Дорогие друзья и коллеги, уважаемые посетители!
Вы посетили портал Русской Общины. Его появление вызвано острой необходимостью прекратить монополию определенных групп на информацию по главным вопросам жизни от имени русских и русскоязычных граждан Украины. ...
Р О С С И Я - власть
01 февраля 2013 Авраам Шмулевич
Отставка Президента Дагестана – шаг на пути восстановления СССР

Раввин, Председатель Международного Гиперсионистского Движения «Беад Арцейну» ("За Родину!"), Президент Института Восточного Партнерства (Иерусалим)

Драматическая досрочная отставка президента Дагестана Магомедсалама Магомедова и назначение на его место Рамазана Абдулатипова вызвали волну противоречивых оценок. Ведущие эксперты представили весь логически возможный спектр мнений.

«Абдулатипов - это тот тип политика, который способен спасти Дагестан. Говоря спасти, я имею в виду, что он обладает достаточным интеллектуальным потенциалом, чтобы плавно завершить трансформацию Дагестана в независимое европейское государствоТак как независимость Северного Кавказа неизбежна. Это может быть долгий кровавый процесс, но может быть и цивилизованный переход» – заявил в интервью корреспонденту «Голоса Америки» Фатиме Тлисовой Пол Гобл, возможно, лучший в США знаток ситуации на Северном и Южном Кавказе.

«Рассчитывать на резкие перемены к лучшему не приходится. Республиканская политическая структура формировалась уже более двадцати лет. Пролилось очень много крови, возникли очень опытные, жёсткие и сильные структуры — так называемые этнопартии, которые, конкурируя и договариваясь между собой, осуществляя силовые действия, в целом и определяют то, что происходит в Дагестане. Как можно разрушить или перевоспитать эти структуры, я плохо себе представляю. Вывести их из процедур принятия решений, лишить очагов реального управления невозможно» - считает заведующий сектором Кавказа Центра цивилизационных и региональных исследований РАН  Энвер Кисриев

Главный редактор портала»Кавказская политика» Максим Шевченко: «Абдулатипов на данный момент является надеждой на восстановление конституционного закона, порядка, законности во всех её аспектах. Абдулатипов пройдет через прямые выборы, и это спасение для Дагестана и для России».

Но произошедшая властная рокировка имеет две стороны. Одним и тем же указом Президент РФ не только досрочно отправил в отставку Магомедсалама Магомедова, но  и назначил его заместителем главы Администрации Президентасообщила пресс-служба Кремля.  То есть, снятый с должности главы Дагестана был назначен на одну из высших должностей федерального уровня, сейчас у Главы администрации Президента РФ  имеется всего четыре зама.

Это назначение осталось вне поля зрения большинства комментаторов, но, как мне представляется, оно имеет огромное значение, много большее, чем отставка с поста Президента Дагестана. Отставок президентов было много – но это назначение  уникально в системе российских властных отношений, и полностью меняет сложившиеся правила игры.

Катастрофическое положение в области экономики и безопасности, культурное отторжение большей части населения Северного Кавказа от метрополии и, наоборот, культурное и национальное неприятие выходцев из Северного Кавказа значительной частью населения собственно России –известно всем, об этом много писали.

Намного менее осознаётся другой процесс - отторжение северокавказской элиты.

Между федеральной и местными элитами существует зеркальный потолок, даже не просто зеркальный потолок, они движутся расходящимися путями, это два различных направления. Карьерные пути элиты национальных республик, в первую очередь, элиты Северного Кавказа, и федеральной элиты - совершенно различны.

В Советском Союзе элита национальных республик была интегральной частью общеимперской, общесоветской элиты, центральная и региональная номенклатуры не разделялись, это было единое целое. Ни у кого не вызывало никаких вопросов, когда, скажем, Алиев, Кунаев или Шеварднадзе занимали высшие посты во властной иерархии Советского Союза. Выходцы из Северокавказских регионов в высших эшелонах власти в Москве вообще воспринимались как нечто естественное. В современной России разговоры о том, что Рамзан Кадыров может стать общенациональным лидером, занять место в Кремле, вызывают у российского общества шок, это рассматривается как нечто абсолютно нереальное и даже чудовищное. То есть существует очень четкая граница между элитами северокавказских республик, вообще национальных республик, и элитами Федерального центра. Это непересекающиеся плоскости. И элита национальных республик не рассматривает Федеральный центр, как то место, с которым она органично связана.

В свою очередь, представители нацменьшинств, такие как Нургалиев, Шойгу, Собянин, Сурков,  Лавров – выступают и рассматриваются только как представители федеральной элиты, никак не связанные с национальными республиками, к титульным этносам которых принадлежали их родители.

Касается это всех национальных республик, не только Северного Кавказа. Например, Минтимер Шаймиев. В Советском Союзе ему был бы обеспечен прямой путь в высший эшелон власти, а сейчас - он просто пенсионер. Можно вспомнить и Руслана Аушева, и многих других руководителей.  Сейчас в высших эшелонах общероссийской власти нет ни одного представителя Северного Кавказа. Предшественник Магомедова, бывший глава Дагестана Муху Алиев, не получил после отставки вообще никакой должности на федеральном уровне. Чуть ли не единственный пример такого назначения - бывший президент Ингушетии генерал-лейтенант Мурат Зязиков. После отставки три года, с 31 октября 2008 по 26 января 2012, он занимал невнятную должность советника Президента РФ, затем был переведен в кресло заместителя полномочного представителя Президента в Центральном Федеральном Округе. То есть, даже в этом единственном случае речь идет о второстепенной должности.

На момент распада Союза и в первые постсоветские годы в общероссийской правящей элите были представители Северного Кавказа. Но в процессе дальнейшей эволюции режима все они были или полностью вытеснены из власти - ярчайший пример тут Руслан Хасбулатов, бывший руководителем парламента, или переместились на сугубо местный уровень, как Дзасохов.  Не менее показательно и то, что среди представителей центральной власти в небольшом числе затесались и те, у кого в жилах течет»кавказская кровь", те, один из родителей которых был выходцем с Кавказа - например Сурков или Лавров. Но эти люди не просто не афишируют свое кавказское происхождение, но с усердием затушёвывают его. А их политические критики из числа»общественности", находящиеся вне властного поля (поскольку внутри этого поля публичное высказывание мнений невозможно), наоборот, всячески подчеркивают их происхождение.  В случае господина Суркова это видно особенно четко. Хотя он никак не связан с Чечней, был увезен оттуда в раннем детстве (а по официальной биографии вообще никогда там не жил), одним из главных пунктов направленной против него пропаганды является то, что его отец, с которым он с детства не имел никаких контактов – чеченец. Сам этот  факт в течение многих лет замалчивался, и получил полуофициальное подтверждение совсем недавно, что тоже характерно.

Более того,  имеется и обратный процесс: Федеральный центр не может полностью контролировать назначения на уровни высшего эшелона власти на местах.  Под относительно полным контролем Москвы остались лишь назначения в спецслужбах, хотя здесь также происходят достаточно интересные процессы. МВД подконтролен Центру в значительно меньшей мере.

То есть, кризис российской системы власти выражается и в том, что Федеральный центр уже не может назначать элиту на Северный Кавказ, и вообще в национальные республики. Имеет место не только невозможность рекрутинга кадров из республик в Москву, но и невозможность назначения Москвой своих людей во многие национальные регионы без согласия их элит. Собственно говоря,  этот процесс начался еще в последние годы существования СССР, и стал одной из причин его окончательного распада.  То, что в СССР процесс приобрел необратимый характер, и Москва утратила контроль над местными элитами, стало ясно после попытки назначения Геннадия Колбина в Казахстане в 1986 году, после чего уже этих попыток не предпринималось. А в новой России это произошло  в феврале 2003 года с попыткой силовиками-спецслужбами предложить своего кандидата  на выборах  президента Башкортостана.

«Пускай Путин в Воронеже или Москве меняет губернаторов, а к нам лезть не надо. Мы сами разберемся с тем, кто будет у нас стоять у власти, и у нас есть чем за себя постоять» –  заявил один из депутатов дагестанского парламента во время организованных уходящей властью волнений, предшествовавших отставке Магомедсалама Магомедова.

Разрыв элит – смертельно опасен для существования единого Российского государства. Даже более опасен, чем экономические трудности, взаимное культурное отчуждение масс и ведущаяся на Кавказе диверсионно-террористическая война, которую центр не в состоянии подавить.

Назначение Магомедова и назначение Абулатипова меняют это  положение.

Абдулатипов – чиновник и государственный деятель именно федерального уровня. Большая часть его карьеры, начиная с 1978 года, протекала не на Кавказе, а в собственно России - в Ленинграде, Мурманске и Москве. Он не является ставленником внутри-дагестанских группировок, и не имеет серьезной этно-клановой опоры в республике. То есть, это именно человек из федеральной элиты, поставленный Кремлем на ключевой пост местного уровня.

Если обе эти трансплантации – Магомедов в Москве и Абулатипов в Махачкале  – окажутся жизнеспособными, и за ними последуют другие, им подобные – то можно будет говорить об историческом переломе. Это будет означать, что Путину удалось остановить один  из самых разрушительных для сохранения единства Российской Федерации процессов, по сути – начать процесс воссоздания существовавшей в СССР системы организации власти, сделать первый реальный шаг на пути реставрации Советского Союза.

 Источник


Другие статьи в разделе "Р О С С И Я - власть"
29 ноября 2013
Послушная Дума никому не нужна
В том, что большая часть граждан России считает Государственную Думу ненужной стране, нет ничего сенсационного. Хотя, еще в 2007 году 48 % полагали, что она нужна – сегодня так думает 39 %.В Думе есть твердое большинство. И оно послушно тем, кто его назначил. Раньше ему запрещалось даже говорить о чем-либо, кроме одобрения своего начальства. Теперь ему можно говорить почти все, что захочет – если не будут осуждать начальство. Но голосовать оно должно все равно "правильно".
15 ноября 2013
О рисках государства-корпорации и развитии России
У большевиков-коммунистов, предшественников нынешней власти, был образ будущего. В самом начале своего властвования они проповедовали «светлое Дальнее», затем были озабочены выполнением лозунга: «нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме». Начатые в середине 1980-х годов «перестройка, гласность и ускорение» резко снизили уровень собственной безопасности власти и государства. Многие с равнодушием взирали на турбулентную среду в ожидании, что все стихнет и вернётся на круги своя. Не стихло. После распада СССР неравновесная политическая среда сохранялась в России до расстрела Съезда народных депутатов РСФСР в октябре 1993 года и подавления законодательных и представительных органов страны. Тогда же сформировалась «корпорация власти-1».
04 октября 2013
Сергей Иванов: "Мне моего влияния вполне достаточно"
Глава кремлевской администрации пообщался с журналистами четырех ведущих российских газет (среди них - корреспондент "РГ") в самолете по пути в Москву из Стокгольма, где был на международной конференции. Сергей Иванов не скрывал свое отношение к оппозиции, признался, что любит три вещи: леопардов, баскетбол и балет, и рассказал, о чем говорит с президентом.
01 сентября 2013
«ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННЫХ ЭЛИТ»
Как элиты решают серьезные проблемы, которые у них возникают? Создают специальные рабочие группы, которые придумывают решение проблемы. Если она достаточно известна и существует более или менее постоянно, то такие группы могут быть институционализированы, на постоянной или временной основе, если она возникает неожиданно, то группы создаются с нуля. Есть только две проблемы, которые необходимо иметь в виду при изучении деятельности таких групп.
30 июля 2013
Будущее Россия не за горами
Правительство обсудило вопросы конкуренции. Его глава признает, что сдвигов в экономике нет. Всероссийская социальная сеть способна интегрировать творческие идеи масс и программно-технические инновации современности. Последствия вступления страны в ВТО повлияли на рост безработицы в стране. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что общая численность безработных, классифицируемых в соответствии с критериями МОТ, в 4,2 раза превысила численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения. Происходит это на фоне постепенного сокращения численности экономически активного населения, которое составляет около 53 % общей численности граждан страны. В целом, в настоящее время возрастает актуальность перевода российской экономики на рельсы VI технологического уклада (нано-, био-, когно-, IT), инновационного развития.
26 июля 2013
Эдвард Сноуден как показатель бездарности и трусости высшей российской власти
– Общеизвестное высказывание о том, что всё познаётся в сравнении, как нельзя лучше подходит для понимания ситуации, в которой оказалось высшее российское руководство в случае с пребыванием Сноудена в транзитной зоне московского аэропорта «Шереметьево», куда он 23 июня прибыл как транзитный пассажир из Гонконга. Об этом пишет в авторской колонке эксперт РИА «Новый Регион» по безопасности и кризисным ситуациям Фёдор Яковлев. По его оценке, события вокруг Сноудена наглядно показывают, насколько «патриотично» действуют российские власти.
27 мая 2013
Успешная внешняя политика страны невозможна без её внимания к своим гражданам
Не знаю, по какой причине, но в создании россиян образ нашего МИДа и его дипломатов оказался окружён ореолом не всегда заслуженной славы……Социологические опросы в последние годы неизменно фиксируют куда более высокие оценки, которые дают наши сограждане работе внешнеполитического ведомства, расположенного на Смоленской площади в Москве, нежели другим министерствам и службам. Отчасти это связано с тем, что простой обыватель зачастую инстинктивно переносит оценки российской внешней политики исключительно на Министерство иностранных дел, забывая (или просто не зная) о том, что внешняя политика страны куётся деятельностью одновременно целого ряда государственных органов, а отнюдь не только дипломатов.
24 мая 2013
ПОЧЕМУ ГЛАВА МИД РОССИИ ЗАЩИЩАЕТ ШОУ-БИЗНЕС, А НЕ ПОЛИТОЛОГОВ?
Намедни Министр иностранных дел России Сергей Лавров был крайне не доволен инцидентом с пропажей голосов российской участницы Дины Гариповой на "Евровидении-2013". (Жюри забыло посчитать голоса Азербайджана, отданные за Гарипову). А по итогам переговоров с азербайджанским коллегой Эльмаром Мамедъяровым, министр МИД России вообще заявил следующее: ""мы договорились, что после того как Общественный телеканал Азербайджана прояснит правовые пути, мы согласуем наши действия, чтобы эта возмутительная акция без ответа не осталась". Заявление и впрямь без внимания общественности не осталось.
06 мая 2013
Год Путина: новый моноцентризм
Со дня инаугурации Владимира Путина на новый президентский срок прошел год. Удалось ли ему сформировать для своего третьего срока новый курс, «курс 3.0»? На какие общественные запросы ему пришлось ответить? На чем основывается общественное доверие президенту и каковы перспективы его сохранения? В чем уникальность Путина, позволяющая ему и сегодня сохранять высокие электоральные рейтинги, и существует ли ему реальная альтернатива в российском политическом пространстве? Какая система власти складывается при «Путине 3.0»?
27 апреля 2013
Президент России провел «Прямую линию»
Задать вопрос главе государства, как и в предыдущие годы, смогли не только приглашенные в студию программы гости, но и те граждане, с кем президент смог пообщаться в ходе включения из городов России, а также позвонившие или направившие SМS-сообщение в единый телефонный центр. По состоянию на 16.00 общее количество обращений к Путину приблизилось к трем миллионам. Это уже стало абсолютным рекордом. Круг задаваемых вопросов традиционно широк: от общего состояния экономики до оценки действий конкретных чиновников. Ответы президента России на наиболее важные вопросы: