Дорогие друзья и коллеги, уважаемые посетители!
Вы посетили портал Русской Общины. Его появление вызвано острой необходимостью прекратить монополию определенных групп на информацию по главным вопросам жизни от имени русских и русскоязычных граждан Украины. ...
Православие
08 ноября 2005 Богдана Александрова
Раскол. Жители Липовой Долины с подачи районных властей оказались в «пламени» межконфессионного противостояния

Жители Липовой Долины с подачи районных властей оказались в «пламени» межконфессионного противостояния


 

В редакцию ВШ обратились прихожане Троицкого храма Украинской Православной Церкви поселка Липовая Долина и попросили помочь защитить их права, гарантированные Конституцией, которые, по их мнению, так грубо попирают. Они рассказали, что их приход был зарегистрирован в начале 90-х как Украинская Православная Церковь. Все эти годы она была подчинена Сумской епархии...

«Мы, прихожане канонической веры, все это время ходим на службу в эту церковь и хотим и в дальнейшем исповедовать веру, избранную нашими предками, но нас (несмотря на коллективные обращения к председателю РГА) без какого-либо на это права лишают такой возможности. В воскресенье, 23 октября, в нашу церковь (при содействии зампредседателя РГА Молошного А.П.) приехали священники УПЦ Киевского патриархата... и начали проводить там службу. Мы вынуждены были покинуть помещение церкви, и таким образом были лишены возможности участвовать в воскресной литургии. Как нам быть дальше? Куда ходить на службу? В поселке говорят, запугивают тем, что вроде бы возле церкви будет дежурить милиция и прогонять верующих УПЦ МП. Уже и так большая часть истинно верующих, и не только взрослых, но и много детей, вынуждены ездить в другие города и села в канонические церкви. Разве же это справедливо? Ведь сколько лет мы тоже жертвовали и на нынешнюю церковь, и на строительство новой... Мы были основателями нашей парафии, мы ее открывали, имеем соответствующий устав и хотим, чтобы она существовала и теперь, и в дальнейшем.

Конечно, мы не имеем права осуждать тех, кто сделал раскол среди верующих нашего тихого, мирного поселка... Но все же мы хотим знать, имел ли право А. Молошный, занимая государственную должность и зная ст. 35 Конституции Украины, распространять листовки (прилагается) среди жителей района и сеять вражду между верующими. И имеем ли мы право проводить службы и требы в помещении, которое нам в свое время было выделено решением власти?.. Еще более обидно нам оттого, что все это делается не из-за глубоких религиозных убеждений, а только ради денег, которыми покупают нашу церковь. Но зачем нам такая церковь? Ведь в нее нельзя будет ходить, потому что она не каноническая, не благословенная».

Письма, рассказывающие о ситуации в приходе, были направлены жителями и епископу Сумскому и Ахтырскому Марку, и начальнику Липоводолинского райуправления юстиции, и районному руководству.

Выехав на место и побеседовав с жителями, мы узнали, что началом конфликта послужила ситуация вокруг помещений церкви: старой - бывшего яйцесклада, и новой, которую строили всей общиной, собирая деньги 2-3 раза в год. На сегодня ее строительство практически закончено, но еще нет куполов. А ведь приближается зима, и, если ее не покрыть, работа трех лет может пойти насмарку. По этой причине церковная община обратилась к райгосадминистрации с просьбой помочь закончить строительство. Местная же власть нашла «подходящий» выход - обратилась, в свою очередь, за финансовой помощью к Киевскому патриархату, общины которого до этого в поселке никогда не было. Договоренность была достигнута. Правда, представители Киевского патриархата пообещали помощь только при условии, что новый храм власти отдадут им. По разным оценкам, в достройку храма надо вложить до 300 тыс. грн. Можно почти с уверенностью сказать, что у Сумской епархии УПЦ КП на этот момент таких денег нет и в помине. Ведь даже кафедральный Воскресенский собор УПЦ КП в самом центре Сум не первый год стоит с обвалившейся штукатуркой. И тем не менее отдельные представители районной власти, видно, забыв о том, что церковь у нас отделена от государства, с завидным рвением стали убеждать липоводолинцев переходить в УПЦ КП.

К сожалению, эту позицию поддержало и церковное руководство православной общины. Пользуясь религиозной необразованностью отдельных прихожан, священник Богдан Илькив, который и ранее отличался, мягко говоря, оригинальным толкованием смысла Православной веры, начал «проповедовать» своим поклонникам, что, в принципе, нет никакой разницы между канонической УПЦ и УПЦ КП. А если и есть, то разве только в том, что УПЦ - это церковь московская, а УПЦ КП - родная, украинская. Ту же линию в своих агитационных «проповедях» проводила и местная власть, распространяя агитлистовки собственного сочинения. Все закончилось тем, что часть «просвещенных» таким образом прихожан подписали просьбу перевести их в Киевский патриархат.

Однако после приезда в Липовую Долину архиепископа Сумского и Ахтырского Марка ситуация для многих верующих прояснилась и многие отозвали свои подписи.

Свою роль сыграл и сон, приснившийся одному из подписавшихся о переходе в КП: икона Иисуса Христа, завешенная грязным полотенцем...

Казалось бы, местным чиновникам стоило бы успокоиться и вспомнить о своих обязанностях. Но не тут-то было. В адрес липоводолинцев полетели воззвания, подписанные зам. главы РГА А. Молошным, в которых он излагал свои, мягко говоря, оригинальные взгляды на Библию, на Церковь, на вопросы объединения православных.

Из предоставленной нам переписки с липоводолинцами явственно следуют и пропаганда «правильной» веры, и разжигание межконфессионной вражды. А уж почему госчиновник считает своим долгом (со ссылками на Библию, составляющими большую часть текста) пропагандировать определенное вероисповедание в ущерб остальным, вообще непонятно. Кроме того, все в один голос говорят об игре на национальных чувствах, противопоставлении «украинской» и «московской» церквей.

* * *
 

Между тем для рассмотрения возникшей ситуации в поселок прибыл на встречу с жителями начальник отдела по вопросам религий ОГА АНАТОЛИЙ ЯРОШ:

- Эта ситуация выхода части общины из канонической церкви для области не нова. У нас есть документы о регистрации общины, а у вас - те, согласно которым, земля и здание действующей церкви переданы общине Украинской Православной Канонической Церкви. Поэтому, согласно Закону о свободе совести и религиозных организациях, если часть людей хочет переходить в Киевский патриархат, они должны оставить эту общину, создать и зарегистрировать свою организацию и обратиться к местной власти с просьбой предоставить помещение для богослужений. Они во главе с о. Богданом уже готовят документы для регистрации. Ваша же община останется в действующей церкви. Никаких претензий к ней со стороны ни власти, ни вышедших из общины быть не может.

- А как вы оцениваете пропаганду Киевского патриархата местной властью?

- Это будут рассматривать отдел кадров и отдел жалоб и предложений ОГА. Я не уполномочен это делать. Я могу только выслушать вас и доложить областному руководству.

* * *
 

Нам удалось побеседовать и с главным «виновником торжества», которого единогласно обвиняют в разжигании конфликта, - АНАТОЛИЕМ МОЛОШНЫМ.

- Почему вы как представитель власти заняли сторону одной конфессии?

- Я не занимал ничью сторону.

- Но вы распространяли листовки с призывами; не зная канонов Православной веры, убеждали людей в том, что думали сами...

- Я сам человек верующий, и для меня разницы между патриархатами нет. Нам хотели помочь, когда никто не интересовался нашими проблемами.

- Разве приход канонической церкви собирал деньги и строил церковь для Киевского патриархата?

- Единственное, что нами руководило, - желание выйти из сложной ситуации со строительством. Если бы я знал, что оно так обернется... Пусть бы еще сто лет строились. Не имеет значения, каким способом человек молится...

- Позволительно ли представителю власти заставлять людей менять веру?

- А вы отвечаете за эти слова, что я кого-то заставлял? Я как представитель власти вообще ничего не делал, что противоречило бы моим полномочиям.

- А распространение писем?

- Да, это я признаю, но если вы внимательно его читали, это письмо направлено на примирение.

- Не на переход в другую церковь?

- Почему другую? Это одна церковь, один Бог.

- А можно узнать содержание письма администрации РГА в милицию? (От ред.: - Это письмо было составлено А. Молошным и направлено начальнику РО УМВД Украины в Сумской области Е. Пилипенко за подписью председателя РГА С. Греся. В нем была просьба привести личный состав в готовность, установить дежурство возле храма во время богослужений, для чего уточнить график у Б. Илькива и прекратить все попытки силового варианта развития событий, видимо, подразумевая под этим законные основания прихожан отстоять свой храм. Копия письма - в редакции.)

- Эта информация о письме - только слухи, не имеющие основания. Это письмо (!) никаким службам не передавалось. Когда возникла конфликтная ситуация, я просто испугался, не знал, что делать... Но никаких мер не предпринимал, просто переговорил с людьми, которые мне посоветовали не вмешиваться, это не входит в мои полномочия. Поверьте, это все слухи, им не надо верить. И не надо копаться, стараться что-то выудить, чтобы сделать громогласную статью, доказать, какой я плохой.

- Да мы, вообще-то, в этом не заинтересованы...

- Ну вот и не надо копаться. Ну вот я сегодня подам заявление - кому-то станет лучше? Исправится ситуация? Я на это место пришел с одной целью - служить людям, и если мне сегодня хотят доказать что-то другое, они абсолютно неправы, вот и все.

* * *
 

Не менее содержательной оказалась наша беседа с о. Богданом.

- Будет ли община Киевского патриархата переселяться в другое помещение, раз действующая церковь юридически передана общине Канонической Православной Церкви?

- Фактически приватизации общиной какой-то определенной церкви не было. Это помещение висит в воздухе.

- Но ведь есть документ о передаче в пользование.

- А приватизации нет. Если бы здание передавалось церковной организации, оно было бы приватизировано. А раз нет, значит, оно передавалось просто человеческой общине, так я понимаю.

- Но ведь передавалось оно общине канонической церкви.

- А что такое каноническая и неканоническая церкви? Каноническая церковь была Киевская, Киевской Руси.

- Это же не национальный вопрос.

- А какой? (Далее следует диспут о происхождении веры.)

- А как вообще священник может оставить свою веру и перейти в другую, какой бы она ни была?

- Я не оставляю веры.

- А церковное руководство тоже так считает? Что можно быть священником одного патриархата и править службу другого?

- А я не правлю другой службы. Моя служба пока идет по канонам.

- А в это воскресенье?

- Приехали люди и правили. Община хотела увидеть, к чему она идет, это ее решение, а не священника или власти. Люди захотели и пригласили Киевский патриархат. При чем тут священник? Церковь - это община.

- А пастырь общины кто?

- Я не знаю, кто пастырь общины. Их много, община сама выбирает себе пастыря.

* * *
 

Не нам, конечно, судить, но мы почему-то думали, что священник должен учить людей, объяснять и наставлять, оберегать от греха, а не водить от патриархата к патриархату. А по желанию - к более мелким организациям христиан или и вовсе... А если община скажет: «Хотим быть сатанистами!» - священник должен их возглавить и там, раз уж община сама решает, к какой вере присоединиться?.. Но это внутрицерковные вопросы.

* * *
 

А теперь о «мирских» проблемах зданий... На эту тему, как и об оценке ситуации в целом, мы попросили высказаться председателя РГА СЕРГЕЯ ГРЕСЯ:

- Каждая община имеет право на свое помещение. Разделение общины в Липовой Долине, конечно, неприятно. Для большинства людей патриархат не важен, лишь бы церковь была. Но раз уж так получилось, и те, и другие имеют право на помещение. Раз зарегистрирована первой парафия Московского патриархата, они останутся в церкви. А выходцы во главе с Богданом Николаевичем тоже получат помещение. Это будет решать поселковый совет, ведь помещения - не в нашей компетенции. Недостроенная церковь будет строиться, сейчас работы понемногу идут за деньги, собранные общиной и предприятиями. Представители Киевского патриархата к нам пока не обращались, и оснований говорить о том, что они готовы нам помочь в строительстве церкви, у меня нет.

* * *
 

В минувшее воскресенье прихожане Троицкой церкви, защищающие каноны, придя в свой храм, нашли его запертым. Несмотря на морозное утро и то, что среди собравшихся было немало пожилых людей и детей, воскресную службу было все-таки решено провести под открытым небом. Благочинный района отец Андрей представил собравшимся нового настоятеля храма протоиерея Константина, назначенного архиерейским указом вместо освобожденного Богдана Илькива. Сторонники последнего в службе участия не принимали, но зато регулярно вступали в спор со священниками, доказывая, что Москва и Россия грабят Украину.

Как Москва грабит нашу украинскую церковь, узнать не удалось. Правда, один противник «московской» церкви вспомнил, как лет пять или шесть назад что-то перечислялось из их прихода, правда, не в Москву, а в Сумскую епархию. Как потом сказал благочинный района, за последние годы епархия получила с этого прихода аж 6 (!) гривен. Тем не менее некоторые сторонники перехода в УПЦ КП заявили: только церковь Киевского патриархата истинно украинская, национальная и, несмотря ни на что, за своим смещенным батюшкой они пойдут хоть в Киевский патриархат, хоть в огонь, хоть в воду, видимо, забыв о том, что дорога в огонь - не самый лучший путь для христианина, который, прежде всего, должен искать дорогу к спасению, в Царство Небесное. Особо поразило то, что молящиеся, несмотря на явно недружелюбный характер выступлений сторонников отстраненного отца Богдана, сохраняли полное спокойствие.

Попытки прихожан и священства убедить бывшего настоятеля Троицкой церкви отдать ключи от храма и передать церковные дела новому настоятелю не увенчались успехом. Дверь в квартиру, где проживает Богдан Илькив, представителям общины не открыли, более того, пообещали вызвать милицию.

Кстати, несмотря на все заверения о том, что вмешиваться в дела общины райгосадминистрация не будет, буквально накануне все тот же А. Молошный присутствовал на сессии Липоводолинского поселкового совета и, не стесняясь, убеждал местных депутатов провести разъяснительную работу среди населения в поддержку бывшего настоятеля Богдана Илькива и его стремления перейти в УПЦ КП. Эта позиция районных чиновников вызывает, мягко говоря, недоумение. Ожидаем на нее адекватную реакцию со стороны области. Какой она будет - мы обязательно проинформируем читателей ВШ.

P.S. А прихожане храма, выступившие против раскола, сказали нам, что они молятся за вразумление своего бывшего настоятеля. Ведь это уже не первая его попытка уйти в раскол...

P.P.S. В понедельник, 31 октября, родственнице корреспондента ВШ, работавшего над этим материалом, поступил звонок с явными угрозами в адрес нашей сотрудницы и ее семьи (фамилия и должность сторонницы УПЦ КП нашей газете известны). Как раз в это время в ее кабинете находился бывший настоятель Троицкой церкви. Случайно ли? Редакция ВШ, упреждая нежелательные провокации как с ее стороны, так и со стороны других приверженцев КП, направила письма на имя начальника УМВД в Сумской области и начальника СБУ в Сумской области с просьбой не допустить любых проявлений религиозного экстремизма.


 
Источник: Газета "Ваш Шанс"
[ http://www.shans.com.ua/namber.php?namber=44&file=kf ]

Другие статьи в разделе "Православие"
06 января 2014
РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла
Рождество Христово — центральное событие всей человеческой истории. Человек всегда искал Бога: но во всей полноте Бог Сам открыл Себя человечеству только в воплощении Своего Единородного Сына. С пришествием Сына Божия — и Сына человеческого — мир узнал, что Бог есть Любовь, а не только Высшая Сила, Бог есть Милость — а не только Мздовоздаятель, Бог есть источник жизни и радости — а не только Грозный Судья, Бог есть Святая Троица, внутренним законом жизни Которого является также любовь, — а вовсе не одинокий Владыка мира.
25 октября 2013
Янукович спровоцировал раскол внутри украинского православия
Украина не просто уверенным шагом идет в Европу, но и не менее уверенным шагом отдаляется от России, и уже совсем скоро все разговоры о «братстве народов» сойдут на нет, ибо потеряют актуальность. К такому умозаключению пришел автор аналитической передовицы украинского еженедельника «Комментарии», которого цитирует«Новый регион». «Теперь уже ясно, что скоро навсегда исчезнет, например, уточнение «Московского патриархата» из названия крупнейшей Церкви. Наверняка, кроме прочего, начнут пресекать и российскую подрывную деятельность», – прогнозирует автор статьи, которая призвана, судя по всему, задокументировать «победу» Украины над Россией в битве за право на свой западный выбор. Заявление, конечно, поражает своей безапелляционностью, особенно вопиющей на фоне возникших внутри самой УПЦ МП брожений после истории с подписью митрополита Владимира под обращением глав украинских церквей.
15 октября 2013
ЛОЖЬ И ПОДЛОСТЬ
Опубликовано Обращение украинских церквей и религиозных организаций по поводу дискуссии о европейских ценностях в Украине. В обращении говорится о том, что с давних времен украинский народ был частью европейского цивилизационного пространства, что во взаимосвязи с Европой, её духовной, культурной, образовательной , правовой традицией строилась наша общественная и государственная жизнь. Но ведь это сплошная ложь! Почему украинский народ восстал и сбросил с себя политическое и духовное господство Польши? – Потому что нашему народу силой навязывалось католичество и рабство перед польской шляхтой. Ни о какой общности духовной, культурной и правовой не могло быть и речи.
04 мая 2013
Пасхальное послание Святейшего Патриарха Кирилла архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви
Возлюбленные о Господе Преосвященные архипастыри, всечестные пресвитеры и диаконы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры! В сей великий и светозарный день сердечно поздравляю всех вас с Пасхой Господней и приветствую каждого древними и святыми словами: ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
23 января 2013
Русская Православная Церковь и ее каноническая территория
Основными проблемами РПЦ, как следует из фильма-расследования Бориса Корчевникова, представленного на НТВ, являются Украина и украинская церковь — «родина информационных вбросов», которая, по мнению автора, хочет обрести окончательную независимость и разорвать духовные связи с Россией, и галерист — Марат Гельман — «автор более половины всех информационных вбросов о церкви», пишет PublicPost. По замыслу авторов телевизионного расследования, «Не верю!» — «о неверующих, тех, кто активно распространял клевету о церкви» и, по мнению авторов, доказывает, что «большая часть информации была банальными оплаченными «вбросами». Корчевников поставил себе целью ответить на вопросы, кому и для чего понадобилось очернять церковь. Опять РПЦ ищет внешних врагов? Чем фильм так зацепил блогеров?
06 января 2013
РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла
Возлюбленные о Господе Преосвященные архипастыри, всечестные пресвитеры и диаконы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры! Ныне Святая Церковь светло и радостно прославляет таинство рождения от Пречистой Девы Марии Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.Создатель, любя Свое творение, явился во плоти, стал человеком, во всем подобным нам, кроме греха (см. 1 Тим. 3:16; Евр. 4:15). Младенец возлег в яслях Вифлеема. Он сделал это, чтобы спасти мир от духовного и нравственного упадка, освободить человека от страха смерти. Творец предлагает принять нам величайший из всех даров: Свою Божественную любовь, полноту жизни. Во Христе мы становимся способными обрести надежду, побеждающую страх, достичь святости и бессмертия.
14 декабря 2012
РПЦ и Минобороны России
Русская православная Церковь 20 декабря определится с кандидатурой старшего священника Минобороны, который фактически станет духовником Сергея Шойгу. Новую систему духовного окормления военнослужащих разрабатывает синодальный отдел по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями (председатель — протоиерей Димитрий Смирнов).... — Духовник должен окормлять не только самого министра, но и его окружение, подсказывать правильные действия, докладывать Патриарху об обнаруженных фактах безнравственности. Если кто-то в Минобороны ведет себя непотребно, пьет, ругается матом, то обязанность духовника состоит, помимо прочего, и в молитвах за сквернослова,.....
30 ноября 2012
Не совмещаемые: православие и либерализм
Православие несовместимо с либерализмом. Эта мысль все чаще звучит в устах заокеанских пропагандистов. Какую лекцию и о чем прочитал в Москве в День России бывший глава русской службы «Голоса Америки» Марк Помар. Иногда Помар оговаривался, что он якобы не претендует на истину, и что у наших стран - разные культуры. Но все равно продолжал гнуть свою линию, игнорируя наличие иных моральных ценностей. Американцы - все такие мессианцы… И если реальность не сочетается с их мнением, то тем хуже для реальности... Еще один наскок на РПЦ.
05 сентября 2012
Слово Святейшего Патриарха Кирилла на открытии заседания Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви
Сердечно приветствую всех членов Высшего Церковного Совета. Повестка дня у нас сегодня самая краткая по количеству пунктов за все время нашей с вами работы, но, наверное, самая продолжительная. Речь идет о подготовке к Архиерейскому Собору, который, как вы знаете, будет в начале февраля следующего года. Для того чтобы представить Архиерейскому Собору и всей Церкви результаты работы, в том числе работы Синодальных учреждений, нам нужно очень тщательно проанализировать ход реализации решений предыдущего Архиерейского Собора 2011 года.
28 июня 2012
Россия. Светская или религиозная?
По мнению главы синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина в России нет принципа отделения Церкви от государства. «Наше общество не светское. Часть его светская, а часть религиозная», - сказал Чаплин в ходе дискуссии в редакции журнала The New Times.«От государства отделены религиозные объединения. Это управленческие структуры религиозных организаций». Вот больше ничего этот принцип по большому счету не означает. Церковь как мировоззрение, религия как явление не может быть отделена от государства точно так же, как не может быть отделен от государства народ», - отметил Чаплин. Следует ли это понимать как то, что РПЦ считает себя частью госаппарата?