Дорогие друзья и коллеги, уважаемые посетители!
Вы посетили портал Русской Общины. Его появление вызвано острой необходимостью прекратить монополию определенных групп на информацию по главным вопросам жизни от имени русских и русскоязычных граждан Украины. ...
Православие
04 января 2004
Ответы Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на вопросы корреспондента РИА "Новости"

– Ваше Святейшество! Что Вы хотели бы пожелать россиянам в преддверии праздников гражданского Новолетия и Рождества Христова?

– В первую очередь - светлой и теплой радости о Христе, благоволившем родиться и придти в этот грешный мир "нас ради человек и нашего ради спасения". Пусть Его всесильная помощь сопутствует всем нам на всех путях жизни, во всех испытаниях, в добрых делах и замыслах.

Промыслом Божиим нам суждено жить в непростое время стремительных и подчас грозных перемен. Желаю вам, дорогие соотечественники, мудрости и силы, неоскудевающего трудолюбия и терпения. Пусть вера, надежда и любовь поселятся в каждом сердце. Пусть наступающий год станет для каждого из нас временем духовного возрастания, плодотворного осмысления пройденного нами пути, пусть будет он для нашего Отечества мирным и благословенным.

– Какие важные изменения в жизни Русской Православной Церкви произошли за истекший год?

– Одним из важнейших событий прошедшего года явилось празднование 100-летия прославления в лике святых преподобного Серафима Саровского. Народные торжества явились зримым свидетельством преемства национального религиозного духа, живой связи исторических времен Отечества, насильственно прерванной в ХХ веке. Как и сто лет назад, память преподобного Серафима привела в его обитель Главу Российского государства, архипастырей, пастырей, представителей светской власти, воинства, благочестивых мирян. В этом видится обновление традиции совместного служения Церкви и государства благу Отчизны и ее народа.

Особым событием для церковной жизни России и особенно ее столицы стали широкие церковно-общественные торжества по случаю 700-летия преставления святого благоверного князя Даниила Московского. Различные мероприятия, посвященные памяти святого князя Даниила, проходили в течение всего минувшего года.

Важным событием завершившегося года я считаю начало активного диалога с Русской Православной Церковью за границей. Визит в Москву делегации Русской Зарубежной Церкви, состоявшиеся здесь собеседования открывают новую границу в наших отношениях. Русские православные верующие во всем мире молятся о том, чтобы последующие шаги навстречу друг другу были благоуспешны.

– Как вы оцениваете итоги первого визита в Москву делегации Русской Православной Церкви за границей, состоявшегося в ноябре 2003 года? Каковы перспективы дальнейшего развития взаимоотношений в новом 2004 году?

– Сам факт этого визита и состоявшихся в Москве переговоров свидетельствует о достижении качественно нового этапа в отношениях между Московским Патриархатом и Зарубежной Церковью. Наши встречи проходили в обстановке открытости и взаимопонимания.

Они показали, что психология разделения и отчуждения, порожденная трагическими событиями революции 1917 года и Гражданской войны, ныне, по милости Господней, постепенно преодолевается. Промыслом Божиим на нынешнее поколение русских архипастырей в Отечестве и в рассеянии возложены великий труд и великая ответственность – уврачевать взаимные обиды и предубеждения, накопившиеся за многие десятилетия. Наш общий исторический долг перед Русским Православием – оказаться достойными этой миссии.

Пока, на наш взгляд, процесс сближения идет успешно, хотя, как и следовало ожидать, не без трудностей. Дальнейшие практические шаги будут обсуждаться в 2004 году Архиерейским Собором Русской Православной Церкви. Мы также договорились с Русской Зарубежной Церковью о создании комиссий, которым надлежит исследовать пути решения проблем, возникших за долгие годы разделения. В первой половине будущего года, как мы ожидаем, Москву посетит Первоиерарх Русской зарубежной Церкви митрополит Лавр. Этот визит станет новым шагом в ранее определенном направлении.

– Намечены ли пути улучшения отношения с Римско-католической Церковью?

– Позиция Русской Православной Церкви по данному вопросу низменно состоит в том, что мы открыты для доброжелательного, конструктивного, нелицемерного диалога с Римско-католической Церковью. Чтобы такие отношения между Церквами стали реальностью, необходимо решить проблемы, ныне серьезно омрачающие двусторонние отношения. Вот уже более десяти лет главными препятствиями на этом пути являются католический прозелитизм в России и других странах СНГ, а также сохраняющийся конфликт между православными и греко-католиками на Украине.

Русская Церковь не может мириться с тем, что в нашей стране продолжают действовать католические миссионерские ордена, чья деятельность направлена на обращение в католицизм крещенных в Православии людей и особенно детей, находящихся в создаваемых миссионерами приютах. Подобная "проповедь" католиков среди исконно православного населения и является прозелитизмом, то есть практикой уловления душ, нетерпимой в межхристианских отношениях. Каких-либо изменений к лучшему в этом направлении пока не наблюдается.

Нет улучшений и в ситуации с униатскими гонениями на православное меньшинство в западных областях Украины. Верующие Украинской Православной Церкви продолжают испытывать всевозможные утеснения в трех регионах страны, где греко-католики численно преобладают и выступают заодно с местными националистами, – во Львовской, Тернопольской и Ивано-Франковской областях. Более того, Украинская Греко-католическая Церковь усиливает свою духовную экспансию в направлении традиционно православных регионов Востока и Юга Украины. Так, планируется перенос главной кафедры греко-католиков из Львова в Киев, где никогда не было значительного униатского присутствия, и учреждение там униатского "патриархата". Все это грозит дальнейшим обострением отношений между нашими Церквами. Чтобы этого не произошло, Рим должен на деле продемонстрировать свою волю к диалогу и не допустить действий, способных его окончательно заморозить.

Все вышеупомянутые проблемы, существующие в отношениях между двумя Церквами, возникли не по нашей вине, и потому было бы естественным, чтобы именно Ватикан продемонстрировал сейчас добрую волю. Если какие-либо конкретные инициативы, способствующие реальному улучшению ситуации, будут нам предложены, Русская Церковь готова их поддержать. К сожалению, до сих пор из Ватикана исходят лишь декларации о добрых намерениях, прикрывающие недружественные акции католиков в отношении православных.

– Какой вклад Русская Православная Церковь вносит в урегулирование конфликтов на Кавказе /на Юге России, в Грузии, Армении, Азербайджане/? Что планируется предпринять в ближайшее время?

– Основным рабочим инструментом межрелигиозного сотрудничества в интересах мира на Кавказе и в Закавказье являются традиционные встречи духовных лидеров России, Армении и Азербайджана. С нынешнего года в этих встречах начала принимать участие и грузинская сторона в лице Святейшего и Блаженнейшего Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II, и таким образом из трехсторонних эти миротворческие встречи преобразовались в четырехсторонние.

Хорошо известно, что миротворческая позиция религиозных лидеров, духовенства и верующих оказывают непосредственное и благотворное влияние на внутриполитическую ситуацию. Вот почему так важно, чтобы руководители религиозных общин сопредельных государств вместе призывали свою паству к терпимости, миру и согласию. И стократ это важнее в таком потенциально взрывоопасном регионе, как многоязыкий, многонациональный, многоконфессиональный Кавказ. Одна из задач подобных встреч – найти общую позицию по вопросам межнациональных и межрелигиозных отношений в этом регионе. Несмотря на то, что крупномасштабных военных действий здесь в настоящее время нет, народы, населяющие Кавказ, зачастую по-прежнему разделены враждой и взаимным недоверием. Поэтому голос духовных лидеров одновременно обращен к верующим, всему обществу и политикам стран, вовлеченных в региональные конфликты.

Итогом недавней четырехсторонней встречи, в которой приняли участие Предстоятель Русской Православной Церкви, Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II, Святейший Верховный Патриарх и Католикос всех армян Гарегин II и Глава Управления мусульман Кавказа шейх-уль-ислам Аллахшукюр Паша-заде, стало обращение, в котором обозначены основные принципы мирного и справедливого урегулирования конфликтов на Кавказе. В противовес всякого рода радикалам и экстремистам, призывающим к новым силовым переделам земли и власти, мы считаем принципиально важным разрешение существующих проблем исключительно мирными и законными средствами. Также было отмечено, что многие из этих проблем порождаются ущемлением прав национальных меньшинств. Кавказская земля издавна является домом множества народов, и государства региона всегда были славны культурой добрососедства. Меры по ее восстановлению необходимы сегодня в первую очередь. В частности, нужно содействовать интеграции национальных меньшинств во все сферы общественной жизни, обеспечить для них свободу вероисповедания и религиозной деятельности, дать им возможность развивать свой язык и свою культуру. Нельзя забывать о беженцах и вынужденных переселенцах, которые желают возвратиться в свои дома.

Необходимо решительно противостоять межнациональной и межрелигиозной вражде. Те, кто виновны в массовых убийствах мирных граждан, должны понести наказание согласно закону. Террористы, экстремисты и политические радикалы пытаются использовать национальные и религиозные различия в собственных эгоистических и пагубных целях, чуждых истинной религиозности. Мы вновь напомнили политикам, общественным деятелям, работникам культуры и средств массовой информации о том, насколько недопустимо и опасно превозносить или унижать человека по национальному или вероисповедному признаку.

Наш пастырский долг – удержать от участия в погибельных делах вражды и ненависти всех верующих вне зависимости от их религиозной принадлежности. Мы обратились к нашим духовным чадам со словом мира, призывая их к братскому общению и совместному труду во имя общего будущего на Богом данной земле.

Сегодня многие ожидают от религиозных общин Кавказа активного участия в умиротворении конфликтов и в налаживании нормальной жизни. Представители власти и общества в наших странах надеются, что миротворческие усилия лидеров традиционных религий помогут уврачевать раны в душах людей и этим подготовят почву для всеобъемлющего и долговременного мирного урегулирования. Мы надеемся оправдать эти ожидания.

– Какие успехи достигнуты в решении проблем налогообложения, преподавания Основ православной культуры в российских школах и духовного окормления военнослужащих?

– По вопросу преподавания Основ православной культуры идет широкая общественная дискуссия, в ходе которой высказываются различные точки зрения, подчас диаметрально противоположные. Наша позиция, которую мы стремимся донести до сознания общества и власти, остается неизменной: такой предмет в школах необходим, ибо подрастающее поколение не может и не должно быть отлучено от истории, культуры и духовной традиции своего народа. Основное условие, которое надо соблюсти при этом, состоит в том, что обучение должно быть добровольным.

Сам факт изучения подобных дисциплин не является нарушением светского характера Российского государства. Преподавание Основ православной культуры в нашей стране не станет обучением религии, как это порой пытаются представить наши оппоненты. Основы православной культуры – предмет скорее культурологический, и его преподавание – лишь реализация права будущего гражданина и просто образованного человека получить необходимые знания о духовном, историческом и культурном достоянии родной страны. Это тем более важно, что на протяжении многих десятилетий советская система образования не допускала никакой альтернативы атеистическим принципам, лежащим в основе обучения, и эта идеологическая монополия в высшей степени отрицательно повлияла на духовный облик нашего народа. Нелишне отметить, что во многих случаях преподавание Основ православной культуры инициируется родителями учащихся и самими детьми, то есть в народном сознании существует устойчивое стремление к преодолению нелегкого наследия атеистической системы образования. И это стремление должно уважаться государством.

Убежден, что изучение данного предмета в школе ни в коей мере не может ущемить интересы даже тех детей, семьи которых исповедуют не Православие, а другую веру. Во-первых, как уже говорилось, изучение Основ православной культуры должно быть добровольным. Во-вторых, следует помнить, что к духовно-исторической традиции Православия, по оценкам социологов, принадлежит до 80 процентов населения современной России, и базовые познания в сфере православной культуры ни для кого не могут оказаться излишними. Наконец, в местах компактного проживания верующих других религий вместо курса православной культуры или параллельно с ним по желанию учащихся и их родителей может преподаваться аналогичная дисциплина на основе любого из традиционных для России вероисповеданий.

В ряде регионов преподавание Основ православной культуры уже ведется. К сожалению, на федеральном уровне пока практических шагов по введению преподавания Основ религиозной культуры не сделано. Положение усугубляется еще и тем, что даже в Министерстве образования нет единой позиции по вопросу, хотя примерное содержание учебного курса уже разработано.

Вопросы окормления военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и заключенных решаются более динамично. В прошедшем году был заключен ряд соглашений о сотрудничестве Русской Православной Церкви с командованием родов войск; в некоторых высших военных учебных заведениях ведется преподавание Основ православной культуры. В расположении воинский частей открываются храмы, и невозможно переоценить их благотворное влияние на нравственный облик и боевой дух воинов. Особенно это касается храмов, расположенных в "горячих точках", где солдаты и офицеры ежедневно подвергаются опасности, и молитва в храме, участие в церковных Таинствах укрепляют их в жертвенном служении Отечеству. Инициаторами возведения храмов и часовен в расположении воинских частей обычно выступают сами военнослужащие.

Минувший год поставил проблему обложения налогом собственности религиозных организаций. Ранее нам удалось достичь компромисса со светской властью в вопросе взимания с доходов Церкви налога на прибыль. Проблема здесь заключалась в том, что, в отличие от любой производственной, финансовой или коммерческой структуры, для Церкви получение и приумножение прибыли не является целью, определяющей ее существование. И потому денежные средства, поступающие Церкви, не являются прибылью в строгом смысле слова. Она не распределяется между членами религиозной общины, а полностью используется для поддержания и развития ее деятельности. В основе церковных доходов – добровольные пожертвования верующих, приносимые в храм во славу Господню, и потому ни по законам Божеским, ни по законам человеческим не должны подвергаться обычному налогообложению. Эти соображения были приняты во внимание законодателем, и религиозные организации были освобождены от налога на прибыль.

В вопросе налогообложения собственности религиозных организаций пока не удалось придти со светской властью к взаимоприемлемым решениям. Глава 30 Налогового кодекса "Налог на имущество организаций" освобождает от налогообложения только то имущество Церкви, которое используется "для религиозной деятельности", то есть храмы, монастыри, часовни, богослужебную утварь, иконы и тому подобное. Все остальное имущество, согласно новой редакции кодекса, должно облагаться налогом на общих основаниях. Это коснется, например, издательского и полиграфического оборудования, сельскохозяйственной техники в подсобных хозяйствах, гостиниц и транспорта для паломников и многого другого. Такое изменение налогового законодательства губительно повлияет на жизнь Церкви, сделает невозможным ее полноценное существование, в особенности осуществление разнообразных социальных программ, в которых сегодня заинтересовано все общество. Многие сферы церковной жизни не отделимы от "религиозной деятельности" в собственном смысле слова: это издательская, просветительская, образовательная работа, хозяйствование монастырей и подворий для обеспечения нужд самих обителей, а также посещающих их паломников и людей, нуждающихся в помощи. Еще до принятия новых норм налогообложения эти области наших трудов буквально балансировали на грани выживания. Теперь их развитие будет затруднено настолько, что может возникнуть вопрос о свертывании этих программ в случае, если положения Главы 30 Налогового кодекса не будут пересмотрены. В наступившем году мы намерены продолжить переговоры со светской властью и, в частности, привлечь ее внимание к  общественно значимым аспектам социального служения Церкви, которые не были учтены при принятии нового Налогового кодекса.

– Какие вопросы Вы считаете наиболее актуальными в наступившем году?

– Необходимо развитие межрелигиозного сотрудничества: в марте в Москве состоится II Межрелигиозный миротворческий форум стран СНГ. Практика показывает, что проведение подобных мероприятий весьма благотворно сказывается на общем климате межнациональных и межрелигиозных отношений в России и за рубежом, способствует сохранению мира и преодолению имеющихся конфликтов.

Весьма важным я считают налаживание конструктивного взаимодействия со вновь избранной Государственной Думой. Одним из важнейших вопросов, который предполагается обсудить с депутатами, является уже упомянутая сегодня Глава 30 Налогового кодекса.

К числу приоритетов относится и дальнейшее продолжение диалога с Русской Православной Церковью за границей. Прежде всего предстоит решить вопрос о возобновлении молитвенного, а в будущем и евхаристического общения, найти мудрые взаимоприемлемые решения по ряду иных проблем.

Весьма важным полагаю упрочение традиционных братских связей Московского Патриархата с другими Поместными Православными Церквами. Предстоят взаимные визиты и встречи на разных уровнях, начиная от уровня Предстоятелей Церквей. Не менее важным является и общественное обсуждение народом Божии широкого круга актуальных вопросов православного единства и межправославного сотрудничества. Поэтому работы VIII Всемирного Русского Народного Собора, который пройдет в марте 2004 года, будет посвящена теме "Россия и православный мир".

31.12.03


Источник: РИА "Новости"
(http://www.rian.ru/rian/intro.cfm?nws_id=498147)


Другие статьи в разделе "Православие"
06 января 2014
РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла
Рождество Христово — центральное событие всей человеческой истории. Человек всегда искал Бога: но во всей полноте Бог Сам открыл Себя человечеству только в воплощении Своего Единородного Сына. С пришествием Сына Божия — и Сына человеческого — мир узнал, что Бог есть Любовь, а не только Высшая Сила, Бог есть Милость — а не только Мздовоздаятель, Бог есть источник жизни и радости — а не только Грозный Судья, Бог есть Святая Троица, внутренним законом жизни Которого является также любовь, — а вовсе не одинокий Владыка мира.
25 октября 2013
Янукович спровоцировал раскол внутри украинского православия
Украина не просто уверенным шагом идет в Европу, но и не менее уверенным шагом отдаляется от России, и уже совсем скоро все разговоры о «братстве народов» сойдут на нет, ибо потеряют актуальность. К такому умозаключению пришел автор аналитической передовицы украинского еженедельника «Комментарии», которого цитирует«Новый регион». «Теперь уже ясно, что скоро навсегда исчезнет, например, уточнение «Московского патриархата» из названия крупнейшей Церкви. Наверняка, кроме прочего, начнут пресекать и российскую подрывную деятельность», – прогнозирует автор статьи, которая призвана, судя по всему, задокументировать «победу» Украины над Россией в битве за право на свой западный выбор. Заявление, конечно, поражает своей безапелляционностью, особенно вопиющей на фоне возникших внутри самой УПЦ МП брожений после истории с подписью митрополита Владимира под обращением глав украинских церквей.
15 октября 2013
ЛОЖЬ И ПОДЛОСТЬ
Опубликовано Обращение украинских церквей и религиозных организаций по поводу дискуссии о европейских ценностях в Украине. В обращении говорится о том, что с давних времен украинский народ был частью европейского цивилизационного пространства, что во взаимосвязи с Европой, её духовной, культурной, образовательной , правовой традицией строилась наша общественная и государственная жизнь. Но ведь это сплошная ложь! Почему украинский народ восстал и сбросил с себя политическое и духовное господство Польши? – Потому что нашему народу силой навязывалось католичество и рабство перед польской шляхтой. Ни о какой общности духовной, культурной и правовой не могло быть и речи.
04 мая 2013
Пасхальное послание Святейшего Патриарха Кирилла архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви
Возлюбленные о Господе Преосвященные архипастыри, всечестные пресвитеры и диаконы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры! В сей великий и светозарный день сердечно поздравляю всех вас с Пасхой Господней и приветствую каждого древними и святыми словами: ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
23 января 2013
Русская Православная Церковь и ее каноническая территория
Основными проблемами РПЦ, как следует из фильма-расследования Бориса Корчевникова, представленного на НТВ, являются Украина и украинская церковь — «родина информационных вбросов», которая, по мнению автора, хочет обрести окончательную независимость и разорвать духовные связи с Россией, и галерист — Марат Гельман — «автор более половины всех информационных вбросов о церкви», пишет PublicPost. По замыслу авторов телевизионного расследования, «Не верю!» — «о неверующих, тех, кто активно распространял клевету о церкви» и, по мнению авторов, доказывает, что «большая часть информации была банальными оплаченными «вбросами». Корчевников поставил себе целью ответить на вопросы, кому и для чего понадобилось очернять церковь. Опять РПЦ ищет внешних врагов? Чем фильм так зацепил блогеров?
06 января 2013
РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла
Возлюбленные о Господе Преосвященные архипастыри, всечестные пресвитеры и диаконы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры! Ныне Святая Церковь светло и радостно прославляет таинство рождения от Пречистой Девы Марии Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.Создатель, любя Свое творение, явился во плоти, стал человеком, во всем подобным нам, кроме греха (см. 1 Тим. 3:16; Евр. 4:15). Младенец возлег в яслях Вифлеема. Он сделал это, чтобы спасти мир от духовного и нравственного упадка, освободить человека от страха смерти. Творец предлагает принять нам величайший из всех даров: Свою Божественную любовь, полноту жизни. Во Христе мы становимся способными обрести надежду, побеждающую страх, достичь святости и бессмертия.
14 декабря 2012
РПЦ и Минобороны России
Русская православная Церковь 20 декабря определится с кандидатурой старшего священника Минобороны, который фактически станет духовником Сергея Шойгу. Новую систему духовного окормления военнослужащих разрабатывает синодальный отдел по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями (председатель — протоиерей Димитрий Смирнов).... — Духовник должен окормлять не только самого министра, но и его окружение, подсказывать правильные действия, докладывать Патриарху об обнаруженных фактах безнравственности. Если кто-то в Минобороны ведет себя непотребно, пьет, ругается матом, то обязанность духовника состоит, помимо прочего, и в молитвах за сквернослова,.....
30 ноября 2012
Не совмещаемые: православие и либерализм
Православие несовместимо с либерализмом. Эта мысль все чаще звучит в устах заокеанских пропагандистов. Какую лекцию и о чем прочитал в Москве в День России бывший глава русской службы «Голоса Америки» Марк Помар. Иногда Помар оговаривался, что он якобы не претендует на истину, и что у наших стран - разные культуры. Но все равно продолжал гнуть свою линию, игнорируя наличие иных моральных ценностей. Американцы - все такие мессианцы… И если реальность не сочетается с их мнением, то тем хуже для реальности... Еще один наскок на РПЦ.
05 сентября 2012
Слово Святейшего Патриарха Кирилла на открытии заседания Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви
Сердечно приветствую всех членов Высшего Церковного Совета. Повестка дня у нас сегодня самая краткая по количеству пунктов за все время нашей с вами работы, но, наверное, самая продолжительная. Речь идет о подготовке к Архиерейскому Собору, который, как вы знаете, будет в начале февраля следующего года. Для того чтобы представить Архиерейскому Собору и всей Церкви результаты работы, в том числе работы Синодальных учреждений, нам нужно очень тщательно проанализировать ход реализации решений предыдущего Архиерейского Собора 2011 года.
28 июня 2012
Россия. Светская или религиозная?
По мнению главы синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина в России нет принципа отделения Церкви от государства. «Наше общество не светское. Часть его светская, а часть религиозная», - сказал Чаплин в ходе дискуссии в редакции журнала The New Times.«От государства отделены религиозные объединения. Это управленческие структуры религиозных организаций». Вот больше ничего этот принцип по большому счету не означает. Церковь как мировоззрение, религия как явление не может быть отделена от государства точно так же, как не может быть отделен от государства народ», - отметил Чаплин. Следует ли это понимать как то, что РПЦ считает себя частью госаппарата?

Гинекология бабушкинская клиника
гинекология бабушкинская
polyclin.ru
www.sprgibdd.ru
справка на права нового образца
sprgibdd.ru