Дорогие друзья и коллеги, уважаемые посетители!
Вы посетили портал Русской Общины. Его появление вызвано острой необходимостью прекратить монополию определенных групп на информацию по главным вопросам жизни от имени русских и русскоязычных граждан Украины. ...
Досье - Идеи и Смыслы
12 января 2013
Европеизация для русских. Тупик, выход или разводка?

Философ и блогер, кандидат философских наук Валентин Гринько в своём блоге предлагает порассуждать о русском характере и национал-демократах.

«Национал-демократы любят указывать в качестве одной из своих основополагающих программных целей европеизацию русских. Дескать, коммунисты перебили всех господ, «право имеющих», установив «диктатуру рабов». А мы, типа, в противоположность большевикам идём по европейскому пути — стремимся поднять всех русских до положения тех самых умученных комиссарами господ. В глазах национал-демократов цель эта выглядит столь же безупречно благородной (всех сделать аристократами — разве это не прекрасно?), сколько и благородно прагматичной: все русские должны получить права и собственность. Ну, разве это не замечательно, разве не здорово?», - задаёт вопрос блогер Гринько.

«Вся фишка в том, что и справедливость, и правда (право, истина и т.п.) не падают с неба сами по себе, ни от кого не завися, а являются понятиями локальными, историко-экспериментальными, то есть субъективными.  В качестве социальных норм справедливость и правда требуют конвенциональности, то есть общественного признания (в гражданском обществе — общественного договора)», - отмечает философ.

Можно ли согласиться с тезисами господина Гринько?

Павел Крупкин, научный руководитель Центра изучения современности (Париж, Франция): Если говорить честно, то разглагольствования господ, излагающих от лица всего русского народа, или знающих и описывающих русский характер, я обычно пропускаю мимо ушей. Почему? Да по той простой причине, что народ у нас очень большой, живет в разных климатических полосах, занимается разнообразнейшими делами. Вследствие этого люди у нас существенно разные, и это понятно не только обществоведам научного склада ума, но и, в общем-то, любому здравомыслящему человеку. В этом плане даже не надо напрягаться, чтобы привести значимый контрпример для намалеванного г-ном Гринько лубка - текущий режим у нас характерен тем, что его представители не только вообще не говорят о справедливости, но и старательно подчеркивают несправедливость используемых ими общественных практик. И вот такой режим поддерживается большинством нашего населения. Партии же, вынесшие термин «справедливость» на свои знамена, набирают в соцопросах в сумме менее 15%.

Так что г-н Гринько неправомерен в непомерном раздувании определенной страты общества, которую он вероятнее всего «лепит» с самого себя. Давайте посмотрим на предложенную им «точку говорения», какие доблести присваивает г-н Гринько своему «воображаемому сообществу». Здесь мне, прежде всего, бросается в глаза то, что г-н Гринько считает начальство совершенно другими людьми в плане пропагандируемой им страты, кем-то гораздо более ущербным в моральном плане. Причем данный вывод в тексте выглядит достаточно безапелляционно. Отсюда можно сразу получить продолжение рассуждения, что быть активным субъектом в жизни, пытаться изменить порядки к лучшему для «героев» г-на Гринько неприемлемо, а приемлемо для них быть пассивными «терпилами», и послушно исполнять волю начальства. И если начальство не требует к себе любви, как Путин, то послушно его ругать (виртуальненько, а то кабы чего не вышло), а вот ежели начальство запрещает себя ругать, как Сталин, то и не ругать его, а даже где-то и всемерно его любить во всю полноту своей души...

И понятно, что для возносимой до небес г-ном Гринько социальной страты проблематика свободы является явно излишней, выдуманной какими-то плохишами-проходимцами чтобы компостировать достойным людям мозги, ибо нет у людей из этой страты никакой проблемы со свободой - не значима для них эта категория. Но проблематика свободы обсуждается человечеством, по меньшей мере, со времен Аристотеля: Как человеку быть хозяином себя? Что это значит - быть хозяином себя? Почему высшей формой человека является человек политический? Потому все разговоры людей, которые озадачивают себя данной проблематикой, ищут пути обретения свободы, обретения желаемого для них статуса «хозяин самого себя» - вызывают в мире г-на Гринько одно лишь раздражение, и именно это раздражение выдает ущербность позиции г-на Гринько - иначе прошел бы он мимо данного дискурса - ибо действительно национально-демократический дискурс у нас пока еще маловлиятелен. Однако мал золотник, да дорог. Важно здесь то, что после уже почти столетнего вытаптывания и раскорчевывания практик свободы и освобождения из российской жизни некоторые группы людей вдруг вновь озаботились обретением себя как хозяина своей жизни и судьбы, разработкой соответствующих картин мира на русском языке, внедрением в жизнь соответствующих поведенческих паттернов и know-how. Не заведет идея «стать себе хозяином» русских людей - ну, да и ладно, сколько их - хозяев - в конце концов, обществу-то надо?  А вот что здесь значимо - это то, что национальная демократия - в отличие от многих других групп, штурмующих те же вершины - принципиально остается клубом открытым: если вдруг надоест кому «мемекать» во славу своей кошары, взгрустнется по человеческой свободе и человеческому достоинству, то вот он путь избавления от магии напитка Цирцеи. И каждый может пойти сюда, шаг за шагом давя из себя раба.

Юрий Юрьев, политконструктор: Все эти рассуждения уже были век назад. О богоизбранности народа, «православии-самодержавии-народности», и, в конечном счёте, справедливости. Кстати, и тогда Российская Империя была крупнейшим экспортёром нефти и производителем самых мощных бомбардировщиков в мире. То же самое было и в позднем СССР, и в предвоенном СССР. То же самое - и теперь. А теперь - можно подумать, о том, влияют ли доходы от нефти, мощность бомбардировщиков и справедливость на судьбу страны, и как они влияют. И не пахнет ли очередным кровавым развалом с такой вот «справедливостью». Справедливость конечно прекрасна, но она тоже зависит от матчасти. Допустим, нам в СССР остро необходимы нефть и хлопок, и нам их никто не продаст, кроме наших кавказцев и азиатов. А кавказцы и азиаты не требуют слишком многого, а хотят официально бракосочетаться с 16 лет в Азии и с 17 лет на Кавказе. Казалось бы, небольшая уступка русских, что вправе бракосочетаться лишь с 18 лет. Но к 18 годам у узбечки могло быть (и чаще было) уже двое детей, и вся социалка разворачивалась в Азию и на Кавказ. По законам простой математики - СССР превратился бы в Кавказ-Азию уже очень скоро. А если бы было ещё пару войн с белыми сородичами, то СССР стал бы Кавказ-Азией ещё быстрее. И в Кремле правили бы аятоллы, превратив башни в минареты.

Поэтому национал-демократы могут заявить, что высшей справедливостью будет право на жизнь для русских и русской культуры. А все остальные справедливости вторичны, и с точки зрения биологии и с точки зрения математики. А почему нынешние национал-демократы хвалят институт дворянства, ругают тысячелетнее понятие «советов» и совпадают во мнениях с прозападными компрадорами и, что менее заметно, «хором молчат» про реституции, что подрубили страны восточной Европы и Балтии, приведя к жуткому оттоку населения - неплохо бы их спросить подобней. Не исключено, что национал-демократия лишь упаковка, а внутри точно такая же начинка, как у «чубайсо-гайдаров».

Олег Насобин, блогер и бизнесмен, владелец марки российской косметики «Green Mama» (Франция): Как это «не падают с неба»? Прежде всего, «Справедливость» и «Право» нельзя сунуть в одно лукошко и перемешать. Это разные понятия. Далее: человеку дана Совесть. Это интуитивное чувство справедливости и правды. Никакой бессовестный «общественный договор» невозможен, и потому рассуждать тут не о чем.

Сокращенный вариант здесь: http://www.iarex.ru/interviews/32896.html


Другие статьи в разделе "Досье - Идеи и Смыслы"
05 ноября 2013
О креативных сообществах и развитии страны
На днях на сайте АПН появились интересные статьи О. Кильдюшова и С. Сергеева о проблеме нелегитимной власти и интеллектуалах-коллаборационистах. Вопрос о поведении «прогрессивной общественности» поднимался в России многими известными людьми. В частности, можно перечитать переписку Н.В. Гоголя с В.Г. Белинским и речь С.Л. Франка, произнесенную им в мае 1923 года на съезде русских студентов в Германии. Актуальность их слов в нынешнее время подчеркивает преемственность проблемы взаимоотношений любой власти и оппозиции в России с интеллектуалами. Но в этой статье поговорим о двух других проблемах.
07 июля 2013
В КРЫМУ ПОСТАВЯТ ПАМЯТНИК Н.ХРУЩЕВУ
По случаю стало известно - из надежных источников, что благодарные крымчане решили конкретно укрепить память известного своей щедростью советского лидера. Бронзовым клоном. Величественным и внушающим добросердечную его искренность - как в мыслях, так и действиях. О чем вроде бы призвана напомнить и подвязанная к трехметровому образу собачка. Похоже, для подкрепления известного наблюдения: чем лучше узнаю людей, тем больше люблю собак. Авторство афоризма не прояснено. Длинный ряд его соискателей разнесен от Гейне до Чаплина. Через русского поэта XIX века А.Федорова. Но это ничуть не снижает интереса ни к собственно задумке, ни к взятой за образец исторической личности. Она до сих пор не дает покоя. Особенно при оценках итогов этого жизненного пути…
27 марта 2013
Преодоление Евразии
Аурелио Печчеи, выразительный персонаж сошедшего со сцены, но сохраняющегося в живой памяти эона, как-то обмолвился: «Надо сделать так, чтобы максимум людей могли совершить резкий скачок в понимании действительности». И сам попытался совершить нечто в духе предложенного императива, инициировав Римский клуб – последнюю академию финального столетия. Было это, по сути, приглашением на казнь века сего, обозначенную вскоре как «предел роста», затем – «конец истории», но по ряду причин отсроченную на неопределенное время. Перемены – синкопы живой тектоники в засушливых землях практики, чья телесность предопределена конъюнктурой цен на кровь, сырье, урожаи; творчество – не слишком предсказуемая, но улавливающая помехи нить осциллографа; наследуемое прошлое – истрепавшийся каталог проб и ошибок.
19 марта 2013
Зеркала русской истории
Зеркала русской истории и самосбывающиеся пророчества. Цикличность, если не сказать — порочная цикличность, многих малоприятных, часто трагических сюжетов российской политической истории странным образом проходит через всю нашу сознательную жизнь. И, как правило, речь тут идет не столько о так называемом «развитии истории по спирали» с подъемом к модерну, постмодерну и прочих банальностях философии, сколько о познании себя в уже случившемся, повторяемости «проклятых вопросов» и фиксации схожих развилок. Что если за однотипными последовательностями наступят и столь же однотипные результаты?
31 января 2013
Изборск и Ульяновск
В сентябре 2012 года Изборский клуб собрался и учредился в Изборске, историческом символе начала правления династии Рюриковичей, где в качестве одного из своих ценностных приоритетов провозгласил идею единства всех периодов российской истории – в декабре его заседание произошло в Ульяновске – на Родине Ленина и знаковом символе новой, республиканской и конституционной истории России. И центральными вопросами стала, с одной стороны, тема согласия и союза в современных условиях «красных» и «белых» - политических сил, идентифицирующих себя с двумя разными дореволюционным и революционным периодами истории России, с другой – как вывод, тема создания Музея СССР, как признания и значимости советского периода истории, - и его роли основы постсоветской реинтеграции.
27 декабря 2012
Почему ВО «Свобода» штурмовала мэрию Одессы
21 декабря ВО «Свобода» штурмовала мэрию Одессы и распыляла слезоточивый газ не ради лохов с 7-го километра, которым пообещала помочь отстоять их незаконные лотки, используя, как пушечное мясо. У них была иная, принципиальная задача: не допустить переименования улицы, названной в честь украинского националиста, геополитика и расолога Юрия Липы, а также его отца. Как известно, Одесская дума не пошла на поводу у фашистов из Киева и вернула улице ее историческое название – Пишенина. Для того чтобы стала понятной принципиальность вопроса для «Свободы» в обозначении их будущих внутренних и внешних ориентиров, процитирую некоторые геополитические установки такой нужной для настоящего украинского националиста работы Юрия Липы, как «Растения против сексуального бессилия».
23 декабря 2012
Идеологическое доминирование - залог успеха интеграционных усилий
Наше сегодняшнее собрание может выглядеть несколько парадоксально. Казалось бы, отчего экономически и электорально выгодным делом реинтеграции постсоветского пространства не заняться тем, кому и положено – губернаторам, чиновникам, бизнесменам? Но не занимаются. Мешают некие «высшие политические интересы», а попросту давление Запада, и неспособность местных элит к осознанной деятельности, опирающейся на поддержку населения, волю которого они, эти «элиты», так и не научились уважать. И вина тут не только группировок, формирующих политический и экономический ландшафт Украины.
21 декабря 2012
ГРЯДЕТ РАСПАД РОССИИ? БАБУШКА НАДВОЕ СКАЗАЛА
РАСЧЛЕНЕНИЕ РОССИИ НАЧНЕТСЯ С ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА? Под этими заголовком и заставкой, не допускающих сомнений, в информационные Сети вброшено интервью на обозначенную тему. В ряде стремительных, прошу прощения за неологизм, тотжеденных, перепечаток знак вопроса был снят. Это означает: авторы продукта настраивают читателя именно на такую перспективу большого Российского государства. Или хотят убедить в этом себя, что не одно и то же. Но поскольку лично меня к такой посылке склонить не удалось, предлагаю свой комментарий под рубрику, которая сама по себе снимает достаточное число вопросов...
27 ноября 2012
КАК И ДЛЯ ЧЕГО СОЗДАЮТ МИФЫ
На исторических страницах прошлого подобных «открытий» насчитывается не сотни, а многие тысячи. И все они отмечены не очень афишируемым как личным, так и корпоративным интересом - авторов поправок, уточнений, трактовок, заведомых ошибок. И не столько правильных, сколько «нужных» уточнений, акцентов, соответствий «верной» линии. В итоге формируется нечто, что называют наукой. На ее фоне умельцы легко формируют общественное мнение, которое в своих собственных оценках и подходах часто оказывается само «с усами», уверенно определяя, кого казнить, а кого миловать
23 ноября 2012
«Свобода от детей» - аморальность во имя удовольствий
Высокий уровень жизни и образования, по мнению психологов, ведет к тому, что люди хотят жить для себя – путешествовать, делать дорогие покупки и посвящать свободное время различным хобби. Все это трудно совмещать с воспитанием детей. И на Западе зародилось движение "Чайлд фри" - буквально это означает добровольную осознанную бездетность. В последние годы довольно много людей с таким мышлением появилось и в России. Должно ли общество что-то противопоставить такой философии?