Дорогие друзья и коллеги, уважаемые посетители!
Вы посетили портал Русской Общины. Его появление вызвано острой необходимостью прекратить монополию определенных групп на информацию по главным вопросам жизни от имени русских и русскоязычных граждан Украины. ...
Р О С С И Я - деловая
14 апреля 2003 Денис Матафонов
«Транснефть» хочет получить все или ничего

Вчера в интервью агентству Reuters президент «Транснефти» Семен Вайншток расставил все точки над «i» в вопросе транспортировки российской нефти через латвийский порт Вентспилс. По его словам, прокачка сырья в этом направлении возобновится только в том случае, если российской компании будет продан как минимум 50%-й пакет акций порта. Фактически он назвал и цену, которую россияне согласны заплатить за такой пакет, – 143 млн долларов. Именно столько, по мнению Вайнштока, стоит модернизация существующего порта и трубопроводной системы, для того чтобы вновь задействовать латвийский порт.
«Для возобновления прокачки нефти в направлении Вентспилса нужно вложить в реконструкцию 143 млн долларов. Кто их заплатит? – говорит Вайншток. – Мы предложили проинвестировать эти деньги в обмен на 50-процентную долю [акций Вентспилса]».
Таким образом, «Транснефть» фактически выставила ультиматум Латвии: или отдать на продажу контрольный пакет Вентспилса за 143 млн долларов, или забыть о российской нефти. Аналитики говорят, что такой подход оправдан: сейчас Россия может выбирать между портами и, соответственно, диктовать свои условия компаниям, занимающимся транзитом нефти. Причем ключевую роль в усилении конкуренции и появлении у россиян возможности выбирать партнеров играют Балтийская трубопроводная система и увеличение пропускной мощности Приморска.
В самой Латвии говорят, что все проблемы «Транснефти», в связи с которыми она якобы не может направлять в Вентспилс российскую нефть, на самом деле надуманы и порт оставлен без сырья только для того, чтобы оказать экономическое давление на собственников Вентспилса. В "Транснефти" же считают, что трубопроводы, которые раньше прокачивали сырье в Вентспилс (еще год назад латвийский порт считался самым крупным перевалочным пунктом российского экспорта «черного золота»), сейчас практически полностью загружены нефтью, которая идет в БТС, а затем в российский порт Приморск.
Эксперты говорят, что ситуация, в которой оказался Вентспилс, является следствием тарифной политики самой Латвии. Дело в том, что после распада СССР практически все нефтеэкспортные терминалы и примыкающие к ним трубопроводы оказались на территории новых независимых государств – преимущественно на Украине и в Литве. Оказавшись практически монополистами, Латвия и Украина начали повышать тарифы на транзит нефти по их территории – для сравнения прокачка одной тонны нефти по территории Латвии стоит около 7,5 долл., тогда как транзит по российской территории стоит не более 40 центов за ту же тонну.
Естественно, что российские промышленники начали искать возможности снижения рыночной власти Латвии и Украины в отношении транзита нефти. Именно с этой целью и строилась БТС. Сейчас, когда терминал в Приморске становится реальной альтернативой и латвийскому Вентспилсу, и литовскому Бутинге, неудивительно, что «Транснефть» начала диктовать свои условия. В конце концов, по словам экспертов, Латвии, скорее всего, придется согласиться с требованиями россиян, так как доходы от транзита российской нефти и другого сырья составляли почти четверть бюджета страны и отказаться от них будет весьма непросто.
Впрочем, если латыши проявят упорство, «Транснефть» вряд ли возобновит прокачку сырья в Вентспилс. «Честно говоря, [в случае если Россия не получит акций латвийского порта] я лучше сделаю из Приморска крупнейший в России порт», - сказал Семен Вайншток.
Интересно, что сумма инвестиций, которую предлагает «Транснефть» в обмен на половину акций, даже несколько превышает оценку стоимости Вентспилса, которую провели сами латыши. Дело в том, что несколько недель назад «Транснефть» уже получала предложение купить 34% акций Ventspils Nafta за чуть менее чем 70 млн долларов. Исходя из таких «расценок» контрольный пакет терминала должен стоить не более 100-110 млн долларов, а "Транснефть" сейчас предлагает за него 143 млн долларов. По-видимому, часть суммы (возможно, даже большая), которую российский трубопроводный гигант позиционирует в качестве инвестиций на возобновление прокачки нефти, будет направлена на модернизацию насосных станций на территории самой России.
Как бы то ни было, у Латвии сейчас, по-видимому, остался последний шанс согласиться с требованиями «Транснефти». Дело в том, что значение Вентспилса для России и, соответственно, его стоимость будут падать пропорционально расширению БТС и увеличению пропускной способности Приморска.


Другие статьи в разделе "Р О С С И Я - деловая"
01 мая 2014
Обзор новых производств
За апрель 2014-го в России появилось: 16 новых производств Из них 7 — с объемом инвестиций от 1 млрд. рублей 3 — с участием иностранных инвесторов 6 — построено с нуля
21 октября 2013
Цари и боги стройки
В России сформировалась категория инженеров-управленцев, способных руководить ответственными и технологически сложными промышленными стройками. Их компетенции, опыт и стремление отстраивать свою страну, если ими грамотно распорядиться, позволят осуществить реиндустриализацию России...Мощная система промышленного строительства Советского Союза была развалена еще в 1990-е. Но инженеры в России остались, даже выросли новые. И то, что в России все-таки создаются новые индустриальные активы, в том числе технологически сложные, — во многом их заслуга. Машиностроительные заводы, химические комбинаты, нефтеперерабатывающие комплексы, электростанции — все то, чем реально прирастает промышленный капитал страны, — сооружается под их непосредственным руководством.
07 октября 2013
Представители вымирающей профессии сегодня в особенной цене
Многие российские предприятия реального сектора будут вынуждены сворачивать производство из-за дефицита инженеров. Такой мрачный прогноз сделал на днях вице-президент рекрутинговой компании Manpower Group Феликс Кугель. Исследования этой компании показали, что отечественные компании уже сегодня сталкиваются со значительными трудностями в поиске инженеров, хотя и предлагают потенциальным кандидатам весьма выгодные условия: зарплата на 40-45% выше, чем в среднем по региону, и это без учета расширенного соцпакета.Размер денежного вознаграждения по этим вакансиям все время растет, а средний возраст трудоустраивающихся кадров стремится к предпенсионному. Поиск специалиста с нужной квалификацией может занимать до года.
15 сентября 2013
Обзор новых производств в России: август 2013 г. /Новые заводы и цеха
Наиболее крупные предприятия, открытые за прошедший месяц: В Московской области начал работу лифтостроительный завод – первое подобное предприятие, построенное «с нуля» в современной России. Новые заводы по производству строительных материалов открыты в Рязанской области и Тульской областях. В Ростовской области, на Таганрогском металлургическом комбинате завершен крупнейший в регионе инвестиционный проект, так же в Ростовской области открыта новая кондитерская фабрика. В Хабаровском крае Амурский гидрометаллургический комбинат вышел на проектные показатели переработки упорных руд золота. В Тюмени открыт хлебокомбинат, ставший первым в стране за двадцать лет комплексным хлебобулочным производством. В Архангельске запущен крупнейший на Северо-Западе России лесопромышленный комплекс.
18 апреля 2013
«Оффшорная Россия». Кому принадлежат отечественные предприятия?
Трудно поверить, но почти все, что было создано при советской власти народом и что досталось за бесценок новым «хозяевам», России уже не принадлежит. Впрочем, не принадлежит и то, что создавалось в годы «демократии». Экспертные оценки показывают, что под иностранной юрисдикцией находится около 95% крупной российской собственности. Россия – единственная страна мира, у которой почти весь крупный бизнес и флот вместе с судовладельцами зарегистрированы в оффшорах. Например, большая часть фирм, входящих в «Базовый элемент», принадлежит BasicElementLtd, зарегистрированной на острове Джерси. Сама же BasicElementLtd – 100% «дочка» фирмы F-Finance, зарегистрированной на Британских Виргинских островах. Бенефициаром ее выступает небезызвестный олигарх Дерипаска.
06 апреля 2013
ВИЗОВЫЙ БИЗНЕС МИД России
Что такое визовой центр? На эти и другие вопросы «РГ» ответил директор консульского департамента Министерства иностранных дел Российской Федерации Андрей Карлов. «Фактически речь идет о создании частной компанией своего рода «приемной» посольства или генерального консульства, куда поступают все обращения на оформление виз. Сейчас многие граждане думают: «А стоит ли платить деньги, чтобы попасть в ВЦ, когда это можно сделать самим в течение 10-15 минут?». Вполне понятно, что после открытия ВЦ фирмы-посредники потеряли очень большие деньги. Мы поинтересовались и узнали, что расценки на этом рынке услуг достигали 200 евро. Что касается сборов ВЦ, то они, как правило, составляют 20-30 евро. Согласитесь, разница огромная», - убеждает читателей чиновник.
25 февраля 2013
Авиация в штопоре
Безусловно, гражданский самолёт – это коммерческий проект. Он должен приносить прибыль и самолётостроителям, и эксплуатантам. Но вот освоение Сибири, Дальнего Востока и Крайнего Севера – геополитический проект. Государственный проект. И с экономической точки зрения, и с оборонной точки зрения. нашу авиацию почти развалили, и это надо признать. Коммерческий интерес стал преобладать над инстинктом сохранения...пришли дилетанты, и пошли проблемы. У некоторых руководителей, которые сейчас управляют нашей авиацией, какое угодно образование, только не авиационное, – сельскохозяйственное, финансовое.
10 февраля 2013
В жизни всегда есть место подвигу! Пока одни доворовывают страну, другие ее спасают
Верховный суд Башкирии разрешил жителям деревни Шаймуратово расплачиваться «шаймуратиками». Так называются местные деньги, а точнее –товарные талоны. На них можно купить продукты только в одном селе. Такую систему взаиморасчетов предложил местный фермер. Но своеобразную валюту пыталась запретить местная прокуратура. На «шаймуратики» можно купить любой товар в местных магазинах, можно даже рассчитываться ими за услуги. Однако замена денег пришлась не по нраву прокуратуре, которая отменила хождение валюты. Но предприниматель подал апелляцию. На сторону фермера встал Верховный суд республики, который легализовал «шаймуратики».
21 ноября 2012
Развитие IТ-отрасли в России невозможно без участия государства
В Москве состоялось общее собрание – конференция Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий (АП КИТ). В рамках обсуждений злободневных вопросов - развитие IТ-рынка и взаимодействие с государством, предложения по вопросам стратегии развития IТ отрасли РФ.
15 октября 2012
Реиндустриализация оборонки: все решат кадры
Властью провозглашены приоритеты страны: обеспечение инновационного развития, суверенитета и безопасности России. Они отражены в руководящих документах, таких как Концепция 2020, Военная доктрина и т.д. Они отражены в объемах финансирования Госпрограммы вооружений и ФПЦ «Развитие ОПК» до 2020 года. Чиновники Минпромторга заявляют, что началась реиндустриализация оборонной промышленности. С ними можно согласиться, т.к. во-первых, после развала СССР в России оборонке никогда не выделялись финансовые средства, исчисляемые двадцатью триллионами рублей; во-вторых, не ставились столь амбициозные задачи. Одним словом: «Я планов наших люблю громадье»… Но как всегда и везде все решат кадры.