Материал www.russian.kiev.ua
Досье - Личности и Лидеры
21 августа 2013 Людмила ГОРДЕЕВА
ПРОЩАЙ, СКАЗОЧНИК!

                                                            «А люди уходят, врезая в ночные отроги

                                                      Дорог своих огненные автографы.

                                                      От них остаются – кому как удастся –

                                                      Штаны от одних, от других – государства».

                                                                              /Андрей Вознесенский/

Жаркий июль принес грустную весть любителям танца, к которым, уверена, относятся и читатели нашего портала, успевшие познакомиться с личностью и творчеством выдающегося хореографа, народного артиста РФ, лауреата Государственной Премии и Премий Правительства Москвы, академика, доктора культурологии, создателя и бессменного художественного руководителя театра танца «Гжель», профессора Владимира Михайловича Захарова. После тяжелой болезни мастер ушел из жизни.

Он был один из тех немногих, которые оставляют  после себя не просто отдельную страну, а целый сказочный мир.  Захарову, как никому до него, удалось оживить сказку,  заставить ее жить, переливаясь всеми цветами радуги народного творчества.

Год назад балетоманы Донецка, по праву считающегося балетной столицей Украины,  научившиеся за почти два десятка лет благодаря фестивалям «Звезды мирового балета» хорошо разбираться в тонкостях классического танца, были поражены дважды. Сначала мастерством юных балерин и танцовщиков – учащихся хореографического училища при театре «Гжель», принявших участие в IX Международном фестивале детских балетных спектаклей "Гран Па". Номера, показанные юными москвичами,   не оставили равнодушными не только зрителей, но и коллег. «Что вовсе неудивительно, - сказал тогда автору этих Владимир Захаров. - Ведь мы делаем ставку не на узнаваемость номеров, включая в программу партии и дуэты, ставшие уже своеобразными "хитами". Напротив - мы стремимся восстановить на сцене то, что кажется уже утраченным. Столь же тщательно мы подбираем репертуар для артистов нашей "взрослой" труппы».

       Юные артисты приехали в Донецк и через полгода, чтобы принять участие уже во взрослом фестивале «Звезды мирового балета» по приглашению основателя фестиваля Вадима Писарева. Юные танцовщики и балерины, возраст которых лишь подчеркнул высокое владение техникой, вернули зрителя, до этого несколько вечеров пробиравшегося через рифы и завалы модерна, в мир классического танца. Дончане увидели знаменитый "Па-де-катр", поставленный на музыку Винченцо Беллини Леонидом Якобсоном, фрагмент из балета "Бабочки" на музыку Жака Оффенбаха в постановке прославленной Марии Тальони, а также поставленный Михаилом Фокиным, но давно никем не исполняемый балетный номер "Сады Наины" из оперы Михаила Глинки "Руслан и Людмила". Кстати, юные артисты в композиции "Море", поставленной на музыку Эниа, показали своим старшим и маститым коллегам, каким радостным и оптимистичным может быть тот же модерн.

       А выступление Московского государственного академического театра танца "Гжель" стало настоящей кульминацией фестиваля. Только их концерт сопровождался непрекращающимся громом аплодисментов, раскаты которого отозвались овацими и в ходе финального концерта, в программе которого удалые русские плясовые потеснили классические па-де-де и уж тем более гимнастику модерна.

    Реакция хорошо разбирающегося в балете донецкого зрителя на выступление "Гжели" стала свидетельством того, насколько стосковалась публика Восточной Украины по искусству русского народного танца. "Вы привезли нам танец, по которому все мы давно соскучились, - сказала, благодаря Владимира Захарова, донецкий композитор Елена Пикус. - "Баядерка", "Щелкунчик" и другие балеты пока еще с нами, а вот любоваться русским танцем и русским костюмом нам доводится все реже".

   Сколь часто обращались люди творческие – художники, композиторы, хореографы - к фольклору, но практически все прикасались к нему робко и одномоментно.  /За исключением нескольких живописцев – Виктора Васнецова, Николая Рериха и Михаила Нестерова, всю свою жизнь черпавшими силу из источника духа русского/. В музыке же это фрагменты, включавшиеся великими  Петром Чайковским, Модестом Мусоргским Николаем Римским-Корсаковым и другими  в свои бессмертные / а порой и рядовые/ произведения. Что же до балета, то и здесь фольклор большей частью использовался в виде элемента оформления – хохломского завитка на заднике сцены или цветка с павлово-посадского платка, пересаженного на занавес.

Четверть века назад хореограф Владимир Захаров вместе со своими учениками-единомышленниками приступил к созданию уникального творческого коллектива, ныне именуемого Московским академическим театром танца «Гжель», отправной точкой в становлении которого стало обращение к народным промысловым традициям. «Когда мы создавались в 1988 году, в мире, да и, к сожалению, даже у нас в России  у большинства понятие «народные промыслы» ассоциировало исключительно с матрешкой и расписанной в Хохломе ложкой-поварешкой», - вспоминал Захаров.

       И ему в созданном им театре  удалось совместить, казалось бы, несовместимое – оживить посредством хореографии  художественные образы русских промыслов. Пластика русского танца в сочетании с костюмами , выполненными в традициях народного творчества, создали неповторимое лицо каждого номера,

       Концерт «Гжели» -  скорее экспозиция выставки или ярмарки ярких, праздничных  образцов старинных ремесел, где чередой проходят  ростовская финифть, нижегородская скань, роспись из Федоскино, Хохломы, Мстеры, а также шитье из Торжка,  дымковская игрушка, платки из Павлова Посада. И, конечно же, снежно-небесная Гжель.  Все это плывет, кружит, ликует.

Вдохновение – первое, о чем думаешь, глядя на выступление коллектива театра. Отточенная хореография, мастерское исполнение – все это присутствует. Но при этом на каждом концерте, в каждом номере артисты «заряжают» зал в первую очередь вдохновением. И  зал отвечает шквалом аплодисментов.  «Я стремлюсь к тому, чтобы зритель получал больше радости, потому что жизнь сейчас довольно замудренная и замороченная разными проблемами, - делился со мной год назад Владимир  Михайлович. -  В последнее время искренность, душевность, сердечность как-то ушли на второй план. В первую очередь - бизнес, деньги, а уж потом семья, дети, зачастую брошенные, потом личное, задушевное, тайное. Мне хочется раскрыть душу человека через искусство танца. В народном танце - ее истоки. Если нет сердечности и душа не поет, то ничего не сделаешь. Придя в зрительный зал, люди должны получить удовольствие для души. Может, это звучит торжественно и высокопарно. Наши артисты понимают, кому они служат, для чего они занимаются своей любимой профессией», - подчеркнул Захаров.

 Он родился в год Победы в  деревне Мурзинцы Нижегородской области. Но крестьянский сын Захаров не считал случайностью свое приобщение к миру танца  и свое  становление в этом непростом мире, как хореографа, педагога и организатора. «Во мне – божеское начало – только так я могу объяснить, что еще в детском садике уже поставил свой первый танец, который назывался «Запрягу я тройку коней», - полушутя-полусерьезно пояснял он свое призвание. -  Потом ходил и в хоровой кружок, и театральный, фото, танцевальный. Окончил музыкальную школу по классу фортепиано. «Драмкружок, кружок по фото, а мне еще и петь охота» - это как раз обо мне.  Одно время я даже увлекся пением, и у меня это хорошо получалось. Но победила Ее Величество Хореография. Мне нравилось танцевать, я всегда солировал. Потом в Калининграде я закончил балетную школу. После нее поехал в институт культуры, в Ленинград, где открывался первый в стране на тот момент факультет хореографии. Задумывалось это как что-то грандиозное. Я был счастлив и доволен! По режиссуре балета учился у великих хореографов - Леонида Семеновича Якобсона и Константина Федоровича Боярского и считаю, что мне очень повезло, поскольку многое зависит от учителей»

 Дипломная  работа Захарова-  постановка в собственной редакции «Кармен-сюиты» Бизе - Щедрина. Потом была  практика в Уральском хоре, затем – должность главного балетмейстера в Волжском Государственном хоре. Но все время Захаров не прекращал поиска своей дороги. Пришло осознание того, что просто переставлять чужие номера или чужую хореографию – это не значит владеть профессией. Надо было выбирать – или ты хороший танцовщик и педагог, или хороший хореограф.

Потом были 38 экспедиций по деревням 24 областей России, начиная от Мезени Архангельской области, и заканчивая пос. Сузун Новосибирской области. Записи, копание  в «сундуках» с бабушкиными костюмами, собирание по крупицам жемчужин народного творчества - кладезя народной песенно-танцевальной культуры и, самое главное, уклада и традиций русского человека.

     И когда встал вопрос о создании собственного коллектива с неповторимым творческим лицом, перед мастером встала задача разработки творческой концепции и структуры нового организма. Ведь в Москве уже были знаменитые коллективы: ансамбль Моисеева, «Березка», хор имени Пятницкого. Но Владимиру Захарову удалось создать единственную в мире  балетную труппу, работающую в трех разных направлениях - народный танец, классический балет и модерн с элементами мюзик-холла.  Сам же мастер считал это вполне нормальным. «Если это несет красоту и не содержит никакой агрессии - в движении, в манере, в содержании. – то любой человек от мала до велика воспримет это как должное. Потому что человек сам, независимо от жанра, всегда тянется к красоте», - подчеркивал балетмейстер.

        Осуществить  же такой неповторимый симбиоз помогла  уникальная система непрерывного образовании, созданная Захаровым.  Ее концепция была разработана и впервые реализована к 1994 году, за что автор свою первую Государственную премию. Заключается она в том, что хореографическое училище – это основа, где дети обучаются с 10 до 18 лет. Затем они идут в институт. И после института они идут работать в театр. Это уникально и интересно артиста, а театру  не нужно думать о кадрах. Благодаря этому стало возможно показать в театре третье направление – классический балет. Ни в одном другом коллективе это невозможно. А главное - каждое звено в учебном процессе полезно, прежде всего, для тех, кто мечтает посвятить себя профессии хореографа.

«Я испытываю счастье от того, что наш театр и мои воспитанники дарят людям всего мира по-настоящему русское, очень красивое  искусство», - не раз повторял Владимир Михайлович Захаров.

Но он не только испытывал счастье сам – он щедро делился им с другими. И не побоюсь утверждать, что сотни тысяч, если не миллионы людей, побывавших на концертах «Гжели», скорбят, узнав о кончине выдающегося балетмейстера, художника и педагога. Но  скорбь эта светла – прощаясь со сказочником, мы не прощаемся с сотворенной им сказкой русского танца, русского промысла, русской души. И память о Владимире Захарове всегда будет белоснежной и небесно-синей, как «фирменные» цвета художников промыслов Гжели, давшей имя ныне прославленному театру…

                                                     Фото автора