Дорогие друзья и коллеги, уважаемые посетители!
Вы посетили портал Русской Общины. Его появление вызвано острой необходимостью прекратить монополию определенных групп на информацию по главным вопросам жизни от имени русских и русскоязычных граждан Украины. ...
Экономика - Украины
21 декабря 2012 Найдёнов В.С.,
доктор экономических наук, профессор
Путь спасения Украины, по которому она не пойдет

За 20 лет независимости экономика Украины не проявила ни малейшей способности к развитию. По объему ВВП она даже не вышла на уровень 1990г. Утратила многие отрасли, производившие высокотехнологическую продукцию.  Происходит деиндустриализация страны. Резко уменьшилось и производство сельскохозяйственной продукции. Сравним: Япония за 20 лет (1952 - 1972)гг. превратилась из сельскохозяйственной страны в одного из крупнейших промышленных лидеров мира. Экономическое положение Украины ухудшается: она вползает в дефляционную депрессию – тяжелая разновидность кризиса. Еще ниже упадет экономика, если Украина войдет в «зону свободной торговли» с ЕС и продолжит неразумную политику евроинтеграции. Об этом мы писали в предыдущей статье «Рынок ЕС губителен для Украины»

Но возможен ли выход Украины из продолжающегося упадка? Как известно, для разумных людей, в частности политиков, безвыходных ситуаций не бывает.

Вполне обоснованно можно сделать вывод, что экономика Украины упала и за 20 лет так и не обнаружила способности к развитию, все больше превращаясь в бедный сырьевой придаток развитых стран. Перспектива евроинтеграции Украины положение только ухудшит.

Для изменения положения государства и в государстве необходимы решительные сдвиги в экономической политике самого государства. Не мелкие исправления, типа изменения ставок налогов и минимальной заработной платы, а изменения принципиальные.

Необходим переход к инновационному развитию экономики, то есть, постоянного обновления и повышения технологического уровня продукции. Только такой переход дает конкурентоспособность экономике. Практика показывает, что на инновационной основе страны успешно справляются с проблемами финансового кризиса. На Украине приняты Закон и постановления Кабинета Министров, направляющие развитие экономики по инновационну пути. Но практических сдвигов нет.

Для инновационного развития в экономике должны сложиться соответствующие условия. Отметим основные:

- рост рынков сбыта и развитие на этой основе предпринимательской активности. Этот рост обеспечивался в разных странах различными процессами, которые переплетаются. Например, освоение новых земель и развитие сельского хозяйства (США), создание новых технологических укладов и новых отраслей хозяйства (США, Япония, Китай, Западная Европа), милитаризация и войны (Германия, Япония, США), развитие экспорта (практически все экономики развитых стран), восстановление и развитие инфраструктуры (дорог, трубопроводов, энергосетей, строительство жилых, общественных и административных зданий и т. п.);

- достаточная обеспеченность экономики деньгами, соответственно, развитием доступного для предпринимателей кредитования. В развитых странах инновационная деятельность финансируется, в основном, собственными средствами предприятий с участием кредитов;

- гарантированная неприкосновенность собственности предпринимателей, соблюдение и охрана прав интеллектуальной собственности, интересов создателей проектов. Изобретатель и предприниматель в инновационном процессе рискуют и не могут проявлять инициативу, если их права не защищены;

- развитие естественно-технического образования, насыщения предприятий инженерно-техническими кадрами, потенциально способными к инновационной деятельности. Наличие квалифицированных рабочих, развитие профессиональной подготовки и образования квалифицированных рабочих;

- налоговое и финансово-кредитное стимулирование разработчиков и исполнителей проектов инновационных и таких, которые повышают технологический уровень и конкурентоспособность производства.

Очевидно, можно сформулировать еще некоторые условия, но нужно сосредоточится, на первоочередных.

Кратко рассмотрим два первых условия, необходимые для перехода экономики к инновационному типу развития.

Для создания условий инновационного развития необходимо оживление в экономике, переход к росту, активизация предпринимательства. Для этого требуется расширение рынков сбыта товаров с относительно высокой добавленной стоимостью. Такая возможность на рынках ЕС для Украины практически исключена. Продукцию машиностроения и несырьевых отраслей сельского хозяйства Украины пока покупают преимущественно на Востоке.

В 2009 г. экспорт Украины в СНГ был на 45% больше, чем в ЕС. При этом удельный вес машин, оборудования и приборов в экспорте для СНГ составил 58,7%, а для ЕС только 17,4%. По торговле машиностроительной продукцией с СНГ положительное сальдо 4,2 млрд. дол. США, а с ЕС отрицательное - 6,1 млрд. дол. США. В торговле с ЕС Украина имеет импорт, который на 46% превышает экспорт. В торговле с СНГ, если не учитывать газ и нефть, экспорт превышает импорт. То есть, торговля с СНГ для Украины более выгодна. Тем более что, развивая евразийское направление, есть возможность добиться снижения цен на газ. Поэтому сейчас нужно использовать восточное направление. Здесь нужен решительный поворот во внешнеэкономической политике, в сторону Таможенного союза и Евразийского пространства, иначе условий для инновационного развития не будет. Причем не нужно отождествлять торгово-кооперационные отношения с Таможенным союзом с политической интеграцией с Россией. Нужно уметь оставаться политически независимыми, но использовать экономически выгодный рынок.

Как уже сказано, включение в рынок ЕС Украине невыгодно. Оно не только не создаст расширения, но даже сузит рынок сбыта за счет увеличения импорта и сокращения экспорта в страны Таможенного Союза.

Для перехода к инновационному типу развития необходимо также создание денежно-кредитных условий: увеличение объемов кредитов, снижение кредитных ставок, улучшение денежного обеспечения предприятий. Без этого повышение предпринимательской активности невозможно. А в настоящее время ситуация складывается наоборот. Одна из причин - политика НБУ предотвращать инфляцию монетарными методами. Но основные причины инфляции на Украине - недостаток потребительских товаров отечественного производства (в частности, животноводческих), засилье импорта и дороговизна импортируемых газа и нефтепродуктов. Эти причины можно и нужно минимизировать. Желателен также отказ от фиксирования валютного курса, что имеет значение для ценовой конкурентоспособности. Так что нужны изменения в макроэкономической политике.

Определяющим шагом должно быть государственное влияние – курс на восстановление промышленности, повышения ее технологического уровня и инновационное развитие. Этот процесс нужно подтолкнуть всей мощью государственного воздействия. Это возможно путем постановки заданий центральным органам управления и предприятиям в реализации проектов создания и развития конкурентоспособных производств и инноваций в государственном плане стратегического развития.

Проект государственного стратегического плана разработан Министерством экономического развития и торговли Украины и предложен на рассмотрение Верховной Рады. Он вызывает сомнения, поскольку во многом противоречит рыночной экономике. Но ему нужно предоставить более узкую роль - именно как плана мероприятий по восстановлению и качественному развитию экономики. На наш взгляд, план этот не должен охватывать весь объем деятельности и нарушать самостоятельность предприятий. Задача стратегического развития должны касаться только конкретных проектов и их материально-технического обеспечения. То есть это план чрезвычайный.

Выполнение задач стратегического плана должно стимулироваться и учитываться в оценке деятельности предприятий и органов центрального управления. Это - конкретный механизм реиндустриализации, повышения технологического уровня и перехода к инновационному развитию.
Кабинет Министров предусматривает реализацию приоритетных проектов посредством государственных целевых программ. Но несколько программ желательно согласовать и синтезировать в общем результате. Государственный стратегический план (или стратегический план развития) мог бы быть синтезом целевых программ и средством мобилизации людей и ресурсов на конкретные цели развития.

Остается неопределенной проблема отбора проектов для плана стратегического развития. На первый взгляд, желающих получить деньги и поддержку своих проектов должно найтись много. На самом деле Кабинет Министров на свой призыв не получил эффективного ответа в виде предложений реальных проектов. Поэтому началась разработка приоритетов. Закон Украины "О приоритетных направлениях инновационной деятельности в Украине" сформулировал основные приоритеты. Постановления Кабинета Министров насчитывают до 107 направлений. Такой перечень приоритетов учитывает научно-технические возможности, но не учитывает необходимые время и деньги для их реализации. Это направления будущего, но не начала процесса. Очевидно, рамки требований для начала необходимо сузить. На наш взгляд, правительство может проработать, включить в план и выделить средства поддержки из бюджета не более 5-10 проектов.

По мере успешного развития количество планируемых проектов может расти. Нужно продолжать работу по обоснованию приоритетов. Например, имеется обоснованное предложение принять в качестве одного из возможных источников инноваций фармакологическую деятельность. В некоторых районах Украины эта отрасль имеет высокую концентрацию производств, научно - исследовательских и учебных организаций, квалифицированных кадров. Фармакологические препараты пользуются высоким спросом на международных рынках, их производство и реализация обеспечивают высокую доходность.

Целесообразно на первом этапе установить минимальные требования к проектам, которые включаются в государственные целевые программы или задания государственного стратегического плана. Основные из них следующие:

1.                  Должно быть создано или восстановлено производство конкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынках продукции.

2.                   Продукция, произведенная в результате проекта, должна иметь повышенные характеристики технологического уровня; это требование можно будет повышать по мере развития процесса.

3.                  Реализация проекта и начало выпуска и продажи продукции должны предусматриваться в приемлемые сроки (не более одного-двух лет).

4.                  Реализация проекта, который включается в задания стратегического плана должна предусматривать ассигнования из государственного бюджета; очевидно формой ассигнований может быть государственный кредит, который возмещается за счет доходов от реализации проектируемой продукции. Для стимулирования проекта возможны налоговые и кредитные преференции.

5.                  Отбор проектов целесообразно проводить в соответствии с указанными требованиями и сроками окупаемости: соотношением затрат на проект и ожидаемых доходов от его реализации.

6.                  Учитывать установленные правительством приоритеты. Таким образом, постепенно выходить на приоритеты. Путь не быстрый, но реальный, такой, что ведет к возрождению экономики и перехода к ее инновационному развитию.

Таким образом, переход к инновационной экономике предусматривает государственную поддержку перспективных проектов. Это означает усиление государственного регулирования экономики. Для того, чтобы Украина вошла в круг высокоразвитых государств мира, ей необходимо опираться на государственное регулирование. Следует изучить опыт Японии, которая в свое время быстро преодолела экономическое отставание. Правительство Японии конкретно занималось делами отраслей и фирм, которые специализировались на освоении и развития прогрессивных технологий. Корпоративные банки кредитовали такие фирмы вопреки либеральной идеологии. Правительственная помощь осуществлялась до достижения конечной цели. Практиковались долгосрочные планы. Применялась также защиту от иностранных конкурентов. «Страна получила долгосрочное видение», японское правительство целенаправленно занималось стратегическими отраслями, чтобы они выступали в качестве двигателя роста»[1]. Примером может также служить Китай, который развивает рыночную экономику, не отказываясь от государственного планирования и государственного регулирования экономики. Это стало основой самых высоких в мире темпов развития.

Политическому руководству и Правительству Украины давно пора перестроить управление экономикой, приняв за основу государственное планирование и регулирование.

Выводы

Экономика Украины деиндустриализована и находится в упадке. Угрозу дальнейшего ухудшения состояния представляет собой перспектива вхождения в зону свободной торговли с ЕС и дальнейшей евроинтеграции. Выход из упадка возможен на основе включения Украины в Таможенный союз, ограничения импорта, расширения рынков сбыта продукции с высокой добавленной стоимостью, изменения макроэкономической политики в сторону повышения денежного обеспечения предприятий, объема кредитов и снижения процентных ставок, а также путем установления заданий по созданию и развитию конкурентоспособных производств повышенного технологического уровня в государственных планах стратегического развития. Для формирования задач государственного плана (государственных программ) необходимы обоснования приоритетов развития и методика отбора проектов. Начинать перестройку экономики следует с создания условий инновационного развития (расширение рынка и обеспечение экономики деньгами). Усиливать государственное регулирование на основе стратегических планов развития.

Трагедия Украины сегодня в том, что на подходе нет ни одной политической силы, включая действующую власть, способной сделать нужный поворот в экономической политике. Так что Украина, видимо, обречена пережить еще большую, чем сейчас, нищету, безработицу и унижение. Мы излагаем наши предложения в надежде, что со временем народ очнется от евродурмана.


[1] Пол Кругман, Возвращение великой депрессии?, М. ЭКСМО, 2009, с. 101


Другие статьи в разделе "Экономика - Украины"
07 октября 2013
У Москвы нет союзников в «борьбе за Украину»
Сейчас практически всё, что происходит на Украине, рассматривается экспертами и общественностью в контексте «евроинтеграции», под коей подразумевается подписание соглашений об ассоциации и зоне свободной торговли с ЕС. Общеизвестно, что основные показатели украинской экономики выглядят удручающе. Помимо проблем с бюджетом, государству грозит девальвация гривны, признаваемая многими экспертами неизбежной, вероятен также и дефолт. При этом российские чиновники и аналитики до сих пор продолжают уговаривать Украину отказаться от набившего оскомину «европейского выбора», предлагая предбанкротной Украине разнообразные.
04 октября 2013
«Газовые ложечки» евроинтеграции
Настроения царящие в украинском политбомонде в связи с возможным подписанием соглашения об ассоциации с ЕС, можно охарактеризовать как от «покращення» до «піднесення», что по-русски звучит как от «улучшения» до «подъема». Эйфория, вполне сопоставимая с ожиданиями от Оранжевого майдана в 2004 году. Но, очень похоже, что разочарование наступит гораздо быстрее, чем это произошло во времена президентства Ющенко. Основная проблема, что никто не пытается просчитать экономический эффект для Украины от подписания соглашения об ассоциации с ЕС в среднесрочной перспективе, который является довольно спорным и неоднозначным. В частности, в сфере энергетики.
07 июля 2013
От кризиса к кризису
Глобальный финансово-экономический кризис вызвал интерес к изучению закономерностей кризисов в национальных экономиках и их группах. При этом значительное внимание уделяется волнам мирового кризиса. По сути кризисы национальной экономики рассматриваются как формы проявления волн мирового кризиса. Однако необходимо учитывать роль предкризисных факторов самой национальной экономики. Для Украины она оказывается значительной. Ретроспективный анализ позволяет констатировать, что кризисы в нашей стране связаны друг с другом, образуют цепь взаимосвязанных событий. Важно видеть, что эта цепь начинается совсем не с 2000-х годов, а с катастрофического кризиса 90-х. Последствия этого исходного кризиса до сих пор не преодолены и предопределяют неустойчивость экономики Украины.
25 мая 2013
Лица получающие переводы из-за границы обязаны заплатить налог
Извините, что пишу вам о плохой вести, но это сообщение от Миндохсбора… Теперь нужно будет платить налог… с денежных переводов из-за границы. «Денежные переводы полученные гражданином Украины на текущие или карточные счета с источником происхождения за пределами Украины рассматриваются как иностранные доходы. Поэтому, такие доходы подлежат налогообложению по результатам представления годовой налоговой декларации и по ставкам 15 или 17 процентов. Напоминаем, если месячный доход превышает десятикратный размер минимальной заработной платы, то ставка 17% устанавливается в сумме такого превышения (минимальная з / п в январе-ноябре 2013 составляет 1147 гривен).
14 мая 2012
БУДУЩИЕ ПОСТАВКИ ГАЗА ИЗ КАТАРА ОКАЗАЛИСЬ ПОД ВОПРОСОМ
Отношения Украины и Турции становятся основным фактором, который влияет на успех реализации проекта по строительству терминала для приема сжиженного природного газа на Черноморском побережье под Одессой.......Владимир Макуха, замминистра энергетики и угольной промышленности, сообщил о несогласии Турции на проход через пролив Босфор танкеров со сжиженным природным газом (СПГ) для Украины. Актуальность этой проблемы повышается в связи с прогрессом переговоров о поставках СПГ из Катара, которые Кабмин провел 8-9 мая.
18 января 2012
СКОЛЬКО ЖЕ СТОИТ УКРАИНСКАЯ ГТС?
По сообщениям украинских СМИ, ссылающихся на источники в администрации президента Украины, Россия предлагала Украине выкупить газотранспортную систему за 4 млрд.. долларов. В конце прошлого года глава Газпрома заявил, что Украина оценивает свою ГТС в 20 млрд. долларов США. Позднее он заявил, что названная цена украинской ГТС завышена. Напомним, экс-премьер-министр Украины, лидер партии «Батькивщина» Юлия Тимошенко оценивала цену украинской газотранспортной системы (ГТС) в 200 миллиардов евро.
06 января 2012
ГАЗ В ОБРЕЗ
Так и не договорившись о приемлемой цене, правительство Украины решило сократить в 2012 году импорт российского газа до 27 млрд. куб. м. Глава Минэнергоугля Юрий Бойко объяснил, что теперь страна будет интенсивнее налегать на уголь собственной добычи. Но на самом деле при сведении концов с концами в национальном газовом балансе деле министр больше полагается на помощь Дмитрия Фирташа.
25 декабря 2011
К ВОПРОСУ О РАВНОПРАВНОСТИ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ИМПОРТНЫХ ТОВАРОВ
Принято считать, что импортные товары и товары, произведенные в Украине, имеют равные права при их реализации на территории нашей страны. Однако это не так. Импорт имеет значительные преимущества. Такое положение продолжающее разрушать украинскую экономику не может быть более терпимой.
29 сентября 2011
ВСТУПЛЕНИЕ В ВТО ПРИВЕЛО УКРАИНУ К МАССОВЫМ УВОЛЬНЕНИЯМ И ПОТЕРЕ РЫНКОВ
После 15-летних переговоров 18 мая 2008 года Украина присоединилась ко Всемирной торговой организации. С одной стороны Украина добилась снижения пошлин на поставку своих товаров и открыла для себя рынки 150 стран-членов ВТО, с другой – снизила или обнулила пошлины на импортные товары. Но сегодня после трех лет членства в ВТО Украина, экономика которой во многом близка российской, подсчитывает убытки. Десятки тысяч человек потеряли работу, десятки заводов остановились. Особенно проиграли наиболее технологичные отрасли. Теперь эксперты пытаются понять, почему это произошло и что с этим делать дальше.
08 сентября 2011
Сможет ли сжиженный газ уменьшить зависимость Украины от поставок российского газа
Политконструктор Юрий Юрьев прокомментировал порталу РОУ информацию о переговорах Украины и Франции по проекту строительства терминала сжиженного газа на черноморском побережье.

www.ko-brand.ru
Интернет-магазин телевизоров
ko-brand.ru
Беременность какие анализы нужно сдавать
Беременность, роды, уход, воспитание, развитие и пр. Календарь беременности
gynecologist.com.ua
Модуль оптический sfp cisco
Оптические модули по доступным ценам. Звоните
opt-tele.com