника Феликса Волосенкова. В Донецком художественном музее открылась и с успехом проходит выставка его работ под говорящим названием «Нева течет к терриконам». Что же заставило северную суровую реку проложить новое культурное русло? Оказалось, что питают его украинские родники, из которых художник много лет черпает свое вдохновение. Ведь Волосенков не только родился в Донбассе, но и ежегодно в течение почти 40 лет приезжает в приморский Николаев, где после долгих странствий осели его родители. Нынешняя экспозиция как раз представляет собой николаевский период творчества мастера.
24 октября 2012
Владимир ЗАХАРОВ: «БАЛЕТ – МОЯ ЛЮБОВЬ, ЖИЗНЬ И СЧАСТЬЕ»
Два дня непрерывной радости подарили донецким зрителям артисты Московского государственного академического театра танца "Гжель", чьи выступления состоялись в рамках XIX Международного Фестиваля "Звезды мирового балета". Они приехали большой артистической семьей во главе с «отцом» театра, его главным хореографом и художественным руководителем, народным артистом России, профессором, академиком Владимиром Захаровым.
22 октября 2012
Я ВОСКРЕСНУ И СПОЮ
7 октября в Русском культурном центре Львова состоялся вечер памяти певца, композитора и поэта Игоря Талькова. Вечер вызвал неподдельный интерес у зрителей, которых, к сожалению, было не столь много из-за дождливой погоды. В зале же царила тёплая и уютная атмосфера, на сцене были развешены портреты Игоря в разных сценических образах, звучали знаменитые тальковские хиты «Я вернусь», «Россия», «Бывший подъесаул». Известный львовский музыкант Влад Лебедев пронзительно исполнил «Чистые пруды», чем вызвал искренние аплодисменты публики.