Дорогие друзья и коллеги, уважаемые посетители!
Вы посетили портал Русской Общины. Его появление вызвано острой необходимостью прекратить монополию определенных групп на информацию по главным вопросам жизни от имени русских и русскоязычных граждан Украины. ...
Православие
21 июня 2002
"Диалог при свете "Лампады"
Читателям "Труда" отвечает митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл: "Где епископ, там и народ".

("Труд", 15 июня 2002 года)

— Уважаемый Владыка, Церковь в нашей стране отделена от государства, но нет четкого определения этой ситуации. Где проходит граница между сферами интересов Русской Православной Церкви и государственной власти?
Родион Самойлов,

(Ставропольский край)

— Существуют совершенно конкретные юридические термины, в которых описывается эта коллизия. Церковь, согласно принципу отделения ее от государства, не может вмешиваться в управление страной, а государственная власть не должна вмешиваться во внутреннюю жизнь Церкви. К сожалению, нередко приходится сталкиваться с попытками расширительного толкования этого принципа. К примеру, нам говорят:

"Церковь не имеет права заниматься пастырской работой в армии, не может прийти в школу, потому что она отделена от государства". Но и солдаты, и школьники — граждане России, которые согласно Конституции имеют право на религиозный выбор. Человек, служащий в армии или учащийся в школе, не должен быть огражден стенами учреждения от общего принципа свободы совести, который заложен в Основном Законе нашей страны.

— Ваше Высокопреосвященство, не думаете ли вы, что повышение роли мирян в приходских общинах и епархиальных советах сможет способствовать установлению большей каноничности управления епархиальных архиереев?
Григорий Паничкин,

(Боровск Калужской области)

— По Уставу Русской Православной Церкви в епархиальный совет входят только священники и архиерей. Это соответствует церковным канонам, которые за многие века доказали свою жизненность. Роль мирян в жизни Церкви, безусловно, очень высока. Они участвуют в работе епархиальных собраний и приходских советов, многие занимают ответственные должности в синодальных учреждениях, преподают в духовных учебных заведениях, участвуют в благотворительной деятельности, в трудах по восстановлению храмов. Все это они делают при поддержке и по благословению иерархов и духовенства, без чего их деятельность перестала бы быть подлинно церковной.

Нельзя забывать, что пастырство, духовное руководство Церковью — это служение, для которого необходимы особые дары Святого Духа. С первых дней существования Церкви Христовой были люди, которых Господь выбирал для такого служения: "И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова"... (Еф.4.11—12). В 39-м Апостольском правиле говорится: "Епископу вверены люди Господни, и он воздаст ответ о душах их". А священномученик Игнатий Богоносец писал: "Без епископа нет Церкви, где епископ, там должен быть и народ, так же как где Иисус Христос, там и соборная Церковь" ("К смирнянам", гл. VIII).

— Как вы считаете, целесообразно ли сегодня ставить вопрос об издании житий святых на понятном современникам языке, то есть описать жизнь этих великих людей во всей ее духовной, эмоциональной и социальной полноте, а не так, как это делалось зачастую до сих пор — в одних красках и тонах?
Алена Ракович,

(Белгород)

— В начале 90-х годов прошлого века был острый недостаток духовной литературы, и, чтобы дать людям книги, оставалось лишь переиздать дореволюционные тексты. Другой проблемой была нехватка людей, которые бы могли квалифицированно работать над научным и популярным изданием житийной литературы.

Адаптация житийной литературы к уровню современного читателя — это задача, имеющая большое миссионерское и пастырское значение. Впрочем, отмечу, что для знатоков древнерусской письменности творения преподобного Епифания и святителя Димитрия Ростовского — это настоящие литературные шедевры, а отнюдь не "однотонные картинки". Просто нужно иметь верный подход и вкус к чтению таких текстов.

— Меня очень волнует, что некоторые священники считают собак нечистыми животными, которых нельзя держать в доме. Якобы, если в храм забежит собака, то он считается оскверненным, и т.п. Так ли это? Есть ли у вас какое-нибудь домашнее животное? И еще вопрос на ту же тему: есть ли у животных душа, имеет ли человек шанс после смерти встретиться со своим любимцем?
Валентина Ластовская,

(Харьков)

— Я хорошо отношусь к животным и очень люблю собак. У меня есть три собаки в Москве и две в Смоленске. Никогда Церковь не считала собак нечистыми животными, никогда не запрещала им входить в помещение. Очень многие выступают против того, чтобы собака заходила в храм, но это не по богословским мотивам, а по причинам чисто традиционного, исторического характера, укорененным, думаю, в представлениях о гигиене.

Надо любить животных, потому что, проявляя любовь к ним, мы, так сказать, тренируем наши человеческие эмоции, становимся более человечными. Что же касается бессмертной души, то должен сказать, что по образу и подобию Божию создан только человек. Согласно христианскому учению, животные не обладают бессмертной душой, и поэтому, когда животное умирает, мы с ним прощаемся навсегда.
Смотри также:

Другие статьи в разделе "Православие"
06 января 2014
РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла
Рождество Христово — центральное событие всей человеческой истории. Человек всегда искал Бога: но во всей полноте Бог Сам открыл Себя человечеству только в воплощении Своего Единородного Сына. С пришествием Сына Божия — и Сына человеческого — мир узнал, что Бог есть Любовь, а не только Высшая Сила, Бог есть Милость — а не только Мздовоздаятель, Бог есть источник жизни и радости — а не только Грозный Судья, Бог есть Святая Троица, внутренним законом жизни Которого является также любовь, — а вовсе не одинокий Владыка мира.
25 октября 2013
Янукович спровоцировал раскол внутри украинского православия
Украина не просто уверенным шагом идет в Европу, но и не менее уверенным шагом отдаляется от России, и уже совсем скоро все разговоры о «братстве народов» сойдут на нет, ибо потеряют актуальность. К такому умозаключению пришел автор аналитической передовицы украинского еженедельника «Комментарии», которого цитирует«Новый регион». «Теперь уже ясно, что скоро навсегда исчезнет, например, уточнение «Московского патриархата» из названия крупнейшей Церкви. Наверняка, кроме прочего, начнут пресекать и российскую подрывную деятельность», – прогнозирует автор статьи, которая призвана, судя по всему, задокументировать «победу» Украины над Россией в битве за право на свой западный выбор. Заявление, конечно, поражает своей безапелляционностью, особенно вопиющей на фоне возникших внутри самой УПЦ МП брожений после истории с подписью митрополита Владимира под обращением глав украинских церквей.
15 октября 2013
ЛОЖЬ И ПОДЛОСТЬ
Опубликовано Обращение украинских церквей и религиозных организаций по поводу дискуссии о европейских ценностях в Украине. В обращении говорится о том, что с давних времен украинский народ был частью европейского цивилизационного пространства, что во взаимосвязи с Европой, её духовной, культурной, образовательной , правовой традицией строилась наша общественная и государственная жизнь. Но ведь это сплошная ложь! Почему украинский народ восстал и сбросил с себя политическое и духовное господство Польши? – Потому что нашему народу силой навязывалось католичество и рабство перед польской шляхтой. Ни о какой общности духовной, культурной и правовой не могло быть и речи.
04 мая 2013
Пасхальное послание Святейшего Патриарха Кирилла архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви
Возлюбленные о Господе Преосвященные архипастыри, всечестные пресвитеры и диаконы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры! В сей великий и светозарный день сердечно поздравляю всех вас с Пасхой Господней и приветствую каждого древними и святыми словами: ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
23 января 2013
Русская Православная Церковь и ее каноническая территория
Основными проблемами РПЦ, как следует из фильма-расследования Бориса Корчевникова, представленного на НТВ, являются Украина и украинская церковь — «родина информационных вбросов», которая, по мнению автора, хочет обрести окончательную независимость и разорвать духовные связи с Россией, и галерист — Марат Гельман — «автор более половины всех информационных вбросов о церкви», пишет PublicPost. По замыслу авторов телевизионного расследования, «Не верю!» — «о неверующих, тех, кто активно распространял клевету о церкви» и, по мнению авторов, доказывает, что «большая часть информации была банальными оплаченными «вбросами». Корчевников поставил себе целью ответить на вопросы, кому и для чего понадобилось очернять церковь. Опять РПЦ ищет внешних врагов? Чем фильм так зацепил блогеров?
06 января 2013
РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла
Возлюбленные о Господе Преосвященные архипастыри, всечестные пресвитеры и диаконы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры! Ныне Святая Церковь светло и радостно прославляет таинство рождения от Пречистой Девы Марии Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.Создатель, любя Свое творение, явился во плоти, стал человеком, во всем подобным нам, кроме греха (см. 1 Тим. 3:16; Евр. 4:15). Младенец возлег в яслях Вифлеема. Он сделал это, чтобы спасти мир от духовного и нравственного упадка, освободить человека от страха смерти. Творец предлагает принять нам величайший из всех даров: Свою Божественную любовь, полноту жизни. Во Христе мы становимся способными обрести надежду, побеждающую страх, достичь святости и бессмертия.
14 декабря 2012
РПЦ и Минобороны России
Русская православная Церковь 20 декабря определится с кандидатурой старшего священника Минобороны, который фактически станет духовником Сергея Шойгу. Новую систему духовного окормления военнослужащих разрабатывает синодальный отдел по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями (председатель — протоиерей Димитрий Смирнов).... — Духовник должен окормлять не только самого министра, но и его окружение, подсказывать правильные действия, докладывать Патриарху об обнаруженных фактах безнравственности. Если кто-то в Минобороны ведет себя непотребно, пьет, ругается матом, то обязанность духовника состоит, помимо прочего, и в молитвах за сквернослова,.....
30 ноября 2012
Не совмещаемые: православие и либерализм
Православие несовместимо с либерализмом. Эта мысль все чаще звучит в устах заокеанских пропагандистов. Какую лекцию и о чем прочитал в Москве в День России бывший глава русской службы «Голоса Америки» Марк Помар. Иногда Помар оговаривался, что он якобы не претендует на истину, и что у наших стран - разные культуры. Но все равно продолжал гнуть свою линию, игнорируя наличие иных моральных ценностей. Американцы - все такие мессианцы… И если реальность не сочетается с их мнением, то тем хуже для реальности... Еще один наскок на РПЦ.
05 сентября 2012
Слово Святейшего Патриарха Кирилла на открытии заседания Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви
Сердечно приветствую всех членов Высшего Церковного Совета. Повестка дня у нас сегодня самая краткая по количеству пунктов за все время нашей с вами работы, но, наверное, самая продолжительная. Речь идет о подготовке к Архиерейскому Собору, который, как вы знаете, будет в начале февраля следующего года. Для того чтобы представить Архиерейскому Собору и всей Церкви результаты работы, в том числе работы Синодальных учреждений, нам нужно очень тщательно проанализировать ход реализации решений предыдущего Архиерейского Собора 2011 года.
28 июня 2012
Россия. Светская или религиозная?
По мнению главы синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина в России нет принципа отделения Церкви от государства. «Наше общество не светское. Часть его светская, а часть религиозная», - сказал Чаплин в ходе дискуссии в редакции журнала The New Times.«От государства отделены религиозные объединения. Это управленческие структуры религиозных организаций». Вот больше ничего этот принцип по большому счету не означает. Церковь как мировоззрение, религия как явление не может быть отделена от государства точно так же, как не может быть отделен от государства народ», - отметил Чаплин. Следует ли это понимать как то, что РПЦ считает себя частью госаппарата?