Дорогие друзья и коллеги, уважаемые посетители!
Вы посетили портал Русской Общины. Его появление вызвано острой необходимостью прекратить монополию определенных групп на информацию по главным вопросам жизни от имени русских и русскоязычных граждан Украины. ...
Скандалы - Ту154М
18 июля 2002 Ольга БОЖЬЕВА
Следствие спеси и помпезности. К трагедии в небе над Черным морем привели грубые нарушения украинскими зенитчиками техники безопасности

"Ту-154М: Трагедия в небе – позор на земле"

Трагедия, произошедшая во время учений украинских ПВО, надолго приковала к себе внимание общественности и СМИ. Во всей некогда общей истории зенитных ракетных войск стран СНГ украинские ракетчики - первые, кто в мирных условиях сбил гражданское воздушное судно.

Еще с десяток лет назад все произошедшее находилось бы просто за пределами понимания. Правда, и в те времена на учениях имели место факты, когда истребитель сбивал летящий с ним в паре самолет: ведомый стрелял, и его ракета, случалось, перезахватывала вместо цели самолет ведущего. Но подобное происходило редко, к тому же причины таких происшествий всегда лежали на поверхности. Так что с момента создания зенитных ракетных войск ситуация, сложившаяся на учениях украинских ПВО, уникальна.
После долгих отговорок трагическая ошибка украинской стороной была все-таки признана, но вслед за этим в СМИ сразу же послышались обвинения в адрес производителей российского оружия. Зазвучали заявления о якобы имевшем место отказе техники, произведенной в России, из-за чего, дескать, и случилась трагедия. Некоторые представители украинского Руха абсолютно всерьез высказывали точку зрения, что это чуть ли не происки Москвы, специально сбившей свой собственный самолет с тем, чтобы доказать еобходимость единого российского руководства вооруженными силами двух стран.
Но объективный анализ развития ситуации и мнения специалистов, присутствовавших на учениях и работавших в государственной комиссии по изучению катастрофы самолета Ту-154, говорят о другом. Учения с самого начала готовились очень помпезно, несмотря на то что маневры такого масштаба со времен развала Союза на Украине не проводились ни разу. Присутствовало множество иностранных наблюдателей и представителей глав регионов со всей независимой Украины. Ожидалось и прибытие президента страны, из-за чего начало учебно-боевой работы было перенесено на час, что, кстати, тоже не отвечало условиям обеспечения безопасности учений.
Украина не располагает полигонами для стрельбы комплексов большой дальности, такими как С-200. В СНГ они есть только у России и Казахстана. Украина могла бы их арендовать на время учений, как это делают другие государства. Но ведь тогда нужно было бы договариваться с этими странами, наступив на горло собственной "самостийности". Кроме того, сразу теряется эффект присутствия большого числа иностранных наблюдателей.
В этом году из С-200 на российском полигоне Телемба в Забайкалье довольно успешно стреляли белорусские зенитчики. Этим комплексом по условиям безопасности можно работать только тогда, когда при стрельбе в воздушном пространстве, составляющем 2-2,5 зоны поражения (а это минимум 625 км), гарантированно обеспечивается отсутствие посторонних летательных аппаратов. Во время учений на мысе Опук воздушная зона, закрытая для пролета самолетов при работе ЗРВ, была в несколько(!) раз меньше, чем требуется. Ведь это очень дорогое удовольствие – перекрывать движение на одном из самых оживленных перекрестков международных воздушных трасс!
Правда, предполагалось, что стрельба "дальнобойными" комплексами будет вестись в ближней зоне - на расстоянии в 35-38 км. Удачные предварительные пуски во время подготовки к учениям позволяли надеяться на успех. И все же решение работать таким комплексом в этом регионе однозначно можно назвать авантюрой. Даже непосредственно во время работы ЗРК в зоне обнаружения радиолокационной станции в ракурсах стрельбы на дальностях от 200 км наблюдались воздушные объекты: это самолет Ту-154 авиакомпании "Сибирь", который в результате был сбит, ереванский Ан-24, ставший невольным свидетелем трагедии, и Як-42, приближавшийся с того же направления и в том же коридоре. А ведь в это время велась боевая работа! На учениях в Крыму было произведено 23 пуска ракет. Правда, в это число вошли и пуски, произведенные с комплексов войсковой ПВО небольшой дальности, таких как "Оса", которые делали по 4 выстрела по одной мишени. Для выполнения боевой задачи такого изобилия и не требовалось, зато "море огня", безусловно, было обеспечено.
Но в целом нельзя сказать, что на протяжении всего времени создавалась интенсивная воздушная обстановка или большая плотность огня. Это произошло лишь в одном эпизоде, когда в течение четырех минут было запущено пять летательных аппаратов "Рейс", мишеней – аналогов беспилотного средства разведки, по которым стреляли комплексы С-300, "Оса" и "Бук".
В тот момент, когда стрелял С-200, другие системы не работали, в воздухе не было мишеней, кроме одного "Рейса", назначенного для уничтожения.
Присутствовавшие наблюдатели рассказывают, что было понятно: дивизионы давно не стреляли. После обнаружения цели боевой расчет около полутора минут не мог принять решение на обстрел. Цель была захвачена с дальности 55 км, а пуск произведен, когда до мишени оставалось 36 км. Ракета заведомо уже не успевала "взять" цель. Но на подстраховке был комплекс С-300. Когда стало очевидно, что мишень проходит без воздействия, "трехсотка" ее добила. А злополучная ракета 5В28 комплекса С-200 продолжила свой трагический полет. Поражение было осуществлено в штатном режиме. Самолет Ту-154 прошит от кабины пилотов до хвоста.
Конечно, ракета комплекса С-200 очень мощная, старт имеет впечатляющий. Поэтому, по всей видимости, такой алгоритм стрельбы был рассчитан, как и многое другое в ходе этих учений, прежде всего на внешний эффект. Не вырабатывая на ближней дальности все топливо, ракета 5В28, подрываясь, образует огненный оранжево-красный шар. В этом случае наглядно можно показать непосвященному зрителю, какое это сильное и красивое оружие, тем более что на такой дальности поражение мишени просматривается визуально.
С самого начала пришлось отрабатывать несколько версий, в том числе две главные: техническая ошибка и человеческий фактор. К слову сказать, представить необходимые данные объективного контроля украинская сторона, вероятнее всего, не смогла бы, потому что их просто не существует. Велись лишь довольно примитивный локационный контроль и телеметрия, которые на данном этапе уже не отвечают требованиям и сложности выполнения боевых задач. Без четких и объективных технических данных правду мы не узнаем никогда, ведь заключения любой комиссии – это всего лишь "официальная точка зрения", но не всегда истина.
Одним из главных факторов этой трагедии российские специалисты называют ту систему безопасности, которая сложилась в это время в регионе учений. Подход, как утверждают они, был здесь просто ученический, если даже границу безопасности воздушного пространства определили меньше границ безопасности морского полигона. Внешние траекторные измерения ракет и мишеней вообще не записывались. Объемного документа, который бы прописывал конкретно и четко меры безопасности как со стороны Украины, так и со стороны Черноморского флота, на чьем полигоне проходили учения, просто не существовало.
Российские полигоны сегодня имеют гораздо более эффективные технические наземные средства контроля. Что, кстати, может являться существенным доводом в пользу использования их для боевой работы странами – участниками Объединенной системы ПВО в рамках договора, который, кстати, на двусторонней основе был подписан и украинской стороной.
Но, на мой взгляд, из трагедии в небе над Черным морем выводы должны сделать и российские военные. При организации учений и боевого дежурства сейчас особенно важна именно система технической безопасности. Техника поступает так, как ее запрограммировал человек, и, когда оператор уже не в силах предотвратить аварийную ситуацию, тогда техническая составляющая системы безопасности должна срабатывать автоматически: либо самоликвидация ракеты, либо выключение локатора или даже всего комплекса и т.д.
И здесь чрезвычайно важна насыщенность системы объективного контроля в рамках внутристанционных и внешних траекторных измерений как мишенной обстановки, так и ракет. Для объективной оценки действия сторон необходимо свести вместе две составляющие – систему безопасности и систему контроля, чтобы получить не подлежащий сомнению результат. Как тут с завистью не вспомнить в связи с трагическим инцидентом о возможностях американской спутниковой разведки, которая сразу же точно поставила "диагноз", и о нем немедленно узнали все мировые СМИ, в то время как украинские, да и наши военные все еще продолжали искать истину.
Российские ЗРВ во время стрельб на своих полигонах тоже довольно часто страдают из-за перелета частей ракет и мишеней на территорию Казахстана. Проблему эту пытаются решить. Так, в государственный оборонительный заказ руководством ВВС планируется включить разработку аппаратуры, насыщающей систему безопасности боевых стрельб на всех полигонах ВВС и ЗРВ.
Конечно, расследование ЧП будет еще продолжаться, но уже всем военным специалистам понятно, что технику в этой ситуации обвинить не удастся, как бы этого кое-кому не хотелось. Думаю, что если украинской стороной не будут сделаны выводы в высших государственных и военных кругах, то президент Леонид Кучма может оказаться прав. И такой случай действительно станет не последним – это уж точно!

материалы: Независимая Газета © 1999-2000
разработка: НЕГА-Сеть - ФЭП © 2000Опубликовано в Независимом военном обозрении от 02.11.2001
Оригинал: http://nvo.ng.ru/wars/2001-11-02/7_pomposity.html

Другие статьи в разделе "Скандалы - Ту154М"
02 июня 2012
Минобороны Украины непричастно к катастрофе Ту-154
Апелляционный хозяйственный суд Киева отклонил жалобу российской авиационной компании «Сибирь» (S7 Airlines), которая была подана после того как суд признал украинских военных невиновными в крушении российского Ту-154 в 2001 году. «Суд постановил апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, а решение Хозяйственного суда Киева – в силе», – приводит РИА «Новости» слова судьи Вячеслава Зеленина.
27 марта 2012
В Киеве продолжился суд по сбитому над Черным морем российскому Ту-154
–26.03.12 Киевский апелляционный хозяйственный суд рассматривал жалобу российской авиакомпании «Сибирь», что добивается от министерства обороны Украины взыскания 15324469,39 долларов США за самолёт Ту-154, сбитый в 2001 году над Черным морем. Эксперты из Межгосударственного авиационного комитета (МАК) пришли к выводу, что самолет был неумышленно сбит ракетой, выпущенной украинскими военными во время учений в Крыму. Однако Украина отказалась юридически признать ответственность за катастрофу, По ходатайству адвоката суд разрешил эксперту из РФ разговаривать на русском языке, но остальные участники процесса продолжали разговаривать на украинском языке, который эксперт не понимал.
06 сентября 2011
Суд в Киеве оправдал военных по делу о катастрофе Ту-154
Киевский суд не нашел вины украинских военных в катастрофе российского Ту-154, предположительно, сбитого ракетой в 2001 году, сообщил адвокат Минобороны Украины Андрей Козлов. Самолет Ту-154 авиакомпании «Сибирь», выполнявший рейс Тель-Авив – Новосибирск, потерпел катастрофу в октябре 2001 года. Погибли все 66 пассажиров и 12 членов экипажа. Комиссия Межгосударственного авиационного комитета установила, что лайнер над Черным морем сбила ракета, запущенная украинскими военными, проводившими в тот день учения в Крыму – украинские военные перепутали пассажирский самолет с учебной целью.
30 мая 2003
Каждый иск о Ту-154, сбитом ракетой Украины, может достигнуть $1 млн
Сумма исков родственников погибших членов экипажа сбитого украинской ракетой Ту-154 может увеличиться до $1 миллиона. Об этом сообщил в среду адвокат родственников погибших членов экипажа Сергей Платонов.
25 мая 2003
Ту-154: попытка договориться снова провалилась
В пятницу родственники россиян, погибших в катастрофе Ту-154 в октябре 2001 года, и их адвокаты встретились в Москве с представителями украинской стороны для обсуждения вопроса о компенсации ущерба. Вернее, о сумме, которую готова выплатить пострадавшим Украина после состоявшегося накануне раунда переговоров правительственных делегаций России и Украины.
23 мая 2003
Определена сумма компенсаций родственникам жертв катастрофы ТУ-154 над Черным морем
Правительство Украины хочет возместить ущерб родственникам жертв катастрофы Ту-154 произошедшей над Черным морем во внесудебном порядке.
08 мая 2003
Украинские адвокаты: ПВО Украины не сбивали "Ту-154"
Адвокаты правительства Украины настаивают, что украинская ракета не могла сбить российский пассажирский самолет "Ту-154" над Черным морем или, по их мнению, это произошло не так, как описано в окончательном отчете госкомиссии Украины по расследованию причин катастрофы.
03 апреля 2003
В Израиле создана система защиты пассажирских самолетов от ракет, выпущенных с земли
В Израиле создано система защиты пассажирских самолетов от ракет, выпущенных с Земли, сообщает Ha'aretz. Система стала результатом совместных наработок Израильского самолетостроения (Israel Aircraft Industries - IAI) и Израильского военно-технического производства (Israel Military Industries - IMI).
02 апреля 2003
Киев: Украинская ракета не сбивала Ту-154
Кабинет министров Украины считает, что силы ПВО республики не причастны к катастрофе российского самолета Ту-154, произошедшей в 2001 году. Об этом заявили в понедельник адвокаты украинского правительства на суде по искам родственников жертв катастрофы, передает РИА "Новости".