Дорогие друзья и коллеги, уважаемые посетители!
Вы посетили портал Русской Общины. Его появление вызвано острой необходимостью прекратить монополию определенных групп на информацию по главным вопросам жизни от имени русских и русскоязычных граждан Украины. ...
Православие
20 июля 2002 Александр РАДЗИЕВСКИЙ
Радзиевский Александр Иванович, доктор экономических наук, старший научный сотрудник, ведущий научный сотрудник Института экономического прогнозирования НАН Украины
Вера, язык и память о прошлом -- прочный фундамент нашего будущего

Рассматривая широкий круг вопросов и проблем в рамках диалога украинской и русской культур, полезно вспомнить определение понятия "культура" (лат. cultura) знаменитым Энциклопедическим словарем: "если говорят о К. в более тесном смысле, не обозначая определенно, о какой К. идет речь, то под словом К. разумеется обыкновенно К. духовная"1, которая здесь же определяется как язык, обычаи и нравы, верования, знания, литература и т.п. Как видим, важнейшими составляющими понятия "культура" являются язык и вера, что, впрочем, вытекает и само собой из того, что это понятие может рассматриваться как производное от понятия "культ" (лат. cultus)-почитание, поклонение2. Поэтому культура любого народа определяется, прежде всего, культом, которому он поклоняется, и языком, материальным выразителем этого поклонения.

Такое же понимание культуры дает и Советский энциклопедический словарь: "Понятие К....в более узком смысле-сфера духовной жизни людей"3. В Большой Советской Энциклопедии, в частности, отмечается: "Важнейшая цель социалистич. К. – формирование нового человека, превращение науч. марксистско-ленинского мировоззрения в осознанное убеждение каждого члена общества, воспитание в нем высоких нравств. качеств, обогащение его духовного мира"4. Тем самым подтверждается то, что верой советского народа была вера в коммунизм, устанавливающая в качестве цели жизни нового человека построение царства земного-коммунизма. Хотя известный ученый и общественный деятель М.И. Туган-Барановский и отмечал: "социализм не может и не должен стать новой религией. Как религия, социализм жалок и беспомощен-разве он может преодолеть беспредельность пространства и времени? Разве социализм может преодолеть смерть? Бессмертная смерть будет по-прежнему царить над миром – этот основной диссонанс нашей жизни всегда будет окутывать ее траурным покрывалом"5. Это предвидение оказалось пророческим: события конца XX-го столетия показали всему миру, что новая коммунистическая вера не смогла вытеснить Православие, и жители Украины в своем подавляющем большинстве были и остаются в разной мере воцерковленными православными. Поэтому можно утверждать, что в основе сформировавшихся на протяжении 1100 лет украинской и русской культур лежат Православие и церковнославянский язык, язык преподобного Нестора-летописца, т.е. лежит древнерусская культура. Лишь с образованием в конце XVIII и в начале XIX столетий украинского и русского литературных языков древнерусская культура трансформируется в украинскую и русскую культуры.
Ранее нами6 был рассмотрен вопрос о соотношении русского языка и Украины и на базе научного анализа исторических фактов был сделан вывод о том, что русский язык не является привнесенным на Украину извне, чуждым ей. Он такой же местный, коренной, как и украинский язык. Следовательно, с Украиной одинаково связаны и русская, и украинская культуры. Относить к Украине только украинскую культуру неправомерно. Если же развивающиеся на Украине на основе Православия русскую и украинскую культуры определять как православную культуру, то в таком контексте украинская и русская культуры становятся едиными. Поскольку для верующих первичным является дух, а вторичным-материя, определение развивающейся на Украине культуры как православной вполне обосновано.
Итак, главная ценность развивающейся на Украине культуры – Православие. Язык же носит подчиненный, хотя и тесно связанный с Православием характер, так как богослужение на Руси всегда велось7 и сейчас ведется на церковнославянском языке. Причем против перехода с церковнославянского на украинский, русский или белорусский языки выступают не только простые прихожане храмов и священство, но и такие выдающиеся ученые современности, как академик Д.С. Лихачев8. Многовековая история также указывает на то, что именно Православие позволило сохранить идентичность нашего народа, не допустило другим народам ассимилировать его. Для обоснования этого утверждения обратимся к началу XX-го столетия, когда "Полный свод законов Российской Империи" в Ст. 62 утверждал: "Первенствующая и господствующая в Российской Империи вера есть Христианская Православная Кафолическая Восточного исповедания"9. Вместе с тем Ст. 67 гласила: "Свобода веры присвояется не токмо Христианам иностранных исповеданий, но и Евреям, Магометанам и язычникам: да все народы, в России пребывающие, славят Бога Всемогущаго разными языки по закону и исповеданию праотцев своих, благословляя царствование Российских Монархов и моля Творца вселенной о умножении благоденствия и укреплении силы Империи"10.
В свете приведенных положений очевидно, что население Российской Империи никак не могло определяться единым термином, т.е. как русское население. Речь шла о российских, или, что то же самое, русских подданых. В царской России фигурировали не русские, украинцы, белорусы, поляки, евреи и узбеки, а православные, католики, иудеи и мусульмане. И это понятно: в царской России духовный фактор имел первенство перед материальным, вера в Бога ставила целью для каждого достижение Царства Небесного, а не земного. Но можно ли говорить, что в Царской России было полное равноправие православных, католиков, иудеев, мусульман и язычников? Конечно же нет. Ведь, во-первых, Православие было "первенствующим и господствующим", а, во-вторых, согласно Ст. 63 Полного свода законов: "Император, Престолом Всероссийским обладающий, не может исповедывать никакой иной веры, кроме Православной"11. И если от вероисповедания переходить к его носителям по национальному признаку, то следует признать, что в Российской Империи равными правами обладали русские, украинцы, белорусы и лица прочих национальностей, исповедовавшие Православие. Поскольку же царь был православный и русский, то, присягая ему на верность подданства на кресте и Евангелии или по своей вере и закону, все подданные мужского пола, достигшие двенадцатилетнего возраста, всякого чина и звания и независимо от национальности и вероисповедания, становились русскими подданными12, часть которых, хотя по своим вере и языку не относилась к тем, кто развивал православную культуру, как верноподданные почитала ее в качестве первенствующей и господствующей в Российской Империи. В виду того, что православными, составлявшими подавляющее большинство населения России, в основном, были русские, украинцы и белорусы, обьединявшиеся понятием "русские", термины "русский" и "православный" практически употреблялись как тождественные. Ф.М. Достоевский поэтому и отмечал: "Русский и православный-слова синонимы"13. В контексте этого высказывания Ф.М. Достоевского синонимичными становятся и понятия русской и православной культур.
Обратимся к более удаленным от нас временам и вспомним, что украинский народ в своем подавляющем большинстве, несмотря на жестокие и непрерывные попытки поляков и перешедшей под их руку части украинской старшины, так и не принял унию с католичеством, не изменил Православию. А запорожским казаком мог быть и поляк, и турок, и еврей, но отрекшийся от веры своих предков и принявший Православие. Первой заповедью запорожца была защита Православия13, готовность положить живот свой во славу Божию и за любимое Отечество! Вспомним и выразителя духа Запорожского казачества Тараса Бульбу, последние мгновения его славной, вольной и героической жизни, и в попаляющем его огне грозно предупреждающего своих врагов: "Что взяли, чортовы ляхи? Думаете, есть что-нибудь на свете, чего бы побоялся козак? Постойте же, придет время, будет время, узнаете вы, что такое православная русская вера!"14.
Предсмертные слова Тараса Бульбы оказались пророческими: Вера православная сыграла решающую роль в будущем украинского народа. В ходе освободительной войны украинского народа под руководством Б.З. Хмельницкого стало очевидно, что избежать окатоличивания, а, следовательно, и полонизации сама Украина не сможет. Поэтому перед руководством Украины и встал вопрос о воссоединении с православной Россией. Сохранить Православие для украинского народа означало сохранить себя, свою нацию. Это и отмечал в своем обращении к украинскому народу 8(18) января 1654 г. в Переяславе Б.З. Хмельницкий: "Господа полковники, асаулы, сотники, все войско Запорожское! Бог освободил нас из рук врагов нашего восточного православия, хотевших искоренить нас так, что и имя русское не упоминалось в нашей земле..." (выделено мною-А.Р.)15. Интересно отметить, что намного раньше Ф.М. Достоевского Б.З. Хмельницкий практически поставил знак равенства между понятиями "русский" и "православный"!
Вспомним также и то, что против войск Б.З. Хмельницкого выступили окатоличенная украинская шляхта и греко-католическая церковь. А накануне битвы под Берестечком в польском лагере греко-католическое духовенство во главе с василианским священником игуменом Яковом Сушею отслужило молебн о даровании победы польскому войску! После битвы, которую выиграли поляки, король Ян Казимир наградил Якова Сушу драгоценными знаками сана убитого в казацком лагере православного митрополита Иоасафа и назначил его униатским епископом в Холме16.
В пользу вышеизложенного говорят и другие многочисленные факты из исторического прошлого украинского и русского народов, содержащиеся, в частности, в трудах известного своим украинофильством выдающегося российского историка Н.И. Костомарова. Так, литовские князья, заменившие на Руси род св. Владимира после овладения Ольгердом Киевом и Переяславом с их землями, сделались такими же русскими по вере и по усвоенной ими народности, какими были князья предшествовавшего им рода. Когда же сын Ольгерда и его преемник на великокняжеском престоле Ягелло (иначе Ягайло) соединился браком с польской королевой Ядвигой и принял католичество, то стал способствовать распространению католической веры и внедрению польской народности на Руси. Понятие о вере тесно сливалось с понятием о народности. Кто был католиком, тот был уже поляком, кто считал себя и назывался русским, тот был православным. Принадлежность к православной вере была самым наглядным признаком принадлежности к русскому народу. Переходя из Православия в католичество, представители известных русских родов: Острожские, Заславские, Вишневецкие, Збаражские,- утрачивали и свой родной язык.
В польской и литовской Руси наблюдалось постоянно увеличивающееся влияние и господство польского языка, которое, наконец, довело сложившийся особый русский письменный язык до того, что он стал почти польским языком, только с удержанием русской фонетики. Польское влияние отразилось и на простонародной речи: польские слова, выражения и обороты стали входить в простонародный язык малорусской и белорусской ветвей17. Так что теория нашего современника А.И. Железного18 о происхождении русско-украинского двуязычия на Украине имеет глубокие исторические корни и в своей основе подтверждается Н.И. Костомаровым. Об этом, наряду с вышеизложенным, говорит приводимый Н.И. Костомаровым ряд других исторических фактов: приглашение в конце 1470 г. новгородцами к себе из Киева князя Михаила Олельковича, переход под руку Москвы от польского короля Казимира князей Ольшанского, Михаила Олельковича и Федора Бельского и их намерение отторгнуть от Литвы Северские земли вплоть до Березины и передать их во владение Московскому великому князю, переход к Московскому государю со своими вотчинами князей Одоевских, И.В. Белевского и Воротынских, а позже и Михаила Глинского, известные этапы жизни Константина Острожского, избиение находившихся на службе в Москве во времена Иоанна Грозного детей боярских из Северской земли только из-за того, что их приняли ввиду говора за людей Глинского19. Вспомним также и службу у Иоанна Грозного князя Димитрия Вишневецкого, одного из потомков Гедимина, который просил прислать ему войско и предлагал московскому царю свою службу со всеми козаками, с городами Черкасами, Каневом, с козацкой Украиной на правом побережье Днепра, составлявшую ядро той малой России, которая через столетие поклонилась другому московскому царю. Того Димитрия Вишневецкого, который ушел от Иоанна Грозного, разочаровавшись в нем, к Сигизмунду-Августу, помирился с ним, пошел в поход на турок, овладел Молдавией, но был разбит, взят в плен и умер мученической смертью в Константинополе20. Потомки же его изменили Православию, стали ревностными католиками и представителями той высшей польской аристократии, которая вела жестокую борьбу с народом, воспевшим верного своего сына Байду – Димитрия Вишневецкого.
В свете вышеизложенного представляются и обоснованными, и пророческими слова выдающегося современного ученого академика Н.Н. Моисеева о том, что: "Хотят или не хотят того правительства или отдельные группы людей, именуемые партиями, будут ли существовать границы между Россией и Украиной или нет, но мы были и остаемся единой страной. Мы образуем единый "суперэтнос". Это приговор Истории"21.

11 ноября 1998, г.Киев.

1Энциклопедическій словарь. Томъ XVII. Култагой-Ледъ / Под ред. К.К. Арсеньева и Ф.Ф. Петрушевскаго. С.-Петербургъ: Типо-Литографія И.А. Ефрона. 1896. С. 6.
2См. Советский энциклопедический словарь. Гл. ред. А.М. Прохоров. 4-е изд. М., 1989. С. 677.
3Там же. С. 678.
4Большая Советская Энциклопедия (В 30 томах). Гл. ред. А.М. Прохоров. Изд. 3-е. Т. 13. Конда-Кун. М., 1973. С. 596.
5Туган-Барановский М.И. К лучшему будущему: Сборник социально-философских произведений. М., 1996. С. 436.
6 См. Радзиевский А.И. Украина и русский язык // Диалог украинской и русской культур в Украине. Материалы II-ой международной научно-практической конференции (30-31 октября 1997 года, г.Киев).К., 1998. С. 67-73.
7 “Богослужбовою мовою в Україні від початку церкви була мова церковнослов’янська...” Огіенко І.І. Українська церква. К.,1993. С. 79.
8 Лихачев Д.С. Русский язык в богослужении и в богословской мысли//Встреча. 1998.№8. С. 36-37.
9 Полный свод законов Российской Империи: В 2-х кн./Под ред. А.А.Добровольского. Кн.1 Т.1-VIII. С.-Петербург, 1911.С. 6.
10 Там же. С. 7.
11 Там же. С. 6.
12 См. Там же. Ст. 55, 56. С. 4-5, 28.
13 Алексий Мороз, священник Русской Православной Церкви. Осторожно! Протестанты! // Литературная Россия. 1992. N31. С. 14.
13 См.: Энциклопедическiй словарь.Т. ХII / Под ред. К.К.Арсеньева и Ф.Ф.Петрушевскаго.-С.-Петербургь: Типо-Литографiя И.А.Ефрона, 1894. С. 275-279.
14 Гоголь Н.В. Полн. собр. соч. Т. 2. Миргород. М., 1937. С. 172.
15 Казинцев А. Измена // Наш современник. 1992. N 11. С. 182-183.
16 См. Марковська Н. Український Ольстер, або Для кого ми сами себе завойовуємо? // Вибір. 1996. N 1-2. С. 114-115.
17 См. Костомаровъ Н.И. Русская Исторія въ жизнеописаніяхъ ея главнъйшихъ дъятелей. Томъ второй. Господство Дома Романовыхъ до вступленія на престолъ Екатерины II (XVII столътіе). С.-Петербургъ: Издательство "Въстника знанія". С. 394-397.
18 См. Железный А.И. О происхождении русско-украинского двуязычия в Украине. К., 1998. 108 с.
19 См. Костомаровъ Н.И. Указ. соч. С. 197, 213, 220, 263, 268, 307.
20 См. Там же. С. 326, 343.
21 Моисеев Н. Время определить национальные цели // Россия на новом рубеже / Н.Н. Моисеев, В.Б. Иорданский (ред.) ; Международный фонд социально-экономических и политологических исследований (Горбачев-фонд), Центр проблем культуры. М., 1995. С. 28.

Другие статьи в разделе "Православие"
06 января 2014
РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла
Рождество Христово — центральное событие всей человеческой истории. Человек всегда искал Бога: но во всей полноте Бог Сам открыл Себя человечеству только в воплощении Своего Единородного Сына. С пришествием Сына Божия — и Сына человеческого — мир узнал, что Бог есть Любовь, а не только Высшая Сила, Бог есть Милость — а не только Мздовоздаятель, Бог есть источник жизни и радости — а не только Грозный Судья, Бог есть Святая Троица, внутренним законом жизни Которого является также любовь, — а вовсе не одинокий Владыка мира.
25 октября 2013
Янукович спровоцировал раскол внутри украинского православия
Украина не просто уверенным шагом идет в Европу, но и не менее уверенным шагом отдаляется от России, и уже совсем скоро все разговоры о «братстве народов» сойдут на нет, ибо потеряют актуальность. К такому умозаключению пришел автор аналитической передовицы украинского еженедельника «Комментарии», которого цитирует«Новый регион». «Теперь уже ясно, что скоро навсегда исчезнет, например, уточнение «Московского патриархата» из названия крупнейшей Церкви. Наверняка, кроме прочего, начнут пресекать и российскую подрывную деятельность», – прогнозирует автор статьи, которая призвана, судя по всему, задокументировать «победу» Украины над Россией в битве за право на свой западный выбор. Заявление, конечно, поражает своей безапелляционностью, особенно вопиющей на фоне возникших внутри самой УПЦ МП брожений после истории с подписью митрополита Владимира под обращением глав украинских церквей.
15 октября 2013
ЛОЖЬ И ПОДЛОСТЬ
Опубликовано Обращение украинских церквей и религиозных организаций по поводу дискуссии о европейских ценностях в Украине. В обращении говорится о том, что с давних времен украинский народ был частью европейского цивилизационного пространства, что во взаимосвязи с Европой, её духовной, культурной, образовательной , правовой традицией строилась наша общественная и государственная жизнь. Но ведь это сплошная ложь! Почему украинский народ восстал и сбросил с себя политическое и духовное господство Польши? – Потому что нашему народу силой навязывалось католичество и рабство перед польской шляхтой. Ни о какой общности духовной, культурной и правовой не могло быть и речи.
04 мая 2013
Пасхальное послание Святейшего Патриарха Кирилла архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви
Возлюбленные о Господе Преосвященные архипастыри, всечестные пресвитеры и диаконы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры! В сей великий и светозарный день сердечно поздравляю всех вас с Пасхой Господней и приветствую каждого древними и святыми словами: ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
23 января 2013
Русская Православная Церковь и ее каноническая территория
Основными проблемами РПЦ, как следует из фильма-расследования Бориса Корчевникова, представленного на НТВ, являются Украина и украинская церковь — «родина информационных вбросов», которая, по мнению автора, хочет обрести окончательную независимость и разорвать духовные связи с Россией, и галерист — Марат Гельман — «автор более половины всех информационных вбросов о церкви», пишет PublicPost. По замыслу авторов телевизионного расследования, «Не верю!» — «о неверующих, тех, кто активно распространял клевету о церкви» и, по мнению авторов, доказывает, что «большая часть информации была банальными оплаченными «вбросами». Корчевников поставил себе целью ответить на вопросы, кому и для чего понадобилось очернять церковь. Опять РПЦ ищет внешних врагов? Чем фильм так зацепил блогеров?
06 января 2013
РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла
Возлюбленные о Господе Преосвященные архипастыри, всечестные пресвитеры и диаконы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры! Ныне Святая Церковь светло и радостно прославляет таинство рождения от Пречистой Девы Марии Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.Создатель, любя Свое творение, явился во плоти, стал человеком, во всем подобным нам, кроме греха (см. 1 Тим. 3:16; Евр. 4:15). Младенец возлег в яслях Вифлеема. Он сделал это, чтобы спасти мир от духовного и нравственного упадка, освободить человека от страха смерти. Творец предлагает принять нам величайший из всех даров: Свою Божественную любовь, полноту жизни. Во Христе мы становимся способными обрести надежду, побеждающую страх, достичь святости и бессмертия.
14 декабря 2012
РПЦ и Минобороны России
Русская православная Церковь 20 декабря определится с кандидатурой старшего священника Минобороны, который фактически станет духовником Сергея Шойгу. Новую систему духовного окормления военнослужащих разрабатывает синодальный отдел по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями (председатель — протоиерей Димитрий Смирнов).... — Духовник должен окормлять не только самого министра, но и его окружение, подсказывать правильные действия, докладывать Патриарху об обнаруженных фактах безнравственности. Если кто-то в Минобороны ведет себя непотребно, пьет, ругается матом, то обязанность духовника состоит, помимо прочего, и в молитвах за сквернослова,.....
30 ноября 2012
Не совмещаемые: православие и либерализм
Православие несовместимо с либерализмом. Эта мысль все чаще звучит в устах заокеанских пропагандистов. Какую лекцию и о чем прочитал в Москве в День России бывший глава русской службы «Голоса Америки» Марк Помар. Иногда Помар оговаривался, что он якобы не претендует на истину, и что у наших стран - разные культуры. Но все равно продолжал гнуть свою линию, игнорируя наличие иных моральных ценностей. Американцы - все такие мессианцы… И если реальность не сочетается с их мнением, то тем хуже для реальности... Еще один наскок на РПЦ.
05 сентября 2012
Слово Святейшего Патриарха Кирилла на открытии заседания Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви
Сердечно приветствую всех членов Высшего Церковного Совета. Повестка дня у нас сегодня самая краткая по количеству пунктов за все время нашей с вами работы, но, наверное, самая продолжительная. Речь идет о подготовке к Архиерейскому Собору, который, как вы знаете, будет в начале февраля следующего года. Для того чтобы представить Архиерейскому Собору и всей Церкви результаты работы, в том числе работы Синодальных учреждений, нам нужно очень тщательно проанализировать ход реализации решений предыдущего Архиерейского Собора 2011 года.
28 июня 2012
Россия. Светская или религиозная?
По мнению главы синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина в России нет принципа отделения Церкви от государства. «Наше общество не светское. Часть его светская, а часть религиозная», - сказал Чаплин в ходе дискуссии в редакции журнала The New Times.«От государства отделены религиозные объединения. Это управленческие структуры религиозных организаций». Вот больше ничего этот принцип по большому счету не означает. Церковь как мировоззрение, религия как явление не может быть отделена от государства точно так же, как не может быть отделен от государства народ», - отметил Чаплин. Следует ли это понимать как то, что РПЦ считает себя частью госаппарата?