Дорогие друзья и коллеги, уважаемые посетители!
Вы посетили портал Русской Общины. Его появление вызвано острой необходимостью прекратить монополию определенных групп на информацию по главным вопросам жизни от имени русских и русскоязычных граждан Украины. ...
Православие
22 августа 2002
Газета "Советская Украина", 9 мая 1989 г. Оригинал — на украинском языке.
"За единство и перестройку". Репортаж с пресс-конференции митрополита Филарета, Экзарха Украины, 1989 г.

"no comments"

Звонят колокола. В рамках пасхальных праздников Патриарший Экзарх всея Украины, митрополит Киевский и Галицкий Филарет только что отслужил службу в соборе святого Юра и встретился в зале Львовско-Дрогобычского епархиального управления, которое находится неподалеку от собора, с журналистами, чтобы ответить на их вопросы.

Мы живем, сказал митрополит Филарет, в эпоху перестройки, в эпоху демократизации и гласности. Процесс обновления касается всего нашего общества, в том числе и Русской Православной Церкви. Это находит свое проявление, прежде всего в том, что перед Церковью открылись возможности, которых не было раньше. Государство передало нам ряд монастырей, в частности известную всему миру Киево-Печерскую Лавру, которая сыграла выдающуюся роль в нашей истории. Открыто много храмов, зарегистрированы новые религиозные общины.
 
Говоря далее о значении перестройки в деятельности Русской Православной Церкви, митрополит Филарет отметил, что теперь деятели церкви имеют возможность выступать в средствах массовой информации и широко пользуются ими, возросли и возможности распространения религиозной литературы.
 
Какой вклад в перестройку делает Церковь? Важнейшим, по мнению митрополита Филарета — это совершенствование духовно-моральной жизни общества. Без этого перестройка не может быть эффективной. Здесь у Церкви широкие возможности, которые она стремится наиболее полно использовать. Она активно участвует в деятельности Комитета защиты мира, Фонда культуры, Детского фонда имени В. И. Ленина, культурно-просветительского общества "Мемориал" и других, поддерживает их материально, денежными взносами. На Украине Православная Церковь на эти цели ежегодно выделяет свыше 8 миллионов рублей. Из них около 5 миллионов поступает на счет Фонда мира. В связи с трагическим землетрясением в Армении собрано свыше миллиона рублей в помощь пострадавшим. Но наше участие в таких событиях, подчеркнул митрополит Филарет, прежде всего в том, что мы стремимся пробуждать в сердцах и душах людей чуткость, искру сочувствия, сопереживание. Пользуясь случаем хотел бы сказать, что наши возможности по оказанию помощи перестройке, по моему мнению, еще используются не в полной мере. Они, безусловно, расширятся с принятием нового законодательства о культах.

Вопрос. Как Русская Православная Церковь относится к унии?

Ответ. Однозначно отрицательно. Почему? Вы знаете историю и, поэтому, знаете о нелегком пути Христовой Церкви к единству. Инициатива унии пришла из Рима и на практике она вылилась в борьбу не только Церквей, а и народов. Именно поэтому уния, как таковая, осуждена историей. Почему же ее ныне предлагают восстановить? Почему РПЦ против? Потому, что такое развитие событий привело бы к возрождению борьбы, которую уже пережили наши предки. Началась бы не только религиозная вражда. В нее были бы втянутые люди, далекие от религиозных проблем. Очевидно, что обострились бы межнациональные отношения. И мы должны позаботиться, чтобы этого не произошло. Унию, как известно, отменил Львовский собор 1946 года. Вы, наверное, слышали, что кое-кто в христианском мире не признает его решений, выдвигает тезис про якобы не каноничности этого собора.
 
Какая наша позиция в этом вопросе? Собор был канонический. В его работе приняли участие епископат, было духовенство, были миряне. Решения собора поддержало все население региона. Тысячи приходов края воссоединились с Русской Православной Церковью. Одним из основных аргументов, который выдвигает католическая Церковь в подтверждении тезиса о не каноничности Львовского собора, это то, что он собрался без благословения папы. Но по той же логике Брестский собор 1596 года, который провозгласил унию, тоже был неканонический, так как проходил без благословения Константинопольского патриарха и против его воли, а епископы, которые было там, еще раньше перешли в унию и, поэтому, не могли представлять Православную Церковь.

Владыко, проводится мысль, что с принятием нового закона о свободе совести, о котором уже шла речь, униатство все же будет легализовано. Так ли это?

Можно с уверенностью сказать, что речь о реанимации унии не будет идти. Для этого нет никаких оснований. Миссия нового закона, насколько знаю, состоит в том, чтобы Церковь могла свободно выполнять свою конструктивную миссию. Это касается всех ныне действующих в стране церквей.

А как быть тем гражданам, которые исповедуют католичество?

На территории Украины, кроме православной, действуют другие религии, в том числе и католическая. Те, кто называет себя украинскими католиками, могут посещать католические храмы. А те, кто исповедует веру предков, то есть православную, могут посещать православное богослужение.
 
Все же кое-кто выступает в поддержку так называемой УКЦ - Украинской Католической Церкви.
 
Мне кажется, что они подходят к вопросу формально и не задумываются о том, что произошло бы, каким бы нежелательным последствия привело бы возрождение унии на Украине. Даже теперь мы это остро ощущаем. Встречаемся с фактами враждебного отношения к Русской Православной Церкви, которую называют не благодатной, даже "церковью сатаны", проявляют неуважение к ее иерархам, призывают мирян не ходить в наши храмы. И это при условии, что УКЦ не легализована. А что было бы, если бы ее легализовали?

Речь шла и о так называемой Украинской Автокефальной Церкви. Отвечая на вопрос, митрополит Филарет сказал, что ныне в мире существует 15 Автокефальных Православных Церквей. Что надо для того, чтобы создать новую? Во-первых, надо, чтобы т.н. Церковь-мать выделила часть своих епархий в самостоятельные. Для решения этого вопроса нужно решение Поместного собора. Автокефалия должна быть признана другими Православными Церквами. Как известно, в годы гражданской войны была создана Украинская Автокефальная Церковь, однако этот акт был незаконным. Поэтому в народе ее называли «самосвятской» Церковью. Потом она была распущена, а в годы войны, во время временной немецко-фашистской оккупации Украины, её деятельность была возобновлена и ныне отдельные её приходы существуют за границей. Другие Православные Церкви их не признали. Так зачем нам сейчас отрываться от православного мира? Зачем нам такая Церковь, которая ограждает нас от людей? Вообще народ не поднимает этот вопрос. Его поднимают люди не церковные, политиканы, которые хотело бы использовать данный вопрос с целью оторвать украинских верующих от Русской Православной Церкви. А наша Церковь, как известно из истории, делает все для объединения народов. Поэтому она против автокефалии.

Вот еще вопрос, сказал митрополит Филарет, который нам задают: почему наша Церковь называется Русской? Говорят, нам нужна украинская Церковь. Но в такой постановке есть очевидный умысел. Русской наша Церковь стала называться еще со времен князя Владимира, то есть с того времен, когда еще не было в отдельности ни украинцев, ни белорусов, ни русских. Уже 1000 лет она носит это название. Сейчас к ней принадлежат и эстонцы, и латыши, и мордва, и молдаване -, и другие. Наша Церковь многонациональная и называется, так как называлась она ещё во времена Киевской Руси.

Поднимается также вопрос о том, не следовало ли бы на Украине отправлять богослужение на украинском языке. И здесь можно было бы говорить о недоразумении, если бы не было ясно, что вопрос поднимается не просто так. А суть в том, что и в Росси, и в Белоруссии, и на Украине служба проходит на славянском языке. Этот язык используется для богослужения уже свыше тысячи лет. И за границей для богослужения используется славянский язык, даже, скажем, в Канаде. Впрочем, Священный Синод уже давно дал разрешение отправлять службу и на украинском языке. Немало приходов (в особенности, например, на Волыни) используют украинский язык.

Еще раз скажу, что наша Церковь разрешает отправлять службу на родном языке, это принципиальная позиция. На китайском даже, если этого хотят православные китайцы. В связи с этим митрополит Филарет напомнил, что миссионеры, например, на Аляске, несли слово Божье языком того народа, на котором общались с ним.
 
Что касается проповедей, то они в республике читаются и на русском, и украинском языке. Все зависит от воли прихожан. В западных областях УССР — преимущественно украинский язык, в центральных и восточных областях республики в разных приходах - по-разному. Здесь все зависит, повторюсь, от воли верующих.
 
Можно говорить и о том, что за последнее время сделано много переводов на украинский язык. Так, на украинском языке, правда, пока что небольшим тиражом, вышел Новый Завет, издали Молитвослов - на славянском языке, но в украинской транскрипции, на украинском издали Требник и др. В духовных учебных заведениях вводим изучения украинского языка и литературы как предмета. Если возникнет необходимость в том, сказал Экзарх Украины, чтобы в духовных учебных заведениях на украинском языке преподавались и специальные предметы, то с нашей стороны возражений не будет. Митрополит Филарет еще раз подчеркнул, что Церковь решительно выступает против любых попыток посеять зерна межнационального раздора. Нет ни эллина, ни иудея для Христа - подчеркнул он. Все нации равны. На том стоим. И отрицательно относимся к любым попыткам поставить ту или другую нацию над другими, выделить ее.

Скажите, Владыко, как вы относитесь к попыткам некоторых групп создать так называемое Народное движение Украины за перестройку?

Критически. Почему? Мы ознакомились с проектом программы НРУ и увидели, что в нем преобладают идеи, выдвинутые партией, поддержанные народом, который активно борется за воплощение их в жизнь. Не могли мы не обратить внимания и на то место, где речь шла о Церкви, и в котором мы увидели намерения вмешиваться в наши дела. Вообще инициаторы создания НРУ ничего нового не говорят. А там, где говорят, - есть оттенок украинского сепаратизма. А мы - за единство народов.
 
Экзарх Украины подчеркнул, что церковь не может также разделить и стремлений некоторой части интеллигенции использовать религию в своих корыстных, в частности политических целях.

Русская Православная Церковь, отметил митрополит Филарет, всемерно поддерживает процесс реабилитации граждан, которые невинно пострадали во времена сталинизма. В частности, Священный Синод создал комиссию для сбора материалов относительно реабилитации представителей духовенства, которые были репрессированы в 20 -30-х годы и позднее. Попрание юридических, моральных законов, то есть преступное беззаконие, не должно повториться никогда.

Одной из важнейших сторон в деятельности Русской Православной Церкви и Украинского Экзархата, в частности, это усилия, направленные на защиту и сохранение мира на Земле. О материальном взносе верующих Украины в эту благородную миссию уже было сказано. Представители Экзархата - непременные участники миротворческих конференций, симпозиумов. Например, сказал митрополит Филарет, недавно мне пришлось возглавлять делегацию РПЦ на V Ассамблеи Всемирной конференции "Религия и мир". В ней приняли участие около 600 делегатов из 60 стран мира всех континентов. На встрече властвовал дух взаимопонимания, ответственности за будущее человечества, за жизнь на Земле.

- Можно сказать, что голос Украины в защиту мира слышен практически на всех континентах, - подчеркнул митрополит. – Только мне пришлось посетить с миротворческими миссиями свыше 60 стран мира. Общаемся как с религиозными, так и с государственными, общественными деятелями. Наводить мосты доверия между народами, бороться против угрозы ядерной войны, за расцвет человечества - есть ли более благородные цели, чем эти?
 
Митрополит Филарет рассказал также о связях Экзархата с украинцами, которые проживают за границей. Это и помощь православным приходам (в многих из них, в частности в Канаде, работают священники с Украины), и постоянные контакты с общественными организациями.

Митрополит Филарет высказался в пользу необходимости большего внимания к бывшим воинам-интернационалистам, в частности к тем, кто стал инвалидам в Афганистане. Церковь выделяет средства на их лечение, священнослужители посещают бывших "афганцев" в госпиталях или на дому.

- Хочу подчеркнуть: по моему мнению, те, кто прошел через Афганистан, пострадали большее, во всяком случае, морально, чем даже участники Великой Отечественной войны. Солдаты Великой Отечественной защищали свою Родину, в этой борьбе принимала участие вся страна, весь народ, фронт и тыл были едиными в своем стремлении одолеть ненавистного врага. В Афганистане, разумеется, было не так, отсюда и психологические стрессы у воинов-интернационалистов. Или такой момент: одни воевали и гибли, а другие их ровесники - в это время учились в вузах и техникумах, пользовались всеми благами мирной жизни. Вот почему бывшие "афганцы", инвалиды или те, кто потерял здоровье, требуют особого милосердия, чуткости от всех нас.

В заключении митрополит Филарет подчеркнул веру Русской Православной Церкви в перестройку и искреннее стремление сделать как можно больше для её успеха.


Другие статьи в разделе "Православие"
06 января 2014
РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла
Рождество Христово — центральное событие всей человеческой истории. Человек всегда искал Бога: но во всей полноте Бог Сам открыл Себя человечеству только в воплощении Своего Единородного Сына. С пришествием Сына Божия — и Сына человеческого — мир узнал, что Бог есть Любовь, а не только Высшая Сила, Бог есть Милость — а не только Мздовоздаятель, Бог есть источник жизни и радости — а не только Грозный Судья, Бог есть Святая Троица, внутренним законом жизни Которого является также любовь, — а вовсе не одинокий Владыка мира.
25 октября 2013
Янукович спровоцировал раскол внутри украинского православия
Украина не просто уверенным шагом идет в Европу, но и не менее уверенным шагом отдаляется от России, и уже совсем скоро все разговоры о «братстве народов» сойдут на нет, ибо потеряют актуальность. К такому умозаключению пришел автор аналитической передовицы украинского еженедельника «Комментарии», которого цитирует«Новый регион». «Теперь уже ясно, что скоро навсегда исчезнет, например, уточнение «Московского патриархата» из названия крупнейшей Церкви. Наверняка, кроме прочего, начнут пресекать и российскую подрывную деятельность», – прогнозирует автор статьи, которая призвана, судя по всему, задокументировать «победу» Украины над Россией в битве за право на свой западный выбор. Заявление, конечно, поражает своей безапелляционностью, особенно вопиющей на фоне возникших внутри самой УПЦ МП брожений после истории с подписью митрополита Владимира под обращением глав украинских церквей.
15 октября 2013
ЛОЖЬ И ПОДЛОСТЬ
Опубликовано Обращение украинских церквей и религиозных организаций по поводу дискуссии о европейских ценностях в Украине. В обращении говорится о том, что с давних времен украинский народ был частью европейского цивилизационного пространства, что во взаимосвязи с Европой, её духовной, культурной, образовательной , правовой традицией строилась наша общественная и государственная жизнь. Но ведь это сплошная ложь! Почему украинский народ восстал и сбросил с себя политическое и духовное господство Польши? – Потому что нашему народу силой навязывалось католичество и рабство перед польской шляхтой. Ни о какой общности духовной, культурной и правовой не могло быть и речи.
04 мая 2013
Пасхальное послание Святейшего Патриарха Кирилла архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви
Возлюбленные о Господе Преосвященные архипастыри, всечестные пресвитеры и диаконы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры! В сей великий и светозарный день сердечно поздравляю всех вас с Пасхой Господней и приветствую каждого древними и святыми словами: ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
23 января 2013
Русская Православная Церковь и ее каноническая территория
Основными проблемами РПЦ, как следует из фильма-расследования Бориса Корчевникова, представленного на НТВ, являются Украина и украинская церковь — «родина информационных вбросов», которая, по мнению автора, хочет обрести окончательную независимость и разорвать духовные связи с Россией, и галерист — Марат Гельман — «автор более половины всех информационных вбросов о церкви», пишет PublicPost. По замыслу авторов телевизионного расследования, «Не верю!» — «о неверующих, тех, кто активно распространял клевету о церкви» и, по мнению авторов, доказывает, что «большая часть информации была банальными оплаченными «вбросами». Корчевников поставил себе целью ответить на вопросы, кому и для чего понадобилось очернять церковь. Опять РПЦ ищет внешних врагов? Чем фильм так зацепил блогеров?
06 января 2013
РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла
Возлюбленные о Господе Преосвященные архипастыри, всечестные пресвитеры и диаконы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры! Ныне Святая Церковь светло и радостно прославляет таинство рождения от Пречистой Девы Марии Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.Создатель, любя Свое творение, явился во плоти, стал человеком, во всем подобным нам, кроме греха (см. 1 Тим. 3:16; Евр. 4:15). Младенец возлег в яслях Вифлеема. Он сделал это, чтобы спасти мир от духовного и нравственного упадка, освободить человека от страха смерти. Творец предлагает принять нам величайший из всех даров: Свою Божественную любовь, полноту жизни. Во Христе мы становимся способными обрести надежду, побеждающую страх, достичь святости и бессмертия.
14 декабря 2012
РПЦ и Минобороны России
Русская православная Церковь 20 декабря определится с кандидатурой старшего священника Минобороны, который фактически станет духовником Сергея Шойгу. Новую систему духовного окормления военнослужащих разрабатывает синодальный отдел по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями (председатель — протоиерей Димитрий Смирнов).... — Духовник должен окормлять не только самого министра, но и его окружение, подсказывать правильные действия, докладывать Патриарху об обнаруженных фактах безнравственности. Если кто-то в Минобороны ведет себя непотребно, пьет, ругается матом, то обязанность духовника состоит, помимо прочего, и в молитвах за сквернослова,.....
30 ноября 2012
Не совмещаемые: православие и либерализм
Православие несовместимо с либерализмом. Эта мысль все чаще звучит в устах заокеанских пропагандистов. Какую лекцию и о чем прочитал в Москве в День России бывший глава русской службы «Голоса Америки» Марк Помар. Иногда Помар оговаривался, что он якобы не претендует на истину, и что у наших стран - разные культуры. Но все равно продолжал гнуть свою линию, игнорируя наличие иных моральных ценностей. Американцы - все такие мессианцы… И если реальность не сочетается с их мнением, то тем хуже для реальности... Еще один наскок на РПЦ.
05 сентября 2012
Слово Святейшего Патриарха Кирилла на открытии заседания Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви
Сердечно приветствую всех членов Высшего Церковного Совета. Повестка дня у нас сегодня самая краткая по количеству пунктов за все время нашей с вами работы, но, наверное, самая продолжительная. Речь идет о подготовке к Архиерейскому Собору, который, как вы знаете, будет в начале февраля следующего года. Для того чтобы представить Архиерейскому Собору и всей Церкви результаты работы, в том числе работы Синодальных учреждений, нам нужно очень тщательно проанализировать ход реализации решений предыдущего Архиерейского Собора 2011 года.
28 июня 2012
Россия. Светская или религиозная?
По мнению главы синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина в России нет принципа отделения Церкви от государства. «Наше общество не светское. Часть его светская, а часть религиозная», - сказал Чаплин в ходе дискуссии в редакции журнала The New Times.«От государства отделены религиозные объединения. Это управленческие структуры религиозных организаций». Вот больше ничего этот принцип по большому счету не означает. Церковь как мировоззрение, религия как явление не может быть отделена от государства точно так же, как не может быть отделен от государства народ», - отметил Чаплин. Следует ли это понимать как то, что РПЦ считает себя частью госаппарата?