Дорогие друзья и коллеги, уважаемые посетители!
Вы посетили портал Русской Общины. Его появление вызвано острой необходимостью прекратить монополию определенных групп на информацию по главным вопросам жизни от имени русских и русскоязычных граждан Украины. ...
Православие - Русский Мир
01 февраля 2013 Дмитрий Саблин
Объединяя «Русский мир»

Депутат Государственной Думы РФ, первый заместитель председателя комитета ГД по делам СНГ и связям с соотечественниками.

24 января в Государственной Думе на Парламентских встречах в рамках XXI Международных Рождественских образовательных чтений состоялось большое обсуждение вопросов, касавшихся взаимодействия общества, государства и Церкви. Одним из них стала роль православия в связях России с соотечественниками, волею судьбы оказавшимися за рубежом. 

Нужно признать: вклад, который вносит в решение этой задачи церковь, трудно с чем-либо сравнить. Православие – это один из незаменимых элементов, объединяющих наших соотечественников: такой же существенный как, например, русский язык.

Православный мир значимо присутствует, по оценкам специалистов, более чем в 60 странах мира. Храмы сами по себе становятся своего рода центрами русской культурной жизни за рубежом. Здесь собираются наши соотечественники; здесь происходит общение на родном для них языке; здесь передаются идеи любви к Родине, патриотизма.

Да, государства могут быть разными. Но, например, на Украине действует православная церковь Московского патриархата. Это еще одна нить – прочнейшая нить – которая соединяет наши страны. Причем не только духовно, но и исторически. Ведь, в конце концов, именно на территории современной Украины, одиннадцать веков назад князь Владимир принял христианство, а затем крестил Русь. И во многом благодаря этому наши народы формировались тогда как братья, и как часть общего европейского, христианского пространства.

Созданы и механизмы, позволяющие православным людям из различных стран общаться и поддерживать друг друга. Замечательный пример – Межпарламентская ассамблея православия, куда входят все православные депутаты более 30 стран. В том числе таких, как США, Австралия, Польша. Это позволяет нашим соотечественникам оказывать друг другу политическую поддержку, вместе отстаивать общие интересы.

Если говорить о глобальных процессах, Церковь – это еще и институт, помогающий России решать ключевые международные задачи. Достаточно вспомнить, например, недавний приезд в нашу страну Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II, и его встречу с Президентом России. «Особую благодарность хочу Вам выразить за то, что Вы в сложных условиях сегодняшнего дня (в сложных – имею в виду непростые межгосударственные отношения между Россией и Грузией) делаете всё возможное для поддержания гуманитарных, духовных, культурных контактов между нашими братскими народами», – сказал тогда Владимир Путин.

На пространстве СНГ, в бывших советских республиках, православная церковь – куда больше, чем просто одно из религиозных течений. Это, без преувеличения, одна из основ того, что по праву называют «Русским миром». Недаром митрополит Волоколамский Илларион, являющийся председателем отдела внешних церковных связей Московского патриархата, однажды сказал: «Сегодня одной из основных задач нашей церкви является то, что Святейший Патриарх называет «собиранием Святой Руси». И неслучайно Святейший Патриарх столько внимания уделяет поездкам в Украину и другие страны ближнего зарубежья».

Всё то же самое можно с полной уверенностью сказать и о самой России. Здесь, на нашей земле, православие также играет огромную объединяющую роль.

Мы все знаем, что Россия на протяжении многих веков формировалась как многонациональная и многоконфессиональная держава. Здесь бок о бок мирно жили и создавали общую страну христиане, мусульмане, представители других религий. Тем не менее, около 80% её населения составляют этнические русские. В этих условиях православие, конечно, не может не играть особой роли в общественной жизни. И её недопустимо ни замалчивать, ни отрицать.

Да и ценности, которые предлагает людям Церковь, полностью соответствуют лучшим традициям и обычаям нашего общества. Они гораздо сильнее и устойчивее, чем это, порой, кажется. Ведь даже «кодекс строителя коммунизма» советских времен, по существу, во многом опирался (хотя и в предельно урезанном виде) на ценности, предлагавшиеся христианством. Так что православие с полным правом можно отнести к числу фундаментальных основ российского общества.

Это тем более важно в нашу эпоху, на фоне разразившегося четверть века назад кризиса. Дефицит истинных ценностей, столь драматически обнажившийся в 90-е, не до конца восполнен и сегодня. Мы всё ещё можем, увы, нередко наблюдать его: например, во дворах наших домов, где школьники распивают пиво, которое им кто-то продаёт.

Поэтому Русская православная церковь, отстаивая традиционные ценности, выполняет ключевую социальную функцию. Которую, думается, абсолютно невозможно было бы исполнить без нее.

Так, традиционное направление православной культуры – продвижение семейных ценностей. Согласитесь: без них невозможна никакая эффективная демографическая программа.

На протяжении столетий, вплоть до начала XX века, церковь играла основополагающую роль в патриотическом воспитании подрастающих поколений. Сегодня это одна из ключевых задач, стоящих перед нашей страной. И, несомненно, роль православной церкви здесь будет восстанавливаться.

Наконец, традиционное направление – социальное служение. Православные храмы, священники и верующие, церковные объединения активно помогают тем, кому более всего нужна поддержка. В их числе – сироты и инвалиды, бездомные, пожилые люди, да и вообще все, кто оказался в непростой жизненной ситуации.

Это, конечно, предельно краткий, далеко не исчерпывающий список значимых для общества проблем (помимо ключевого, основополагающего элемента – веры), которыми сегодня занимается православная церковь, и которые обуславливают её огромную роль в жизни страны. Тем не менее, даже отсюда видно: участие православных организаций в развитии России необходимо. И оно, конечно, будет расти.


Другие статьи в разделе "Православие - Русский Мир"
26 июля 2013
Послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Священного Синода Русской Православной Церкви архипастырям, клиру, монашествующим и мирянам в связи с 1025-летием Крещения Руси
Возлюбленные о Господе Преосвященные архипастыри, всечестные пресвитеры и диаконы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры! В этом году мы вспоминаем знаменательное событие — 1025-летие Крещения Руси. В далеком десятом веке Русь трудами святого равноапостольного князя Владимира восприняла от Византии христианскую веру и культуру, сделав духовный и цивилизационный выбор, определивший вектор исторического развития наших народов. По словам митрополита Киевского Илариона, «вера благодатная по всей земле распространилась и до нашего народа русского дошла... Все страны Благой Бог наш помиловал и нас не презрел, восхотел — и спас нас, и в разумение Истины привел».
19 февраля 2012
Чудесный лен, рождающий иконы
О Владимире Анатольевиче Денщикове, жителе Симферополя, смело можно сказать, что Бог поцеловал его в темечко. Выпускник Киевского театрального университета, талантливый артист, он более 30 лет проработал в Крымском академическом русском драматическом театре имени М. Горького. Сыграл множество ролей, режиссировал спектакли и был художником-постановщиком. Отмечен званиями: заслуженный деятель искусств Автономной Республики Крым, народный артист Украины и лауреат премии АРК за 2009 год в номинации «Прикладное искусство».
13 февраля 2012
ПОЧЕМУ В УПЦ МП ОБРАЗОВАЛСЯ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПЕРЕКОС В КАДРОВОМ СОСТАВЕ?
Давно задаюсь тревожным вопросом: почему в числе почти 70-ти архиереев многонациональной Украинской Православной Церкви Московского патриархата почти все - этнические украинцы и только трое этнические русские: «ветераны»- митрополит Агафангел, митрополит Иоаникий и архиепископ Ионафан; только один белорус и один молдаванин? Разве такая кадровая политика отражает реальный национальный состав миллионов прихожан УПЦ? Ведь, даже по официальной переписи известно, что только этнических русских проживает на Украине почти десять миллионов! К чему может привести конструирование превалирующей мононациональной «титульной» иерархии в УПЦ? Может быть, это лишь случайный кадровый отбор? Или расчётливый план по вытеснению этнических русских из органов управления УПЦ? Кто ответит?
25 июля 2011
Атаман Юрченко: Феодосийское благочиние вновь предало казаков
В Объединении казаков Крыма возмущены позицией Феодосийского благочиния, которое отрицает свою причастность к акциям протеста против проведения в городе сеансов экстрасенса Анатолия Кашпировского в июле 2010 года. «Понятное дело, что благочиние работает-сотрудничает с органами власти и правоохранителями, но одно дело работать и сотрудничать, а другое дело пресмыкаться. Священник не должен идти на уступки, когда приезжает шарлатан Кашпировский, человек, который в православном мире считается антиправославным, в некоторых странах вообще его сеансы запрещены, а у нас в Феодосийском благочинии, получается, поддерживают его?» – возмутился в комментарии порталу «Новоросс.info» атаман Объединения казаков Крыма Сергей Юрченко.
27 марта 2011
Приглашаем к участию в программе православных молодёжных лагерей «КОМПАС ПРАВОСЛАВИЯ – 2011: восток-запад»
Вниманию школьников, студентов, родителей, педагогов, служителей Православной Церкви, общественных организаций, предпринимателей, средств массовой информации, всех заинтересованных сторон и граждан: Продолжая многолетнюю (с 1993 г.) традицию летних детско-молодёжных православных лагерей, предлагаем принять участие в следующих программных мероприятиях 2011 г.:
19 января 2011
Новая атака раскольников на Украинскую Православную Церковь
Буквально накануне нового года, 30 декабря, так называемый "патриарх" Филарет, глава "Украинской православной церкви Киевского патриархата", выступил с гневным заявлением для средств массовой информации по поводу, якобы, имеющейся место попытки "реализовать масштабный план по развалу и уничтожению Киевского Патриархата". По убеждению Филарета, "этот план создан в Москве и предложен Московским патриархом Кириллом", к реализации этого плана "прямо причастны представители органов местной власти, а одновременность и скоординированность действий свидетельствует о том, что они имеют поддержку и из столичных кабинетов"….. если бы в религиозную ситуацию на Украине не было бы постоянного грубого вмешательства недалёких и потому безответственных политических сил, в том числе, ранее находящихся при власти, а также возглавляемых их не в меру ретивых ограниченных, а потому совершенно уверенных в своей правоте "вождей-мессий", то можно было бы с достаточной долей уверенности говорить не просто о толерантности, но даже о конфессиональном мире на Украине.
24 октября 2010
НОВАЯ «КИЕВСКАЯ ИДЕЯ» КАК АЛЬТЕРНАТИВА И АНТИПОД РУССКОГО МИРА
Борьба за Русский Мир – это борьба с идеями-вирусами, с попытками посадить православную Москву на скамью «подсудимых», борьба против разрушения единой православно-русской идентичности, раскола и культурной деградации поколений, актуальнейшей теме фальсификации общей с Россией истории народов, недавно обретших экономическую самостоятельность и государственность. В том числе и попыток построения таких «национальных» идей, которые, при ближайшем рассмотрении, являются плодом преходящей политической конъюнктуры, но способных нанести ущерб целостности Русского Мира. На наш взгляд, тысячеустое «Наш Патриарх – Кирилл!» в Киево-Печерской и Святогорской Лаврах и других городах Украины не было лишь данью этикета или эмоциональным порывом—это было ясным исповеданием православным народом Украины своего духовного и канонического административно-канонического единства с Русской Православной Церковь, исповеданием всецелостности Руси - от Карпат до Тихого океана. Это был глас Правды украинского православного народа пред Его священными алтарями на древней земле Киево-Печерской и Святогорской Лавр. Интуитивно, на подсознательном уровне народ осознал, что защита Русского Мира есть защита не только прошлого, но и восточнославянского цивилизационного будущего Украины.