Дорогие друзья и коллеги, уважаемые посетители!
Вы посетили портал Русской Общины. Его появление вызвано острой необходимостью прекратить монополию определенных групп на информацию по главным вопросам жизни от имени русских и русскоязычных граждан Украины. ...
Досье - Идеи и Смыслы
31 января 2013 Сергей Черняховский
Изборск и Ульяновск

В сентябре 2012 года Изборский клуб собрался и учредился в Изборске, историческом символе начала правления династии Рюриковичей, где в качестве одного из своих ценностных приоритетов провозгласил идею единства всех периодов российской истории – в декабре его заседание произошло в Ульяновске – на Родине Ленина и знаковом символе новой, республиканской и конституционной истории России.

И центральными вопросами стала, с одной стороны, тема согласия и союза в современных условиях «красных» и «белых» - политических сил, идентифицирующих себя с двумя разными дореволюционным и революционным периодами истории России, с другой – как вывод, тема создания Музея СССР, как признания и значимости советского периода истории, - и его роли основы постсоветской реинтеграции.

Первый вопрос показал, что и среди одних и среди других есть те, кто готов искать пути такого согласия. Но и они – скорее в начале не только этого пути, но и в начале их поиска.

Вопрос примирения «красных» и «белых» - это сегодня не вопрос отказа от своих исторических предпочтений и убеждений – при всей той разнице, которая разделает монархистов и коммунистов. Это вопрос единства тех, кто полагает, что Россия должна быть суверенной, а власть в ней – дееспособной и сильной, - всем тем, кто пытается подчинить Россию диктату международных структур, лишить суверенности и превратить ее экономику в колониальный придаток экономического империализма иных держав.

Должна быть в России монархия или Советская республика – при всей коренной важности этого вопроса он должен решаться в России и волей граждан России. А не в Вашингтоне, Брюсселе и Страсбурге.

И кто бы ни правил Россией – Императоры или рабочие лидеры – у России должны бить Армия, Авиация и Флот, способные защитить ту форму власти, которую выберет Россия, интересы России и принудить к корректности и миролюбию любую страну, которая позволит себе считать, что она может игнорировать волю России по любому в вопросу, по которому Россия его посчитает нужным высказать.

Наверное, можно говорить о трех основных подходах к возможному согласию. Первый, своего рода «скрыто ультимативный» подход, который, в частности высказали некоторые из участвовавших в обсуждении церковных иерархов: примирение возможно, в случае «покаяния красных» и признания ими себя виновной в расколе и произошедших в стране за последние сто лет трагедиях. При этом данный вариант примирения предполагает признания ими же безусловного приоритета и ценности православной веры.

При этом, что интересно, «Белая сторона» готова принять значимость и признать положительную роль Сталина в историю страны, но не готова отказаться от своих претензий к Ленину и его исторической роли.

Второй подход – идея синтеза и компромисса идеологий. При этой те участники, которые отстаивали ее - с одной стороны допускали данную совместимость – но с другой предлагали ее в формате «национал-большевизма» – «правая политика и левая экономика», считая одним из необходимых параметров такого примирения признание ценности национализма в своеобразной форме «имперского национализма», отрицающего как «этнический национализм», так и интернационализм. При этом они готовы к признанию положительной роли Ленина, считая его автором превращения марксизма в большевизм, как русскую национально-освободительную идеологию, по их мнению, на сущностном уровне от марксизма отказавшуюся. То есть для них приемлемыми становятся фигуры не только Сталина, но и Ленина – но неприемлема фигура Маркса.

Третий подход – оформившаяся в выступлениях «Платформа трех»: предполагает, что реально значимым является не слияние и идеологический синтез, который малодостижим и ведет к сталкиванию и противопоставлению позиций – а политический союз, при котором каждая из сторонне не отказывается от своих принципов, ценностей и символов, но объединяется вокруг общих политических целей, в противостоянии угрозам стране и ее противникам. Своего рода «Союз Горы» против «Болота».

При этом в качестве общих целей и задач выступают: 1. Отказ от рыночной идеологии и организации производства, как исторически устаревших для нынешнего мира и обрекающих Россию на отставание от ведущих мировых экономик; - 2. Признание значимости сильного государства, выражающего интересы трудовых групп населения и несущего социальную ответственность перед обществом; - 3. Необходимость перехода к мобилизационному развитию и осуществление в России стратегии производственно-технологического прорыва к новому, наукоемкому типу производства; - 4. Восстановление территориальной целостности страны; - 5. Приоритет принципа национального суверенитета над международными нормами и решениями любых международных органов; - 6. Возвращение России международно-признанных зон ответственности, оговоренных на Потсдамской конференции 1945 года.

Одновременно предполагается, что сама технология и организация примирения принимается в основном в следующих принципиальных контурах:

- взаимно отказаться от мести за прошлое.

- Отказаться от преследований и осуждений.

- Отказаться от попыток даже на информационном уровне разжигать противостояние и создавать нетерпимую обстановку друг для друга.

- Признать за каждым из пошедших на согласие – права на свою ничем не стесненную деятельность и на открытое изложение своих взглядов – но без попытки разжигать нетерпимость к враждебной стороне.

То есть, окончание Гражданской войны – и согласие между «красными» и «белыми» сегодня в России означало бы:

уважение взглядов сторон и мотивов действия представителей каждого из лагерей во время ее протекания;

перенос споров об их исторической правоты из политико-публицистической сферы в историко-академическую;

отказа от рассмотрения как досоветского, это и советского периода в качестве некой «черной дыры истории»;

создание, что в значительной степени было сделано уже в советский период, общего героико-мифологического пантеона;

оказание исторических почестей представителям досоветской России не может сопутствовать умалению почестей деятелям советского периода;

принятие в качестве общего правила толерантности уважительности в дискуссиях представителей обоих традиций;

взаимный отказ от нагнетания уничижительности и ненависти в отношениях сторон;

отказ от переименований географических, транспортных и культурных объектов, в особых случаях, с объектами особого исторического значения – равноправное использование двойного наименования;

равная представленность идеологий и сакрализованных подходов сторон в публичных мероприятиях и учебном процессе;

признание равноправия идеологических традиций.

Последние изложенные позиции были приняты за основу уже всеми участниками.

При всех спорах и расхождениях по данному вопросу в первый день – второй день и второй вопрос обернулся практически полным согласием в поддержке идеи губернатора Ульяновской области о создании Музея СССР.

Причем она была поддержана не только как идея узко-исторического значения – но как символическое признание значимости советского периода истории. И как символа государственного единства страны. И как символа вершин политического могущества России в мире. И как символа сверхуспешного опережающего развития страна, ее технологического, научного и социального прогресса. – и, в этом качестве, как символа постсоветской интеграции и решения современных задач производственного развития.

Особо встает вопрос роли и значения Позитивной Истории - как истории успеха страны и народа в преодолении проблем и трудностей, с которыми они сталкивались. Это не означает сведения истории и тематики музея СССР лишь к показу его парадной стороны – и естественно выглядит отражение и неудач, и трагедий, имевших место в этот период. Но все же на первый план, после четверти века господства негативистской традиции выходит во-первых, отказ от ущемленного восприятия истории и осознание всего того, чем народ может гордиться в своем прошлом, и, во-вторых – соотношение трагического и героического (подчас одно вытекает из другого) должно и показывается в их реальном историческом соотношении. И мир ГУЛАГа, если его и показывать, и мир диссидентов 70-х и должны быть показаны и восприняты в их реальной пропорции к миру Великих Строек, Великой Победы и выхода в Космос: до 2-х % (ГУЛАГ) и доли процента (Диссиденты) с одной стороны – и все остальное – с другой.

И с этим, в общем-то, так или иначе – тоже никто не спорил.

Итогом работы клуба стало обращение, подписанное им и губернатором Ульяновской Области к президенту РФ в с предложением о создании в Ульяновске, как символически значимом для этой темы регионе Музея СССР и принятии Федеральной программы мероприятиях по подготовке к 100-летней годовщине Образования СССР и объявления дня его создания – 30 декабря – памятной праздничной датой современного российского календаря.

Источник


Другие статьи в разделе "Досье - Идеи и Смыслы"
05 ноября 2013
О креативных сообществах и развитии страны
На днях на сайте АПН появились интересные статьи О. Кильдюшова и С. Сергеева о проблеме нелегитимной власти и интеллектуалах-коллаборационистах. Вопрос о поведении «прогрессивной общественности» поднимался в России многими известными людьми. В частности, можно перечитать переписку Н.В. Гоголя с В.Г. Белинским и речь С.Л. Франка, произнесенную им в мае 1923 года на съезде русских студентов в Германии. Актуальность их слов в нынешнее время подчеркивает преемственность проблемы взаимоотношений любой власти и оппозиции в России с интеллектуалами. Но в этой статье поговорим о двух других проблемах.
07 июля 2013
В КРЫМУ ПОСТАВЯТ ПАМЯТНИК Н.ХРУЩЕВУ
По случаю стало известно - из надежных источников, что благодарные крымчане решили конкретно укрепить память известного своей щедростью советского лидера. Бронзовым клоном. Величественным и внушающим добросердечную его искренность - как в мыслях, так и действиях. О чем вроде бы призвана напомнить и подвязанная к трехметровому образу собачка. Похоже, для подкрепления известного наблюдения: чем лучше узнаю людей, тем больше люблю собак. Авторство афоризма не прояснено. Длинный ряд его соискателей разнесен от Гейне до Чаплина. Через русского поэта XIX века А.Федорова. Но это ничуть не снижает интереса ни к собственно задумке, ни к взятой за образец исторической личности. Она до сих пор не дает покоя. Особенно при оценках итогов этого жизненного пути…
27 марта 2013
Преодоление Евразии
Аурелио Печчеи, выразительный персонаж сошедшего со сцены, но сохраняющегося в живой памяти эона, как-то обмолвился: «Надо сделать так, чтобы максимум людей могли совершить резкий скачок в понимании действительности». И сам попытался совершить нечто в духе предложенного императива, инициировав Римский клуб – последнюю академию финального столетия. Было это, по сути, приглашением на казнь века сего, обозначенную вскоре как «предел роста», затем – «конец истории», но по ряду причин отсроченную на неопределенное время. Перемены – синкопы живой тектоники в засушливых землях практики, чья телесность предопределена конъюнктурой цен на кровь, сырье, урожаи; творчество – не слишком предсказуемая, но улавливающая помехи нить осциллографа; наследуемое прошлое – истрепавшийся каталог проб и ошибок.
19 марта 2013
Зеркала русской истории
Зеркала русской истории и самосбывающиеся пророчества. Цикличность, если не сказать — порочная цикличность, многих малоприятных, часто трагических сюжетов российской политической истории странным образом проходит через всю нашу сознательную жизнь. И, как правило, речь тут идет не столько о так называемом «развитии истории по спирали» с подъемом к модерну, постмодерну и прочих банальностях философии, сколько о познании себя в уже случившемся, повторяемости «проклятых вопросов» и фиксации схожих развилок. Что если за однотипными последовательностями наступят и столь же однотипные результаты?
12 января 2013
Европеизация для русских. Тупик, выход или разводка?
Философ и блогер, кандидат философских наук Валентин Гринько в своём блоге предлагает порассуждать о русском характере и национал-демократах. «Национал-демократы любят указывать в качестве одной из своих основополагающих программных целей европеизацию русских. Дескать, коммунисты перебили всех господ, «право имеющих», установив «диктатуру рабов». А мы, типа, в противоположность большевикам идём по европейскому пути — стремимся поднять всех русских до положения тех самых умученных комиссарами господ. В глазах национал-демократов цель эта выглядит столь же безупречно благородной (всех сделать аристократами — разве это не прекрасно?), сколько и благородно прагматичной: все русские должны получить права и собственность. Ну, разве это не замечательно, разве не здорово?», - задаёт вопрос блогер Гринько.
27 декабря 2012
Почему ВО «Свобода» штурмовала мэрию Одессы
21 декабря ВО «Свобода» штурмовала мэрию Одессы и распыляла слезоточивый газ не ради лохов с 7-го километра, которым пообещала помочь отстоять их незаконные лотки, используя, как пушечное мясо. У них была иная, принципиальная задача: не допустить переименования улицы, названной в честь украинского националиста, геополитика и расолога Юрия Липы, а также его отца. Как известно, Одесская дума не пошла на поводу у фашистов из Киева и вернула улице ее историческое название – Пишенина. Для того чтобы стала понятной принципиальность вопроса для «Свободы» в обозначении их будущих внутренних и внешних ориентиров, процитирую некоторые геополитические установки такой нужной для настоящего украинского националиста работы Юрия Липы, как «Растения против сексуального бессилия».
23 декабря 2012
Идеологическое доминирование - залог успеха интеграционных усилий
Наше сегодняшнее собрание может выглядеть несколько парадоксально. Казалось бы, отчего экономически и электорально выгодным делом реинтеграции постсоветского пространства не заняться тем, кому и положено – губернаторам, чиновникам, бизнесменам? Но не занимаются. Мешают некие «высшие политические интересы», а попросту давление Запада, и неспособность местных элит к осознанной деятельности, опирающейся на поддержку населения, волю которого они, эти «элиты», так и не научились уважать. И вина тут не только группировок, формирующих политический и экономический ландшафт Украины.
21 декабря 2012
ГРЯДЕТ РАСПАД РОССИИ? БАБУШКА НАДВОЕ СКАЗАЛА
РАСЧЛЕНЕНИЕ РОССИИ НАЧНЕТСЯ С ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА? Под этими заголовком и заставкой, не допускающих сомнений, в информационные Сети вброшено интервью на обозначенную тему. В ряде стремительных, прошу прощения за неологизм, тотжеденных, перепечаток знак вопроса был снят. Это означает: авторы продукта настраивают читателя именно на такую перспективу большого Российского государства. Или хотят убедить в этом себя, что не одно и то же. Но поскольку лично меня к такой посылке склонить не удалось, предлагаю свой комментарий под рубрику, которая сама по себе снимает достаточное число вопросов...
27 ноября 2012
КАК И ДЛЯ ЧЕГО СОЗДАЮТ МИФЫ
На исторических страницах прошлого подобных «открытий» насчитывается не сотни, а многие тысячи. И все они отмечены не очень афишируемым как личным, так и корпоративным интересом - авторов поправок, уточнений, трактовок, заведомых ошибок. И не столько правильных, сколько «нужных» уточнений, акцентов, соответствий «верной» линии. В итоге формируется нечто, что называют наукой. На ее фоне умельцы легко формируют общественное мнение, которое в своих собственных оценках и подходах часто оказывается само «с усами», уверенно определяя, кого казнить, а кого миловать
23 ноября 2012
«Свобода от детей» - аморальность во имя удовольствий
Высокий уровень жизни и образования, по мнению психологов, ведет к тому, что люди хотят жить для себя – путешествовать, делать дорогие покупки и посвящать свободное время различным хобби. Все это трудно совмещать с воспитанием детей. И на Западе зародилось движение "Чайлд фри" - буквально это означает добровольную осознанную бездетность. В последние годы довольно много людей с таким мышлением появилось и в России. Должно ли общество что-то противопоставить такой философии?