Дорогие друзья и коллеги, уважаемые посетители!
Вы посетили портал Русской Общины. Его появление вызвано острой необходимостью прекратить монополию определенных групп на информацию по главным вопросам жизни от имени русских и русскоязычных граждан Украины. ...
Православие
29 марта 2002
Начало юбилейных Свято-Ефросиниевских торжеств в Беларуси

Юбилейные торжества в честь 900-летия со дня рождения преподобной Евфросинии, игумении Полоцкой, начались задолго до наступления июньских дней, когда на родине святой покровительницы Белой Руси пройдут основные события празднования, приуроченные к прославлению памяти Преподобной 5 июня.

В рамках специальной программы мероприятий 28 марта в Борисове состоялась научно-практическая конференция на тему "Современные проблемы воспитания и традиционные духовно-нравственные ценности белорусского народа".

В работе конференции, проводившейся по инициативе Белорусской Православной Церкви, Министерства образования Республики Беларусь и местных органов исполнительной власти, приняли участие митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси, заместитель министра образования Татьяна Ковалева, представители районных и городских властей, педагоги республики, священнослужители.

Открывая работу форума, Владыка Митрополит произнес приветственное слово:

"Многоуважаемые участники и организаторы настоящей конференции, досточтимые руководители Министерства образования Республики Беларусь и представители городской администрации, достопочтенное учительство града Борисова!

Сердечно приветствую всё высокое собрание и благодарю за приглашение к участию в нем.

Прежде всего, мне хотелось бы отметить, что наша конференция, посвященная вопросам образования и традиционной духовности, проводится накануне двух знаменательных дат, которые оказываются промыслительно связанными с темой сегодняшнего заседания. Мы говорим о 900-летии со дня рождения небесной покровительницы Беларуси преподобной Евфросинии, игумении Полоцкой, и о равновеликой годовщине 900-летия со времени основания Города, столь радушно принимающего нас.

Напомню, что древний Борисов был основан дядей преподобной Евфросинии Борисом Всеславовичем. Он был старшим сыном Полоцкого князя Всеслава Брячеславовича, который возвел в Полоцке величественный Свято-Софийский собор, благодаря чему город встал в один ряд с Константинополем, Киевом и Великим Новгородом.

В годы правления князя Бориса, в Полоцке положила начало своему монашескому житию и подвигам преподобная матерь наша Евфросиния. Ее отец Георгий Всеславович и упомянутый дядя выступили попечителями возводимого ею монастыря, который по сей день является духовным средоточием белорусской церковной и государственной истории, а также хранителем православного символа Белой Руси - Воздвизального Полоцкого Креста.

Это краткое историческое воспоминание я привел также с целью обратить наше внимание на то, как одно благочестивое семейство, Промыслом Божиим, послужило основанию того многовекового фундамента, на котором, как в старину, так и сегодня созидается система духовного просвещения земли Белорусской и воспитания возрастающих на ней новых поколений.

Когда не только мы, но и все современное общество рассуждает о молодежи и о ее жизненных ориентирах, можно услышать различные и противоположные мнения. Не поддерживая традиционные ссылки на пресловутый "конфликт поколений", мне хотелось бы поддержать мнение о том, что наша молодежь хотя и весьма разнообразна, всё же в большинстве своем талантлива, умна и ко многому способна. Но ей нужно помочь своевременно обрести духовно-нравственный стержень, на котором выстраивается человеческая личность и который удерживает человека от опрометчивого, а вернее сказать, от греховного поведения.

Формирование этого стержня - дело глубоко личное. Оно совершается в тайне человеческого сердца, но условия этого сокровенного процесса определяются очевидными обстоятельствами: семья, школа, социальное окружение. И при этом все условия сходится в одной точке, которая суть личность Учителя - Учителя с большой буквы. Очевидно, что успехи или неудачи в деле воспитания новых поколений определяются личностью педагога. Ярчайшим проявлением этого закона является Божественная Личность Господа нашего Иисуса Христа в отношении к апостолам, которые неизменно называли его Учителем.

"Я есмь путь и истина и жизнь", - эти слова Христа Спасителя (Ин. 14: 6) определяют педагогическую программу всего рода человеческого от его первых дней до последних. Так, современному педагогу, учителю, воспитателю в свое время также приходиться делать личный выбор духовно-нравственных позиций. Результаты этого выбора определяют место педагога в обществе, а также качество и содержание его профессиональной деятельности.

Общество в свою очередь оценивает личные и профессиональные способности, социальную полезность педагога в зависимости от степени близости его личных убеждений к духовно-нравственной и культурно-исторической традиции народа.

Белорусский народ имеет глубокие православные корни, по сей день питающие его национальную самобытность, историческую государственность и церковное устроение. Более того: он тем и интересен в многообразии рода человеческого, что он онтологически православен. Это же мы можем сказать о народе Украины и России, равно как и о других славянских народах.

Только своим твердым стоянием в вере Христовой эти народы в состоянии вызвать к себе уважительное и почтительное отношение в современном мировом сообществе, а также и в среде так называемого "постхристианского" общества. Да, это - крестный путь. Но ведет он в Жизнь вечную. Формулировку нашей национальной идеи, о которой так много говорят в последние годы, мы можем увидеть в кратчайшем поучении преподобной Евфросинии, которое доносит до нас ее Житие: "Те, кто пошли следом за Христом... тех помнят на земле, их имена написаны на небесах".

Именно эту цель преследуют широко известные в нашей Церкви и далеко за ее пределами Международные Рождественские образовательные чтения, ежегодно проводимые в Москве в течение уже десяти лет. Выступая на последнем форуме, Святейший Патриарх Московский и всея Руси выразил те же опасения, которые волнуют сегодня и нас с вами. "Школа, выпавшая из традиции, школа, в которой не соблюдают преемственности поколений и не передают нравственных начал, - подчеркнул Предстоятель Матери-Церкви, - способствует только дальнейшему разрушению общества, а не созиданию его".

Христианская педагогика - это предмет неисчерпаемых методологических сокровищ. Прежде всего, христианский педагог дарует евангельскую любовь ученику, а это значит, что он не подавляет его волю, уважает его свободу и стремится привести его к богоуподоблению. Образец для учителя и ученика общий и неизменный, и определение ему дано Господом Иисусом Христом: "Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный" (Мф. 5: 48).

В педагогической практике мы часто обращаемся к собственному жизненному опыту, дабы определиться в том, как помочь воспитаннику. Говоря современным языком, мы рассматриваем различные поведенческие сценарии, пробуем на ощупь разрешить смыслообразующие жизненные вопросы. Но если при этом мы не заботимся о состоянии собственной души и не имеем твердого жизненного ориентира, то к нам в полной мере можно отнести евангельское присловие о том, что врачу необходимо прежде исцелить самого себя (Лк. 4: 23).

Но позвольте мне обратиться к тому опыту духовного сопереживания учителя и его воспитанника, который имеет место в вашем городе. Труд, новации, опыт и - без преувеличения скажем - духовный подвиг педагогов школы №24 оценен премией святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, просветителей славянских народов, которая учреждена одноименным Международным образовательным центром.

Этот пример являет нам одну из задач современного образования, которая состоит в создании условий для духовно-нравственного возрастания человека. Определение путей и способов возвращения современному образованию его истинного и изначального смысла, устремленного именно к раскрытию образа и подобия Божия в человеке, есть основной предмет не только сегодняшних наших размышлений, но и всего процесса сотрудничества Православной Церкви и республиканской системы образования. В конечном счете, это же является и конечной целью педагогики как науки, в том числе школьной. "Истинное образование есть становление не только плоти, не только ума, но и сердца, - говорил на Рождественских чтениях Святейший Патриарх. - Вот почему школа, давая знания и помогая юному человеку вырасти сильным и здоровым, одновременно должна научить его отличать добро от зла, правду от лжи, подлинную свободу от порабощения инстинктам и страстям".

Последние десятилетие Церковь и государство ведут постоянный конструктивный диалог, направленный на духовно-нравственное воспитание молодежи в русле традиционных для нашего народа духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей. Подписанное Соглашение о сотрудничестве Белорусской Православной Церкви и республиканского Министерства образования стало прочной основой нашего взаимодействия. Ученые и педагоги Республики трудятся над научным и методическим обеспечением совместно созидаемой нами системы воспитания подрастающего поколения. Наша недавняя встреча с Министром образования Республики Петром Ивановичем Бригадиным вселяет уверенность в продолжении этого важного диалога и плодотворного сотрудничества.

Сегодня у нас есть основания говорить о начале нового этапа взаимодействия, который заключается в расширении областей совместной работы и - главное! - в переходе этой совместной деятельности Церкви и общеобразовательной системы на местный уровень, что даст нам возможность решать задачи воспитания не только детей, но также и их родителей на уровне совместной школьно-приходской педагогической деятельности. Как свидетельствует исторический опыт, формы и методы такого сотрудничества имеют огромный потенциал.

Впрочем, велики также и задачи, стоящие перед нами. Необходимо с большим вниманием обратиться к проблеме социального сиротства и беспризорности, к детям и подросткам с патологическими отклонениями в формировании личности. Здесь может оказаться воистину бесценным церковный опыт домов трудолюбия и детских приютов. Первенствующее внимание в связи с этими проблемами мы должны уделять укреплению семейных отношений, отцовству и материнству как приоритетным институтам национальной социально-педагогической системы.

Надеюсь и верю, что и нынешняя конференция внесет значительный вклад в развитие современной педагогической науки и практики. К этому мы призваны не только по долгу службы, но по долгу совести.

Еще раз приветствую досточтимое собрание и призываю Божие благословение на все добрые дела наши во благо подрастающего поколения нашего общества и на пользу Отечества".

Конференция продолжалась в течение одного дня и стала первым мероприятием юбилейных Свято-Евфросиниевских торжеств. Со стороны Белорусской Православной Церкви в его подготовке участвовал Центр православного просвещения преподобной Евфросинии Полоцкой.

Пресс-служба Белорусского Экзархата orthobel@gin.by


Другие статьи в разделе "Православие"
06 января 2014
РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла
Рождество Христово — центральное событие всей человеческой истории. Человек всегда искал Бога: но во всей полноте Бог Сам открыл Себя человечеству только в воплощении Своего Единородного Сына. С пришествием Сына Божия — и Сына человеческого — мир узнал, что Бог есть Любовь, а не только Высшая Сила, Бог есть Милость — а не только Мздовоздаятель, Бог есть источник жизни и радости — а не только Грозный Судья, Бог есть Святая Троица, внутренним законом жизни Которого является также любовь, — а вовсе не одинокий Владыка мира.
25 октября 2013
Янукович спровоцировал раскол внутри украинского православия
Украина не просто уверенным шагом идет в Европу, но и не менее уверенным шагом отдаляется от России, и уже совсем скоро все разговоры о «братстве народов» сойдут на нет, ибо потеряют актуальность. К такому умозаключению пришел автор аналитической передовицы украинского еженедельника «Комментарии», которого цитирует«Новый регион». «Теперь уже ясно, что скоро навсегда исчезнет, например, уточнение «Московского патриархата» из названия крупнейшей Церкви. Наверняка, кроме прочего, начнут пресекать и российскую подрывную деятельность», – прогнозирует автор статьи, которая призвана, судя по всему, задокументировать «победу» Украины над Россией в битве за право на свой западный выбор. Заявление, конечно, поражает своей безапелляционностью, особенно вопиющей на фоне возникших внутри самой УПЦ МП брожений после истории с подписью митрополита Владимира под обращением глав украинских церквей.
15 октября 2013
ЛОЖЬ И ПОДЛОСТЬ
Опубликовано Обращение украинских церквей и религиозных организаций по поводу дискуссии о европейских ценностях в Украине. В обращении говорится о том, что с давних времен украинский народ был частью европейского цивилизационного пространства, что во взаимосвязи с Европой, её духовной, культурной, образовательной , правовой традицией строилась наша общественная и государственная жизнь. Но ведь это сплошная ложь! Почему украинский народ восстал и сбросил с себя политическое и духовное господство Польши? – Потому что нашему народу силой навязывалось католичество и рабство перед польской шляхтой. Ни о какой общности духовной, культурной и правовой не могло быть и речи.
04 мая 2013
Пасхальное послание Святейшего Патриарха Кирилла архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви
Возлюбленные о Господе Преосвященные архипастыри, всечестные пресвитеры и диаконы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры! В сей великий и светозарный день сердечно поздравляю всех вас с Пасхой Господней и приветствую каждого древними и святыми словами: ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
23 января 2013
Русская Православная Церковь и ее каноническая территория
Основными проблемами РПЦ, как следует из фильма-расследования Бориса Корчевникова, представленного на НТВ, являются Украина и украинская церковь — «родина информационных вбросов», которая, по мнению автора, хочет обрести окончательную независимость и разорвать духовные связи с Россией, и галерист — Марат Гельман — «автор более половины всех информационных вбросов о церкви», пишет PublicPost. По замыслу авторов телевизионного расследования, «Не верю!» — «о неверующих, тех, кто активно распространял клевету о церкви» и, по мнению авторов, доказывает, что «большая часть информации была банальными оплаченными «вбросами». Корчевников поставил себе целью ответить на вопросы, кому и для чего понадобилось очернять церковь. Опять РПЦ ищет внешних врагов? Чем фильм так зацепил блогеров?
06 января 2013
РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла
Возлюбленные о Господе Преосвященные архипастыри, всечестные пресвитеры и диаконы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры! Ныне Святая Церковь светло и радостно прославляет таинство рождения от Пречистой Девы Марии Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.Создатель, любя Свое творение, явился во плоти, стал человеком, во всем подобным нам, кроме греха (см. 1 Тим. 3:16; Евр. 4:15). Младенец возлег в яслях Вифлеема. Он сделал это, чтобы спасти мир от духовного и нравственного упадка, освободить человека от страха смерти. Творец предлагает принять нам величайший из всех даров: Свою Божественную любовь, полноту жизни. Во Христе мы становимся способными обрести надежду, побеждающую страх, достичь святости и бессмертия.
14 декабря 2012
РПЦ и Минобороны России
Русская православная Церковь 20 декабря определится с кандидатурой старшего священника Минобороны, который фактически станет духовником Сергея Шойгу. Новую систему духовного окормления военнослужащих разрабатывает синодальный отдел по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями (председатель — протоиерей Димитрий Смирнов).... — Духовник должен окормлять не только самого министра, но и его окружение, подсказывать правильные действия, докладывать Патриарху об обнаруженных фактах безнравственности. Если кто-то в Минобороны ведет себя непотребно, пьет, ругается матом, то обязанность духовника состоит, помимо прочего, и в молитвах за сквернослова,.....
30 ноября 2012
Не совмещаемые: православие и либерализм
Православие несовместимо с либерализмом. Эта мысль все чаще звучит в устах заокеанских пропагандистов. Какую лекцию и о чем прочитал в Москве в День России бывший глава русской службы «Голоса Америки» Марк Помар. Иногда Помар оговаривался, что он якобы не претендует на истину, и что у наших стран - разные культуры. Но все равно продолжал гнуть свою линию, игнорируя наличие иных моральных ценностей. Американцы - все такие мессианцы… И если реальность не сочетается с их мнением, то тем хуже для реальности... Еще один наскок на РПЦ.
05 сентября 2012
Слово Святейшего Патриарха Кирилла на открытии заседания Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви
Сердечно приветствую всех членов Высшего Церковного Совета. Повестка дня у нас сегодня самая краткая по количеству пунктов за все время нашей с вами работы, но, наверное, самая продолжительная. Речь идет о подготовке к Архиерейскому Собору, который, как вы знаете, будет в начале февраля следующего года. Для того чтобы представить Архиерейскому Собору и всей Церкви результаты работы, в том числе работы Синодальных учреждений, нам нужно очень тщательно проанализировать ход реализации решений предыдущего Архиерейского Собора 2011 года.
28 июня 2012
Россия. Светская или религиозная?
По мнению главы синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина в России нет принципа отделения Церкви от государства. «Наше общество не светское. Часть его светская, а часть религиозная», - сказал Чаплин в ходе дискуссии в редакции журнала The New Times.«От государства отделены религиозные объединения. Это управленческие структуры религиозных организаций». Вот больше ничего этот принцип по большому счету не означает. Церковь как мировоззрение, религия как явление не может быть отделена от государства точно так же, как не может быть отделен от государства народ», - отметил Чаплин. Следует ли это понимать как то, что РПЦ считает себя частью госаппарата?