Дорогие друзья и коллеги, уважаемые посетители!
Вы посетили портал Русской Общины. Его появление вызвано острой необходимостью прекратить монополию определенных групп на информацию по главным вопросам жизни от имени русских и русскоязычных граждан Украины. ...
Досье - Идеи и Смыслы
27 ноября 2012 МАСЛОВ Александр Федорович,
журналист, писатель
Ступени большого вранья
КАК И ДЛЯ ЧЕГО СОЗДАЮТ МИФЫ

или КОМУ УЛЫБАЕТСЯ ДЖОКОНДА

и ПОЧЕМУ У ПРИНЦЕССЫ АЛТАЯ ОТРОСЛИ СКУЛЫ

О том, что рынок подделок не знает границ, авторитетов, ограничений фантазии в изобретении  убедительных легенд первичности - не открытие времени. Заявленное подтверждает «вторая Джоконда», став даже для привычных ко всему происходящему в мире, скажем так, исторического торгашества, снегом на голову. В Африке. Мало того, что эта женщина-загадка из мастерской Леонардо да Винчи, уже столетия не дает покоя и любителям высокого в мире живописи, и профессиональным его оценщикам, так теперь у нас появилась еще и возможность - увидеть, как эта самая загадка выглядела  за десять лет до своего живописного рождения. Явление из мира чудес заявило о себе незадолго до конца света, обильно проафишированного на  завершение 2012 года. Очередного. Конца, понятно. 

Для ценителей высших степеней прекрасного он наступил явно до срока. Ведь на шедевр наложена теперь не только тень неумолимого старения, но и, что важнее, печать вторичности. И только потому, что в сейфах швейцарского банка отыскался вроде бы истинный подлинник, а сам шедевр 1503 года всего лишь развитие его темы. Пусть даже с иным пейзажем на заднем фоне. Пусть с наивным и ничего не выражающим юным лицом - без всякой загадочности, Но именно эта работа громко объявлена исходной. Повторю, для тех, кто решил, что ослышался. Та, что из банковского сейфа, а не из Лувра, что само по себе показательно для явления как такого. Не столько Джоконды (рис.), сколько рынка как такового.  

Что еще известно об этой сенсацией ввалившейся в сознание «Айзелуортской Моне Лизе»? Кое-что. Но сначала заметим, что Леонардо действительно создавал иногда две картины на один сюжет - специалистам известны две его «Мадонны в скалах». Да разве это отличает одного только Леонарда? Искусствоведы в таких случаях говорят не о копиях, а об авторских повторах. Бывает так, и часто, что тема «не отпускает». Не все сказал, показал, донес, и при этом остро загорелось желание уточнить авторские акценты. Это закономерность. Вот только прошлое новоявленного шедевра, скажем так,  - от имени, а не от зрелого мастерства, что не столько смущает, сколько вообще покрыто темным мраком.

Свой исток «новая-старая» картина берет в 1914 году. Именно в этом году английский художник Хью Блейкер из лондонского района Айзелуорт - отсюда название вновь заявившей о себе почти век спустя находки, купил это полотно неизвестно где, у кого и при каких таких обстоятельствах. Затем, в 1964 году Джоконду-барышню приобрел американский коллекционер Генри Пулитцер. Ему и принадлежит версия о подлинности этой неизвестной работы мастера, что для мира собирателей, набивающих цену всему, что через них проходит, рутинная обыденность. После смерти Пулитцера коллекционная «забавность» пошла по рукам, что лишь усиливало значимость легенды. Затем на десятилетия прописалась в банковском сейфе.  

Однако, критики склонны видеть в чуде шумного явления очередного божественного копию безымянного художника, который отважился на омоложение луврского оригинала. Цели могли быть разными - от постановки руки и изучения стиля мастера, до тривиальной шутки или спора. Обращено внимание и на то обстоятельство, что великий Леонардо свои шедевры создавал на досках, что было в практике времени, а «исходный» авторский повтор выполнен на полотне, что понятно. Ведь старое полотно отыскать много проще, чем очень старое дерево. А от себя добавим, что тривиальность такого рода для руки большого мастера неприемлема, поскольку снижает планку ее уровня, что всегда осознается. Конечно, художник мог обратиться к отработанной теме, но это было бы иное ее решение. По абсолютно всем деталям. А так все это выглядит всего лишь как коммерческая акция. Как попытка убедительней одурачить покупателя или кого там еще. Как получилось, каждый волен оценивать сам.

 Лето 2012 года, как и все предыдущие, стало удивительно обильным на всякого рода сенсации. И  очередные гвозди отыскали - те самые, которыми прибивали Иисуса к кресту, и новое дополнение к библейской писаной истории заявило о себе, и Алтай снова удивил своими научно-историческими находками. На этот раз возвращенной на место прежнего упокоения мумией  так называемой принцессы Укока - по названию Алтайского глухого угла, что непринципиально.

Сложнее с другим. Этих самых принцесс развелось ныне на все буквы алфавита - алайская, аланская, алтайская… Что само по себе свидетельство, как нас уверяют, роста самосознания у застрявших в отсталости народов. Или решивших снова к ней вернуться, как это происходит воочию и на всю катушку в незалёжной Украине. Но отнюдь не научного авторитета. Ему без меры расплодившиеся принцессы вовсе даже не на пользу. Скорее наоборот. В собственном окружении  знаю только одну из принцесс, да разве еще алайскую, которая, как уяснил в давней уже поездке на Памиро-Алай, сумела-таки повысить свой статус до царицы.

Саму алтайскую мумию из-за непрезентабельности вида бренных останков представлять здесь не буду. Ничего любопытного. Все то же самое, что на экране рентгеновского аппарата, но только без него. Плюс детали, которые сами по себе  всегда требуют отдельного внимания.

Так кто же она такая, эта самая алтайская принцесса? Некая молодая женщина, относительно хорошо сохранившиеся останки которой обнаружены в обозначенном алтайском местечке в 1993 году. Это захоронение из могильника с самостоятельным названием Ак-Алаха, что вблизи российско-китайской границы.

Это к тому, что в шестидесятые годы прошлого века (в период остро напряженных отношений с Китаем) при строительстве пограничной опорной базы - укрепрайона, военные строители частично разрушили древнее кладбище. Недавно в район допустили археологов.   

В свое время при осмотре таких оборонительных приграничных сооружений приблизительно в этом же районе пришел к выводу: военные и историки оценивают особенности местности и специфику истории под очень уж разными углами зрения. И то, на что обращают внимание одни, не интересует других.  Свой взгляд на такие территории  есть и у местных скотоводов. По той причине, что на относительно большой высоте, достаточно долгое время сохраняется травостой - основа горной прокормочной базы местного населения. И никаких тебе блошек, мошек и чего там еще. Если на меньшей высоте пастбища быстро обретают бурый непрезентабельный цвет и становятся непригодными для выпаса скота - до следующего сезона, то приближенность к облакам это благодатное состояние травостоя сохраняет дольше.

Отсюда потребность к постоянному перемещению, давний и очень острый интерес к местности, отсюда всякого рода действия  по жесткому контролю над ней, что формирует черты характера и желание сохранить все как оно есть. И если она, эта самая местность представляется стороннему наблюдателю пустынной и малообитаемой, то это вовсе не означает, что так оно и есть на самом деле. Однажды ехал по такой же, и за весь день встретил единственного аксакала, неторопливо спешившего на ишаке к соседу - на поминки общих родственников. Острый людской пригляд за всем происходящим в степных предгорьях был всегда. Таковым остается и доныне. Несмотря на всякие ветры перемен, их желания и нежелания. Консервативность быта здесь острее всего воспринимается как залог выживания. Потому геополитики и говорят о горах как о системе, в которой дольше и прочнее всего сохраняется традиция. Даже если она кому-то представляется как давно свое отжившая.

Именно поэтому они  кажутся равнинному жителю - тем более, городскому, несколько странными, эти люди гор. Особенно в своих представлениях, всегда и у всех перерастающих в поступки. И неважно где это происходит - на Памире, Алтае, Кавказе или на Карпатах, выходцы из которых за что-то там бьются в новых своих местах обитания - когда горы меняют на город, но толком так и не понимают, за что именно. Особенно если из благодатного навоза овчарен влипают в тоже самое в политике - навозе городов. С горячим желанием и это тоже приспособить к практике. По своему разумению. Без достаточного на то образования и полного непонимания, что мир все-таки движется не по данному природой циклу, а к чему-то все-таки новому. Что касается низких и высоких сфер, то они всегда идут по жизни поручь друг с другом.

Знание этих закономерностей позволяет многое в истории принцессы из Укока оценить несколько по иному. Особенно если понять, что разные люди по разному смотрят и на местность, и на ней процессы. И объективней взглянуть на странности, что окружили ее новое явление миру.

Считается, что этой женской реинкарнации около 2500 лет.  Будем думать, что так оно и есть. Как допустимо и то, что это одно из наиболее ярких археологических событий в российской археологии конца прошлого столетия. Впрочем, нам любопытней иные обстоятельства.

При осмотре потревоженной древности опыт руководителя экспедиции ныне члена-корреспондента РАН Н.В.Полосьмак подсказал, что полуразрушенная эта могила (холм, курган), да еще и со следами попытки давнего  разграбления, может принести сюрпризы. И она начала раскопки этого кургана эпохи железа, давным-давно помеченного на археологических картах. Несмотря на то, что сам могильник представлялся полностью разоренным. Интуиция исследователя не подвела. Под одним  упокоенным оказался другой -  из еще более древних времен. Из вечной мерзлоты, спутницы высокогорий, извлекли листвиничную колоду с телом, прочно впаянным в лед. Как выяснилось позднее, это была мумия женщины в сопровождении погребального инвентаря. Стало понятно, что впереди замаячили сенсации.

Работы по освобождению находки ото льда проводили аккуратно и неторопливо - благо археологи предшествующих поколений накопили в этом деле немалый опыт.  Ведь интерес к народам Горного Алтая отсчитывается от энциклопедиста древности Геродота из Галикарнаса  (ок. 484 до н.э. - ок. 425), рассказывавшего об алтайцах как о «стерегущих золото грифах». И некие источники китайской древности поминают «территориально близкое население Алтая». Да и строго научному изучению могил из «вечной мерзлоты» Алтая начало было положено не вчера - в 1865 г. Василем Васильевичем (Вильгельмом Фридрихом) Радловым (1837-1918) - немцем из полабских славян, российским востоковедом, этнографом, археологом, одним из пионеров сравнительно-исторического изучения тюркских языков и народов, и будущим руководителем Музея антропологии и этнографии. Той самой Кунсткамеры -  реализованной мечты царя Петра I.

Исследования показали, что захоронение относится к  V-III векам до нашей эры - периоду так называемой пазырыкской культуры Алтая, начало которой было положено исследованиями  в конце двадцатых годов прошлого века С.И.Руденко (1885-1969). Погребальную камеру вскрывали несколько дней, постепенно, всеми доступными способами растапливая лёд. Чтобы найденное не разрушилось, его сразу же помещали в емкости с консервантом.

В раскопе обнаружили костяки шести коней, украшенных войлочными накидками с рисунками, под седлами и со сбруей. (Вспомним попутно о древнем русском обычае - хоронить именитостей с их лошадьми). Но взгляд археологов был прикован к колоде, с приколоченной бронзовыми гвоздями крышкой. Содержимое захоронения явно указывало на знатность погребенной персоны. Тело было положено набок со слегка подтянутыми в коленах ногами. На руках обнаружились традиционные для времени многочисленные татуировки. На мумии были шелковая рубаха, что само по себе свидетельство немалого достатка, шерстяная юбка, войлочные носки, шуба и парик с волосами рыжего цвета. Явно ритуального. Хотя бы потому, что рыжей охрой присыпали в гробу знаменитого Тамерлана.  В его мавзолее Гур Эмир (Самарканд), расписанном затейливыми свастичными и иными индоиранскими знаками. Рыжая краска, напомню, обнаружена и в каменных порах широко известного в научной среде Збручского идола, уже много лет не дающего покоя исследователям. Это ритуальный цвет тех, кого в научной среде именуют индоевропейцами. Ариями, если  хотите.

Вся одежда изготовлена с высокой степенью владения ремеслом и носит следы дальних торговых связей. Эту молодую, умершую в возрасте примерно двадцати пяти лет женщину, местные жители упорно именуют сегодня принцессой Очы-бала.

В тюркских языках бала - это ребенок. Или, если в данном случае, то юнец неважно какого пола. Что такое очы - не знал, а словари далеко не всегда помощники. Тем не менее, кое-что прояснилось - с помощью сотрудника посольства Республики Киргизстан на Украине Талайбека Сариева. Он-таки докопался, что очи-бала у хакасов дословно означает младшего ребенка в семье и название части алтайского эпоса, повествующего о подвигах некой молодицы в местных разборках за контроль над пастбищами. Они также жестоки, непримиримы и шумны, как межевые или языковые споры на Украине, или драки за арычную воду в Узбекистане - с кетменями наперевес, или бои за золотые жилы в российской тайге. Кому-то из продвинутых местных активистов и сторонников всего сугубо национального ненароком вплыло в голову, что «принцесса» и есть та самая решительная  воительница из долгоиграющих распевов активистов народного творчества, которая «словно Жанна д'Арк, возглавила поход на врагов». А что заявлено вслух, известно, никаким письменным доводом не вырубишь. Да и лишнее подтверждение тому, что все значимое всегда обретает собственные имена.

Теперь главное. То, ради чего и затеян наш рассказ о богатой информационными сведениями, но отнюдь не уникальной алтайской находке. Всегда настаивал на том, что условия повседневного бытия способны кардинальным образом изменить внешний вид и конкретного человека, и всего того сообщества, которое его окружает. Проще говоря, речь о том, что характерный азиатский облик - прямое следствие воздействия степных сугубо природных факторов. Много раз видел, оценивал, удивлялся. И сейчас удивляюсь. Но, каюсь - грешен, скорее до наивности туп, поскольку даже подозревать не мог о такой стремительности в расовых трансформациях, которые продемонстрировала эта самая наша распиаренная по самое не могу «принцесса Укока». Бездельников по редакциям, которых никакой такой метлой не выставишь в командировку за свежими новостями, всегда было в избытке. Сосали себе палец и в ус не дули. Поясню о чем речь в этом случае.  

При изучении находки - до 2012 года, мумия хранилась в музее Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН, в Новосибирском Академгородке. Не без подачи открывателей о ней все чаще и чаще стали рассказывать в средствах массовой информации - как о сенсации вселенских величин, чего на самом деле не было и в помине. Вполне обычный научный факт, не терпящий как все иные суеты. Но сработали закономерности, скажем так, «свободословного интереса вольного рынка в информационном его срезе», на что обратила внимание - не могла не обратить, та часть иногда что-то читающей публики, которая сама взвалила на себя заботы об укреплении неких особых, по ее мнению, национальных начал. Она решила не упустить удачного повода, чтобы заявить о себе, любимой. И с ее подачи хранение мумии в Новосибирском научном центре «вдруг» начало вызывать быстро нарастающее недовольство «определенной части некоего алтайского народа». И посыпались, как из дырявого мешка требования - «принцессу Укока» вернуть на Алтай. Одним было достаточно того, чтобы просто вернуть, но при этом обратить внимание масс на их собственную заботу об интересах этого самого «народа», другие потребовали захоронения на прежнем месте. Третьи пошли дальше - они увидели в рядовом в общем-то научном факте некое особо мистическое начало. Не без подсказки со стороны. Некая московская «акула пера», движимая интересом собственной популяризации, сняла и показала на ОРТ фильм о чудесах алтайской мумии.

Но чудеса еще только начинались.  И произошли они на том коротком отрезке времени, когда принималось решение о перемещении находки на Алтай, строительства под нее музейного комплекса и утряски ряда иных вполне закономерных формальностей. Принцесса начала вдруг менять свои собственные черты лица. Они из индоиранской классики, вполне обычной в древности для этих мест, стали трансформироваться в иную классику - азиатскую. В этой самой древности, как сообщили осведомленные информационные агентства, экспансия индоевропейцев достигала не только данного региона, но и продвигалась далее на восток, что вроде бы, известно, и не должно было никого удивить. И европеоидная внешность алтайской принцессы (узкое лицо, выступающий узкий нос, выдвинутый вперед подбородок, относительная длинноголовость, высокий рост и проч.) смотрятся, цитирую по памяти, вполне естественно. Больше того, генетики, оценивавшие ДНК принцессы, сообщили, что не отыскали в нем «монголоидной компоненты».  

И первоначальные реконструкции прижизненного облика женщины именно это и продемонстрировали - с максимальной степенью наглядности (фото).

 Обращает на себя внимание и такая деталь. По собственному опыту общения с петроглифами Тянь-Шаня, Памиро-Алая и Кольского полуострова не стал бы в принципе говорить о какой бы то ни было «экспансии на Восток». Они, эти самые рисунки, сделанные предком на камнях, однозначно дают понять, что европейская внешность, продвигалась из районов крайнего Севера к Югу - вплоть до Китая, как ни покажется это кому-то странным, до Индии и далее к Западу. А вовсе не наоборот, как сложилось в массовом мнении под насаждением со времен Средневековья идеологии, скажем так, «европупизма» - во всем и вся. Больше того, само это изменение черт лиц аборигенов связано, убежден, с задержавшейся пропиской групп населения на освоенной местности и приспособленным к ней способом хозяйствования.

Вот только алтайской нашей принцессы это касается в ничтожно малой степени. Она еще представитель того, что высокие ученые умы называют индоарийством. Стремительный переход этой конкретной барышни из одного расового типа в другой состоялся в считанные месяцы, если не недели, что связано вовсе не с климатическими особенностями в условиях конкретной среды. Не случайно в новостном сюжете, посвященном переезду мумии в новый музей, сообщено, что в нем будет представлена не научная реконструкция, а «манекен» принцессы (фото), без которой на Алтае усилились морозы, начались землетрясения, которых «раньше не было» и посыпались прочие напасти. Нечто подобное придумали и ошалевшие от вседозволенности киргизские  народные избранники, отрыв какого-то там батыра Бишкека - с целью оправдать идиотское название собственной столицы (мутовка для перемешивания кумыса). Как и многое иное, такое же, происходящее в этом горном крае. А сколько подобного нарыто на Украине, в иных местах?

Академик РАН В.И.Молодин, оценивая ситуацию вокруг древнего захоронения, сложившуюся не без его собственного участия, дал ей следующую оценку: «Не стоит, - цитируем, - называть ее «принцессой». Никакая это не принцесса, а представитель среднего слоя пазырыкского общества (по названию местных курганов - А.М.). Шумиха вокруг нашей находки возникает тогда, когда на Алтае происходят какие-то события - выборы, землетрясения, или заявляет о себе дефицит местного бюджета. Тут же эту самую «даму» поднимают на щит: дескать, все беды происходят потому, что она в Новосибирске, а не на Алтае. Даже политические партии пытаются это использовать: мол, вы нас избирайте, а мы вернем «принцессу» на Алтай и все само собой наладится. Все это политиканство самого низкого пошиба. Сначала мы по этому поводу волновались, а сейчас относимся к этому абсолютно спокойно. После изучения мумии она возвратится на Алтай. Самое интересное, что эта мумия, –  продолжает Вячеслав Иванович, - далеко не первая из выкопанных на Алтае и вывезенных оттуда. В тридцатые и пятидесятые годы при раскопках пазырыкских курганов найдено несколько мумий, которые хранятся в Эрмитаже. И слава Богу, никто не требует их вернуть. Причем это были захоронения самого высокого слоя пазырыкского общества».

И уже от себя. Почему изменилась «принцесса»? Да потому, что столь странным образом и здесь заявили себя корни русскости. Спекулянтов на местном патриотизме это испугало. Крепко.

Получил свою оценку и фильм Алены Жаровской «Месть алтайской принцессы», подогревший амбициям местечковой элиты. Археологи поскребли в недоумении затылки и определили видеопродукт для массового потребления как далеко опередивший газеты по количеству отсебятины и мистической галиматьи.

Что можно сказать  по такому поводу. Да пиши ты сказки как Андерсен - Ганс Христиан, как братья Гримм, или даже как Гофман с его специфическим отражением реальности. А лучше как академик Шарль Перро. Но лучше не получается. Но тогда хотя бы скажи, что это сказка. И все станет на свои места. Здесь мы имеем дело со сказками и  иного рода. Из тех, которые навязывали на улицах известные «канадские мальчики» начальных времен, прости Господи, перестройки. В качестве натурального высококачественного политического продукта, из которого пытаются, подмесив всякого рода добродетели, героические подвиги с добавлением в качестве перца порции ужасов, слепить некую истинно правильную модель прошлого.  И затем как тараном вышибать с ее помощью заветные элитные преференции. Только на том основании, что языковый треп позволяет добиваться большего в личностном плане. На провинциальном уровне то же самое. Но очень хочется соответствовать центральному, или даже им быть. Если так, то почему бы не сместить этот центр на самого себя. Вне зависимости от  грядущего результата. Украинская языковая практика наглядное печальное подтверждение заявленному. Потому и смещают, невзирая на истину. Напористо и нагло. Реалии при этом мало кого интересуют.

В свое время представители одного хорошо знающего в массе математику народа создали идеологический продукт для подражания. Опытом воспользовался некий украинский прыщавый деятель, и попытался создать по его образу и подобию модель украинского национального бедствия. И… загудели, заиграли провода... По спущенному властью «в низы» распоряжению начали создаваться некие музейные экспозиции. С целью потрясти сознание. Одна из таковых, развернутая в пристоличном местечке Ворзель, сообщила, что несколько тысяч жителей конкретного этого курортного городка стали жертвами не хозяйственных просчетов в совокупности с аномальными климатическими осложнениями, а предумышленными действиями против самого Народа. Вот только самого местечка в остроголодные годы не было. Не успели заложить. И поэтому, когда говорят, что национализм туп, эгоистичен, разрушителен и беспринципен, это тоже прямое тому подтверждение. Вопрос только в том, сколько их подобных научных фактов для массового потребления, как говорила в младенчестве моя дочка,  разбросрано по историческому полотну - с уточнениями, нужными поправками, целесообразностями, с выступающими скулами и укороченными носами, или наоборот. В одном что-то скрыли, в другом, сместив акценты, приукрасили или наоборот, в четвертом недодумали, в шестом просто придумали… Перечислять устанешь. И так оно было всегда. Так и остается. Разве что слово наука прибавили. Все для той же якобы значимости.

Но речь о конкретной мумии. Хотя между отмеченным процессом и страстями вокруг нее особая разница не улавливается. Сегодня реликвия  из национальных (а как иначе, когда это слово лепят сегодня к чему ни попадя), хранится, конечно же, в Национальном (!) музее - имени Анохина (Республика Алтай, г. Горно-Алтайск), в саркофаге с системой контроля температурного и влажностного режима. В специальной пристройке представлены экспонаты, сопровождавшие женщину на пути к вечности. Но страсти по-прежнему кипят.  

Чету Молчановых, с подачи которых началась вакханалия сенсационности можно понять. Наверняка, это серьезные исследователи. Его Величество Случай, позволил о себе заявить широкой массе. И его не упустили. Вот только теперь приходится открещиваться и отплевываться. Потому что явление, получившее название паблик релейшн (PR) или в укороченном бытовом варианте пиар - система вожжей для управления массой, был всегда. И всегда представлял палку о двух концах.  Мифами разной степени достоинства забиты не только учебники для штурмующих азы науки, но и серьезные исследования ее остепененных мэтров. Это не проблема конкретных людей. Это заявляют о себе проблемы морали совести. А вместе с ними приемы управления «своим народом», равно как и чужими тоже, и личностные желания во что бы то ни стало пробиться в касту узнаваемых, приобщенных и  допущенных к кормилу власти.  Но не только. Это также огрехи научной системы, неспособной или плохо приспособленной к отбору  действительно достойных. На этой почве паразитирует немалое число соискателей. Все это и представила в неприкрытой своей наглядности принцесса Укока.

Нечто подобное произошло и с именитым антропологом - основателем научного метода реконструкции мягких тканей лица. Когда вскрыл гробницу Великого Хромца Тамерлана и, охотно, нимало не сомневаясь в добросовестности коллег по историческому сектору, «взял в работу» череп воителя, то оперативно сообразил, что с этим своим клиентом неумолимо попадает под каток великих мифов истории. Тех, что укатают под асфальт не только открытие, но и его самого. Пришлось выкручиваться, балансируя на грани усредненных линий и пропорций. Время, к счастью, показало, что сам метод не подвел. Жаль только, сама история не избавилась от своей пагубной склонности - повторяться. Ни  в реалиях, ни в их абсурдах.

В это части заметок привел лишь толику из вроде бы невинных, попавшихся под руку сенсаций последнего времени. Но на исторических страницах прошлого подобных «открытий» насчитывается не сотни, а многие тысячи. И все они отмечены не очень афишируемым как личным, так и корпоративным интересом - авторов поправок, уточнений, трактовок, заведомых ошибок. И не столько правильных, сколько «нужных» уточнений, акцентов, соответствий «верной» линии. В итоге формируется нечто, что называют наукой. На ее фоне умельцы легко формируют общественное мнение, которое в своих собственных оценках и подходах часто оказывается само «с усами», уверенно определяя, кого казнить, а кого миловать. Твердо зная почему, и без тени подозрений, что это всего лишь повод. Тот самый, на котором тебя подводят к действиям, не очень-то тебе самому и нужным.  Но очень нужным кому-то еще. К тому, каких уровней эти манипуляции достигают, у нас еще будут поводы обратить внимание. 


Другие статьи в разделе "Досье - Идеи и Смыслы"
05 ноября 2013
О креативных сообществах и развитии страны
На днях на сайте АПН появились интересные статьи О. Кильдюшова и С. Сергеева о проблеме нелегитимной власти и интеллектуалах-коллаборационистах. Вопрос о поведении «прогрессивной общественности» поднимался в России многими известными людьми. В частности, можно перечитать переписку Н.В. Гоголя с В.Г. Белинским и речь С.Л. Франка, произнесенную им в мае 1923 года на съезде русских студентов в Германии. Актуальность их слов в нынешнее время подчеркивает преемственность проблемы взаимоотношений любой власти и оппозиции в России с интеллектуалами. Но в этой статье поговорим о двух других проблемах.
07 июля 2013
В КРЫМУ ПОСТАВЯТ ПАМЯТНИК Н.ХРУЩЕВУ
По случаю стало известно - из надежных источников, что благодарные крымчане решили конкретно укрепить память известного своей щедростью советского лидера. Бронзовым клоном. Величественным и внушающим добросердечную его искренность - как в мыслях, так и действиях. О чем вроде бы призвана напомнить и подвязанная к трехметровому образу собачка. Похоже, для подкрепления известного наблюдения: чем лучше узнаю людей, тем больше люблю собак. Авторство афоризма не прояснено. Длинный ряд его соискателей разнесен от Гейне до Чаплина. Через русского поэта XIX века А.Федорова. Но это ничуть не снижает интереса ни к собственно задумке, ни к взятой за образец исторической личности. Она до сих пор не дает покоя. Особенно при оценках итогов этого жизненного пути…
27 марта 2013
Преодоление Евразии
Аурелио Печчеи, выразительный персонаж сошедшего со сцены, но сохраняющегося в живой памяти эона, как-то обмолвился: «Надо сделать так, чтобы максимум людей могли совершить резкий скачок в понимании действительности». И сам попытался совершить нечто в духе предложенного императива, инициировав Римский клуб – последнюю академию финального столетия. Было это, по сути, приглашением на казнь века сего, обозначенную вскоре как «предел роста», затем – «конец истории», но по ряду причин отсроченную на неопределенное время. Перемены – синкопы живой тектоники в засушливых землях практики, чья телесность предопределена конъюнктурой цен на кровь, сырье, урожаи; творчество – не слишком предсказуемая, но улавливающая помехи нить осциллографа; наследуемое прошлое – истрепавшийся каталог проб и ошибок.
19 марта 2013
Зеркала русской истории
Зеркала русской истории и самосбывающиеся пророчества. Цикличность, если не сказать — порочная цикличность, многих малоприятных, часто трагических сюжетов российской политической истории странным образом проходит через всю нашу сознательную жизнь. И, как правило, речь тут идет не столько о так называемом «развитии истории по спирали» с подъемом к модерну, постмодерну и прочих банальностях философии, сколько о познании себя в уже случившемся, повторяемости «проклятых вопросов» и фиксации схожих развилок. Что если за однотипными последовательностями наступят и столь же однотипные результаты?
31 января 2013
Изборск и Ульяновск
В сентябре 2012 года Изборский клуб собрался и учредился в Изборске, историческом символе начала правления династии Рюриковичей, где в качестве одного из своих ценностных приоритетов провозгласил идею единства всех периодов российской истории – в декабре его заседание произошло в Ульяновске – на Родине Ленина и знаковом символе новой, республиканской и конституционной истории России. И центральными вопросами стала, с одной стороны, тема согласия и союза в современных условиях «красных» и «белых» - политических сил, идентифицирующих себя с двумя разными дореволюционным и революционным периодами истории России, с другой – как вывод, тема создания Музея СССР, как признания и значимости советского периода истории, - и его роли основы постсоветской реинтеграции.
12 января 2013
Европеизация для русских. Тупик, выход или разводка?
Философ и блогер, кандидат философских наук Валентин Гринько в своём блоге предлагает порассуждать о русском характере и национал-демократах. «Национал-демократы любят указывать в качестве одной из своих основополагающих программных целей европеизацию русских. Дескать, коммунисты перебили всех господ, «право имеющих», установив «диктатуру рабов». А мы, типа, в противоположность большевикам идём по европейскому пути — стремимся поднять всех русских до положения тех самых умученных комиссарами господ. В глазах национал-демократов цель эта выглядит столь же безупречно благородной (всех сделать аристократами — разве это не прекрасно?), сколько и благородно прагматичной: все русские должны получить права и собственность. Ну, разве это не замечательно, разве не здорово?», - задаёт вопрос блогер Гринько.
27 декабря 2012
Почему ВО «Свобода» штурмовала мэрию Одессы
21 декабря ВО «Свобода» штурмовала мэрию Одессы и распыляла слезоточивый газ не ради лохов с 7-го километра, которым пообещала помочь отстоять их незаконные лотки, используя, как пушечное мясо. У них была иная, принципиальная задача: не допустить переименования улицы, названной в честь украинского националиста, геополитика и расолога Юрия Липы, а также его отца. Как известно, Одесская дума не пошла на поводу у фашистов из Киева и вернула улице ее историческое название – Пишенина. Для того чтобы стала понятной принципиальность вопроса для «Свободы» в обозначении их будущих внутренних и внешних ориентиров, процитирую некоторые геополитические установки такой нужной для настоящего украинского националиста работы Юрия Липы, как «Растения против сексуального бессилия».
23 декабря 2012
Идеологическое доминирование - залог успеха интеграционных усилий
Наше сегодняшнее собрание может выглядеть несколько парадоксально. Казалось бы, отчего экономически и электорально выгодным делом реинтеграции постсоветского пространства не заняться тем, кому и положено – губернаторам, чиновникам, бизнесменам? Но не занимаются. Мешают некие «высшие политические интересы», а попросту давление Запада, и неспособность местных элит к осознанной деятельности, опирающейся на поддержку населения, волю которого они, эти «элиты», так и не научились уважать. И вина тут не только группировок, формирующих политический и экономический ландшафт Украины.
21 декабря 2012
ГРЯДЕТ РАСПАД РОССИИ? БАБУШКА НАДВОЕ СКАЗАЛА
РАСЧЛЕНЕНИЕ РОССИИ НАЧНЕТСЯ С ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА? Под этими заголовком и заставкой, не допускающих сомнений, в информационные Сети вброшено интервью на обозначенную тему. В ряде стремительных, прошу прощения за неологизм, тотжеденных, перепечаток знак вопроса был снят. Это означает: авторы продукта настраивают читателя именно на такую перспективу большого Российского государства. Или хотят убедить в этом себя, что не одно и то же. Но поскольку лично меня к такой посылке склонить не удалось, предлагаю свой комментарий под рубрику, которая сама по себе снимает достаточное число вопросов...
23 ноября 2012
«Свобода от детей» - аморальность во имя удовольствий
Высокий уровень жизни и образования, по мнению психологов, ведет к тому, что люди хотят жить для себя – путешествовать, делать дорогие покупки и посвящать свободное время различным хобби. Все это трудно совмещать с воспитанием детей. И на Западе зародилось движение "Чайлд фри" - буквально это означает добровольную осознанную бездетность. В последние годы довольно много людей с таким мышлением появилось и в России. Должно ли общество что-то противопоставить такой философии?