Дорогие друзья и коллеги, уважаемые посетители!
Вы посетили портал Русской Общины. Его появление вызвано острой необходимостью прекратить монополию определенных групп на информацию по главным вопросам жизни от имени русских и русскоязычных граждан Украины. ...
Политика - exCCCP
02 марта 2013 Владимир Ястребчак,
советник первого класса дипломатической службы Приднестровской Молдавской Республики (в отставке)
НА ПУТИ К 10-ЛЕТИЮ «МЕМОРАНДУМА КОЗАКА»

Если бы 2013 год стоило назвать годом какого-нибудь полузабытого юбилея, то лучше, чем десятилетие работы над федеративной идеей, вряд ли удалось бы придумать. Практически в каждом месяце 2003 года были даты и события, которые заслуживали бы особого внимания. Но два месяца все равно стояли бы особняком – февраль и ноябрь.

В феврале произошло несколько знаковых событий: руководство Молдовы официально выдвинуло федеративную идею (хотя основные ее параметры обсуждались начиная с Киевской встречи в июле 2002 года, которой предшествовала майская российско-американская совместная декларация), приднестровская сторона ее поддержала заявлением Президента Приднестровской Молдавской Республики, а 28 февраля 2003 года на заседании «Постоянного совещания по политическим вопросам в рамках переговорного процесса по приднестровскому урегулированию» был подписан Протокол «О создании механизма разработки и утверждения Конституции Федеративного Государства».

В данном Протоколе был закреплен ряд принципиальных моментов. Во-первых, впервые была создана Совместная конституционная комиссия (СКК) из полномочных представителей сторон с приглашением «в качестве наблюдателей экспертов из стран-посредников Российской Федерации и Украины, ОБСЕ, а также других международных наблюдателей» по согласию членов СКК.

Во-вторых, предполагалось проведение широкой дискуссии относительно проекта, который должна была разработать СКК.

В-третьих, обязательным условием принятия конституции федеративного государства должен был стать референдум, который планировалось провести не позднее 1 февраля 2004 года в соответствии со стандартами ОБСЕ и Совета Европы.

С принятием Протокола от 28 февраля 2003 года был создан важный международно-правовой прецедент в урегулировании: впервые документ «Постоянного совещания….» был утвержден парламентами как Молдовы, так и Приднестровья (до этого документы переговорного процесса утверждались или одобрялись только Верховным Советом Приднестровья). 9 апреля 2003 года (кстати, спустя ровно 2 года, день в день, с подписания первого официального документа между Президентом ПМР И. Смирновым и Президентом РМ В. Ворониным) данный протокол был утвержден Верховным Советом Приднестровья со ссылками на Конституцию ПМР, допускающую создание наднациональных структур в той степени, в которой это не означает отказа от суверенитета ПМР, а также на Декларацию о намерениях от 5 декабря 2002 года, предполагавшую строительство Молдовой и Приднестровьем «демократического правового федеративного государства, создаваемого на договорной основе» (Декларация была подписана всеми посредниками и Приднестровьем). Тогда же, в апреле 2003 г., Верховный Совет утвердил персональный состав приднестровской части СКК, в который вошли представители законодательной и исполнительной власти, ученые, а сопредседателем СКК от ПМР стал Е.В. Шевчук.

С мая 2003 года СКК приступила к активной работе. Серьезное содействие работе Комиссии пытались оказать международные участники, в первую очередь ОБСЕ, которая в мае и сентябре проводила научные конференции по проблемам федерализма. Свой вклад в работу СКК попыталась внести и Венецианская комиссия Совета Европы, представившая свой детальный анализ наработок по конституционному разделу, посвященному правам и свободам человека.

Мы не будем сейчас вспоминать обо всех перипетиях в работе СКК. Отметим, что уже к осени работа СКК стала заметно пробуксовывать. Отчасти это объяснялось принципиальными разногласиями сторон, отчасти – запуском параллельного трека, на котором начал трудиться Первый заместитель Главы Администрации Президента России Д.Н. Козак.

Потом был ноябрь, о котором уже много сказано, но, как представляется, в этом году будет сказано еще больше. «Грань добра и зла», о которой говорил Дмитрий Николаевич в кишиневском аэропорту, оставила и работу СКК, и федеративную идею в прошлом. Окончательно эта страница была перевернута с признанием Верховным Советом Приднестровья утратившими силу своих постановлений об утверждении Протокола от 28 февраля 2003 года и об утверждении персонального состава СКК.

Что же изменилось за прошедшие десять лет? С одной стороны, изменилось очень многое, практически всё. Власти Молдовы заявили о неприемлемости федеративной идеи, вернувшись к гагаузской модели ограниченной национально-культурной автономии. В 2005 году Молдовой принят закон, определяющий «основы правового статуса населенных пунктов Левобережья Днестра». С 2006 года Кишинев при поддержке Киева в одностороннем порядке вышел из ранее достигнутых с Приднестровьем договоренностей по таможенному обеспечению, организовав фактически экономическую блокаду ПМР. Приднестровье ответило референдумом 2006 года, по итогам которого подтвержден курс на окончательное признание независимости и неприемлемость вхождения в состав Молдовы.

К работе «Постоянного совещания…» подключились представители от Европейского Союза и США, которые обрели официальный статус наблюдателей.

Российское руководство избавилось от многих иллюзий в отношении как молдавской стороны, так и в отношении западных партнеров, которые в полной мере проявили свою «конструктивную» позицию в ситуации с «Меморандумом Козака».

Важными, если не ключевыми, событиями международной жизни этого десятилетия стала практическая реализация новых принципов урегулирования конфликтов. Обретение независимости Восточным Тимором и Южным Суданом на основе референдумов подтвердили безальтернативность референдарного принципа урегулирования. Аналогичная ситуация складывается в Шотландии и Квебеке, и везде проведение референдума рассматривается как высшее проявление народной воли, которую международное сообщество обязано уважать. Провозглашение независимости Косово и последовавшее решение международной судебной инстанции о том, что это решение не противоречит международному праву; признание независимости Республики Абхазия и Республики Южная Осетия ознаменовали переход к завершающему этапу формирования восточно-европейского пространства и окончательного международно-правового оформления распада бывших социалистических федераций.

За эти годы Россия стала важным интеграционным центром на постсоветском пространстве. Идеи евразийской интеграции, впервые озвученные в 2000 году, обрели реальную, проработанную, прагматичную основу. Москва снова становится центром притяжения, что неизбежно вызывает противодействие со стороны тех стран и международных организаций, которые привыкли к слабости России.

Наконец, в Молдове и Приднестровье поменялись люди. В Молдове закончился период безраздельной власти Партии Коммунистов, имевшей конституционное большинство. На смену ей пришел Альянс «За европейскую интеграцию», пребывающий в состоянии перманентных противоречий. В Приднестровье также сменилось руководство. Меняются поколения управленцев, приходят новые люди, имеющие все меньше и меньше опыта жизни в некогда общем государстве.

Но вот что интересно: меняются люди – но одновременно ничего не меняется. В Молдове новое руководство всё так же исходит из унитарной модели урегулирования, причем делается это подчас настолько жестко, что правившая ранее ПКРМ могла бы позавидовать. В Приднестровье, в свою очередь, и новая власть исходит из суверенитета и независимости Приднестровской Молдавской Республики, не желая обсуждать какие-либо «статусные» вопросы.

Вспоминаются и первые реакции молдавских политиков на заявление Президента ПМР И.Н. Смирнова от 14 февраля 2003 года. Тогда небезызвестный г-н О. Нантой заявил, что текст этого документа был привезен нам российской делегацией, поскольку самостоятельно в Тирасполе якобы не могли подготовить подобный документ. Тогда мы испытывали чувство гордости за сделанную работу, за то, что мы знали, КТО писал то заявление. А сегодня… Риторика молдавских «экспертов» практически не изменилась, и в Кишиневе всё так же не верят в самостоятельность Тирасполя, причем с теми же аргументами, но от этого уже даже не смешно.

Отсюда и несколько уроков из тех событий десятилетней давности.

Во-первых, необходимо действительно уважать друг друга и видеть в собеседниках за столом переговоров такую же равную договаривающуюся сторону. Без этого не получилось продвижения в 2003 году, вряд ли получится и теперь.

Во-вторых, существенно возросла значимость международного консенсуса. Если в 2003 году ЕС и США находились «за кулисами» переговоров, то теперь они участвуют в работе «5+2» на официальном уровне, естественно, сохраняя неофициальные, но вполне эффективные возможности влияния на позицию РМ.

В-третьих, 2003-2004 годы, скорее всего, стали «этапом невозврата», после которого для того, чтобы говорить о создании каких-либо совместных форм государственного устройства, надо быть очень большим оптимистом.

В-четвертых, за это десятилетие произошла своеобразная фрагментация массового сознания в Молдове и Приднестровье, на которую существенное влияние оказали внешние процессы. В ПМР базовым приоритетом окончательно стала евразийская интеграция, в РМ – европейская. Причем понятие «интеграция» в данном контексте является многоаспектным, поскольку включает в себя политические, экономические, идеологические, гуманитарные и иные вопросы.

Впрочем, подведение итогов и изучение постфедеративных уроков можно будет продолжить и в ноябре – в канун 10-летия работы непосредственно над «Меморандумом Козака».

 Источник


Другие статьи в разделе "Политика - exCCCP"
28 декабря 2013
КОМУ ЛИТВА ОБЯЗАНА ЖИЗНЬЮ И ЧТО ХОТЯТ ЗАСТАВИТЬ ЗАБЫТЬ ЛИТОВСКИЕ ПОЛИТИКИ
12 декабря с.г. на концерте по поводу празднования 20-летия Конституции Российской Федерации, российский певец Олег Газманов спел хорошо известную песню почти 10-тилетней давности «Сделан в СССР», которая, несмотря на почтенный возраст, вызвала просто бурю возмущения со стороны литовских политиков. Первым возмутился присутствовавший на концерте экс-министр иностранных дел Литвы, а ныне посол Европейского Союза в России Вигаудас Ушацкас. В интервью литовскому агентству BNS он заявил, что «потрясен такой наглостью». Ещё дальше пошла бывший министр обороны Литвы Раса Юкнявичене, потребовав объявить Олега Газманова персоной нон грата. По её мнению: «министерство иностранных дел Литвы должно обратиться в Департамент миграции, чтобы этому человеку запретили въезд в Литву. Его концерт в Вильнюсе в конце декабря был бы провокацией».
29 ноября 2013
Наследники Саакашвили: власти Грузии вновь хотят «объединить кавказские интересы»
На днях состоялся очередной съезд правящей в Грузии партии “Грузинская мечта – Демократическая Грузия”, на котором премьер-министр страны Бидзина Иванишвили после многочисленных обещаний, наконец, официально приобрёл приставку “экс”. Миллиардер, пришедший в политику, чтобы, по его собственным словам, избавить Грузию от Саакашвили, теперь уходит из политики в “гражданский сектор”, потому что основная его миссия выполнена (?!). Многие эксперты полагают, что Иванишвили ушёл на общественный фронт для того, чтобы и в нём не оставить своим противникам ни единого шанса, поскольку “гражданский сектор”- единственное место в стране, где ещё может объявиться Михаил Саакашвили и его соратники.
03 ноября 2013
ЕС – Украина – Азербайджан – Таможенный союз
«Вопрос о том, подпишет ли Украина 28 ноября договор об ассоциации с Европейским союзом, имеет свою внутреннюю логику, которая неизбежно вызывает новые вопросы: кому выгодно подписание этого соглашения? Народу Украины – населению, электорату? Или той прослойке социума именующейся элитой и принимающей решения от имени народа? Что выиграет народ, население, электорат и что выиграет элита от подписания Украиной ассоциированного членства с ЕС?».
24 августа 2013
От «незалежности» Украина пострадала сильнее, чем от фашистского нашествия
Одним из тех пунктов, что, безусловно, сближают граждан братских России и Украины является полное непонимание смысла празднуемого по обе стороны границы...Грамматика и логика подсказывают, что у данного наименования должно быть продолжение: независимости от чего? И сразу же возникает неловкость, поскольку если взять за основу «галицийский» вариант трактования, подразумевающий, что празднуется независимость от России — это будет и неправда, и просто глупость. Особенно пикантно празднование «дня независимости» Украины выглядит в последние годы, когда Киев и впрямь, можно так сказать, демонстрирует «независимость», а вернее «равноудаленность» от России и Европы. Именно что демонстрирует и, признаться, не очень убедительно.
07 июля 2013
Водно-энергетический гигант Средней Азии без воды и электроэнергии. Киргизия
Глава министерства энергетики и промышленности Киргизии Осмонбек Артыкбаев сравнил состояние энергетической отрасли с больным, находящимся в реанимации. Он сообщил, что дефицит воды в Киргизии составляет 2,8 млрд. кубометров, и призвал соотечественников переходить на отопление домов углем.
07 июня 2013
Какую информацию ищут в России спецслужбы Узбекистана?
Практически открытое недовольство ФСБ России и Генпрокуратуры (правда, пока это раздражение российские силовики стараются не афишировать) вызывает резко возросшая за последний год активность СНБ Узбекистана в России. Официальная версия - отслеживание влияния "Хизб-ут-Тахрир" и ИДУ на многочисленную общину узбекских граждан в России. Но эта задача далеко не первостепенная, хотя СНБ, безусловно, отслеживает настроения среди граждан Узбекистана в России, поскольку огромная диаспора, находящаяся вне тотального контроля и пропаганды, может стать решающей силой при смене власти в Ташкенте. Подчиненных Иноятова прежде всего интересуют активы в России дочери президента Узбекистана Ислама Каримова - Гульнары Каримовой и Рустама Азимова - первого вице-премьера.
08 апреля 2013
Самолеты и ракеты реального союза
Последнее время в российских верхах забытовала идея так называемой мягкой силы. Это вроде бы путь к возрождению величия России. И вроде бы забыли исконно русскую поговорку «Мягко стелят – жёстко спать». Нет гарантий, что мягкая сила не превратится со временем в жёсткое давление. Всё это попахивает каким-то иезуитством. Сначала приходят попы, потом купцы, затем солдаты. Старая истина… Хотелось бы вернуть читателя на 63 года назад. Ровно через 5 лет после окончания кровавейшей войны 9 мая 1950 г. министр иностранных дел Франции Робер Шуман выступил с декларацией, в которой заявил о решимости Франции предпринять первый шаг для строительства новой Европы и предложил Германии сыграть в этом деле свою роль. Он заявил: «В результате возникнет новая, единая и сильная Европа, где возрастёт жизненный уровень населения, поскольку произойдёт объединение производства и расширение рынка, что приведет к снижению цен…».
15 февраля 2013
Исчезли оригиналы «документов» беловежского сговора. К чему бы это?
Бывший председатель Верховного Совета Республики Беларусь Станислав Шушкевич (1991-1994) сообщил корреспонденту британского Daily Telegraph, что документ первостепенной исторической важности ХХ века, т. н. "Беловежское соглашение", исчез из белорусского государственного архива, - информирует Регнум. "Беловежское соглашение" - общепринятое название "Соглашения о создании Содружества Независимых Государств". Документ был подписан главами Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР), Белорусской Советской Социалистической Республики и Украины 8 декабря 1991 года в Вискулях, Беловежская пуща, Белоруссия.
29 января 2013
ПОЧЕМУ УКРАИНА ПРОТИВ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА?
Базовые тезисы украинской критики Таможенного Союза (ТС) анализирует сегодня в OSTKRAFT эксперт по украинской экономике Иннокентий Адясов, приходя к выводу, что в борьбе против ТС консолидируются основные ресурсы украинской «мягкой силы». Иннокентий Адясов пишет: «Фактически для дискредитации идеи ТС (и евразийской интеграции в более широком плане) задействован весь инструментарий «мягкой силы». Украинскому обществу постоянно транслируется некие тезисы, «доказывающие» вредность для Киева членства в ТС-ЕЭП. Каковы же эти тезисы и насколько они сосуществуют действительности
25 января 2013
РОССИЯ ВЫДВИНУЛА УЛЬТИМАТУМ КАЗАХСТАНУ ПО ПОВОДУ «БАЙКОНУРА»
4 января российская газета «Известия» опубликовала на своих страницах выдержки из ноты протеста, направленной российской стороной казахстанскому внешнеполитическому ведомству в связи с ситуацией вокруг космодрома «Байконур». В документе, в частности, говорится о том, что Казахстан необоснованно сокращает количество пусков, намеченных на 2013 год, из-за чего Россия рискует потерять ок. 500 млн. долларов. В этой связи Москва грозит выйти из нескольких совместных проектов в космической сфере. Издание увязывает появление этого документа с визитом в Москву министра иностранных дел Казахстана Ерлана Идрисова, который прибывает в российскую столицу .