Дорогие друзья и коллеги, уважаемые посетители!
Вы посетили портал Русской Общины. Его появление вызвано острой необходимостью прекратить монополию определенных групп на информацию по главным вопросам жизни от имени русских и русскоязычных граждан Украины. ...
Православие
26 января 2003 Денис Алексеев
"Мы обязаны сохранить мир": Интервью Блаженнейшего Патриарха Антиохийского и всего Востока Игнатия IV журналу "К единству!" (№ 5, 2002)

Интервью Блаженнейшего Патриарха Антиохийского и всего Востока Игнатия IV журналу "К единству!" (№ 5, 2002)

 

– Ваше Блаженство, в православном мире Вас знают как великого христианского подвижника, мудрого и доброго пастыря, молитвенно служащего Господу в политически непростом и многоконфессиональном регионе мира. Расскажите, пожалуйста, каким было Ваше детство, кто повлиял на Ваш выбор священнического пути в жизни?

– Я родился в деревне Махрада в провинции Хама. Там же деревне окончил начальную школу. Должен сказать, что главным помощником в моей жизни с раннего детства был отец. По его совету я избрал духовную стезю, и он же познакомил меня с митрополитом Хамы, который помог мне отправиться в Бейрут.

Шел 1936 год - время весьма удачное для моей страны, когда Бейрут называли "Парижем Востока", а от разноцветья городских красок захватывало дух. Но я отправлялся в этот город с совершенно иной целью. Уже более года я готовился стать монахом и поступить в школу "Трех святителей". Однако мои деревенские представления о духовном образовании абсолютно не предполагали знание французского языка, что и явилось тогда преградой для поступления. Пришлось, что называется, все забросить и учить. К моему удивлению, языки мне дались легко, и уже к следующему сроку поступления я не испытывал серьезных проблем и успешно сдал все экзамены в университет.

Наконец, в 1945 году, после окончания университета со степенью бакалавра, я снова пошел поступать в школу "Трех святителей". А позднее поступил еще и во всемирно известную богословскую школу "Цветок благочестия", фактически сформировавшую мое мировоззрение. Только после этого, испросив благословения Синода, я отправился во Францию, чтобы завершить там свое образование. В течение четырех лет жизни в Париже я преподавал восточные языки и активно участвовал в международных конференциях в интересах Православной Церкви. За границей я был рукоположен во диакона. Там же я старался не только духовно поддерживать своих соотечественников и братьев по вере из других стран, но и зачастую предоставлял им кров, пищу и даже посильную помощь в поисках работы. Тогда было невозможно жить иначе. Но и доныне моим заветным стремлением остается достижение согласия и единства для всех.

– Известно, что Вы были основателем движения православной молодежи Востока в годы Второй мировой войны. Поведайте нашим читателям об этой организации: каковы были ее цели и устремления?

– Прежде всего, тогда я был человеком, страдающим от трагедии войны. Когда судьба мира решается в противостоянии добра и зла, оставаться в стороне невозможно. У нас, на Ближнем Востоке, люди это ощущали не так остро, как в Европе, и поэтому я вместе с группой молодых православных священнослужителей стремился донести до Восточных Церквей правду о великой битве с фашизмом, молитвенно помогать всем нуждающимся в утешении. В те дни я всей душой разделял боль моих собратьев по вере, подвергавшихся нечеловеческим страданиям, и вместе с моими единомышленниками старался донести правду об этой страшной войне до людей на Ближнем Востоке, собирал помощь и пожертвования для борцов с фашизмом. Но самым главным было то, что мы соборно молились о даровании победы над беспощадным врагом.

Молодежь – наиболее сложная и уязвимая часть общества, ее легко увлечь соблазнами, но непросто убедить в том, что время подумать о спасении своей души уже наступило. Однако это легче сделать, когда молодые люди объединены, заинтересованы и открыты друг другу, когда нет непонимания между поколениями. И во всем этом нравственным критерием выступает Божественная любовь к человеку. Нужно только принять любовь в свое сердце и нести ее в дальше, мир. Нести, ничего не боясь.

– Вы стали Предстоятелем Святой Церкви Великой Антиохии в сложное политическое время ближневосточных конфликтов. Какие задачи Вы определили тогда в качестве приоритетных?

– Когда меня избрали Предстоятелем Антиохийской Церкви, я заявил о значении взаимопонимания между Сирией и Ливаном, путем к чему является Иерусалим. Я верю, что обращение к Иерусалиму не может быть индивидуальным. Оно непременно подразумевает сотрудничество и арабскую солидарность. Политические программы вырабатывают политики, тогда как мы, люди Церкви, созидаем особый климат, который необходим для реализации стремления к единству, и заботимся о благотворных изменениях в сознании людей. Я уверен, что Церковь должна быть в центре всего происходящего, ибо ее глава - Сам Иисус Христос. Я верю в особое призвание Церкви в нашем мире. Ее созидательная деятельность созвучна с Божьей волей. Невозможно представить себе, чтобы Восточная Церковь не была духовно связана с Иерусалимом, который подает нам силу и надежду на Воскресение.

– Ваше Блаженство, чем сегодня живет Антиохийская Церковь? Кто составляет ее Полноту и как Ваша паства относится к арабо-израильскому конфликту, из-за которого подвергаются разрушениям величайшие христианские святыни?

– Главная забота Антиохийской Церкви сегодня – служение Богу, угождение воле Божьей, служение народу и наставление его на путь Спасения. Нам нужно также заботиться о полноте церковной жизни, о том, чтобы в Церкви не угасал молитвенный светильник благочестия и чистоты, чтобы люди находили утешение у духовных наставников. В первую очередь мы обращаем свою заботу на православных, особенно на тех, кто посвятили свою жизнь служению Богу. Я имею в виду священников.

Антиохийская Церковь благовествует в Сирии, Ливане, Северной, Центральной и Южной Америке, Австралии и Европе, где образованы или епархии, или представительства, которые окормляют наших соотечественников на чужбине. Есть также епархия в Багдаде и Кувейте, в государствах Персидского залива. В юрисдикции Антиохийской Церкви – знаменитый Баламандский университет в Ливане, где, помимо прочего, имеются богословский факультет, средняя школа, духовное училище и несколько монастырей.

Мы верим в то, что Бог всегда покровительствует правому делу, и поэтому надеемся, что и палестинская проблема рано или поздно придет к мирному урегулированию. Несмотря на оказываемое давление и опасность ситуации, мы не должны складывать нашего духовного оружия, нести слово искренности и убеждения. Мы должны служить делу утверждения мира и справедливости. Это требуется от каждого из нас.

– Сегодняшний Дамаск - крупный мусульманский город. Но именно здесь произошло промыслительное обращение апостола Павла. Дошли ли до наших дней свидетельства этого чудесного события?

– Город Дамаск - это встреча культур, колыбель религий и цивилизаций. В Дамаске явился Павел, "апостол языков", здесь он познакомился с учением Христа и Евангелием Спасения, из этого города понес он по миру Благую весть о Господе Иисусе. Сирия защитила христианство после Христа, из Сирии распространился по миру Ислам, призывающий к справедливости, любви и терпимости. Мы в Сирии – народ, который поклоняется единому Богу и живет в любви и солидарности. Лозунг этого народа – величие и процветание родины. Мы живем с нашими братьями-мусульманами в этой стране в послушании одному Богу. И должно ли быть иначе, если Ислам - это один из эпитетов Бога? В диалоге с мусульманами мы ощущаем милосердие Божие и трепет, которые нисходят на нас, когда мы обсуждаем наши общие проблемы. Мусульмане и христиане ведут исследования в сферах философии и богословия в поисках более глубокого и объективного понимания духовных основ веры друг друга.

Так, Омейядская мечеть хранит свидетельства о святом славном Пророке, Предтече и Крестителе Господнем Иоанне. Повсюду в Сирии вы встретите прославленные памятники истории христианства. Среди них – монастырь святой Феклы в Маалюле, монастырь Девы Марии в Сиднае, знаменитый столп Самаана и другие христианские святыни. В этом же ряду стоят имена духовных писателей и философов, украсивших арабскую христианскую словесность своими религиозными и светскими произведениями.

На окраине Дамаска, где Савл стал Павлом, находится монастырь Видения святого Павла. 29 июня мы праздновали память славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла – основателей Антиохийской Церкви.

Все это говорит о том, что мы – Восточная арабская Церковь, неотъемлемая часть Сирии, арабского мира и арабской истории. И эта Церковь в Сирии благоденствует в безопасности и мире. Сирийское государство, будучи одним из лидеров мусульманского мира, обеспечивает христианам свое покровительство и гарантирует свободу исповедания нашей веры. Поэтому растет число храмов, монастырей, духовных учебных заведений, культурных, социальных и благотворительных учреждений для православных арабов.

– Ваше Блаженство, как Вы могли бы охарактеризовать современные отношения между Церковью Великой Антиохии и Русской Православной Церковью? Есть ли общие взгляды или, быть может, общие проблемы? Что Вы пожелали бы православным людям России в новом столетии по рождестве Христовом?

– У нас очень хорошие отношения с Русской Православной Церковью. Их начало восходит ко временам, отстоящим от нас несколько веков. Имели и имеют место обмен визитами церковных делегаций, разного рода межправославные встречи, в Сирию доныне поступает помощь из России. При Антиохийской Патриархии в Дамаске аккредитован постоянный представитель Русской Православной Церкви, а в Москве - представитель Антиохийской Церкви. В наших отношениях нет никаких проблем. Эти отношения были и остаются братскими. Равным образом в советский период истории России мы продолжали поддерживать тесные отношения с единоверным русским народом. Когда учебным заведениям нашей Церкви не хватало богословов, мы посылали студентов учиться в Россию, в ее Духовные семинарии и академии.

Желаю Русской Церкви, всему народу Божию и лично Его Святейшеству Святейшему Патриарху Алексию II благоденствия и процветания, умножения сил духовных и телесных, благословенных успехов в великом деле свидетельства об Истине Христовой.

Также приношу искреннюю благодарность и признательность Международному Фонду единства православных народов, оказавшему Нам честь и удостоившему Нас своей высокой награды.


Источник: Русская Православная Церковь
(http://www.russian-orthodox-church.org.ru/nr301236.htm) ОВЦС МП


Другие статьи в разделе "Православие"
06 января 2014
РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла
Рождество Христово — центральное событие всей человеческой истории. Человек всегда искал Бога: но во всей полноте Бог Сам открыл Себя человечеству только в воплощении Своего Единородного Сына. С пришествием Сына Божия — и Сына человеческого — мир узнал, что Бог есть Любовь, а не только Высшая Сила, Бог есть Милость — а не только Мздовоздаятель, Бог есть источник жизни и радости — а не только Грозный Судья, Бог есть Святая Троица, внутренним законом жизни Которого является также любовь, — а вовсе не одинокий Владыка мира.
25 октября 2013
Янукович спровоцировал раскол внутри украинского православия
Украина не просто уверенным шагом идет в Европу, но и не менее уверенным шагом отдаляется от России, и уже совсем скоро все разговоры о «братстве народов» сойдут на нет, ибо потеряют актуальность. К такому умозаключению пришел автор аналитической передовицы украинского еженедельника «Комментарии», которого цитирует«Новый регион». «Теперь уже ясно, что скоро навсегда исчезнет, например, уточнение «Московского патриархата» из названия крупнейшей Церкви. Наверняка, кроме прочего, начнут пресекать и российскую подрывную деятельность», – прогнозирует автор статьи, которая призвана, судя по всему, задокументировать «победу» Украины над Россией в битве за право на свой западный выбор. Заявление, конечно, поражает своей безапелляционностью, особенно вопиющей на фоне возникших внутри самой УПЦ МП брожений после истории с подписью митрополита Владимира под обращением глав украинских церквей.
15 октября 2013
ЛОЖЬ И ПОДЛОСТЬ
Опубликовано Обращение украинских церквей и религиозных организаций по поводу дискуссии о европейских ценностях в Украине. В обращении говорится о том, что с давних времен украинский народ был частью европейского цивилизационного пространства, что во взаимосвязи с Европой, её духовной, культурной, образовательной , правовой традицией строилась наша общественная и государственная жизнь. Но ведь это сплошная ложь! Почему украинский народ восстал и сбросил с себя политическое и духовное господство Польши? – Потому что нашему народу силой навязывалось католичество и рабство перед польской шляхтой. Ни о какой общности духовной, культурной и правовой не могло быть и речи.
04 мая 2013
Пасхальное послание Святейшего Патриарха Кирилла архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви
Возлюбленные о Господе Преосвященные архипастыри, всечестные пресвитеры и диаконы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры! В сей великий и светозарный день сердечно поздравляю всех вас с Пасхой Господней и приветствую каждого древними и святыми словами: ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
23 января 2013
Русская Православная Церковь и ее каноническая территория
Основными проблемами РПЦ, как следует из фильма-расследования Бориса Корчевникова, представленного на НТВ, являются Украина и украинская церковь — «родина информационных вбросов», которая, по мнению автора, хочет обрести окончательную независимость и разорвать духовные связи с Россией, и галерист — Марат Гельман — «автор более половины всех информационных вбросов о церкви», пишет PublicPost. По замыслу авторов телевизионного расследования, «Не верю!» — «о неверующих, тех, кто активно распространял клевету о церкви» и, по мнению авторов, доказывает, что «большая часть информации была банальными оплаченными «вбросами». Корчевников поставил себе целью ответить на вопросы, кому и для чего понадобилось очернять церковь. Опять РПЦ ищет внешних врагов? Чем фильм так зацепил блогеров?
06 января 2013
РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла
Возлюбленные о Господе Преосвященные архипастыри, всечестные пресвитеры и диаконы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры! Ныне Святая Церковь светло и радостно прославляет таинство рождения от Пречистой Девы Марии Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.Создатель, любя Свое творение, явился во плоти, стал человеком, во всем подобным нам, кроме греха (см. 1 Тим. 3:16; Евр. 4:15). Младенец возлег в яслях Вифлеема. Он сделал это, чтобы спасти мир от духовного и нравственного упадка, освободить человека от страха смерти. Творец предлагает принять нам величайший из всех даров: Свою Божественную любовь, полноту жизни. Во Христе мы становимся способными обрести надежду, побеждающую страх, достичь святости и бессмертия.
14 декабря 2012
РПЦ и Минобороны России
Русская православная Церковь 20 декабря определится с кандидатурой старшего священника Минобороны, который фактически станет духовником Сергея Шойгу. Новую систему духовного окормления военнослужащих разрабатывает синодальный отдел по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями (председатель — протоиерей Димитрий Смирнов).... — Духовник должен окормлять не только самого министра, но и его окружение, подсказывать правильные действия, докладывать Патриарху об обнаруженных фактах безнравственности. Если кто-то в Минобороны ведет себя непотребно, пьет, ругается матом, то обязанность духовника состоит, помимо прочего, и в молитвах за сквернослова,.....
30 ноября 2012
Не совмещаемые: православие и либерализм
Православие несовместимо с либерализмом. Эта мысль все чаще звучит в устах заокеанских пропагандистов. Какую лекцию и о чем прочитал в Москве в День России бывший глава русской службы «Голоса Америки» Марк Помар. Иногда Помар оговаривался, что он якобы не претендует на истину, и что у наших стран - разные культуры. Но все равно продолжал гнуть свою линию, игнорируя наличие иных моральных ценностей. Американцы - все такие мессианцы… И если реальность не сочетается с их мнением, то тем хуже для реальности... Еще один наскок на РПЦ.
05 сентября 2012
Слово Святейшего Патриарха Кирилла на открытии заседания Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви
Сердечно приветствую всех членов Высшего Церковного Совета. Повестка дня у нас сегодня самая краткая по количеству пунктов за все время нашей с вами работы, но, наверное, самая продолжительная. Речь идет о подготовке к Архиерейскому Собору, который, как вы знаете, будет в начале февраля следующего года. Для того чтобы представить Архиерейскому Собору и всей Церкви результаты работы, в том числе работы Синодальных учреждений, нам нужно очень тщательно проанализировать ход реализации решений предыдущего Архиерейского Собора 2011 года.
28 июня 2012
Россия. Светская или религиозная?
По мнению главы синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина в России нет принципа отделения Церкви от государства. «Наше общество не светское. Часть его светская, а часть религиозная», - сказал Чаплин в ходе дискуссии в редакции журнала The New Times.«От государства отделены религиозные объединения. Это управленческие структуры религиозных организаций». Вот больше ничего этот принцип по большому счету не означает. Церковь как мировоззрение, религия как явление не может быть отделена от государства точно так же, как не может быть отделен от государства народ», - отметил Чаплин. Следует ли это понимать как то, что РПЦ считает себя частью госаппарата?