Дорогие друзья и коллеги, уважаемые посетители!
Вы посетили портал Русской Общины. Его появление вызвано острой необходимостью прекратить монополию определенных групп на информацию по главным вопросам жизни от имени русских и русскоязычных граждан Украины. ...
Р О С С И Я - власть
01 сентября 2013 Михаил Хазин
«ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННЫХ ЭЛИТ»

Почему слово «революция» становится сегодня все более и более актуальным практически во всех странах мира.

Рассуждения о проблемах современного мира.

Как элиты решают серьезные проблемы, которые у них возникают? Создают специальные рабочие группы, которые придумывают решение проблемы. Если она достаточно известна и существует более или менее постоянно, то такие группы могут быть институционализированы, на постоянной или временной основе, если она возникает неожиданно, то группы создаются с нуля. Есть только две проблемы, которые необходимо иметь в виду при изучении деятельности таких групп.

Первая - это обязательное условие существование таких групп: поддержка действующей элиты. Даже мысли не должно быть о том, что для решения проблемы можно пожертвовать правами и привилегиями правящих структур. Если вдруг, в процессе придумывания решения проблемы такие варианты всплывают, то, в зависимости от жесткости режима, группа просто ликвидируется, либо всем ее «нелояльным» участникам выписывают «запрет на профессию» той или иной степени тяжести. Так, в США таких отступников принято отстранять от работы в престижных заведениях, на всю жизнь или на долгие годы.

У этой ситуации есть оборотная стороны - те, кто любой ценой защищает правящую элиту, даже если он уже (или изначально) не представляет интереса с профессиональной точки зрения, в любом случае получает «теплое» место - в престижном университете, институте, государственной службе. Такие люди с точки зрения власти ценны и разбрасываться ими не следует.

Вторая - это взаимодействие новых (временных) групп с теми, которые существуют давно и на постоянной основе. Грубо говоря, есть министерства, университеты, научные институты, устоявшиеся профессиональные сообщества, которые имеют некоторые взгляды не только по узко профессиональным, но и по достаточно широкому кругу вопросов. В силу понятных причин, они четко определили, какие отклонения от «принятых» взглядов является опасным для действующих элит и жестко преследуют тех, кто пытается иметь собственную точку зрения. При этом возникает естественный эффект: даже чисто научных конкурентов можно преследовать не просто так, а ссылаясь на необходимость защиты «закона и порядка». Представители элиты редко вникают в тонкости профессиональных споров, зато они точно знают, кто их раньше защищал и довольно болезненно воспринимают любые попытки оспорить их власть - а потому в этом вопросе легко манипулируемы.

А вот теперь давайте от абстрактных рассуждений перейдем к чисто конкретным. Есть проблема экономического кризиса. Те институты, которые должны ее решать, категорически этого не делают, и тут даже не так важно, почему это так. Создавать новые группы? А из кого? Из тех, кто входит в институты, которые ее и так не решают? Не выход. И вот тут появляется мысль позвать тех, кто в экономические институты почему-то не входит ...

Что в такой ситуации делают представители институтов (в том числе, министерств, центробанков, крупных финансовых и экономических структур, экспертных групп), которые подозревают, что решение проблемы, хотя бы в каком-то виде, существует, но они его предъявить не могут? Они начинают не просто маргинализировать всех своих потенциальных конкурентов, но и предъявлять им самое страшное с точки зрения элиты обвинение - в попытке разрушить право этой элиты на власть.

В разных странах это делается по разному. Где-то все конкуренты объявляются коммунистами, где-то - сумасшедшими, где-то их провоцируют на разные резкие высказывания, суть от этого не меняется. А поскольку большая часть «мэйнстрима» состоит как раз из признанных «охранителей системы», заслуженных и пользующихся доверием, то они еще и пишут доносы в спецслужбы, правящие структуры и так далее, и тому подобное. И сбить их с этой позиции просто невозможно. А если учесть их влияние на кадровые службы, которые, в том или ином виде, есть в любом государстве ...

В нашем конкретном случае это выглядит примерно так: есть «свои в доску» Кудрин, Шувалов, Набиуллина, Дворкович, и пр., и др., имя им легион, которые многими годами «беспорочной» службы доказали свою верность власти. И есть критики их политики, которых так легко приписать к критикам власти вообще - и на этом основании отсечь от любых возможностей доводить свое мнение до политической власти. И если вдруг выясняется, что в новых условиях часть из перечисленных «товарищей» начинают совершать действий, жутко напоминающие заговор против действующей власти, то кто эту информацию до власти донесет?

Отметим, что такая ситуация не есть монополия нашей страны, просто про нее мы лучше знаем. Власти, скажем, США, уже стонут от того, что им просто не на кого опереться - все, кто в принципе может быть введен в систему управления, пусть и не на самом высоком уровне, говорит одним и тем же языком, одни и те же слова, делает одни и те же выводы. Есть, конечно, люди, которых теоретически можно вытащить, но они настолько смотрятся «белыми воронами» и настолько легко могут быть затерроризированы «старой» командой, что трудно даже на них выходить с соответствующими предложениями.

Меня часто спрашивают, готов ли я вернуться на государственную службу. Я честно спрашиваю - куда и зачем? Ну, для примера, должность министра экономики. Итак, я оказываюсь на этом посту, причем указания мне дают Дворкович и Шувалов, а подчиненные мои выращены еще Грефом и Нибиуллиной. И что я буду делать? Ругать подчиненных за то, что они делают что-то неправильно? Но уволить своих заместителей министр не в праве, это прерогатива самого правительства, а увольнять начальников департаментов в ситуации, когда их поддерживают вице-премьеры тоже как-то затруднительно ... В общем, начинаются жуткие проблемы, преодолеть которые можно только одним образом - полностью встроиться в действующую систему.

Такая ситуация обычна - если изменения требуются достаточно серьезные, нельзя ограничиться введением в «систему» отдельных людей - менять нужно блоками. Но откуда под эти блоки взять людей? В 1997 году, когда я формировал Экономическое управление Президента, то нашел человек 15, причем далеко не сразу. И это тогда, когда я работал в системе и знал, кто и что из себя представляет. И то, часть пришлось заменить. А сегодня? Легко сказать, «уволить правительство», а кого назначать на его место?

Да, у нас куда больше толковых и осмысленных людей, чем в США. Просто потому, что тотальная промывка мозгов действует не такое большое время. Но эти люди не могут быть сходу назначены на высокие должности, их нужно к ним готовить, годы, а не недели или месяцы. Условно говоря, толковый человек должен годик поработать главспецом, потом пару - начальником отдела и еще пару - начальником департамента, прежде чем он сможет стать хорошим замминистром. А если тебе сразу нужны и начальники отделов, и начальники департаментов, и замминистры?

Ответ, на самом деле, есть. Состоит он в том, чтобы полностью ликвидировать всю институциональную систему, существующую сегодня. Чтобы у нынешних представителей «мэйнстрима» исчезло то преимущество, которое они имеют перед носителями нового знания - умение и понимание работы этой самой системы. Но, понятное дело, на такое никто никогда не пойдет, примеров в истории просто не было.

А потому - скорее всего, мы окажемся в ситуации классической революционной ситуации, описанной еще Лениным: «Верхи не могут, низы не хотят, противоречия обострились».

С низами и противоречиями все ясно - тут постарается кризис. А верхи... Верхи, то есть элита, связаны по рукам и ногам собственной бюрократической структурой, которую они вырастили, которой они верят (а кому еще верить?), и которая категорически не дает даже возможностей для исправления ситуации.

Поскольку для нее своя рубаха ближе к телу. Вот такая получается пессимистическая картинка.

В приложении к нам картина такая. Путин не может просто так убрать Набиуллину, Шувалова, Дворковича, Улюкаева, даже если лично кого-то из них не любит - потому что они продемонстрировали, что «свои в доску». А если их оставить - то никто ниже ничего исправить не сможет, даже если будет знать, что и как делать. Ему просто не дадут - с точки зрения перечисленных персонажей, все, что не соответствует их взглядам на жизнь должно быть ликвидировано. Они будут врать, фальсифицировать статистику, потом устраивать заговоры (если Путин ими недоволен, то пусть исчезнет Путин и появится кто-то другой, в конце концов, когда они уже были ого-го кто, кем был Путин?), и внутренние, и поддержанные из-за пределов страны ... А если их, все-таки, убрать, то на их место придут люди, большая часть которых в коридоры власти попадет в первый раз. И ошибок они совершат очень много, причем практически сразу.

И много найдется людей (особенно с учетом того, что пресса тоже находится под контролем тех же персонажей), причем с многочисленными заслугами, которые на эти ошибки будут активно указывать и их максимально раздувать ...

И вот скажите мне, что можно сделать в такой ситуации?

Я — не знаю.

Но точно знаю, что будет, если не делать ничего.

Будет революция, которая нынешние элиты сметет.

Что в Евросоюзе, что в США, что у нас.

Источник


Другие статьи в разделе "Р О С С И Я - власть"
29 ноября 2013
Послушная Дума никому не нужна
В том, что большая часть граждан России считает Государственную Думу ненужной стране, нет ничего сенсационного. Хотя, еще в 2007 году 48 % полагали, что она нужна – сегодня так думает 39 %.В Думе есть твердое большинство. И оно послушно тем, кто его назначил. Раньше ему запрещалось даже говорить о чем-либо, кроме одобрения своего начальства. Теперь ему можно говорить почти все, что захочет – если не будут осуждать начальство. Но голосовать оно должно все равно "правильно".
15 ноября 2013
О рисках государства-корпорации и развитии России
У большевиков-коммунистов, предшественников нынешней власти, был образ будущего. В самом начале своего властвования они проповедовали «светлое Дальнее», затем были озабочены выполнением лозунга: «нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме». Начатые в середине 1980-х годов «перестройка, гласность и ускорение» резко снизили уровень собственной безопасности власти и государства. Многие с равнодушием взирали на турбулентную среду в ожидании, что все стихнет и вернётся на круги своя. Не стихло. После распада СССР неравновесная политическая среда сохранялась в России до расстрела Съезда народных депутатов РСФСР в октябре 1993 года и подавления законодательных и представительных органов страны. Тогда же сформировалась «корпорация власти-1».
04 октября 2013
Сергей Иванов: "Мне моего влияния вполне достаточно"
Глава кремлевской администрации пообщался с журналистами четырех ведущих российских газет (среди них - корреспондент "РГ") в самолете по пути в Москву из Стокгольма, где был на международной конференции. Сергей Иванов не скрывал свое отношение к оппозиции, признался, что любит три вещи: леопардов, баскетбол и балет, и рассказал, о чем говорит с президентом.
30 июля 2013
Будущее Россия не за горами
Правительство обсудило вопросы конкуренции. Его глава признает, что сдвигов в экономике нет. Всероссийская социальная сеть способна интегрировать творческие идеи масс и программно-технические инновации современности. Последствия вступления страны в ВТО повлияли на рост безработицы в стране. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что общая численность безработных, классифицируемых в соответствии с критериями МОТ, в 4,2 раза превысила численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения. Происходит это на фоне постепенного сокращения численности экономически активного населения, которое составляет около 53 % общей численности граждан страны. В целом, в настоящее время возрастает актуальность перевода российской экономики на рельсы VI технологического уклада (нано-, био-, когно-, IT), инновационного развития.
26 июля 2013
Эдвард Сноуден как показатель бездарности и трусости высшей российской власти
– Общеизвестное высказывание о том, что всё познаётся в сравнении, как нельзя лучше подходит для понимания ситуации, в которой оказалось высшее российское руководство в случае с пребыванием Сноудена в транзитной зоне московского аэропорта «Шереметьево», куда он 23 июня прибыл как транзитный пассажир из Гонконга. Об этом пишет в авторской колонке эксперт РИА «Новый Регион» по безопасности и кризисным ситуациям Фёдор Яковлев. По его оценке, события вокруг Сноудена наглядно показывают, насколько «патриотично» действуют российские власти.
27 мая 2013
Успешная внешняя политика страны невозможна без её внимания к своим гражданам
Не знаю, по какой причине, но в создании россиян образ нашего МИДа и его дипломатов оказался окружён ореолом не всегда заслуженной славы……Социологические опросы в последние годы неизменно фиксируют куда более высокие оценки, которые дают наши сограждане работе внешнеполитического ведомства, расположенного на Смоленской площади в Москве, нежели другим министерствам и службам. Отчасти это связано с тем, что простой обыватель зачастую инстинктивно переносит оценки российской внешней политики исключительно на Министерство иностранных дел, забывая (или просто не зная) о том, что внешняя политика страны куётся деятельностью одновременно целого ряда государственных органов, а отнюдь не только дипломатов.
24 мая 2013
ПОЧЕМУ ГЛАВА МИД РОССИИ ЗАЩИЩАЕТ ШОУ-БИЗНЕС, А НЕ ПОЛИТОЛОГОВ?
Намедни Министр иностранных дел России Сергей Лавров был крайне не доволен инцидентом с пропажей голосов российской участницы Дины Гариповой на "Евровидении-2013". (Жюри забыло посчитать голоса Азербайджана, отданные за Гарипову). А по итогам переговоров с азербайджанским коллегой Эльмаром Мамедъяровым, министр МИД России вообще заявил следующее: ""мы договорились, что после того как Общественный телеканал Азербайджана прояснит правовые пути, мы согласуем наши действия, чтобы эта возмутительная акция без ответа не осталась". Заявление и впрямь без внимания общественности не осталось.
06 мая 2013
Год Путина: новый моноцентризм
Со дня инаугурации Владимира Путина на новый президентский срок прошел год. Удалось ли ему сформировать для своего третьего срока новый курс, «курс 3.0»? На какие общественные запросы ему пришлось ответить? На чем основывается общественное доверие президенту и каковы перспективы его сохранения? В чем уникальность Путина, позволяющая ему и сегодня сохранять высокие электоральные рейтинги, и существует ли ему реальная альтернатива в российском политическом пространстве? Какая система власти складывается при «Путине 3.0»?
27 апреля 2013
Президент России провел «Прямую линию»
Задать вопрос главе государства, как и в предыдущие годы, смогли не только приглашенные в студию программы гости, но и те граждане, с кем президент смог пообщаться в ходе включения из городов России, а также позвонившие или направившие SМS-сообщение в единый телефонный центр. По состоянию на 16.00 общее количество обращений к Путину приблизилось к трем миллионам. Это уже стало абсолютным рекордом. Круг задаваемых вопросов традиционно широк: от общего состояния экономики до оценки действий конкретных чиновников. Ответы президента России на наиболее важные вопросы:
22 марта 2013
Большие деньги в России – триумф и трагедия
Главный редактор "Русского журнала" Александр Морозов написал статью «Грозовая туча очень больших денег» о том, что вся страна лихорадочно пишет бюджетные заявки на общую тему: «увеличить бюджет проекта в пять раз». «Россия в трудном положении. Десять лет напитывались, разбухали от «лишних денег» в нулевые годы – их вывозили на Кипр, раздавали длинные кредиты другим государствам, поднимали цену откатов, от каждой транзакции сразу покупали самые дорогие автомашины, строили коттеджи, где попало, скупали оптом недвижимость в европейских странах. У поколения «путинских оптимистов» в нулевые годы было воспоминание о дефолте 1998 года….«Брать все, не отдавать ничего». И вот после 2008 года вдруг выяснилось, что разорения не будет. И впереди еще десять лет адского наплыва бабла. Оно движется на Россию, как гигантское экстремальное облако. Отсюда у Путина – большая проблема. Вся его бюрократия уже за десятилетие не только наелась, но уже и оборзела. А впереди еще десятилетний забег. Людей у Путина нет. Ставить на «новые деньги» некого. Большинство из тех, кого ставили пробно в 2008-2012 гг., справляются плохо, берут много. Ротация бюрократии невозможна…..

Регистрация медицинской техники
Сервер медицинского оборудования. Прокат инвалидной техники
medreg-help.com
Инструмент для станков с ЧПУ
Производство, продажа, обслуживание фрезерных станков с ЧПУ
frezograd.ru
Биосил плюс
От клиники др. Скального купить минеральный комплекс для роста волос.
vitaminonline.ru