Дорогие друзья и коллеги, уважаемые посетители!
Вы посетили портал Русской Общины. Его появление вызвано острой необходимостью прекратить монополию определенных групп на информацию по главным вопросам жизни от имени русских и русскоязычных граждан Украины. ...
Русский фактор - Культура
10 декабря 2012 Людмила ГОРДЕЕВА
«НЕВА ТЕЧЕТ К ТЕРРИКОНАМ»

О том, что Нева изменила свое русло, первыми в столице шахтерского Донбасса узнали участники вернисажа знаменитого современного петербургского художника Феликса Волосенкова. В Донецком художественном музее открылась и с успехом проходит выставка его работ под говорящим названием «Нева течет к терриконам».

Что же заставило северную суровую реку проложить новое культурное русло? Оказалось, что питают его украинские родники, из которых художник много лет черпает свое вдохновение. Ведь Волосенков не только родился в Донбассе, но и ежегодно в течение почти 40 лет приезжает в приморский Николаев, где после долгих странствий осели его родители. Нынешняя экспозиция  как раз представляет собой николаевский период творчества мастера.

  «Феликс Волосенков полифоничен, круг его интересов широк, - сказала открывая выставку искусствовед, заместитель директора Донецкого художественного музея Марина Третьякова. - Он прекрасно знает историю искусства. Интересны, выразительны  и смелы т.н. «акты» - портреты обнаженных дам, Адама и Евы. Здесь и пейзажи Ленинграда – нашего любимого города, пропитанного культурой. Экспозиция построена так, что Нева на самом деле течет по этим стенам. Мы видим набережную Фонтанки, Летний сад, Эрмитаж, Ростральные колонны. Все это сделано небанально, экспрессивно, в очень интересных ракурсах. Он также прекрасный портретист, четко, неожиданно передающий портретное сходство и внутреннее состояние своих героев ».

    Однако, надо заметить, что работы Волосенкова – не на потребу широкой публики. Они далеки от реализма и самим художником характеризуются как относящиеся к экспрессивному модернизму.

    «Эта выставка очень серьезная и рассчитана на подготовленного зрителя, - говорит народный художник Украины мастер пейзажа Алексей Поляков. - Она не для тех, кто  не знаком с историей искусства. Работы автора занимают значительное место в истории русского авангарда. Подкупает то, что работы сотворены душой художника. Они честны и последовательны в освоении избранного пути».

    На встречу с питерским гостем пришел и народный художник Украины великолепный график Владимир Шендель. Оба мастера работают в диаметрально противоположных направлениях, но тематически их интересы многократно пересекаются. Так, Шендель проиллюстрировал роман Булгакова «Мастер и Маргарита», а в экспозиции Волосенкова мы видим портрет Маргариты, ожидающей своего Мастера. Позиционирование Волосенковым себя как художника, работающего в русле современного славянского искусства, его диптих «Явление скифской степи» и другие работы, перекликаются  с позицией его украинского коллеги. Ведь, по словам Владимира Шенделя, славянское искусство – это огромный творческий клубок, от наскальной живописи, творчества скифов до наших дней. В процессе его развития появились и Прокофьев со своей «Скифской симфонией» Главное, убежден Владимир Степанович, не забывать, на какой земле мы живем, какие таланты она рождала.

Оказалось, что и Волосенков и Шендель художественному мастерству учились в Питере. Им обоим было, что вспомнить – город, преподавателей, коллег.

   -Феликс Васильевич, вот Владимир Степанович вернулся из Питера на малую родину, а вы не собираетесь? – спросила я «именинника».

-Ну, это приличные люди возвращаются, - отшутился он. - А мое искусство вряд ли здесь будет пользоваться популярностью. Продать здесь какую-то работу будет очень трудно. А  ведь жить-то на что-то надо. Впрочем, как говорят мои коллеги, для Украины непокупательство явление хроническое.

   Малая родина подарила мне ряд сюрпризов. Меня не только очень тепло встретили. Но и оказалось, что в Донецке прекрасный художественный музей с высоким интеллектуальным и художественным уровнем,  очень  интересной коллекцией, прекрасными иконами, русской живописью. Это нечаянная радость.  Только одно событие омрачило это впечатление – выставка Никаса Сафронова. О его «творчестве» мы говорить не будем, потому что оно за гранью.  Но, к счастью, у нас разные входы.

  -Ваша выставка посвящена родителям и обозначена как «славянское искусство». Что вы понимаете под славянским искусством?

   -Когда говорят о современном изобразительном искусстве, можно услышать многое, но фактически ничего о славянском искусстве. Сам термин славяне у многих ассоциируется с Перуном, князем Владимиром и другой древностью. Поляки, чехи, югославы чтут свое славянство. А мы почему-то долгое время не вспоминали о славянах. Хотя в то время, когда все разъединяются по национальному признаку,  славянство – это то, что, невзирая на границы, объединяет народы. Поэтому в славянском искусстве есть еще что-то, что я «железно» не могу сформулировать.  Ясно одно: если ты считаешь себя славянином, то ты делаешь славянское искусство. К скифской теме подойдут «Скифские Адам и Ева» или диптих «Явление скифской степи».  Это прародители славян.

- В каком возрасте вы уехали из Донбасса?

-Мой отец военный. А, как вы помните, в советское время военные всегда кочевали по стране. Сразу после войны мои родители были направлены в Москву, потом  отец поступил в Военную академию в Твери. Затем его послали в Баку, где мы прожили достаточно долго – там я закончил школу и художественное училище.  Это к вопросу, где я стал «гениальным художником».  Первая попытка поступить в столичный художественный вуз окончилась неудачей, как я позже понял, по моей собственной глупости. Вместо того, чтоб рисовать на экзаменах так, как я умею, я по наивности (старался как лучше!) пытался скопировать кого-то. А любая копия, естественно, всегда хуже оригинала. 

   На мой провал родители среагировали по-своему: не поступил – значит, ты не художник, иди в архитекторы. Тем более, считали они, архитекторы люди приличные, не то, что «эти алкоголики-художники». Так я поступил на архитектурный факультет Свердловского политехнического института. И пошел работать в театр оперы и балета, где можно было стать «настоящим монументалистом», ведь там писали огромные холсты декораций. Естественно, мне это никто не позволил, а сказали: иди, мой ведра. Поэтому я пошел в бутафорский цех.

   Я считал, что хороший художник обязательно должен  быть, как Пикассо и другие,  «левым» художником, т.е.  предпочитающим модерн, авангард. Как мне подсказали в театре, на таких художников учили в Ленинградском театральном институте, куда я и поступил. Среда, в которую я попал - общение не только с художниками, режиссерами, артистами, оказалась очень плодотворной.

-Феликс Васильевич, по какому принципу вы выбираете моделей? Я имею в виду не только обнаженных женщин, но и мужчин.

- Мне позировали разные люди. Вот, например, Катя – она регент в церковном хоре. Это – Маргарита, которая ждет своего мастера. А эта обнаженная – 20-летняя девушка без комплексов.

Рыжая с косами – это Таня Грачева, очень серьезная девушка, спортсменка, писатель и журналист.

   А вот это портрет  куратора выставки Александра Ладковского. На другом полотне он изображен в образе  казака Мамая со своей подругой Мавкой, для которой позировала милая девушка, мастер спорта международного класса по бальным танцам.

  Это николаевская коллекция,  которая хранится у Ладковского и фактически ему принадлежит. Он много в нее вложил: холсты, рамы, кисти и краски куплены за его деньги.

  -Этакий современный Савва Морозов?

  -Можно сказать и так. Но ему всего 25 лет. Он говорит, что не понимает современных художников. А меня, получается,  понимает, поэтому и занимается всем этим. Наверное, у молодых так бывает.

 Кстати, вы обратили внимание на великолепное оформление каждой работы?

 Это ведь не просто взятые в рамы работы. Этот способ называется «гугенхайм». Многие не знают, кто это или что. Некоторые вспоминают Соломона Гугенхайма, который открыл музей в Нью-Йорке, а его дочь Пегги создала музей в Венеции.  Если будете в Венеции, то увидите там, на берегу канала, белый дом – это ее музей. Она первая стала собирать работы американских абстрактных экспрессионистов (Поллака, Ротко  и др.). А ее, очевидно,  научил один из ее мужей – Макс Эрнст – знаменитый сюрреалист. Их работы оформлены таким же  способом, когда картина как бы висит внутри и в то же время выступает из нее. Этот ставший классическим,прием, позволяет увидеть картину сбоку (обычно рама ее закрывает).

   Висящие рядом с «Казаком Мамаем» два пейзажа Питера, как бы привет Марке. Вы же помните в Эрмитаже работы Марке с его великолепным голубым цветом? Так эти пейзажи как раз «про то».

  -А про что «Желто-синяя мадонна»?

  -На самом деле это интерпретация фотографии 1945 года, где изображены я и мама. Она считалась потерянной, но недавно была обнаружена в архиве умершей родственницы. Я написал эту картину  по просьбе мамы. Сегодня, если идеологически раскрутить эту картину, то можно сделать ее знаменем Украины.

-Феликс Васильевич, не ожидала от вас  такого. Русские Украины, страдающие от жовто-блакитной украинизации, рассчитывают получить от осевшего на берегах Невы земляка хотя бы моральную поддержку. А вы, получается, выступаете на стороне украинских националистов, которые отторгают нас от России?

  -Нет, на самом деле, это ироническая шутка, из которой можно сделать шикарную историю. Но, судя по всему, это не произойдет.   

  -А сколько работ вы написали?

-Более двух тысяч. Живопись, графика. Графику, тем более не сосчитать. Я выставляю не все. Раньше было: на заказ и для себя. Вот по последнему можно было судить о художнике. А сейчас многие  ребята, заканчивая Академию художеств или институт имени    Репина,  работают только на заказ, а своих картин не делают. В общем, они как бы даже не художники. Один московский художник, преподававший 20 лет в Строгановке, признался мне, что ушел оттуда, т.к. за это время у него «не было ни одного художника». Большинство ее выпускников становятся ремесленниками, коммерсантами. Они все умеют, все правильно делают, но творчески бесплодны.

Однажды я понял, что, исполняя коммерческий заказ, где существуют свои требования, ты можешь изменить себе, своим принципам, но учти - душа все равно стирается.

  -Вы всегда довольны результатом?

  -Конечно нет. Вот по приезде в Донецк у меня ночью вдруг заболело сердце. Причина проста: я вдруг решил, что мои картины, написанные в 2011 году, плохи. Так всегда бывает. Последние кажутся хорошими, а предыдущие – никудышними. Ведь любая выставка для художника – это демонстрация своего внутреннего мира, своеобразное раздевание.

  Вот когда смотришь на картину, и вдруг – ах! (или мурашки по спине – у каждого по-разному). Тогда ты понимаешь, чувствуешь, картину, общаешься с ней. Если нет этого импульса, то или картина никудышняя, или в вас что-то не так,.

 -А что значит «у вас что-то не так»? Что «не так» у тех, кто не понимает абстракционистов или не приемлет сюрреалистов?

 -Значит, нет подготовки, недостаточная «насмотренность». Грамотный человек, который умеет читать картины, он понимает автора. Несложно понять художника, когда понимаешь художественный язык. Это как в классической музыке: чем больше слушаешь, тем больше понимаешь.

  -Подавляющее число работ, представленных в Донецке, написаны яркими чистыми цветами. У вас всегда такая радостная палитра?

 - Как-то один из директоров музея спросил у меня: а почему вы используете так много черной краски? Да не использую я черную – это темно-синяя. А вот вы, наоборот, увидели радостную палитру. Так что каждый видит по-своему.

  -Феликс Васильевич, можно задать вам очень банальный вопрос относительно творческих планов?

  -Планы осуществляются как автоматическое продолжение прошлого. Заранее надо что-то начать, чтоб потом продолжить.  Вот сейчас у меня начата работа под рабочим названием «Искушение святого Антония» или просто «Искушение» про женщин-искусительниц. Для выставки Музея современного искусства русских писателей. Думаю, дай я сделаю Достоевского и Толстого, а для пижонов – Бродского.

А вообще, - смеясь заметил художник, намекая на предсказания современных нострадамусов и заратустр на грядущий в декабре с.г. конец света, - у нас большие перспективы после конца света.

Справка Феликс Волосенков - Президент Санкт-Петербургской Академии современного искусства, знаменитый российский художник, член Российского и Итальянского Союзов художников, заслуженный художник России. Он участника более 300 коллективных и автор более 30 персональных выставок в России и за рубежом. Работы художника находятся в Эрмитаже, Русском музее и многих других, в т.ч. главных, музеях  России и ряда зарубежных стран. После выставки в коллекции Донецкого художественного музея останутся живописные  работы Волосенкова, а также 10 экспресс-портретов сотрудников музея, мастерски написанные автором.  


Другие статьи в разделе "Русский фактор - Культура"
30 декабря 2013
ВЕЛИКАЯ РУССКАЯ МУЗЫКА КАК БУДТО ПРИНЕСЛА ВЕСНУ
23 декабря в Концертном зале Донецкой областной филармонии имени Сергея Прокофьева прошел традиционный концерт «Звучит великая русская музыка». Этот музыкальный аккорд, подводящий итоги уходящего года, впервые прозвучал в уже далеком 2006 году. Он был задуман и осуществлен активистом Русской общины Украины, проф. Вячеславом Бойковым. Вместе со своими учениками и коллегами он блестяще провел первый концерт, о котором пресса написала как о «приятной неожиданности». Но уже в последующие годы стало ясно, что тогда в Донецке родилась традиция с красивым названием «Звучит великая русская музыка».
03 ноября 2013
ПРОБЛЕМЫ РУССКОЙ И МНОГОНАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ РОССИИ
30 октября в Сергиевском зале Храма Христа Спасителя прошла международная научно-практическая конференция «Русская культура: что мы несем миру?».Конференция проводилась в рамках XVII Всемирного русского народного собора и церковно-общественного проекта «Просвещение: языковая и культурная адаптация мигрантов». Заметим, что эта конференция не была заявлена в программе XVII Всемирного Русского Народного Собора и информацию о ней мы получили только сегодня. Практика такого запоздалого информирования одной или даже нескольких заинтересованных сторон и населения известна. Она говорит о том, что определённые силы заинтересованы в кулуарном обсуждении сложных межэтнических вопросов, поскольку не готовы принять вопросы в неудобных формулировках, принять те или иные претензии общества к своей позиции и проводимой политике
23 сентября 2013
И СНОВА ЗДРАВСТВУЙТЕ!
Радостный, волнующий момент: после августовского затишья Русский Дом вновь открывает свои двери старым и новым друзьям. Прекрасный, солнечный, почти летний день. Посетителей пока не так много, есть свободные места, но пройдёт неделя-другая, и зал наверняка будет полон. Интересно, чем сегодня порадуют зрителя? И радостных моментов действительно оказалось немало.
07 июля 2013
ВЫСОТЫ ПОЭЗИИ И КОСМОНАВТИКИ
К 155-летию со дня рождения великого князя Константина Константиновича Романова и в рамках 400-летия Дома Романовых в Русском культурном центре был продемонстрирован видеофильм «Поэт К.Р.» Автор и ведущая – кандидат филологических наук, доцент Львовского университета Лидия Смыкалова рассказала об удивительной судьбе этого неординарного человека. К.Р. – под этими таинственными инициалами в русскую поэзию навсегда вошёл Константин Романов – поэт романсовой задушевности, восторженный и одновременно трагический лирик. 16 июня к 50-летию полёта в космос Валентины Терешковой в Русском Доме была организована фотовыставка и состоялась лекция, посвящённая этой памятной дате. О малоизвестных страницах освоения космического пространства рассказали председатель Галицкого авиационного историко-технического товарищества Ярослав Янчак и руководитель секции космонавтики ГАИТЕТ Владимир Комар.
07 июля 2013
ПРЕЛЮДИЯ К ТВОРЧЕСТВУ
23 июня состоялась презентация сборника произведений Константина Янченко «Увертюра». Под одной обложкой собраны четыре новеллы, одна зарисовка и цикл разножанровых стихотворений, написанных на протяжении двух последних лет. Удивительно, но литератору всего 17 лет, он выпускник СШ №6, а теперь уже и студент факультета журналистики Львовского университета. А ещё он давний автор газеты «Русский вестник», его заметки и репортажи всегда отличались собственным взглядом на тему, иронией, а подчас и сарказмом.
25 февраля 2013
День памяти А.С. Пушкина
Велика притягательная сила гениального русского поэта. Его творческое наследие неподвластно времени и не знает границ. По-прежнему востребован и продолжает пробуждать в народе «чувства добрые» этот мудрый властитель человеческих дум и сердец, основоположник современной русской литературной словесности. Вот об этом, а также о невосполнимой утрате 176-летней давности шла речь на собрании, проведенном Русской Общиной у памятника поэту в столичном парке его имени.
25 февраля 2013
ФЕВРАЛЬСКАЯ ПАСТОРАЛЬ
Завершилась февральская программа РКЦ гастрольным туром Русской общины Червонограда (староста Светлана Комарова). Самодеятельный театр «Глобус» под руководством Людмилы Телешевой в День защитника Отечества показал на сцене Русского Дома спектакль «Ленинградская ночь», посвящённый героям-блокадникам.
24 ноября 2012
«Пиано-форум»
Вот уже в двенадцатый раз в Донецке прошел Международный фестиваль фортепианного искусства «Пиано-форум», который ежегодно собирает на сцене Донецкой областной филармонии современных пианистов. В этом году он объединил как весьма прославленных, так и молодых исполнителей из Украины, России, Беларуси, которые в течение трех дней демонстрировали свое фортепианное мастерство. В числе участников фестиваля – лауреат международных конкурсов, заслуженный артист России Евгений Михайлов (Россия), лауреаты международных конкурсов Александр Музыкантов и Марина Ромейко (Беларусь).
24 октября 2012
Владимир ЗАХАРОВ: «БАЛЕТ – МОЯ ЛЮБОВЬ, ЖИЗНЬ И СЧАСТЬЕ»
Два дня непрерывной радости подарили донецким зрителям артисты Московского государственного академического театра танца "Гжель", чьи выступления состоялись в рамках XIX Международного Фестиваля "Звезды мирового балета". Они приехали большой артистической семьей во главе с «отцом» театра, его главным хореографом и художественным руководителем, народным артистом России, профессором, академиком Владимиром Захаровым.
22 октября 2012
Я ВОСКРЕСНУ И СПОЮ
7 октября в Русском культурном центре Львова состоялся вечер памяти певца, композитора и поэта Игоря Талькова. Вечер вызвал неподдельный интерес у зрителей, которых, к сожалению, было не столь много из-за дождливой погоды. В зале же царила тёплая и уютная атмосфера, на сцене были развешены портреты Игоря в разных сценических образах, звучали знаменитые тальковские хиты «Я вернусь», «Россия», «Бывший подъесаул». Известный львовский музыкант Влад Лебедев пронзительно исполнил «Чистые пруды», чем вызвал искренние аплодисменты публики.

Здесь
В продаже - сайленблок Нивы, цены ниже! Неликвидные остатки
33sport.ru