Дорогие друзья и коллеги, уважаемые посетители!
Вы посетили портал Русской Общины. Его появление вызвано острой необходимостью прекратить монополию определенных групп на информацию по главным вопросам жизни от имени русских и русскоязычных граждан Украины. ...
Досье - Личности и Лидеры
21 августа 2013 Людмила ГОРДЕЕВА
ПРОЩАЙ, СКАЗОЧНИК!

                                                            «А люди уходят, врезая в ночные отроги

                                                      Дорог своих огненные автографы.

                                                      От них остаются – кому как удастся –

                                                      Штаны от одних, от других – государства».

                                                                              /Андрей Вознесенский/

Жаркий июль принес грустную весть любителям танца, к которым, уверена, относятся и читатели нашего портала, успевшие познакомиться с личностью и творчеством выдающегося хореографа, народного артиста РФ, лауреата Государственной Премии и Премий Правительства Москвы, академика, доктора культурологии, создателя и бессменного художественного руководителя театра танца «Гжель», профессора Владимира Михайловича Захарова. После тяжелой болезни мастер ушел из жизни.

Он был один из тех немногих, которые оставляют  после себя не просто отдельную страну, а целый сказочный мир.  Захарову, как никому до него, удалось оживить сказку,  заставить ее жить, переливаясь всеми цветами радуги народного творчества.

Год назад балетоманы Донецка, по праву считающегося балетной столицей Украины,  научившиеся за почти два десятка лет благодаря фестивалям «Звезды мирового балета» хорошо разбираться в тонкостях классического танца, были поражены дважды. Сначала мастерством юных балерин и танцовщиков – учащихся хореографического училища при театре «Гжель», принявших участие в IX Международном фестивале детских балетных спектаклей "Гран Па". Номера, показанные юными москвичами,   не оставили равнодушными не только зрителей, но и коллег. «Что вовсе неудивительно, - сказал тогда автору этих Владимир Захаров. - Ведь мы делаем ставку не на узнаваемость номеров, включая в программу партии и дуэты, ставшие уже своеобразными "хитами". Напротив - мы стремимся восстановить на сцене то, что кажется уже утраченным. Столь же тщательно мы подбираем репертуар для артистов нашей "взрослой" труппы».

       Юные артисты приехали в Донецк и через полгода, чтобы принять участие уже во взрослом фестивале «Звезды мирового балета» по приглашению основателя фестиваля Вадима Писарева. Юные танцовщики и балерины, возраст которых лишь подчеркнул высокое владение техникой, вернули зрителя, до этого несколько вечеров пробиравшегося через рифы и завалы модерна, в мир классического танца. Дончане увидели знаменитый "Па-де-катр", поставленный на музыку Винченцо Беллини Леонидом Якобсоном, фрагмент из балета "Бабочки" на музыку Жака Оффенбаха в постановке прославленной Марии Тальони, а также поставленный Михаилом Фокиным, но давно никем не исполняемый балетный номер "Сады Наины" из оперы Михаила Глинки "Руслан и Людмила". Кстати, юные артисты в композиции "Море", поставленной на музыку Эниа, показали своим старшим и маститым коллегам, каким радостным и оптимистичным может быть тот же модерн.

       А выступление Московского государственного академического театра танца "Гжель" стало настоящей кульминацией фестиваля. Только их концерт сопровождался непрекращающимся громом аплодисментов, раскаты которого отозвались овацими и в ходе финального концерта, в программе которого удалые русские плясовые потеснили классические па-де-де и уж тем более гимнастику модерна.

    Реакция хорошо разбирающегося в балете донецкого зрителя на выступление "Гжели" стала свидетельством того, насколько стосковалась публика Восточной Украины по искусству русского народного танца. "Вы привезли нам танец, по которому все мы давно соскучились, - сказала, благодаря Владимира Захарова, донецкий композитор Елена Пикус. - "Баядерка", "Щелкунчик" и другие балеты пока еще с нами, а вот любоваться русским танцем и русским костюмом нам доводится все реже".

   Сколь часто обращались люди творческие – художники, композиторы, хореографы - к фольклору, но практически все прикасались к нему робко и одномоментно.  /За исключением нескольких живописцев – Виктора Васнецова, Николая Рериха и Михаила Нестерова, всю свою жизнь черпавшими силу из источника духа русского/. В музыке же это фрагменты, включавшиеся великими  Петром Чайковским, Модестом Мусоргским Николаем Римским-Корсаковым и другими  в свои бессмертные / а порой и рядовые/ произведения. Что же до балета, то и здесь фольклор большей частью использовался в виде элемента оформления – хохломского завитка на заднике сцены или цветка с павлово-посадского платка, пересаженного на занавес.

Четверть века назад хореограф Владимир Захаров вместе со своими учениками-единомышленниками приступил к созданию уникального творческого коллектива, ныне именуемого Московским академическим театром танца «Гжель», отправной точкой в становлении которого стало обращение к народным промысловым традициям. «Когда мы создавались в 1988 году, в мире, да и, к сожалению, даже у нас в России  у большинства понятие «народные промыслы» ассоциировало исключительно с матрешкой и расписанной в Хохломе ложкой-поварешкой», - вспоминал Захаров.

       И ему в созданном им театре  удалось совместить, казалось бы, несовместимое – оживить посредством хореографии  художественные образы русских промыслов. Пластика русского танца в сочетании с костюмами , выполненными в традициях народного творчества, создали неповторимое лицо каждого номера,

       Концерт «Гжели» -  скорее экспозиция выставки или ярмарки ярких, праздничных  образцов старинных ремесел, где чередой проходят  ростовская финифть, нижегородская скань, роспись из Федоскино, Хохломы, Мстеры, а также шитье из Торжка,  дымковская игрушка, платки из Павлова Посада. И, конечно же, снежно-небесная Гжель.  Все это плывет, кружит, ликует.

Вдохновение – первое, о чем думаешь, глядя на выступление коллектива театра. Отточенная хореография, мастерское исполнение – все это присутствует. Но при этом на каждом концерте, в каждом номере артисты «заряжают» зал в первую очередь вдохновением. И  зал отвечает шквалом аплодисментов.  «Я стремлюсь к тому, чтобы зритель получал больше радости, потому что жизнь сейчас довольно замудренная и замороченная разными проблемами, - делился со мной год назад Владимир  Михайлович. -  В последнее время искренность, душевность, сердечность как-то ушли на второй план. В первую очередь - бизнес, деньги, а уж потом семья, дети, зачастую брошенные, потом личное, задушевное, тайное. Мне хочется раскрыть душу человека через искусство танца. В народном танце - ее истоки. Если нет сердечности и душа не поет, то ничего не сделаешь. Придя в зрительный зал, люди должны получить удовольствие для души. Может, это звучит торжественно и высокопарно. Наши артисты понимают, кому они служат, для чего они занимаются своей любимой профессией», - подчеркнул Захаров.

 Он родился в год Победы в  деревне Мурзинцы Нижегородской области. Но крестьянский сын Захаров не считал случайностью свое приобщение к миру танца  и свое  становление в этом непростом мире, как хореографа, педагога и организатора. «Во мне – божеское начало – только так я могу объяснить, что еще в детском садике уже поставил свой первый танец, который назывался «Запрягу я тройку коней», - полушутя-полусерьезно пояснял он свое призвание. -  Потом ходил и в хоровой кружок, и театральный, фото, танцевальный. Окончил музыкальную школу по классу фортепиано. «Драмкружок, кружок по фото, а мне еще и петь охота» - это как раз обо мне.  Одно время я даже увлекся пением, и у меня это хорошо получалось. Но победила Ее Величество Хореография. Мне нравилось танцевать, я всегда солировал. Потом в Калининграде я закончил балетную школу. После нее поехал в институт культуры, в Ленинград, где открывался первый в стране на тот момент факультет хореографии. Задумывалось это как что-то грандиозное. Я был счастлив и доволен! По режиссуре балета учился у великих хореографов - Леонида Семеновича Якобсона и Константина Федоровича Боярского и считаю, что мне очень повезло, поскольку многое зависит от учителей»

 Дипломная  работа Захарова-  постановка в собственной редакции «Кармен-сюиты» Бизе - Щедрина. Потом была  практика в Уральском хоре, затем – должность главного балетмейстера в Волжском Государственном хоре. Но все время Захаров не прекращал поиска своей дороги. Пришло осознание того, что просто переставлять чужие номера или чужую хореографию – это не значит владеть профессией. Надо было выбирать – или ты хороший танцовщик и педагог, или хороший хореограф.

Потом были 38 экспедиций по деревням 24 областей России, начиная от Мезени Архангельской области, и заканчивая пос. Сузун Новосибирской области. Записи, копание  в «сундуках» с бабушкиными костюмами, собирание по крупицам жемчужин народного творчества - кладезя народной песенно-танцевальной культуры и, самое главное, уклада и традиций русского человека.

     И когда встал вопрос о создании собственного коллектива с неповторимым творческим лицом, перед мастером встала задача разработки творческой концепции и структуры нового организма. Ведь в Москве уже были знаменитые коллективы: ансамбль Моисеева, «Березка», хор имени Пятницкого. Но Владимиру Захарову удалось создать единственную в мире  балетную труппу, работающую в трех разных направлениях - народный танец, классический балет и модерн с элементами мюзик-холла.  Сам же мастер считал это вполне нормальным. «Если это несет красоту и не содержит никакой агрессии - в движении, в манере, в содержании. – то любой человек от мала до велика воспримет это как должное. Потому что человек сам, независимо от жанра, всегда тянется к красоте», - подчеркивал балетмейстер.

        Осуществить  же такой неповторимый симбиоз помогла  уникальная система непрерывного образовании, созданная Захаровым.  Ее концепция была разработана и впервые реализована к 1994 году, за что автор свою первую Государственную премию. Заключается она в том, что хореографическое училище – это основа, где дети обучаются с 10 до 18 лет. Затем они идут в институт. И после института они идут работать в театр. Это уникально и интересно артиста, а театру  не нужно думать о кадрах. Благодаря этому стало возможно показать в театре третье направление – классический балет. Ни в одном другом коллективе это невозможно. А главное - каждое звено в учебном процессе полезно, прежде всего, для тех, кто мечтает посвятить себя профессии хореографа.

«Я испытываю счастье от того, что наш театр и мои воспитанники дарят людям всего мира по-настоящему русское, очень красивое  искусство», - не раз повторял Владимир Михайлович Захаров.

Но он не только испытывал счастье сам – он щедро делился им с другими. И не побоюсь утверждать, что сотни тысяч, если не миллионы людей, побывавших на концертах «Гжели», скорбят, узнав о кончине выдающегося балетмейстера, художника и педагога. Но  скорбь эта светла – прощаясь со сказочником, мы не прощаемся с сотворенной им сказкой русского танца, русского промысла, русской души. И память о Владимире Захарове всегда будет белоснежной и небесно-синей, как «фирменные» цвета художников промыслов Гжели, давшей имя ныне прославленному театру…

                                                     Фото автора

 

 

 


Другие статьи в разделе "Досье - Личности и Лидеры"
01 января 2014
Рыцарь эволюции
Послание президента парламенту с обильным цитированием философа Бердяева показывает: здоровый консерватизм сегодня востребован, как никогда. В этой связи уместно вспомнить о предшественнике Бердяева, знаменитом мыслителе и публицисте Михаиле Каткове. Воистину он был властителем дум, которого уважали и боялись министры, ценили монархи, любили патриоты России и ненавидели ее недруги. Катков задавал вектор государственной политике, упреждал роковые ошибки власти, говорил об опасных заблуждениях «передового общества».
16 ноября 2013
Одинадцатый сталинский удар
Не имеющая аналогов в мировой практике пятнадцатилетняя программа научного регулирования природы, разработанная на основе трудов выдающихся русских агрономов. Согласно плану преобразования природы, началось грандиозное наступление на засуху путем посадки лесозащитных насаждений, внедрения травопольных севооборотов, строительства прудов и водоемов. Сила этого плана была в единой воле, комплексности и масштабности. План не имел прецедентов в мировом опыте по масштабам. По этому, величественному плану за 15 лет будет создано 8 крупных государственных лесозащитных полос общей протяженностью свыше 5.300 километров, на полях колхозов и совхозов будут созданы защитные лесонасаждения общей площадью 5.709 тысяч гектаров и уже к 1955 году в колхозах и совхозах будет построено 44.228 прудов и водоемов. Все это в соединении с передовой советской агротехникой обеспечит высокие, устойчивые, независящие от капризов погоды урожаи на площади свыше 120 миллионов гектаров. Урожая собранного с этой площади посевов, хватит, чтобы прокормить половину жителей Земли. Центральное место в плане занимало полезащитное лесоразведение и орошение.
02 сентября 2013
Встреча с супругой президента Сирии Асмой аль-Асад …
Мы были единственной женской делегацией, которая удостоилась чести иметь неофициальную встречу с первой леди Сирии госпожой Асмой аль-Асад. В истории русско-сирийских отношений это произошло впервые. О визите не разглашалось до последнего, в целях безопасности нас просили сохранять тайну. Спецслужбы тщательно подготовили дорогу, за нами приехал белый автобус, и мы отправились в президентский дворец. Все было то ли как в сказке, то ли как в триллере, - все жанры смешались в Дамаске. Но, несмотря на нетипичность всего происходящего, мы заранее предвкушали необыкновенную встречу.
04 июня 2013
Фигура неумолчания. Всегда незаметный Авен
Один из крупнейших олигархов РФ Пётр Авен был всегда незаметным, но всегда особо бдительно отслеживал свои личные интересы. Дед миллиардера Авена был красным латышским стрелком. В 30-е годы его репрессировали. Литература известного направления ярко описала, как «тяжело» было жить членам семей репрессированных. Поэтому у Авена самого практически не было выбора: для внука «врага народа» путь в обычную школу был закрыт. Пришлось учиться в московской математической спецшколе № 2, «питомнике гениев при физмате МГУ». Эта школа прославилась ещё тем, что во времена его учёбы ежегодно за рубеж стало эмигрировать большое число её выпускников.
27 мая 2013
Что же мы тогда удивляемся популярности Леонида Ильича у населения?
Лидерство рейтинга Брежнева в недавнем опросе Левада-центра не вполне обоснованно было воспринято как сенсация. На самом деле все опросы подобного рода (например, по теме «В какую эпоху в России Вы хотели бы жить?»), проводившиеся вплоть до начала 2000-х годов, постоянно показывали, что большинство граждан хотели бы жить именно при нем. Позднее большая часть респондентов стали отвечать, что они хотели бы жить при Путине, однако Брежнев постоянно шел на втором месте: показатели первого превышали 50%, показатели второго – 30%.
14 марта 2013
Папа переходного периода
В среду, 13 марта, Римская католическая церковь узнала имя своего нового Папы. Им стал 76-летний аргентинский кардинал итальянского происхождения, иезуит Хорхе Марио Бергольо. Официальное имя нового Папы Римского – Франциск – в честь святого Франциска Ассизского, чтимого христианами всех конфессий. Избрание нового Папы Римского произошло на довольно плачевном для католицизма фоне. В Западной Европе – традиционном оплоте этой религии – сотнями закрываются церкви. Причина – отсутствие прихожан. Почему к выборам нового главы католической церкви приковано такое огромное внимание
08 марта 2013
Сталин. 60 лет после смерти
В этом году 5 марта исполнилоь 60 лет, как ушел из жизни И.В.Сталин. Круглая дата. День смерти, конечно, не празднуется, но вспомнить умершего, оставившего свое имя в истории, поговорить о нем, дать оценку делам более, чем уместно. С этой точки зрения интересны результаты опроса, проведённого социологами Киевского международного института социологии (КМИС) на Украине. Опрос проходил в феврале в рамках международного социологического проекта, инициированного российским "Левада-центром". 15% украинцев мечтают жить при Сталине. Всего 37% украинцев негативно относятся к Иосифу Сталину, 22% настроены по отношению к нему позитивно, а 15% хотели бы жить при таком руководителе.
12 января 2013
Должен ли Путин стать Сталиным
По мнению доктора политических наук, юриста из St Antony's College, University of Oxford Владимира Пастухова чтобы выжить, Путин должен стать Сталиным. "Почему президент, украв лозунги революции, отказывается от старых друзей? Перед Путиным стоит та же задача, которая стояла перед Сталиным в начале 1930-х годов. Только для него препятствием являются не обуржуазившиеся «старые большевики», а превратившиеся в мафиози «питерские чекисты» (разумеется, это собирательный образ), которые растворили Владимира Путина во власти, как сахар в стакане воды", - считает политолог.
04 января 2013
Информационная атака на Путина продолжается
Новогоднее обращение Владимира Путина, первое после четырехлетней паузы, вызвало бурю обсуждения в интернете. Но не из-за содержания, а из-за формы. Судя по сообщениям в блогах и на форумах, слишком многим россиянам показалось, что Путин говорит каким-то странным, "чужим" голосом и не в свойственной манере......"...Конечно, Путина атакуют, и будут атаковать, поскольку его слова и дела не расходятся с результатами. Он обещал возродить Россию и сейчас отстраивает новое здание на тысячелетнем фундаменте Российской Империи. На Евразийском пространстве пусть медленно, но верно уже идут процессы объединения, как бы этому, ни хотели помешать внешние враги и их пятая колона внутри наших стран."
02 декабря 2012
И ВОЖДЕЙ ПРЕВРАЩАЮТ В ОРУЖИЕ
Н.Хрущев, обладавший языком уникальной гибкости, как-то заметил: «Политики везде одинаковы: они обещают построить мост там, где и реки-то нет». Сентенция продумана, осознана, но, главное, касается самого афориста. И в любом случае заявленное обращено острием на Сталина - низвергнутого кумира. В большей степени его собственного. О Сталине по-прежнему говорят много. О самом Хрущеве - меньше, но с теми же видимыми перекосами. В этой связи оценки этих личностей в историческом срезе больше всего любопытны крайностями, что заявили о себе в относительно короткий отрезок времени. Они колебались и по-прежнему колеблются от обожествления одной персоналий до соотнесения с некими пороками, страстями и ошибками такого же глобального масштаба.

Ремонт квартир
Ремонт и отделка квартир, домов, офисов, торговых комплексов
stroivek.com
Штукатурная смесь цена
Качественная штукатурная смесь Русеан. Особые условия! Доставка
alfasss.ru
Реклама на транспорте
Портфолио работ. Маркетинговые исследования, консалтинг.
lanomar.ru