Дорогие друзья и коллеги, уважаемые посетители!
Вы посетили портал Русской Общины. Его появление вызвано острой необходимостью прекратить монополию определенных групп на информацию по главным вопросам жизни от имени русских и русскоязычных граждан Украины. ...
Образование и Наука
14 марта 2013
Иногда они возвращаются

Все российские информагентства радостно сообщают о том, что Московский государственный университет стал единственным российским вузом в авторитетном списке ста лучших высших учебных заведений мира, который ежегодно составляется газетой Times и информационной группой Thomas Reuters. МГУ занял в списке 50-е место, которое он делит с Университетом Сиднея. Данный рейтинг составлен на основе репутации вуза у профессорского состава. В опросе приняли участие более 16 тысяч преподавателей по всему миру. Начальные позиции в рейтинге достались университетам США - Гарварду и Массачусетскому технологическому институту. Замыкает пьедестал почета британский Кембриджский университет, Оксфорд - на четвертом, а сразу за ним - Калифорнийский университет в Беркли и Стэнфорд.

МГУ вернулся в рейтинг лучших вузов мира, но стоит ли гордиться 50-м местом?

Александр Юсуповский, этнополитолог, кандидат философских наук: Однозначного ответа на этот вопрос у меня нет... И я как выпускник МГУ, некоторое время проработавший там, буду отчасти пристрастным и субъективным. Ну как даже при обсуждении мировых рейтингов участниц конкурса красавиц, хотя ты то знаешь, что твоя любимая -самая прекрасная, какое бы место она не заняла на конкурсе "мисс-мира":)

Каждый рейтинг довольно условен, и к нему можно предъявить обоснованные претензии. Год назад МГУ вообще не попал в этот рейтинг, просто потому, что среди критериев был вопрос к экспертам о постдоковом образовании, которого вообще нет в МГУ. Обратим также внимание, что там считанные единицы европейских университетов и всего 10 из стран не англосаксонской системы. И цели и структура несколько разные. Англо-саксонские университеты специализировано-прагматичны, это во многом технологические университеты. А МГУ выполняет ещё и иные задачи - это ещё и носитель гуманитарного знания...

 Кто лучше? Узкий специалист или широко образованная культурная личность? Тактически может выиграть и узкий профи, подобный, как уверял Козьма Прутков, флюсу. А стратегически человеку с фундаментальной научной базой и широким кругозором легче менять специализированные модули. И сравнивать эти разные университеты с разными ориентирами - это всё равно, как сравнивать лошадь с верблюдом. А если критериями скакунов измерять верблюдов, то верблюды, если и войдут в лошадиные рейтинги, то плестись будут где-то в хвосте. Но в условиях пустыни я же всё равно предпочту верблюда...

 Кстати, именно импортированная ментальность и критерии отечественных педореформаторов системы образования лежат и в основе и издержек ЕГЭ и в, политкорректно говоря, неубедительных критериях деления вузов на "эффективные" и "неэффективные". Вроде как и есть измеритель и даже почти объективный, но попробуйте в амперах измерять вес, а в сантиметрах радиацию...Поэтому перефразируя известный афоризм, сравню любые рейтинги  с фонарным столбом, которые мало что освещают, но в случае необходимости, к ним очень удобно прислониться.

 Но критическое отношение к рейтингомании не означает, что я принципиальный противник всяких рейтингов. Рейтинги - это очень полезная штука, потому что, несмотря на то, что я гуманитарий, но согласен с теми, кто считает, что стремление измерить что-либо, в том числе качество университета, полезно и практично. В конце концов, этому учил нас профессор МГУ  И.Д.Ковальченко - один из пионеров внедрения математических методов в историческую науку. Только не надо абсолютизировать тот или иной аспект измерений. Тот же пресловутый и нередко абсолютизируемый индекс цитируемости далеко не всегда является отражением реального вклада в науку, иногда он может отражать просто паразитирование на должности и соавторах, например.

 Мне крупно повезло в жизни - я поступил (из провинциального городка в Латвии, окончив обычную школу) в МГУ  с первого раза, сдав вступительные экзамены на все пятёрки. Мне повезло ещё и потому, что незадолго до поступления, комиссия разбиралась с "позвонковыми"  и блатными абитуриентами и поэтому мой курс был очень сильным, давшим стране немало хороших специалистов и историков. Потому что всё было "по-честному". И экзамены и учёба. И даже на студенческих пирушках в общежитии  обсуждались научные достижения, новинки специальной и художественной литературы. МГУ - это была ещё и питательная культурная среда. Я окружению обязан не меньше чем профессорам.  А ещё обязан тем, что там меня научили учиться. Всерьёз. Всю жизнь. Не ради корочки. Это сейчас эксперты ЮНЕСКО пишут про переход к "обществу знаний", постоянно обучающемуся и развивающемуся. А я родом из этого "общества знаний", прожил там 8 лет, включая аспирантуру... И много раз потом убеждался, что лишних знаний не бывает. А как этот питательный культурный "бульон" измерить количественными рейтингами?

Поэтому мне вдвойне неприятно читать в СМИ о моей alma matеr - МГУ, к которому я сохранил самые тёплые и благодарные чувства, новости о коррупции в его стенах, купленных зачётах или экзаменах, плагиате. Или о какой-то левой фирме под крышей МГУ, паразитирующей на бренде и снабжающей безмозглых сынков нуворишей, где-нибудь в Швейцарии, заветной корочкой с буквами МГУ... А иногда читаешь тексты статей или книги и даже не верится, что они вышли из под пера или из под клавиатуры преподавателей МГУ, настолько невысок их профессиональный уровень. А знакомство со стажёрами из МГУ иногда повергает в ступор и недоумение. Но это, как говорили древние, "вина эпохи, а не людей" - temporum culpa-non hominem...

 Девальвация ценности образования и даже университетского образования налицо.

Ещё лет 20 назад, когда я перешёл на работу в госаппарат, продолжая некоторое время преподавать в ИПК МГУ, то обратил внимание, насколько противоположным является отношение к твоему статусу у наших соотечественников и иностранцев. Говоришь "нашим", что являешься преподавателем в МГУ - на тебя смотрят с лёгким сожалением, скажешь, что аналитик в парламенте - сразу растёшь в глазах собеседника. Для зарубежного же гражданина - госслужащий - это звучало рутинно, но уважение резко возрастало, когда я упоминал о преподавательской работе в МГУ.

 Кстати полубредовые  и противоречащие духу действующего законодательства о госслужбе идеи и предложения о запретах на защиту и получение степеней госслужащими, озвученные недавно нашими менеджерами от науки и образования - отражают те же искажённые и примитивные представления о взаимосвязи интеллекта и государственного управления... На западе лишившихся портфелей и постов плагиаторов и резонансных дел побольше, нежели у нас, но там никому и в голову не пришло бороться с халтурными учёными степенями таким радикально-экстравагантным способом, который озвучен у нас. И эти особенности ментальности нашей элиты тоже имеют прямое отношение к рейтингу университетов.

С другой стороны, приятно, что всё ж таки, (скажу политкорректно), даже в нынешних условиях МГУ остаётся флагманом российских университетов и вузов, что признают и зарубежные учёные и эксперты.

Но сейчас университет стоит перед серьёзнейшими испытаниями. О которых писал более 100 лет назад ещё Н.Н.Миклухо-Маклай: "весьма многие из т. наз. «ученых» относятся к науке, как к дойной корове, которая обязана снабжать их ежедневным продовольствием, что делает из ученых - ремесленников и иногда даже просто шарлатанов. В таком случае научная истина - дело второстепенной важности для таких господ (а их, к сожалению, много), наука, приносящая им больше грошей, - самая привлекательная..."

 Усилю этот тезис афоризмом американского президента Теодора Рузвельта: "Совершенно необразованный человек может разве что обчистить товарный вагон, тогда как выпускник университета может украсть железную дорогу"...

 Тут самое время вспомнить, что первые места в рейтинге занимают американские университеты...

 Попробую сделать вывод из сказанного:

Рейтинги - это всего лишь своеобразный термометр или тонометр, который может с разной степенью точности  отражать температуру или давление. Но первична всё ж таки температура и самочувствие, для того, чтобы определить - болен ли университет (и, чем именно) или здоров. Но при этом следует помнить, что  даже болезни университета - это  лишь отражение болезней всего общественного организма.

Юрий Юрьев, политконструктор: Вот этот "еврейтинг", т.е. "е-bay-rating", как шутят мастера подложных опросов, формируемых аукционно, наверняка построен на:

- Затратах ВУЗа на саморекламу у опросчиков.

- Лоббирования выпускниками у опросчиков.

- Частоте упоминания в СМИ, нагнетаемой.

Иными словами, сунув бабла опросчикам левой рукой можно провести массовую кампанию правой рукой и по окончании компании построить рейтинг "популярности", прямо пропорциональной оплате псевдоопросчикам-пропагандистам. На момент шквальной рекламы у нужных объектов будет рост рейтинга. А потом он сдуется. Оставив право заявлять "самой красивой в мире была вот эта кошка, забывая, что она была самой красивой лишь несколько дней, что рекламировалась". Этот вот рейтинг тоже похож на "надувные". Сей вывод легко сделать по тому, как прячут самого опросчика и методы опроса.

Лишь прямая конкуренция может выявить понятие "лучшего". Например, на, простите, "стрелке бауманских и стэнфордских", когда они будут соревноваться или даже повоюют немного. Жаль, что в науке нет таких шоу-состязаний.

Сергей Сибиряков, политолог, координатор международной экспертной группы ИА REX: Заголовки российских информагентств как это часто бывает, не соответствуют действительности. На самом деле в рейтинге лучших вузов МГУ попал лишь в третью сотню, ну а в более субъективном "рейтинге репутации" оказался 50-м по версии издания Times Higher Education -  World Reputation Rankings. МГУ всего лишь с  6,5 баллами в рейтинге делит 50 строчку с австралийским Университетом Сиднея. В 2012 году МГУ в этот рейтинг вообще не попал из-за невысокой известности преподавателей, а в 2011 году был на 33 месте. Times публикует этот рейтинг ежегодно (впервые он был составлен в 2011 году). В отличие от рейтинга лучших вузов, в котором вузы оцениваются по многим параметрам, в репутационном рейтинге Times играет роль лишь один критерий - мнение ученых, обладающих большим авторитетом и заслугами в научной работе. Чтобы учебное заведение включили в список, ему надо соответствовать ряду критериев: эксперты оценивают уровень образовательных и исследовательских программ, цитируемость научных статей, количество иностранных студентов и специалистов. В этом году в ходе составления рейтинга исследователи опросили профессоров из 144 стран мира (в опросе приняли участие более 16,5 тысяч респондентов, средний стаж научной деятельности которых составлял 17 лет на момент исследования). Всего в рейтинге представлены вузы 20 стран мира, в первую двадцатку вошли учебные заведения из США, Британии, Японии, Канады и Швейцарии. Американские вузы продолжают находиться в числе лидеров по численности (их в рейтинге 43). Также наблюдается тенденция укрепления позиций азиатских вузов: в этих странах серьезно занимаются развитием образования. В этом году в рейтинг попали пять японских учебных заведений, три - из Гонконга, по два из Сингапура, Китая и Южной Кореи. Определенных успехов достигла и Австралия - в рейтинг вошли Университет Нового Южного Уэльса и Университет Монаша, а другие вузы улучшили свои показатели.


Другие статьи в разделе "Образование и Наука"
19 марта 2013
Об учебниках истории, фактах, логике и тестах
Единый учебник по истории России могут создать за год, считает министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов. Главное в создаваемом общенациональном учебнике по истории для всех классов - чтобы он побуждал школьников думать, сказал министр в интервью программе «Познер» на Первом канале. Эксперт, этнополитолог, кандидат философских наук Александр Юсуповский прокомментировал агентству мнение министра.
23 ноября 2012
Глобальное образование – это выход?
Президент РФ Владимир Путин предложил модернизировать программу "Глобальное образование" - оплачивать не учебу российских студентов за рубежом, а работу иностранных преподавателей в отечественных вузах, - сообщило РИА Новости. "На мой взгляд, пример Дальневосточного федерального университета показывает, что эту программу можно было бы модернизировать и платить не за то, что наши студенты уезжают куда-то за границу учиться, а платить иностранным интересным, хорошим, перспективным преподавателям и приглашать их на работу сюда", — сказал Путин на заседании Набсовета Агентства стратегических инициатив.
03 ноября 2012
Российские вузы – выход из тупика незаслуженной второсортности
Новая команда Минобрнауки активно приступила к делу реформирования вузов. Одним из важных первых итогов явились результаты мониторинга эффективности вузов, опубликованного на министерском сайте 1-го ноября сего года. К ним можно по-разному относиться, но нет весомых оснований для большой критики выбранных показателей эффективности. Они позволяют достаточно объективно увидеть состояние дел в вузах страны. Проведенная работа была необходима со всех точек зрения. Не менее важны выводы и решения, которые последуют. Данная статья не ставит своей целью подробный анализ затронутых в ней проблем, не содержит предложений, претендующих на «истину в последней инстанции».
24 октября 2012
Зачем учёным-ядерщикам МИФИ кафедра теологии
Несколько дней назад блогосферу всколыхнуло сообщение об открытии в МИФИ кафедры теологии. В МИФИ, открывшем кафедру теологии, видимо, слишком буквально поняли фразу "бозон Хиггса - частица Бога". До православных нанотехнологий десницей подать. Хотелось бы спросить у ядерщиков-теологов может ли Бог двигаться быстрее скорости света? Как вы относитесь к таким новациям в высшем образовании?
20 августа 2012
Россию превращают в страну дураков
Предлагаем нашим читателям текст безвременно ушедшего Сергея Капицы, опубликованный еще осенью 2009 года. Полагаем, что дополнительные комментарии к нему будут излишни...... Я давно предлагал изменить критерии приёма в высшие учебные заведения. Не надо никаких экзаменов - пусть абитуриент напишет сочинение на пяти страницах, в котором объяснит, почему он хочет поступить на тот или иной факультет. Умение грамотно изложить свои мысли, суть проблемы демонстрирует интеллектуальный багаж человека, уровень его культуры, степень развития сознания. А ЕГЭ, который сегодня используют, не может дать объективной картины знаний школьника. Он построен лишь на знании или незнании фактов
07 августа 2012
Объединение русского языка и литературы в один школьный предмет — часть стратегии дебилизации населения
Российский журналист, политолог, декан Высшей школы (факультета) телевидения МГУ имени Ломоносова Виталий Третьяков встревожен объединением в один школьный предмет русского языка и литературы. «Кто и зачем намерен забить последний гвоздь в крышку гроба русской языковой и литературной грамотности? Нынешние выпускники средней школы уже не знают нормально ни русский язык, ни русскую литературу. Соединив их в один предмет в старших классах, экспериментаторы (кто они: поименно — чины, звания, достижения в педагогике, в языкознании, в литературоведении? члены каких академий?), окончательно и бесповоротно убьют русскую словесность и в языковой, и в литературной её ипостасях.
03 июня 2012
Большинство блогеров не хотят, чтобы их детей обучали педагоги с нетрадиционной сексуальной ориентацией
Координатор международной экспертной группы Сергей Сибиряков провёл в социальной сети Гайдпарк опрос по теме «Что бы вы сделали, если бы узнали, что учитель вашего ребёнка гей или лесбиянка?».: ".......неправильная сексуальная ориентация - это признак психического заболевания. Любое психическое заболевание имеет выраженные и скрытые стороны. Это - раз. Два. Удовлетворение своих неестественных потребностей таким товарищам обычно затруднено, что ведет к постоянному подавленному состоянию. Подавленное состояние иногда переходит в случаи явной агрессии. Вы хотите, чтобы Ваших детей учили угрюмые и сексуально озабоченные педагоги?"
20 марта 2012
РУССКИЙ ЯЗЫК: УКРАИНСКИЕ МЕТАФОРФОЗЫ
Тут на днях Янукович сказанул, что скоро русский язык станет государственным. Конечно, верить ему нельзя. Уже не в первый раз он эту сказку рассказывает. Был в гостях у крёстников недавно, они близнецы, им по шестнадцать лет. Один в школе учится, другой - в техникуме. Пацаны, короче, в самом расцвете сил, нежный возраст. Сижу за компьютером, в монитор гляжу. И тут мне на глаза попадается приколотый к стене булавкой исписанный листок. Я машинально читаю, и у меня шарики начинают заходить за ролики. В русских фразах мелькают украинские слова, причём, в некоторых русских словах используются украинские буквы. Есть слова, которые написаны неправильно как по-русски, так и по-украински.
09 февраля 2012
Катастрофическое падение уровня образования в США – Збигнев Бжезинский не причем
В Нью-Йорке прошла презентация новой книги Збигнева Бжезинского «Стратегическое видение: Америка и кризис глобальной мощи» («Strategic Vision: America and the Crisis of Global Power»). Бывший советник президента США по национальной безопасности при президенте Картере рассказывает в ней о том, что тревожит его в современном мире. В интервью Комсомольской правде Бжезинский ответил на тревожащие его вопросы, в том числе и о катастрофическом падении качества образования в США.
04 декабря 2011
СТОИТ ЛИ МЕНЯТЬ СИСТЕМУ ПРИСУЖДЕНИЯ УЧЁНЫХ СТЕПЕНЕЙ: МНЕНИЯ БЛОГЕРОВ
Эксперты обсудили мнение Анатолия Вассермана о реформе системы присуждения учёных степеней в статье «Нужны ли России реформы присуждения учёных степеней». По мнению экспертов, в данный момент надо оставить всё как есть. «Дать стоп-сигнал. И заниматься реальными проблемами». Добавим, что опрос проводился с 27 ноября по 1 декабря. В нём приняли участие 1073 блогера, оставивших 149 комментариев по теме опроса.