Дорогие друзья и коллеги, уважаемые посетители!
Вы посетили портал Русской Общины. Его появление вызвано острой необходимостью прекратить монополию определенных групп на информацию по главным вопросам жизни от имени русских и русскоязычных граждан Украины. ...
Православие
24 июля 2002 Александр Радзиевский
Радзиевский Александр Иванович, доктор экономических наук, старший научный сотрудник, ведущий научный сотрудник Института экономического прогнозирования НАН Украины
Сохранение духовно-культурного единства и выход из экономического кризиса Украины и России

Термин “единство” используется нами в смысле одинаковости, тождественности сопоставляемых объектов, т.е. духовности и культуры Украины и России. Иными словами, духовно-культурное единство Украины и России может определяться как вхождение их в единое духовно-культурное пространство. О сохранении этого единства речь может идти в том случае, если наблюдаются процессы, его разрушающие, разделяющие на два обособленных духовно-культурных пространства.

И Украина, и Россия являются полиэтническими государствами. Однако в их составе по результатам переписи населения в 1989 году доминируют соответственно украинцы (72,7%) и русские (81,5%). На Украине русские составляют 22,1% (11,355 млн. чел), в России украинцы - 2,97% (4,363 млн.чел.). Поэтому именно соотношение духовности и культуры русских и украинцев определяет степень общности, наличие или отсутствие единого духовно-культурного пространства Украины и России.
 
Ранее нами отмечалось1, что культура любого народа определяется прежде всего культом, которому он поклоняется, и языком – материальным выразителем этого поклонения. Поэтому в основе формировавшихся на протяжении последних 1111 лет украинской и русской культур лежат Православие и церковно-славянский язык, язык преподобного Нестора – летописца, т.е. лежит древнерусская культура. Лишь с образованием в конце XVIII и в начале XIX столетий украинского и русского литературных языков древнерусская культура трансформируется в украинскую и русскую культуры. Но в духовном плане и украинская, и русская культуры остаются едиными, так как в их основе лежит один культ, единая Православная вера. Поэтому можно утверждать, что сохранение духовно-культурного единства Украины и России определяется состоянием Православия в обоих государствах.
 
Для неправославных украинцев и русских проблема сохранения единого для Украины и России духовно-культурного пространства перемещается из сферы религиозной, духовной в сферу языковую и конкретно воплощается в проблеме установления на Украине для русского языка статуса если не государственного, то официального.
 
Объективный анализ действительности позволяет утверждать, что на Украине развиваются процессы, направленные на разрушение духовно-культурного единства Украины и России. “Идет тихая война против нашего и других славянских народов, когда-то активно православно-христианских… Идет процесс тихой космополитизации нашего народа…, стирание не только его этнических особенностей, но и той духовной атмосферы, которая позволяла ему выживать”2 . Проявляется она в протестантской и католической экспансии, в насаждении тоталитарных сект и восточных культов, в продолжающемся расколе в Православии.
 
Положение в обществе канонической Украинской Православной Церкви (УПЦ), окормляемой Митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром (Сабоданом), является доминирующим. Из 63,4% населения Украины, относящего себя к верующим, 71,8% -православные. Прихожанами УПЦ являются 35 миллионов человек3.
 
Однако фактически проводимая политика властей Украины в отношении Православия вызывает определенные опасения. Согласно Конституции Украины церковь отделена от государства. Фактически же складывается впечатление, что государство ставит своей целью в области религии создание единой Украинской Поместной Церкви за счет объединения канонической УПЦ с неканоническими Украинской Православной Церковью Киевского Патриархата и Украинской Автокефальной Церковью. Более того, существует предположение, что в дальнейшем это объединение распространится и на Украинскую Греко-Католическую Церковь. В пользу этого, в частности, говорит приглашение Президентом Украины Папы Римского Иоанна Павла II посетить Украину, реализация которого, судя по опубликованным материалам Администрации Президента Украины и Министерства иностранных дел Украины 4, была отложена в связи с президентскими выборами.
 
В канву отрыва православных Украины от православных России ложится и факт неучастия Украины (кроме г.Севастополя) в организованном Международным фондом единства православных народов Крестном ходе по водам великих славянских рек: Волги, Днепра, Западной Двины, которому был придан статус специальной Патриаршей программы и который вошел в число основных мероприятий по подготовке к встрече третьего тысячелетия и празднованию 2000-летия Христианства. Православные Украины хотели в нем участвовать, потому что понимали роль Крестного хода в деле защиты Святого Православия. Но не смогли, так как Президент Украины обратился к Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II с просьбой не проводить Крестный ход в других, кроме Севастополя, городах Украины, и официальное благословение было дано только на крымский промежуток5 .
 
В свете приведенных фактов возникает вопрос: не ставится ли задача осуществления новой унии, которая послужила бы такой духовной трансформации Восточной Украины, какой подверглась после Брестской унии Западная Украина, и тем самым на этой духовной основе греко-католицизма объединила бы Восток и Запад Украины и оторвала бы уже униатскую Украину от православной России?
 
Аналогичной направленности наблюдаются процессы и в области фактического статуса русского языка на Украине. Действительно, согласно переписи населения Украины в 1989г. родным языком назвали русский 16,898 млн. чел., или каждый третий. Фактически на нем разговаривало около половины населения страны. В соответствии же с нынешней языковой концепцией им должны были бы пользоваться только 11,355 млн. русских. Ведь в ее основе лежит та точка зрения, согласно которой русский язык является чуждым Украине, ей органически не свойственным. Нами научно было доказано, что русский язык такой же местный, коренной, как и украинский язык6. Тем не менее эта точка зрения проводится в жизнь. Об этом, в частности, свидетельствует практика искоренения общеобразовательных школ с русским языком обучения в Киеве, где в 1991г. насчитывалось 135 украинских и 129 русских школ, в 1992г. соответственно 154 и 72, в 1993-280 и 39, в 1994-306 и 35. В 1998г. в первый класс русских школ принято менее 9% от общего числа первокласников. По состоянию на 01.09.98 в Киеве не осталось ни одного дошкольного учебного заведения с русским языком обучения и воспитания, хотя русские составляют в столице более 22% населения7.
 
Подтверждает существование именно такой фактической языковой политики на Украине опубликованный проект Закона Украины “О развитии и употреблении языков на Украине”, статья 2 которого гласит: “1. Государственным языком на Украине является украинский язык. Он является основным средством общения во всех сферах общественной жизни на всей территории Украины. 2. Государственный язык является обязательным для использования в деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, объединений граждан, учреждений, организаций, а также предприятий независимо от форм собственности”8. Причем этот проект содержит раздел IX Ответственность за нарушения законодательства Украины о языках, в соответствии со статьей 32 которого: “Личности, виновные в нарушении законодательства о языках, несут дисциплинарную, административную или криминальную ответственность согласно действующему законодательству Украины”9.
 
Наряду с рассмотренными выше факторами разрушению единого духовно-культурного пространства Украины и России могут способствовать протекающие на Украине демографические процессы. Согласно расчетам ведущих демографов Украины численность ее населения в 2026г. уменьшится до 42 млн. чел.10, причем более трети 16-летних юношей не имеет шансов дожить до пенсионного возраста11. Единственным источником роста численности населения Украины является миграция,12 которая будет вести к изменению современной ментальной среды и тем самым способствовать разрушению духовно-культурного единства Украины и России. Пример тому – уже сейчас наблюдающиеся в Автономной Республике Крым процессы.
 
Существует ли взаимосвязь между процессами, происходящими в духовно-культурной жизни Украины и России и в сфере их экономик? Ответ на этот вопрос вытекает из общефилософского утверждения о существовании тесной взаимосвязи между базисом (экономика) и надстройкой (духовность, культура) государства. Очевидной является и негативная направленность влияния разрушения духовно-культурного единства Украины и России на существующие между ними экономические связи. Но может быть это для Украины и хорошо, так как приведет к усилению экономических связей с богатыми и более развитыми в промышленном отношении странами Запада?
 
Для ответа на поставленный вопрос приведем данные, характеризующие изменение структуры промышленности Украины.

Таблица 1

Структура промышленного производства Украины в 1990-1998гг.

 (к общему итогу в текущих ценах) (%)

 

Годы

 

1990

1992

1993

1994

1995

1996

1997

1998

 

Всего, в том числе электроэнергетика

100

2,9

100

6,6

100

10,1

100

12,5

100

11,4

100

12,6

100

12,9

100

14,7

 

топливная промышленность

7,4

15,2

9,3

11,9

13,2

12,1

11,2

11,5

 

черная металлургия

9,4

23,1

18,2

21,1

21,9

21,6

23,2

23,1

 

машиностроение и металлообработка

28,2

18,5

19,4

15,9

16,0

15,0

15,4

17,6

 

легкая промышленность

11,2

6,7

6,1

4,3

2,7

2,1

1,7

1,5

 

пищевая промышленность

22,9

12,8

19,2

16,6

15,0

16,3

17,1

15,0

 

другие отрасли

18,0

17,1

17,7

17,7

19,8

20,3

18,5

16,6

 


Приведенные данные позволяют установить, что на рассматриваемом отрезке времени удельный вес электроэнергетики, топливной промышленности и черной металлургии во всей промышленности вырос в 2,5 раза, а продукции машиностроительного комплекса-уменьшился в 1,6 раза, пищевой промышленности-в 1,5 раза, легкой промышленности-в 7,5 раза.
 
Стоимостную характеристику изменения структуры промышленности Украины дополняют изменения натуральных показателей. Так, в 1998г. по сравнению с 1989г. объем производства сократился электроэнергии в 1,7 раза, железной руды-2,15, стали-2,2, минеральных удобрений-2,65, металлорежущих станков-16,0, тракторов-35,9, экскаваторов-36,8, магнитофонов-141,9, телевизоров-132,8, тканей-14, обуви-22,7, трикотажных изделий-59,7, мяса-9,2, цельномолочной продукции-11,5, сахара-песка-3,5, сливочного масла-4,1, подсолнечного масла-2,3, колбасных изделий-7 раз.
 
В сельском хозяйстве производство зерна уменьшилось в 2,01 раза, сахарной свеклы-3,4, подсолнечника-1,3, картофеля-1,25, овощей-1,36, молока-1,78, яиц-2,1, шерсти-6,7, мяса в живом весе-2,48 раза.
 
Приведенные данные позволяют сделать вывод о том, что изменение структуры экономики Украины идет в пользу сырьевых отраслей и отраслей первичной переработки сырья и материалов. Каковы причины таких отрицательных для Украины изменений структуры экономики? Ответ прост и неопровержим: в условиях отхода государства от регулирования экономики и внешнеэкономических связей и резкого снижения емкости внутреннего рынка эти изменения вызваны воздействием на народное хозяйство Украины мирового рынка, внешнеэкономических связей. Это подтверждают данные таблицы 2, отражающие структуру ввоза и вывоза по отраслям тяжелой, легкой, пищевой промышленности и сельского хозяйства.
 
Отметим, что неорганизованный “челночный” бизнес не находит своего отражения в таблице 2. Учтем также, что либерализация внешней торговли привела к переориентации экономики Украины с рынков СНГ на рынки дальнего зарубежья, причем не только экспорта, но и импорта13. На этих рынках покупают у Украины преимущественно продукцию черной металлургии, химической промышленности, сельского хозяйства. Продукцию машиностроения и металлообработки ранее Украина широко поставляла в Россию и другие государства СНГ, на рынках дальнего зарубежья реализовать ее оказалось невозможным. В условиях долларизации Украины и завышенного курса гривни как официальная, так и “челночная” внешняя торговля резко увеличили ввоз в страну товаров народного потребления, а сельскохозяйственные предприятия в погоне за долларами стали вывозить за рубеж живой скот, шкуры крупного рогатого скота и семена подсолнечника. Если в 1988г. преобладающая часть продукции аграрно-промышленного комплекса (АПК) Украины вывозилась после ее переработки и продукция пищевой промышленности составляла 14,9% от общего экспорта, то в 1998г. ее доля уменьшилась в четыре раза.

Таблица 2

 Отраслевая структура внешней торговли Украины в 1988 и 1999 гг. 

(%)

 

Импорт

Экспорт

Годы

1988

1998

1988

1998

Тяжелая промышленность

68

86,32

72,0

80,91

в том числе машиностроение и металлообработка

33,3

23,27

36,7

14,3

Легкая промышленность

17,7

4,31

6,1

5,24

Пищевая промышленность

8,9

4,4

14,9

3,67

Сельское хозяйство

2,6

2,77

3,7

7,25

Другие отрасли

2,8

2,2

3,3

2,93


Более глубокий анализ экспорта АПК Украины за 1994-1997гг. позволил сделать вывод о том, что в страны дальнего зарубежья поставляются преимущественно сырье или полуфабрикаты низкой степени переработки. Преобладающая часть его продукции и особенно высокой степени переработки экспортируется в Россию и другие страны СНГ14.
 
Таким образом, именно переориентация внешнеэкономических связей со стран СНГ и прежде всего России на страны дальнего зарубежья является причиной приведенных выше изменений структуры экономики Украины15.
 
Но разрушение духовно-культурного единства Украины и России как раз и имеет своей целью усиление ориентации Украины на протестантско-католический Запад с его духом наживы, поклонением золотому тельцу. Его последствия-не только потеря украинским народом своей православной духовности, своего менталитета, но и дальнейшее снижение жизненного уровня, сокращение его численности.
 
Только сохранение духовно-культурного единства Украины и России, их тесное сотрудничество позволит им принять вызов стран “золотого миллиарда”, не дать утвердиться на их территории планетарному тоталитаризму16, выйти из кризиса, из руины, в очередной раз возродиться из пепла!

1 См.: Радзиевский А.И. Вера, язык и память о прошлом – прочный фундамент нашего будущего // Диалог украинской и русской культур в Украине: Материалы III конф. / Фонд поддержки русской культуры в Украине, Комитет Верховной Рады Украины по вопр. свободы слова и информации, Ин-т социологии НАН Украины, Национ. ин-т укр.-рос. отношений; Редкол.: Н.А. Шульга (гл. ред.) и др. – К., 1999. С 124-125.
 
2 Баранчук С. За лаштунками четвертої влади // Православний вісник. 1999. №1. С. 46
 
3 См. : Песоцкий Н. Спаси, Господи, люди Твоя… // Православний вісник. 1999. №2. С. 41.
 
4 См.: Кривицкая Е. Современная дипломатия и уроки истории // Запорожье православное. 1999.№ 10 (82), октябрь. С. 4-5.
 
5 См.: Алексеенко Н. Крестный ход-призыв к миру и согласию // Регион. 1999. № 26 (195), 14-21 авг. С. 11; Московские священники дальше Севастополя не пойдут? // Сегодня. 1999. № 145 (400), 6 авг. С. 4.
 
6 См.: Радзиевский А.И. Украина и русский язык // Диалог украинской и русской культур в Украине: Материалы конф. / Фонд поддержки русской культуры в Украине, Комитет Верховной Рады Украины по правам человека, нац. меньшинствам и межнац. отнош., Ин-т социологии НАН Украины, Ин-т нац. отношений и политологии НАН Украины; Редкол.: Н.А.Шульга (гл. ред.) и др.-К., 1998. С. 67-73.
 
7 См.: Красняков Е. Беда не в законах, а в их вольной трактовке // Парламент. 1998. № 03. 2 дек. С. 4.
 
8 Закон України (проект)“Про розвиток і застосування мов в Україні // Відродження.1999. № 4. С. 3.
 
9 Там же. С. 7.
 
10 См.: Стешенко В.С. Відтворення населення в регіонах України з різним рівнем забруднення навколишнього середовища: сучасний стан та перспективи // Фундаментальні соціально-економічні проблеми: Матеріали республіканської науково-методичної конференції ( Київ, 18-19 лютого 1999р.) / НАН України, Рада по вивченню продуктивних сил України, Державний Фонд Фундаментальних Досліджень. Науковий редактор Столяров В.Ф.-К., 1999. С. 71.
 
11 См.: Лібанова Е.М. Теоретичні основи формування соціально-демографічної політики в перехідному періоді // Там же. С. 67.
 
12 Там же. С. 66.
 
13 См.: Экономика Украины и торгово-экономические связи с Россией. Аналитический доклад. НАН Украины. Институт экономики. Киев, 1999, апрель. С. 15.
 
14 См.: Звіт з науково-дослідної роботи “Дослідження динаміки та взаємозв’зку внутрішнього виробництва та зовнішньоекономічної діяльності України (заключний)”. НАН України. Інститут економічного прогнозування. УДК 382. № державної реєстрації 0198V000448. Київ, 1998. С. 43-76.
 
15 См.: Иларионов В.В., Филимонов П.И. Украина, Белоруссия, Россия: родные, ставшие получужими // Экономическая газета. 1999. № 27 (248), июль. С. 7 (Москва); Соколенко С.І. Глобалізація і економіка України. К., 1999. С. 85.
 
16 См.: Моисеев Н. Агония // Свободная мысль. 1999. №5. С. 16; Моисеев Н. Есть ли будущее у России? (Размышления в свете анализа общепланетарной картины) // Наш современник. 1996. № 10. С. 167.

Другие статьи в разделе "Православие"
06 января 2014
РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла
Рождество Христово — центральное событие всей человеческой истории. Человек всегда искал Бога: но во всей полноте Бог Сам открыл Себя человечеству только в воплощении Своего Единородного Сына. С пришествием Сына Божия — и Сына человеческого — мир узнал, что Бог есть Любовь, а не только Высшая Сила, Бог есть Милость — а не только Мздовоздаятель, Бог есть источник жизни и радости — а не только Грозный Судья, Бог есть Святая Троица, внутренним законом жизни Которого является также любовь, — а вовсе не одинокий Владыка мира.
25 октября 2013
Янукович спровоцировал раскол внутри украинского православия
Украина не просто уверенным шагом идет в Европу, но и не менее уверенным шагом отдаляется от России, и уже совсем скоро все разговоры о «братстве народов» сойдут на нет, ибо потеряют актуальность. К такому умозаключению пришел автор аналитической передовицы украинского еженедельника «Комментарии», которого цитирует«Новый регион». «Теперь уже ясно, что скоро навсегда исчезнет, например, уточнение «Московского патриархата» из названия крупнейшей Церкви. Наверняка, кроме прочего, начнут пресекать и российскую подрывную деятельность», – прогнозирует автор статьи, которая призвана, судя по всему, задокументировать «победу» Украины над Россией в битве за право на свой западный выбор. Заявление, конечно, поражает своей безапелляционностью, особенно вопиющей на фоне возникших внутри самой УПЦ МП брожений после истории с подписью митрополита Владимира под обращением глав украинских церквей.
15 октября 2013
ЛОЖЬ И ПОДЛОСТЬ
Опубликовано Обращение украинских церквей и религиозных организаций по поводу дискуссии о европейских ценностях в Украине. В обращении говорится о том, что с давних времен украинский народ был частью европейского цивилизационного пространства, что во взаимосвязи с Европой, её духовной, культурной, образовательной , правовой традицией строилась наша общественная и государственная жизнь. Но ведь это сплошная ложь! Почему украинский народ восстал и сбросил с себя политическое и духовное господство Польши? – Потому что нашему народу силой навязывалось католичество и рабство перед польской шляхтой. Ни о какой общности духовной, культурной и правовой не могло быть и речи.
04 мая 2013
Пасхальное послание Святейшего Патриарха Кирилла архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви
Возлюбленные о Господе Преосвященные архипастыри, всечестные пресвитеры и диаконы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры! В сей великий и светозарный день сердечно поздравляю всех вас с Пасхой Господней и приветствую каждого древними и святыми словами: ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
23 января 2013
Русская Православная Церковь и ее каноническая территория
Основными проблемами РПЦ, как следует из фильма-расследования Бориса Корчевникова, представленного на НТВ, являются Украина и украинская церковь — «родина информационных вбросов», которая, по мнению автора, хочет обрести окончательную независимость и разорвать духовные связи с Россией, и галерист — Марат Гельман — «автор более половины всех информационных вбросов о церкви», пишет PublicPost. По замыслу авторов телевизионного расследования, «Не верю!» — «о неверующих, тех, кто активно распространял клевету о церкви» и, по мнению авторов, доказывает, что «большая часть информации была банальными оплаченными «вбросами». Корчевников поставил себе целью ответить на вопросы, кому и для чего понадобилось очернять церковь. Опять РПЦ ищет внешних врагов? Чем фильм так зацепил блогеров?
06 января 2013
РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла
Возлюбленные о Господе Преосвященные архипастыри, всечестные пресвитеры и диаконы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры! Ныне Святая Церковь светло и радостно прославляет таинство рождения от Пречистой Девы Марии Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.Создатель, любя Свое творение, явился во плоти, стал человеком, во всем подобным нам, кроме греха (см. 1 Тим. 3:16; Евр. 4:15). Младенец возлег в яслях Вифлеема. Он сделал это, чтобы спасти мир от духовного и нравственного упадка, освободить человека от страха смерти. Творец предлагает принять нам величайший из всех даров: Свою Божественную любовь, полноту жизни. Во Христе мы становимся способными обрести надежду, побеждающую страх, достичь святости и бессмертия.
14 декабря 2012
РПЦ и Минобороны России
Русская православная Церковь 20 декабря определится с кандидатурой старшего священника Минобороны, который фактически станет духовником Сергея Шойгу. Новую систему духовного окормления военнослужащих разрабатывает синодальный отдел по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями (председатель — протоиерей Димитрий Смирнов).... — Духовник должен окормлять не только самого министра, но и его окружение, подсказывать правильные действия, докладывать Патриарху об обнаруженных фактах безнравственности. Если кто-то в Минобороны ведет себя непотребно, пьет, ругается матом, то обязанность духовника состоит, помимо прочего, и в молитвах за сквернослова,.....
30 ноября 2012
Не совмещаемые: православие и либерализм
Православие несовместимо с либерализмом. Эта мысль все чаще звучит в устах заокеанских пропагандистов. Какую лекцию и о чем прочитал в Москве в День России бывший глава русской службы «Голоса Америки» Марк Помар. Иногда Помар оговаривался, что он якобы не претендует на истину, и что у наших стран - разные культуры. Но все равно продолжал гнуть свою линию, игнорируя наличие иных моральных ценностей. Американцы - все такие мессианцы… И если реальность не сочетается с их мнением, то тем хуже для реальности... Еще один наскок на РПЦ.
05 сентября 2012
Слово Святейшего Патриарха Кирилла на открытии заседания Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви
Сердечно приветствую всех членов Высшего Церковного Совета. Повестка дня у нас сегодня самая краткая по количеству пунктов за все время нашей с вами работы, но, наверное, самая продолжительная. Речь идет о подготовке к Архиерейскому Собору, который, как вы знаете, будет в начале февраля следующего года. Для того чтобы представить Архиерейскому Собору и всей Церкви результаты работы, в том числе работы Синодальных учреждений, нам нужно очень тщательно проанализировать ход реализации решений предыдущего Архиерейского Собора 2011 года.
28 июня 2012
Россия. Светская или религиозная?
По мнению главы синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина в России нет принципа отделения Церкви от государства. «Наше общество не светское. Часть его светская, а часть религиозная», - сказал Чаплин в ходе дискуссии в редакции журнала The New Times.«От государства отделены религиозные объединения. Это управленческие структуры религиозных организаций». Вот больше ничего этот принцип по большому счету не означает. Церковь как мировоззрение, религия как явление не может быть отделена от государства точно так же, как не может быть отделен от государства народ», - отметил Чаплин. Следует ли это понимать как то, что РПЦ считает себя частью госаппарата?